2012-08-15 18:06:25
ГлавнаяКультурология — Культурные основы и содержание русской народной свадьбы в XIX в.



Культурные основы и содержание русской народной свадьбы в XIX в.


После обеда отец невесты посылает своего сына или ближайшего родственника за женихом и его родными. Подруги невесты, выйдя из-за стола, берут невесту под руки, ходят по избе и снова оплакивают девичью красоту. Посланный гость возвращается и сообщает, что жених уже едет. Подруги уводят невесту за занавес и причитают там вместе с ней. Когда жених с родными приехал, их усаживают за стол. Затем девушки выводят под руки невесту с причетами и подводят ее к столу, где отец невесты подает ей пива (после чего отец невесты отходит в дальний угол избы).

Девушки ведут невесту от стола к отцу, он крестит дочь трижды с молитвою про себя: «Во имя отца и Сына и Святого Духа», - и невесту ведут к столу, разливают пиво в стаканы, ставят их на поднос и подают невесте. Невеста подносит пиво каждому гостю со стороны жениха, исключая его самого. Потом подружки дают ей в руки подарки для гостей (платки, кольца, серьги, полотенца), и она раздает каждому из них, низко кланяясь и продолжая причеты.

После чего подруги ставят на поднос большой стакан, кладут полотенце, вышитое на концах узорами и обшитое кружевами, подают его невесте и подводят ее к жениху. Она подносит пиво, жених выпивает стакан пива, берет полотенце и кладет на поднос золотую или серебряную монету, невеста кланяется и благодарит его.

После этого подруги уводят невесту за занавес, а жених со своими родными, кончив обедать, уезжает домой. Дружка с его стороны и брат невесты или ближайший родственник едут звать гостей на свадьбу, каждый со своей стороны.

Когда зажигают огонь в избе невесты, подруги идут к бане петь и причитывать. После этого возвращаются домой, невеста подает девушкам через порог братину пива с опущенным в нее ковшом, девушки принимают пиво, и черпая ковшом, пьют его. Затем девушки переодевают невесту в домашнее платье, открывают ей лицо и садятся с ней ужинать. После ужина невеста благодарит своих родителей за хлеб-соль.

В день свадьбы невеста, встав с постели, после молитвы уходит за занавес и закрывает лицо фатой. Утром в дом невесты приезжает со стороны жениха сваха с подарками - шаль, башмаки, чулки, гребень, зеркало, белила, румяна, пряники. Подруги невесты просят у свахи кроянова (т.е. мелких пряников, нарезанных от одного большого).

Сваха угощает девушек пряниками, передает дары невесте и уезжает в дом жениха. В доме жениха готовится свадебный поезд. Все участники свадебного поезда одеваются в лучшие праздничные платья, убирают лошадей в лучшую сбрую, привешивают к ушам лошадей бубенцы, под шею маленькие звонки. Жених подвязывает под дугу звонкий колокольчик и украшает сбрую лошади красными лентами. Сам жених, в отличие от поезжан, надевает на голову шляпу, перевязанную посередине красною лентою. Дружка сверху своей одежды перевязывает через плечо платок, шелковый или красный бумажный. Женщины, участвующие в поезде, повязывают головы красными шерстяными платками.

Когда поезд соберется, отец и мать благословляют жениха. Благословение совершается следующим образом: накрывают стол белой скатертью, кладут на нее пирогов и каравай, в который врезана солонка с солью. Перед иконами зажигают восковую свечку, все находящиеся в доме молятся Богу. Затем отец и мать жениха идут за стол, отец берет в руки икону, мать берет каравай, и обойдя вокруг стола, становятся рядом в середине избы. Крестный отец жениха с дружкой берут жениха за руки и заставляют кланяться отцу в ноги. Когда жених поклонится и встанет, они наклоняют ему голову и отец крестообразно благословляет его образом, который, поцеловав вначале сам, дает целовать сыну, а затем сам целует сына. Так же благословляет сына и мать, взяв у отца икону. После этого отец благословляет сына караваем, а затем хлебом-солью благословляет так же и мать. По совершении этого обряда все присутствующие целуются с женихом, при этом заметны у всех на глазах слезы, особенно, если жених оставляет навсегда родительский дом и переходит на жительство в дом невесты.

Свадебный поезд обыкновенно открывает дружка, за ним едет жених со своими родителями и свахой, а потом все гости, приглашенные на свадьбу со стороны жениха. Весь поезд отправляется в дом невесты. Его можно услышать издалека по звонкам и бубенчикам, тем более, что поезжане чаще всего - молодые и веселые гости.

В доме невесты, услышав звон колокольчиков и бубенчиков, подруги невесты начинают одевать ее к венцу.

