2012-08-15 17:53:17
ГлавнаяКультурология — Свадебный обряд в советское время: традиции и инновации



Свадебный обряд в советское время: традиции и инновации


Послереволюционный свадебный обряд, его умирание и потускнение связаны с общим разрушением старинного бытового уклада с его традицией.

До Октябрьской революции 1917 г. регистрация актов гражданского состояния производилась в соответствии с религиозными правилами, когда делалась соответствующая запись в церковных книгах. Одним из первых декретов Советской власти ведение книг актов гражданского состояния было возложено исключительно на советские органы (декрет от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»). Документы, выданные церковными органами в удостоверение совершенных до образования советских органов записи актов гражданского состояния церковных обрядов, приравнивались к документам, выданным ЗАГСами.

Декрет был отменен в 1927 г. Этот документ не отменял церковный брак, но признавал его «частным делом брачащихся», а официальным фактом признавалась лишь соответствующая регистрация в государственных органах.

В своей речи на I Всероссийском съезде работниц (19 ноября 1918г.) В.И. Ленин сказал: «Задача Советской республики - в первую голову уничтожить все ограничения прав женщин...Скоро год, как существует совершенно свободное законодательство о разводе. Мы издали декрет, который уничтожил разницу и положение брачного и внебрачного ребенка и целый ряд политических стеснений; нигде так полно не осуществлены равенство и свобода трудящихся женщин».

Новый строй, уклад жизни и государственности внесли изменения в символику и обрядность брака и семьи. В их основе лежали идеологические установки правящей Коммунистической партии, нацеленные на утверждение советского образа жизни, поведения и норм. Они должны были олицетворять социальную справедливость и высшую нравственность социалистического государства и общества, которые провозглашались целью для всех граждан. Сохранились письма В.И. Ленина И.Ф. Арманд (с 1918г. заведующая женотделом при ЦК РКП (б)), от 17 и 24 января 1915 года, в которых В.И. Ленин обсуждает план брошюры для работниц, которую намеревалась написать в то время И.Ф. Арманд (брошюра в печати не появилась). В этих письмах Ленин высказывает свое мнение по поводу «свободы любви», «для популярной брошюры не лучше ли противопоставить мещански - интеллигентски-крестьянский пошлый и грязный брак без любви — пролетарскому гражданскому браку с любовью..». Эти письма показывают, какие высокие требования предъявлял он к ясности и четкости формулировок, о его внимании к проблемам воспитания трудящихся в духе коммунистической морали.

В связи с этим в противовес церковному венчанию в 20-е годы практиковались т.н. красные свадьбы. «Красная свадьба» рассматривалась прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации.

Первый нарком социального обеспечения Александра Коллонтай подготовила два важных декрета - о расторжении брака и о гражданском браке, устанавливающем гражданское и моральное равенство супругов (опубликован 19 декабря 1917 г.), а также об уравнении в правах внебрачных детей с законнорожденными (опубликован 20 декабря 1917 г.).

Записью о браке самой Александры Коллонтай с Павлом Дыбенко (в 1917 г. нарком военно-морского флота) была начата новая книга актов гражданского состояния в Советской стране.

«Полюбив друг друга, - писал один из биографов, - большевистские наркомы Коллонтай и Дыбенко решили стать мужем и женой. Дыбенко отказывался устраивать свадьбу: «Зачем возвращаться к старому?» - «Нет, Павел, ты не прав. Чтобы нас, большевиков, не обвинили в безнравственности, все сделаем гласно. Мы - члены правительства, враги следят за каждым нашим шагом, и мы не имеем права давать пишу для клеветы. К старому возвращаться не станем, все будет по - новому, по — советски. Устроим красную свадьбу!» (ноябрь 1917 г.).

А.В. Луначарский (нарком просвещения РСФСР 1917-1929гг.) выступал с докладами о браке, семье, о положении женщины в обществе. Сохранились тезисы к докладам, где А.В. Луначарский поднимает такие вопросы: «Семья, как важнейшая бытовая форма. Старая и новая семья.

