2012-08-15 18:06:25
ГлавнаяКультурология — Культурные основы и содержание русской народной свадьбы в XIX в.



Культурные основы и содержание русской народной свадьбы в XIX в.


После закуски поезжане ехали к невесте. Отец и мать выходили из-за стола; отец брал икону, а мать челпан хлеба, становились спинами к переднему углу; жених клал перед образами три поясных поклона, два земных. Родители благословляли жениха. Такой же обряд в том же порядке исполняли над женихом старшие в доме после отца и матери, братья и сёстры жениха, иногда старшие в семействе и тысяцкий, как почётный член жениха и чаще всего родственник. Образ клали за пазуху жениха, а челпан брал дружок. Обряд благословления иконой в доме жениха считался важным, практически каждая область соблюдала этот элемент обряда.

Затем все поезжане и жених, в сопровождении родителей, родственников и гостей выходили во двор и садились, каждый на своё место, кто на чём приехал, кроме дружков, которые всегда ехали верхом. Колдун или выжливец между тем бормотал про себя заговор, обходил всех лошадей, передвигал экипажи, потрясывал колокольчики и бубенчики. В некоторых местностях дружки, которые ехали верхом, брали в руки веники, украшенные колокольчиками и отгоняли звоном злых духов, также колокольчики вплетали в хвосты и гривы лошадей.

Отец жениха угощал поезжан вином, в случае состоятельности обходил «подачей» всех три раза. Вслед за отцом мать и брат жениха подносили пиво и брагу. Дружко говорил: «Тысяцкий воевода! Приготовился ехать или не приготовился». Тысяцкий отвечал: «Да или нет», - в последнем случае значит, что он ждал подачи, которая и повторялась, и поезд отправлялся к невесте.

Когда поезд подъезжал к воротам дома невесты, девушки пряталисья в кути. Невеста садилась напротив печи на лавку, покрытою войлоком или подушкой. Эта примета означала, что невеста должна жить безбедно. Дружки жениха подойдя к окну, читали три раза: «Господи Иисусе», - невеста отвечала: «Аминь».

Потом поезд заезжал во двор к заднему крыльцу. Отпиравшему ворота дружка давал в особой посуде вино, клал нагайкой крест на воротах и на ближайшем углу дома. Когда жених с поездом входили в избу. Дружко, прочитав молитву спрашивал место для жениха. Тысяцкий покупал место, оплачивая его деньгами. Дружка одаривал подарками невесту и бросал солому ей под ноги, ограждая её от укоров. (Роль соломы в свадебном обряде всегда была важна, соломой застилали полы в доме жениха, сыпали под ноги жениху и невесте, застилали брачную постель). После поднесения даров, дружка говорил: «У меня от свечки руки горят», - на это ему отвечали подарком от невесты, платком или поясками. Далее решали, кто будет выводить невесту. Выводящий просил разрешения у каждого из членов семейства, начиная по старшинству. Когда жених получал невесту, тысяцкий угощал всех вином и первую рюмку подносил выводящему невесту. Когда окончится закуска, девушки целовали поезжан, а поезжане дарили девушкам монеты. Дружко просил разрешения у родителей ехать в церковь. Молодых благословляли иконой и хлебом. Икона и хлеб передавались невестиной свахе. Девушки садились на подушки, где сидели жених с невестой и требовали выкупа. После того, как подушки выкупленны, жених сам усаживал невесту в сани вместе со свахой, а сам садился с тысяцким. Выжливец обходил кругом все сани, проверяя, нет ли где колдовства, при этом нашептывая различные заговоры. При выезде из двора поезд отправлялся в церковь в том же порядке, в каком приехал к невесте. Девушки в сопровождении вытницы возвращались в избу и доедали пирог и уху. Через несколько минут дружки возвращались к дому и под окном отца невесты спрашивали: «Нет ли у вас от нас обиды, все ли чашки-ложки целы?». Отец с матерью отправляли подарки для новой родни. Приезд жениха в дом невесты, его поведение, участие в обряде одаривания подружек невесты, все это было подчинено определенным правилам, по которым далее следили об отношениях между родителями невесты и женихом.