Жених и поезжане входят в избу, молятся Богу, раскланиваются с родными невесты и по приглашению, садятся на лавки и ждут, когда оденут невесту.

Невеста обычно одета так: на ней красный сарафан, волосы собраны по-девичьи - в одну косу, и лицо закрыто фатой.

Жених с дружкой и свахой идут за занавес. Поклонившись невесте, жених берет невесту за правую руку, а сваха за левую, дружка, взяв жениха за руку, ведет за собой к гостям.

Невеста кланяется всем присутствующим в избе и садится рядом с женихом за стол на подостланные шубы. Затем за стол садятся все гости и начинают обедать. Жених с невестой ничего не едят и не пьют.

По окончании обеда родители невесты одаривают жениха, дружку, тысяцкого и сваху кушаками, полотенцами, платками, остальных гостей угощают пряниками и орехами.

Затем дружка со стороны жениха, положив в стакан какую-нибудь монету, просит брата невесты выпить, со словами: «Ну-ка, братец, выпей, да отдай нам сестрицу, а как еще попьешь, так и грош найдешь!» Брат выпивал вино и, взяв монету, отвечал: «Берите и к себе везите!» Потом отец и мать благословляли невесту иконой и хлебом-солью, как благословляли жениха его родители. По окончании этого обряда все родственники невесты прощаются с ней.

Затем дружка, взяв в руки икону, которой благословляли невесту, берет ее за руку и выводит на улицу, где сажает ее в сани вместе со свахой, участвующей в поезде. Жених со свахой со своей стороны садится в другие сани и едет за дружкой, впереди невесты. Дружка с иконой в руках занимает особый сан и первый открывает свадебный поезд.

В поезде принимают участие гости со стороны жениха и невесты. С песнями и звоном колокольчиков отправляется свадебный поезд к церкви.

Приехав в церковь, дружка идет за священником, молодые ждут его.

Приходит священник с крестом в руках, подходит к жениху с невестой, и они целуют крест.

Перед началом венчания сваха расплетает косу невесты и оставляет волосы распущенными по плечам. Перед тем, когда священник накладывает на голову невесты венец, сваха снимает с нее фату. После венчания волосы невесте заплетают в две косы и под платок на голову одевают повойник (головной убор замужней женщины). Дружка угощает гостей и всех, находящихся в церкви, пряниками и орехами.

После венчания свадебный поезд направляется в дом, где будут жить новобрачные. Священник с крестом в руках едет впереди свадебного поезда вместе с дружкой, который держит в руках икону. Затем следуют новобрачные в одних санях, а за ними - все остальные гости.

В доме новобрачных встречают отец и мать жениха с ячменем, хмелем, пшеницей. Молодые, выйдя из саней, кланяются родителям в ноги и входят на крыльцо. Родители, желая новобрачным жить богато, осыпают их сначала зерном, а потом хмелем.

В доме новобрачных целуют в щеки, поздравляют с законным браком. Потом молодые садятся за стол на лавки, покрытые вверх шерстью шубы, возле них, с правой стороны, садится священник, с левой — родители новобрачного, если свадебный стол в доме невесты - тогда наоборот. Гости занимают остальные места за столом.

Дружка разрезает лежащий посередине стола большой пряник, середину пряника с изображением рыбы дает новобрачным, остальные части пряника раздает всем гостям. Хозяева дома подносят всем гостям, начиная со священника, по стакану вина.

Каждый из них, встает, кланяется новобрачным и, выпив вино, закусывает пряником. Дальше гости начинают есть те блюда, которые стоят на столе. После каждой перемены блюда хозяева обносят гостей пивом или вином. Кроме обязанности хозяев потчевать гостей, они еще должны подносить стакан вина или пива каждому приходящему в это время в избу, которые приносят новобрачным караваи (ковригу ржаного хлеба).

По окончании застолья священник ведет молодых на подклет, т.е. в летнюю горницу, где для них приготовлена постель. Священник, держа в правой руке крест, с пением: «О тебе радуется, Благодатная...», - ведет новобрачных за руки на подклет.

На утро молодых «поднимать с постели» идет дружка, при этом никаких особых обрядов нет.

На второй день пиршество продолжается, только потише, без особого разгула. На третий день после свадьбы новобрачные со своими родственниками и гостями едут пировать в дом родителей молодой, если свадьба происходила в доме жениха, и наоборот. Там гулянье продолжалось два или три дня и носило название «хлебины».


Несколько иначе происходила свадьба у крестьян в Шонгско-Николаевской волости, Никольского уезда. Сохранились записи крестьянина Максима Кудряша, живущего в Шонгско-Николаевской волости. Посылают свата или сваху к родителям примеченной невесты, и если родители согласны отдать свою дочь, назначают смотрины. К этому дню в доме невесты варят пиво и приглашают всю родню. В день смотрин приезжают жених со своей родней и привозят с собой пиво и угощения.