Семья, соответствующая требованиям нашего времени. Новый закон о фактическом браке. Брак и развод».

Свадебный обряд советского периода не отличался особой яркостью, он был строгим и следовал по определенному порядку. Илья Ильич Шнейдер, многолетний импрессарио Айседоры Дункан, описывает в своих воспоминаниях следующее: «Айседора и Есенин решили закрепить свой брак по советским законам, тем более что им предстояла поездка в Америку (1922 г.)... Ранним солнечным утром мы отправились в загс Хамовнического Совета, расположенного по соседству с нами в одном из пречистенских переулков. Загс был сереньким и канцелярским. Когда их спросили, какую фамилию они выбирают, оба пожелали носить двойную фамилию - «Дункан - Есенин». Так и записали в брачном свидетельстве в их паспортах...».

Вот как проходила красная свадьба в 1924 году в заводском клубе: за большим столом, покрытым красной скатертью, сидели молодые, перед ними - делопроизводитель отделов записи актов гражданского состояния, в стороне - члены ячейки. Прямо перед публикой на стене - портрет Ильича. Красную свадьбу открывал партийный гимн «Интернационал». Молодых приветствовали различные организации. Например, так: «Вы показываете путь другим беспартийным. Я уверен, что не за горами время, когда люди будут счастливы и без попов!» Раздавались аплодисменты. Молодым в подарок подносили две книги...

В 1958 году комсомольцы Ленинградского производственного объединения «Светлана» предложили создать специальные дворцы для проведения ритуалов регистрации бракосочетания. Ленинградский горком партии поддержал эту инициативу. Одновременно во многих областях РСФСР стали создаваться различные варианты свадебных обрядов.

1960-80-е годы — период распространения комсомольских свадеб, во время которых обязательным было посещение памятников В.И. Ленину, монумента или братской могилы павших воинов и возложение цветов в знак глубокого уважения к людям, жизнь которых была великим подвигом и примером служения священному делу Октябрьской революции и защиты социалистической Родины. Проводилось также украшение свадебного кортежа медведями, одетыми в свадебную одежду, а позже - куклами, одетыми в костюмы Жениха и Невесты, украшение свадебной машины лентами.

Во время организации свадебных торжеств по инициативе активистов зарождались комсомольские традиции — посадка деревца в честь молодоженов, создание аллеи молодоженов, вручение «Ключа» от семейного счастья, вручение «Летописи семьи», вручение медали «Совет да любовь».

Свадьбы праздновали с приглашением большого количества людей, при этом значительное распространение имели традиции, отражавшие устойчивые стереотипы массовых представлений о символике и характере ритуалов, которые в новой внешней форме представляли вековые устои нравственности русского народа. К ним относились, в частности, родительское благословение, приветствие молодых коллективом, где они работают или учатся, общественностью. Кроме того, большое значение имели наиболее значимые социальные мероприятия, которые организовывались в стране в тот или иной период. Например, во время особенно активной борьбы против пьянства и алкоголизма проводили безалкогольные свадьбы,, исключающие употребление алкогольных напитков.

После свадьбы молодожены отправлялись в свадебное туристическое путешествие в столицу, в города-герои, по родной стране (свадебную путевку получали в салонах обрядовых услуг или общественных организациях учреждений по месту работы или учебы). В этот период существовали салоны обрядовых услуг службы быта, где по специальным талонам, выданным органами ЗАГС, молодожены могли приобрести свадебную одежду, обувь, постельное белье, кольца.

Бракосочетание в советский период было одним из наиболее торжественных и ответственных событий в жизни человека. Семья возлагает на молодую чету высокие обязательства перед государством и обществом, связанные с моральной ответственностью за воспитание детей. Торжественность регистрации бракосочетания обеспечивали районные Советы народных депутатов и их органы записи актов гражданского состояния. В населенных пунктах, где отсутствовали органы ЗАГС, проведение гражданских обрядов осуществляли сельские, поселковые Советы народных депутатов.