Когда надлежит священнику подвести бракосочетающихся к аналою, невестина сваха клала ей под ноги пару поясков, а поезжане окружали молодых. По окончании венчанья свахи покрывали голову молодой фатой и уводили ее с женихом в сторону или в угол церкви, где надевали на нее шемшуру (женский головной убор), не заплетая косы.

После свадьбы поезд отправлялся в дом жениха; выжливец точно также следил за порядком и спокойствием, старался проследить, нет ли где препятствия для поезда. Но если по дороге встречался кабак, то поезд непременно останавливался и тысяцкий, купив водки, угощал всех, не исключая молодых.

Поезд, въехав во двор жениха, принимался родителями и родственниками жениха; последний встречал молодых с образом, мать с хлебом-солью, братья и сестры с пивом и брагой. Существовал еще один обычай: мать жениха встречала молодых в вывернутой наизнанку шубе, повязав голову грязными тряпицами и лохмотьями с целью показаться молодухе страшной и тем внушить ей страх, возбудить послушание или же беспрекословное рабство. По приказанию отца молодым и поезжанам подавали по стакану пива или вина. Все заходили в избу. Отец с матерью становились близ стола лицом к двери, когда нужно всем входить в избу. Молодые, не доходя до отца с матерью двух шагов, молились на образ, который держал отец. Отец ставил образ в божницу, а мать хлеб на крытый скатертью стол.

Полное представление как проходил свадебный обряд у великоруссов в сельской местности сохранились в описании крестьянской свадьбы в Тотемском уезде Вологодской губернии 1848 г.: «Свататься приезжают обычно вечером. Сваха стучит в окно и спрашивает: «Дома ли хозяева?» Родители невесты отвечают: «Добро пожаловать!», - и выходили встречать сваху в сени. Войдя в избу, сваха молится Богу, приветствует родных невесты: «Здорово живете!», - и садится в красный угол избы, под иконы. Хозяйка дома накрывает стол скатертью, кладет хлеб и соль, пироги, ставит горячее блюдо и просит гостью покушать. До того как садиться есть, сваха говорит: «Любезные други! У вас есть дочка, у нас сынок, отдайте вашу дочку за нашего сыночка!» (Вологодская губерния).

Основные элементы обряда Вологодской губернии:

Родители невесты удаляют всех из избы. Сваха называет жениха по имени и отчеству, хвалит его, хвастает его имущество и спрашивает родителей невесты, чем они наградят ее. Родители, не отвечая, просят сваху откушать хлеба-соли, а сами отходят к печи и советуются. Потом высказывают свое желание породниться с домом жениха словами: «Милости просим посмотреть невесту!» Несогласие же на родство: «Спасибо на любви!».

Если родители согласны отдать дочь, они объясняют свахе о количестве приданого за дочерью, назначают день, когда они смогут поехать смотреть имущество жениха и договориться, «рукобитье». Затем сваха уезжает и передает родителям жениха об увиденном и услышанном.

В день, назначенный для поездки родителей невесты в дом родителей жениха, все одеваются в лучшую одежду. Невеста начинает причитать и заливаться слезами, родители уезжают, она остается дома.

В доме жениха родителей невесты встречают хлебом-солью. Все усаживаются рядом за столом, в т.ч. и жених, и разговаривают о своих достатках. Затем идут показывать родителям невесты свое имущество, домашний скот, запасы хлеба, одежду, объясняя, какая доля принадлежит их сыну после свадьбы. Оговаривают все условия, после чего бьют по рукам, руки разнимают близкие родственники или соседи по деревне — это обряд «рукобитье». Во время заключения условий о приданом жених не имеет голоса. После рукобитья жених подносит всем присутствующим по большому стакану водки, начав с будущего зятя, при этом каждый, выпив водку, должен перекреститься и пожелать жениху и невесте стоять под венцом (сам жених после всех должен выпить водку за здоровье будущих родственников).