Невесту наряжают, и когда приезжает жених с родней, она обносит всех родных жениха водкой. Жених смотрит на невесту, а родные невесты рассматривают жениха. Когда невеста обнесет всех водкой, она уходит в кут (за занавес), а родные жениха вместе с ним уходят на улицу. Потом сват со стороны жениха снова приходит в избу, снова здоровается и спрашивает, понравились ли родные, приглянулась ли невеста, если мы не понравились, отказывайте. Родители невесты, если жених не приглянулся, отказывают, а сели понравился, говорят: «Милости просим!» После этого родные жениха вместе с ним входят в дом, молятся Богу и начинают пиршество. Если невеста не понравилась жениху, то все уезжают - «уехали с мосту».

Все гости усаживаются за стол: женихова родня сидит за главным столом, родственники невесты садятся за другим столом. Невеста и жених сидят рядом. На столы сначала подаются кушанья с невестиной стороны, а потом подают кушанья родные жениха. Угощает всех гостей сват. На смотринах невеста одаривает жениха и его родных.

За несколько дней до свадьбы сам жених или кто-то из его родных приезжают «укладывать срок», т.е. договариваться о дне свадьбы. Когда жених приезжает в дом, посылают за девушками, подругами невесты. Жениха усаживают за стол и угощают, а девушки-подруги приходят к невесте в кут и поют там вместе с ней. Затем девушки приводят жениха в кут к невесте, где он получает от нее дары и сам подносит ей подарки, чаще деньги.

Утром накануне свадьбы жених или его отец приезжают к своему приходу с гостинцами церковнослужителям (пиво, каравай хлеба, баранины и пироги), платят им деньги за венчание. Если жених и невеста одного прихода, дарят священнику на рубашку полотна и два полотенца: ему и его жене, а также дьякону и псаломщику по полотенцу.

Вечером, накануне свадьбы, в доме невесты проходит девичник, на котором собираются подруги невесты и поют причеты. Девичник продолжается всю ночь, а утром в день свадьбы проходит «белая баня». Невесту моют в бане, поют и плачут, причитают. Под пение невесту ведут в дом и уводят в кут.

Когда свадебный поезд с жениховой родней приезжает к дому невесты, дружка подходит к окну, стучит и спрашивает: «Сват и сватья приехала свадьба: давай аминь. А во свадьбу та не ходи...» Потом все поезжане входят в сени и ждут, пока их не встретят с пивом. После того, как гостей обнесли пивом, они входят в дом и усаживаются за столы ждать, пока оденут невесту.

Невесту, закрытую платком, ведут за стол и усаживают рядом с женихом. Родители невесты благословляют дочь образом и хлебом-солью, сначала отец, потом мать. После благословения выводят невесту на улицу и сажают в сани. Весь поезд едет в церковь.

В церковь невесту приводят закрытую фатой. Перед совершением таинства брака сваха расплетает невесте косу и снимает с нее фату, а затем жених берет ее за руку и ведет под венец.

После венчания все едут в дом жениха. На крыльце новобрачных встречают отец и мать невесты и бросают им под ноги пшеницу и овес, чтобы им жить богато. Когда они войдут в дом, на середину избы выходит дружка и громко говорит: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Есть ли в этом доме, в светлой светлице, в новой горнице родимый батюшка и родимая матушка? А нет родимого батюшки и родимой матушки, то родимый брат, вместо отца, или родимая сестра?» После этих слов выходят отец и мать жениха или заменяющие их и благословляют сначала иконой, а потом хлебом-солью, поздравляют с законным браком и усаживают новобрачных в передний угол на лавки, застеленные шубами, чтобы им жилось богато. С обеих сторон от новобрачных усаживаются родные невесты и сваха, а также родственники жениха. Во время брачного стола дружка - главный распорядитель пиршества.

Когда все расселись за столами, дружка снова становится посередине избы и говорит: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Есть ли в этом доме, в светлой светлице, в новой горнице родимый батюшка и родимая матушка? А нет родимого батюшки и родимой матушки, то родимый брат, вместо отца, или родимая сестра?.. Пора подавать яства!» На стол ставят кушанья и всех обносят пивом и вином. Перед каждой переменой блюда дружка выходит из-за стола и повторяет свои слова, заменяя слово «подать» словами «переменять яства».



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Человек и вещь в аспекте межтекстовых связей
Нравственные ценности в структуре мировоззрения и культуры
Историческая динамика феномена кича и его восприятия
Свадебный ритуал и его символика
Культурологический статус русского национального характера
Вернуться к списку публикаций