В 80-х годах XX в. в обряд бракосочетания стали вводиться народные и новые элементы. Так, при встрече жениха и невесты исполнялись старинные величальные песни, на вышитом полотенце преподносился хлеб-соль, а во время ритуала будущим супругам читался «Обет верности» и вручалась медаль «Совет да любовь».

Вот как описывают обряд бракосочетания в 1984 году современники. Помощник ведущего держит на вышитом полотенце хлеб-соль и обращается к молодым: «Уважаемые жених, невеста, уважаемые гости! Приглашаем вас на церемонию бракосочетания!».

Помощник ведущего преподносит молодым хлеб-соль. Жених и невеста по старинному русскому обычаю отламывают кусочек хлеба и отдают каравай гостям. Под свадебный марш Мендельсона помощник ведущего распахивает двери в ритуальный зал. Жених и Невеста медленно входят в зал и останавливаются на середине ковра в нескольких метрах от стола регистрации. Свидетели становятся слева и справа на шаг сзади от жениха и невесты. Родные, родители - сбоку, гости — при входе в зал, образуя полукруг.

В зале у стола регистрации их ожидают: ведущий обряд — работник органа ЗАГСа и депутат местного Совета народных депутатов. Помощник ведущего торжественно оглашает: «Вступают в брак граждане Союза Советских Социалистических республик (называет фамилию, имя, отчество жениха и невесты).

Торжественный обряд бракосочетания проводят заведующая отделом ЗАГСа (фамилия, имя, отчество) и депутат районного (городского) Совета народных депутатов (фамилия, имя, отчество)».


Описание обряда бракосочетания в 1984г. (Сост. Е.Г. Белякова. Чтобы помнилось долго и радостно. М., 1985. С.77.)

Ведущая держит в руках красную папку с гербом Советского Союза и обращается к молодым: «Мы рады приветствовать гостей в этом светлом зале. В жизни каждого человека есть дни, которые особенно бережно хранит память. У вас сегодня такой день — день рождения новой семьи. В добрый час, под мирным небом нашей любимой Родины, вы, дочь и сын советского народа, его надежда и будущее, делаете важный в жизни шаг: вступаете в брачный союз. Вы берете на себя новые обязанности по отношению друг к другу и к вашим будущим детям. В прошлом останутся годы юности, впереди - очень нелегкая, но радостная пора семейной жизни.

Исполняя свой высокий общественный долг как представитель государства, перед регистрацией вашего брака прошу ответить: готовы ли вы (называет фамилию, имя, отчество невесты) выполнить священный долг жены и матери?

Невеста отвечает: «Да».

Готовы ли вы (называет фамилию, имя, отчество жениха) быть достойным другом и надежной опорой жене?

Жених отвечает: «Да».

Прошу скрепить ваш семейный союз подписями (приглашает жениха и невесту подойти к столу).

Жених и невеста заходят за стол регистрации (так, чтобы быть к присутствующим лицом), подписывают акт о регистрации брака. Помощник ведущего просит молодых отойти от стола и встать в полупрофиль к залу.

Ведущая: «Уважаемые свидетели! Позвольте вас спросить: готовы ли вы поручиться за своих друзей, подписями засвидетельствовать акт их

регистрации? Свидетели! Подойдите к столу регистрации и распишитесь в книге регистрации актов о заключении браков».

После того, как свидетели подписали акт о регистрации брака, ведущая просит их встать рядом с молодыми.

Тихо звучит музыка - «гимн великому городу» (запись ритуальной пластинки).

Ведущая: «В соответствии с Законом о браке и семье Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с вашего взаимного согласия, выраженного в присутствии родителей, родных и друзей, сегодня (называет число, месяц, год) ваш брак зарегистрирован. Отныне вы муж и жена».