Затем родители невесты просят родителей жениха назначить день сговора, когда родители невесты принимают родителей жениха у себя дома, и уезжают домой.

В день сговора невесту одевает мать или близкая родственница в праздничное платье, закрывает ей голову или лицо большим платком и отводит ее за занавес.

В описании свадебного обряда упомянуты досвадебные обычаи (смотрины), предсвадебные обряды (сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки), свадебные обряды (отъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир), послесвадебные обряды (второй день, визиты).


Описание свадебного обряда крестьянской свадьбы в Тотемском уезде Вологодской губернии 1848г. (Куклин М. Свадьба у великоруссов // ЭО.1900. № 2. С. 80-105).

«... Приехав домой, родители невесты объявляют дочери, что дело сделано, что она запоручена за такого-то. Родители рассказывают про жениха, описывая его внешность, дом, имущество и т.д. Этими сведениями и ограничивается знакомство невесты с домашними бытом жениха до дня свадьбы. Родители не спрашивают у невесты согласия на брак, в случае неудовлетворения выбором жениха, невеста не смеет выступить против, а может только выражать свою печаль в плаче и причитах.

Со дня рукобитья до дня сговора обе стороны стараются собрать как можно больше сведений о своих будущих родственниках от знакомых. Если слухи о женихе или невесте неблагоприятны, то свадьба не состоится, причем первая отказывающая сторона должна прислать другой стороне поруку, т.е. то количество хлеба или скота, которым обеспечивалось условие о свадьбе.

В день сговора невесту одевает мать или близкая родственница в праздничное платье, закрывает ей голову или лицо большим платком и отводит ее за занавес.

Жених приезжает в дом невесты с родителями и сватом или дружкою, а если богатый жених, то привозит с собой священника. Гостей усаживают за стол, предоставляя первое место жениху, по правую руку его дружке. Посидев немного за столом, дружка ведет жениха за занавес (в кут).

Жених называет невесту по имени и отчеству, кланяется ей и выводит закрытую фатой на середину избы, держа за правую руку. Все гости встают из-за стола, и священник совершает обряд обручения, если священник отсутствует, кольца меняет дружка. После этого все гости садятся за стол, и начинается пиршество.

После сговора обе стороны - жениха и невесты готовятся к свадьбе. Родители закупают провизию, платки, кушаки для подарков, а брат или близкий родственник невесты едет звать девиц, подруг невесты, погостить у нее до свадьбы, помочь приготовить приданое, а также попричитать о девичьей красоте.

Девушки приезжали в гости к невесте, и каждый день, как только смеркалось оставляли работу, покрывали невесту фатой и садились за занавес плакать и причитать. Если причетов не хватало, тогда пели песни меланхолического характера.

Накануне девичника невеста ездила утром на могилу умерших своих родственников, спрашивая разрешения вступить в брак. Вечером этого же дня она моется в бане и по возвращении из бани поет причеты - «пенничает» (причеты, в которых она пеняет своих родителей).

Девичник особенно богат слезами и причетами. Утром, после того как невеста умоется, девушки вместе с нею начинают причитать, оплакивая девичью красоту (лента, яркая повязка на голове незамужней девушки). Затем невесту одевают в лучшее платье и выводят, закрытую фатой, на крыльцо. Все эти действия сопровождаются причетами невесты и девушек.

Невесту ведут в сени, затем подводят к кровати, на которой она спит, после чего ведут в избу, где ее переодевают. Девушки накрывают на стол, и когда стол готов, невеста подносит подружкам пива, после этого все усаживаются за стол вместе с родителями невесты и обедают (невеста все это время причитает).



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Культурный интертекст кича
Культурно-антропологические особенности потребления вещей
Понятие «нравственного идеала» в его историческом развитии
Характер изменений в свадебном обряде русского дворянства под влиянием петровских преобразований XVIII в.
Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.
Вернуться к списку публикаций