2012-08-15 17:53:17
ГлавнаяКультурология — Свадебный обряд в советское время: традиции и инновации



Свадебный обряд в советское время: традиции и инновации


Из описания обряда бракосочетания мы видим, что народные традиции постепенно возвращаются в нашу жизнь - это поднесение молодым хлеб - соли, молодые становятся на ковер, обмен кольцами. Созданы новые ритуалы (все определения ритуала (от лат. ritualis - обрядовый, от ritus - религиозный обряд, торжественная церемония) фиксируют его как форму или совокупность символических действий, отсутствие в нем непосредственной практической целесообразности, наличие строгой кодификации, эмоциональной нагруженности, его связь с социальными отношениями и ценностями как способа социализации индивидов) направленные на благополучие, крепость молодой семьи: вручение семейной книги, напутствие ведущего, празднование 25-и и 50-и летнего юбилея совместной жизни. В описании наблюдается соединение народного и современного обряда - молодожены в строго определенном порядке (чинах) через живой коридор (в прошлом тысяцкий, крестные отец и мать, дружки и подружки так провожали молодых) выходят из зала. Предложенный ритуал основывается на народной традиции, новые традиции постепенно входят в жизнь, но поднесение хлеб-соли остается важным моментом в свадьбе как и много столетий назад.

Немного иначе проводился обряд торжественной регистрации бракосочетания в 80-годы на территории УССР. В назначенный час жених и невеста прибывают в сопровождении свадебного кортежа во дворец (дом, зал) торжественных событий. Их встречает распорядитель, приглашает невесту с дружкой в комнату невесты, жениха с дружкой в комнату жениха. Когда молодые закончат приготовления, распорядитель приглашает их в гостиную. Свадебное шествие становится в определенной последовательности: жених и невеста, старшая дружка и старший дружка, родители, родственники, гости. Здесь используются элементы старинного обряда - названия свадебных чинов, роль чинов и их место в свадебном обряде.

Звучит музыкальное свадебное приветствие. Помощник исполнителя обряда обращается к молодым : «Уважаемые жених и невеста! В преддверии обрядового зала прошу пройти к этой чаше. В ней пламя, зажженное от огня Вечной славы. Это огонь сердец героев, которые отдали свою жизнь за свободу и независимость социалистической Родины, за чистое небо над нами, за наше счастье и счастье наших детей. Возьмите с собой частицу этого пламени как символ неугасимой жизни, чистоты и верности Советской Родине». Эти слова помощник исполнителя обряда провозглашает на фоне музыки в магнитофонной записи. Это элемент нового ритуала, включающий в себя память о погибших, с тем чтобы молодожены помнили о своих предках, любили свою страну, отвечающий идеям действующего строя.

Помощник исполнителя обряда подает им свадебный факел. Молодые подходят к чаше, зажигают от нее факел, отступают на шаг. Затем становятся во главе свадебного шествия.


Описание обряда торжественной регистрации бракосочетания на территории УССР в 80-е годы. (Советские традиции, праздники и обряды. М. 1986.С.320.)

Распорядитель распахивает двери, жених и невеста медленно входят в зал и останавливаются на коврике в нескольких метрах от входной двери. За ними следуют дружки, родители, родственники, гости. Вход молодых и их гостей в зал сопровождается хоровым пением или музыкой (оркестр, магнитофонная запись).

Помощник исполнителя обряда, который стоит невдалеке от возвышения, после окончания хорового или музыкального сопровождения торжественно оглашает: «Вступают в брак граждане Союза Советских Социалистических Республик (называет фамилию, имя и отчество невесты и жениха). Торжественный обряд бракосочетания проводит (следует звание исполнителя обряда) депутат... Совета народных депутатов».

Входит исполнитель обряда, становится перед столом на возвышении и приветствует присутствующих: «Рады приветствовать дорогих гостей в этом светлом зале! В добрый час вы подали друг другу руки (называет имена невесты и жениха). Под мирным небом нашей Родины советский народ, руководимый партией Ленина, светлой дорогой идет в коммунистическое грядущее. Вы, дети нашего народа, его надежда и будущее, сегодня вступаете в брачный союз. В прошлом остаются годы юности, впереди — ответственная пора семейной жизни. Исполняя высокий общественный долг, как представитель государства прошу ответить: готовы ли вы (называет имя невесты) всю жизнь быть верным другом (называет имя жениха)?».

«Да».

«Готовы ли вы (называет имя жениха) всю жизнь быть верным другом (называет имя невесты)?».

«Да».

«Прошу расстелить молодым свадебный рушник».