Ведущая предоставляет слово депутату Совета народных депутатов: «Дорогие друзья! Мне выпала честь вручить вам свидетельство о заключении брака и первым поздравить вас с рождением новой семьи. Идите рука об руку по большому жизненному пути. Желаю вам вырастить и воспитать детей честными и добрыми, смелыми и трудолюбивыми гражданами нашей великой Родины. Работайте так, чтобы наша Отчизна была богатой и могучей. Живите так, чтобы оставить после себя добрый след на земле и в памяти людей». Депутат вручает свидетельство о заключении брака жениху.

Ведущая: «В знак любви, верности, нерасторжимости брачных уз обменяйтесь обручальными кольцами». Помощник ведущего подносит молодым кольца на специальном подносе или декоративной тарелочке. Жених первый надевает кольцо невесте на безымянный палец правой руки, целует ей руку, затем невеста надевает кольцо жениху.

Ведущая: «Прошу молодых поздравить друг друга!» (молодые целуются).

Ведущая: «Дорогие новобрачные! Поздравляю вас с большим и светлым событием - вступлением в брак. Пусть в вашей семье царят чистые отношения, пусть роднят вас стремления к знаниям, к высокой культуре. Дорогие молодожены, торжественно вручаю вас на вечное хранение книгу «Летопись семьи». В нее вы будете вписывать важные семейные события, добрые дела, совершенные вами и вашими детьми».

Депутат Совета народных депутатов: «Уважаемые друзья! Позвольте вручить вам свадебную медаль «Совет да любовь». Пусть эта медаль напоминает вам о самом счастливом дне в вашей жизни. Пусть ваш добровольный союз верности и любви будет прочным и долговечным».

Ведущая обращается к родителям новобрачных: «Дорогие родители! Мы рады поздравить вас с замечательным днем. Дети ваши стали взрослыми, пришла пора и им создавать свою семью, принять эстафету продолжения вашего рода. За ваши добрые дела, самоотверженный труд, за то, что вы воспитали детей достойными гражданами Страны Советов, большое вам спасибо!»

Ведущая обращается к новобрачным: « Дорогие молодые супруги! Будьте всегла прочной опорой вашим отцам и матерям. Помните об их огромной любви к вам и заботе. Подойдите к своим родителям, поблагодарите их за все, что они сделали для вас».

Новобрачные подходят к родителям, низко кланяются, родители поздравляют их, целуют.

Ведущая обращается к свидетелям: «Дорогие друзья! Быть свидетелями почетно, но вместе с тем и ответственно. Вы обязаны не только позаботиться, чтобы этот день сохранился в памяти ваших друзей, но и должны всегда поддерживать их на жизненном пути, всегда приходить на помощь в трудную минуту».

Ведущая обращается к гостям: «Дорогие гости! У нас сегодня праздник. Вы являетесь свидетелями рождения новой семьи. Поздравьте молодых. Пожелайте им счастья в семейной жизни».

Новобрачные и следующие за ними свидетели поворачиваются и обходят круг гостей, принимают поздравления, цветы. Помощник ведущего сопровождает их. После поздравления новобрачные становятся на прежнее место. Ведущая, находясь у выхода из ритуального зала, обращается к новобрачным: «Дорогие друзья! Еще раз поздравляем вас и ждем на торжественную регистрацию вашего первенца. Желаем через 25 лет отметить серебряную свадьбу, а через 50 лет - золотой юбилей».

Ведущая обращается к гостям: «Прошу всех гостей образовать живой коридор и проводить молодых. Светлой вам дороги, долгой счастливой семейной жизни!» Новобрачные первыми выходят из ритуального зала, за ними следуют свидетели, родители, гости.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.
Вещь как язык искусства
Культурный стереотип как способ освоения действительности
Свадебный обряд в советское время: традиции и инновации
Суфизм как составная часть арабо-мусульманской культуры
Вернуться к списку публикаций