Свадебный рушник используется по желанию молодых. Если же обряд проводят без свадебного рушника, молодые становятся на зеленый ковер, а все действия и слова, связанные с этим, опускаются. Матери молодых или дружки (в зависимости от местного обычая) расстилают на ковре рушник. На него становятся молодые, которых сопровождают свидетели. Эти действия происходят в сопровождении хорового пения или музыки. Дружка берет у молодых свадебный факел и с ним становится около возвышения.

Исполнитель обряда сходит с возвышения на ковер. Одновременно распорядитель берет со стола тарелочку с обручальными кольцами и подносит исполнителю обряда. Исполнитель обряда:

«Примите эти обручальные кольца как символ вашей семейной верности и единства. Обручитесь ими». Он подает жениху кольцо невесты, невесте - кольцо жениха, и они надевают их друг другу на безымянный палец правой руки (рука невесты должна быть без перчатки). Этот элемент обряда сопровождается музыкой или хоровым пением.

Ведущий негромко говорит невесте и жениху: «Прошу повторять за мной». Отходит на шаг, делает паузу и торжественно произносит: «Перед лицом Закона нашей Советской Родины, перед своими родителями, друзьями и товарищами мы выражаем свою волю к совместной жизни как супруги...основатели семьи и продолжатели рода своего, во имя блага нашего государства, бессмертия советского народа и личного счастья».

Жених и невеста повторяют эти слова. С текстом торжественного согласия на брак их следует ознакомить заранее. Исполняющий обряд обращается к молодым: «Прошу скрепить свой семейный союз», - и приглашает их пройти к столу. Жених и невеста подписывают акт о регистрации брака и по просьбе исполнителя отходят немного в сторону от стола, становясь в полупрофиль к залу так, чтобы их хорошо было видно участникам обряда.

Дружки свертывают с ковра рушник (если он использовался), передают его распорядителю. Затем подходят к столу, расписываются в книге актовой записи о регистрации брака и возвращаются на свои места. Эти действия сопровождаются музыкой или хоровым пением.

Исполнитель обряда, обращаясь к молодоженам и всем присутствующим, торжественно произносит: «Именем Закона Украинской Советской Социалистической Республики подтверждается взаимное проявление воли граждан (называются фамилии, имена, отчества невесты и жениха) к совместной семейной жизни. Утверждается взаимное проявление воли супругов носить общую фамилию (называется фамилия)».

Или: «Утверждается обоюдная воля супругов — сохранить добрачные фамилии»; или: «Утверждается обоюдная воля супругов - жене (мужу) носить двойную фамилию, а мужу (жене) остаться с добрачной фамилией»; или: «Утверждается обоюдная воля супругов — жене остаться с добрачной фамилией, мужу принять фамилию жены. Отныне вы муж и жена, основоположники новой семьи и продолжатели рода своего во имя блага государства, личного счастья, бессмертия советского народа».

Звучит Государственный гимн СССР (один, финальный куплет). Исполнитель обряда берет со стола свидетельство о браке и паспорта. Паспорта граждан СССР вручаются новобрачным уже с внесенными в соответствии со свидетельством о браке изменениями. Вручая их молодоженам, говорит: «Дорогие друзья! Примите свидетельство о браке как дорогой и памятный документ вашей семьи, признанной государством. Живите дружно. Будьте щедры на труд на любовь. Вы (называется имя невесты) помните о великом призвании матери — родить человека и о еще большем - вместе с мужем воспитать его. Вы (называется имя жениха) уважайте (называется имя невесты) как друга верного, берегите ее как мать ваших будущих детей. Наше советское общество возлагает на вас обоих обязанность — вырастить их честными и чуткими людьми, трудолюбивыми и мужественными гражданами. Сердечно поздравляю вас с рождением новой семьи, желаю судьбы славной и жизни большой! С этой минуты все для вас становится общим: труд, радость, мечты. Поздравьте друг друга как супруги». Хор или музыка как бы подхватывают слова ведущего обряд.

После исполнения поздравительной песни или музыки представители коллективов поднимаются на возвышение, поочередно зачитывают адреса, вручают их жениху и невесте и возвращаются на свои места. При желании коллективов, в которых работают или учатся вступающие в брак, представители общественности или администрации могут выступить с приветственными адресами.

Распорядитель вносит на рушнике семейные реликвии и книгу-альбом «Летопись семьи»: «В нее вы будете вписывать важнейший семейные события, добрые дела, совершенные вами и детьми вашими».

Ведущий обряд снова обращается к молодым: «Сегодня у вас радостный и счастливый день. Вас пришли поздравить родные и друзья. Среди них самые дорогие для вас люди - ваши родители». Затем обращается к родителям: «Дорогие родители! За ваши добрые дела, за ваши щедрые сердца, за то, что вы воспитали хороших детей, низкий вам поклон». В случае если на обряде присутствуют бабушки и дедушки, исполнителю обряда следует обратиться к ним с теплыми словами.

Ведущий обряд обращается к молодым: «Подойдите к своим родителям, поклонитесь им низко за их тепло и ласку, за то, что они вырастили вас, а сегодня благословляют на счастливую семейную жизнь».

Молодожены сходят с возвышения и кланяются родителям.

Исполнитель обряда, показывая на огонь, говорит: «Дорогие молодожены! Примите этот священный огонь и пронесите его в сердцах через всю жизнь, не уронив своей чести, умножив славу нашей великой Советской Родины». Дружка подходит к молодым и вручает им факел.

Исполняющий обряд произносит присутствующим: «В добрый час на долгие годы, на счастье!» - и покидает зал. Молодые супруги во главе свадебного шествия под звуки торжественной музыки или хорового пения направляются к выходу. Сразу после выхода молодоженов из обрядового зала их поздравляют родственники и друзья, подносят цветы.



Данный свадебный ритуал ярко выражает мысли, дух того времени, в ритуале несмотря на использования факела, летописи-семьи, чаши с огнем, гимна СССР, в тоже время используются элементы старинной свадьбы — рушник, обмен кольцами, ковер, свадебные чины, что в очередной раз подчеркивает огромное значение, важность, красоту народного русского свадебного обряда.

В 80-е гг. XX в. большое внимание уделялось также проведению серебряных и золотых свадеб. В Ленинграде, например, во дворце культуры имени Ленсовета ежегодно проводился городской праздник молодой семьи. Под свадебный марш Мендельсона на сцену поднимались молодежны, только начинающие совместный путь, а поздравляли их супруги, отпраздновавшие золотую свадьбу.

Таким образом, можно выделить следующие наиболее типичные основные черты свадебного обряда 1960- 1990 гг.

Традиционные черты:

Свадебный поезд в загс.

Выкуп невесты.

Поднесение жениху и невесте хлеб-соли.

Жених и невеста обмениваются кольцами.

Публичные поцелуи новобрачных.

Свадебное торжество.

Новации того времени:

Подписи свидетелей в записи о заключении брака.

Поздравление молодых цветами в обрядовом зале.

Выдача жениху и невесте свидетельства о заключении брака.

Свадебный поезд движется по местам памяти.


Следует отметить, что обряд середины XX века заметно отличается от довоенного, он стал торжественным, ярким, в нем в большей степени используются элементы народного русского свадебного обряда (сбор свадебного поезда, выкуп невесты, поднесение свадебного каравая). Кроме того, выдача свидетельства о регистрации брака стала главным в ходе свадебного торжества, полностью отсутствовали традиции связанные с церковью, отменен обряд венчания.

Советский период отмечен серьезными изменениями в символике и ритуалах торжественных празднеств общественно-политического и личного характера. Их содержание в значительной мере было насыщено идеологическими символами, которые должны были передавать социалистический смысл новой семьи, подчеркивать заботу государства и общества о личной жизни граждан, воспитывать у них ответственность перед обществом, внедрять классовую социалистическую мораль.

В то же время нетрудно заметить, что общечеловеческие ценности, на которых базируется любое общество, а также национальные традиции и обычаи, отражавшие систему ценностей русского народа, в трансформированном виде продолжали сохраняться и достаточно широко использовались в свадебном обряде. При этом, если в первые годы Советской власти новая обрядность утверждалась революционным путем, проявлялось много творчества и новаторства, в то время как в быту широких масс часто сохранялись прежние правила и нормы (через демонстрацию фильмов, постановку спектаклей старались ввести новую обрядность, используя образцовые свадьбы, так, в музыкальных кинокомедиях Ивана Александровича Пырьева «Богатая невеста» (1939 г.), «Свинарка и пастух» (1941 г.) используются элементы старинной традиционной свадьбы), то позже, особенно во 2-й половине XX в., ситуация изменилась. Гораздо большее место стали занимать стандартные правила и способы ритуала заключения брака, варьировавшиеся в зависимости от региональных особенностей. В свадебном торжестве после официального бракосочетания, как правило, по-прежнему значительную роль играли материально-бытовые условия жизни людей, их социальный статус, обычаи, характерные для ближайшего окружения молодоженов.


Тимофеева Лилия Вадимовна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Характер изменений в свадебном обряде русского дворянства под влиянием петровских преобразований XVIII в.
Вещь в системе темпорального слоя универсума
Человек и вещь в аспекте межтекстовых связей
Дворянская усадьба как явление культурно-исторического ландшафта
Особенности православия и русского нравственного идеала
Вернуться к списку публикаций