2012-08-15 14:20:09
ГлавнаяКультурология — Специфика и культурное значение современного свадебного обряда (конец XX - начало XXI вв.)



Специфика и культурное значение современного свадебного обряда (конец XX - начало XXI вв.)


Какими особенностями характеризуется процесс образования супружеских пар сегодня?

В настоящее время молодежь общается и знакомится на производстве, в учебных заведениях, в местах отдыха (на дискотеках, в Домах культуры и т.п.). Немаловажную роль в сближении молодых людей играют общность интересов, уровень образования. Появилась форма знакомства (которая была популярна и на рубеже XIX-XX вв.) - брачные объявления в газете или журнале (их дают как мужчины, так и женщины). Возможность познакомиться и найти брачного партнера представляют и специальные клубы знакомств. Современная молодежь свободна во внешних проявлениях своих чувств — дружбе, любви. Вполне допустимы знаки внимания в присутствии родных, знакомых, в общественных местах, имеют распространение и добрачные связи среди молодежи, в т.ч. не достигшей официального брачного возраста. Например, по распоряжению Главы администрации Ульяновской области разрешается регистрация брака граждан, не достигших официального брачного возраста (18 лет), если необходимость брака подтверждается заключением врача о беременности невесты. Степень распространения добрачных связей подтверждается также растущей долей детей вне брака.

Общественное мнение сравнительно снисходительно относится к добрачным связям молодежи. Фактически получили признание нарушение традиционных представлений о необходимости хранить целомудрие до брака; ослабление влияния на современную семью христианской церкви, морали.

В 1970-80-е годы XX в. молодежь в брачном выборе уже ориентировалась главным образом на личные качества предполагаемого супруга или супруги. Сегодня с ростом социального расслоения общества, материальные соображения начинают играть существенную роль. Для молодежи не безразличны материальные возможности будущего супруга или супруги. В настоящее время у девушек, например, несколько снизился престиж браков с выпускниками военных училищ, что связано с ухудшением экономического положения кадровых офицеров, с опасностью попасть в места боевых действий. В прошлом было принято выдавать замуж дочерей и женить сыновей по старшинству. В настоящее время считается не обязательным соблюдать очередность по старшинству детей при вступлении в брак. Родители «не тянут» с замужеством дочери, но и не торопят, особенно, если девушка — студентка и должна закончить учебу, получить специальность. Родители, имеющие сыновей, также более склонны удерживать их от ранней женитьбы, особенно, если сын еще учится или служит в армии, т.к. считают, что после свадьбы большая часть заботы о молодой семье ляжет на их родительские плечи. В то же время фактически дети чаще всего только ставят родителей в известность о принятом решении пожениться или о том, что падали заявление в ЗАГС, не спрашивая на это разрешения.

С изменением общественной жизни трансформируются условия заключения брака и место семьи в свадебной обрядности. Однако молодые люди, вступающие в брак, по-прежнему выбирают венчание, свадебное гуляние и свадебные торжества с элементами народных традиций, даже если не представляют глубокий смысл свадебной обрядности, сформировавшейся в длительном процессе социокультурного развития.

Современная свадьба, как правило, фиксируется на фотопленку. Из фотоснимков составляли альбом «Наша свадьба». В 1960-80 годы была мода на слайды, в 1990-е годы стала распространяться видеозапись.

Современная свадьба вновь претерпела существенные изменения, связанные с переустройством всей общественной жизни в нашей стране, когда резко усилилось расслоение общества, сформировались слои предпринимателей, обладающих весьма внушительным капиталом, сильно интенсифицировались связи россиян с окружающим миром, быстро стали входить в моду разнообразные ритуалы, обычаи, праздники, типичные для западного мира и часто противоречащие вековым национальным традициям. Некоторые традиционные элементы - смотрины невесты, приданого, кладка, рукобитье, девичья баня, причитанья невесты, прощание с родительским домами и другие, совершенно исчезли; другие элементы - сватовство, сговор, девичник, выкуп, ряженые трансформировались и развились в ином содержании.

К сожалению, исчез обычай хранить трезвость молодыми на протяжении всего свадебного обряда.

Свадебный обряд приобрел ряд общих черт, сложился единый для всех ритуал торжественной регистрации в ЗАГСе (он унифицирован, не имеет этнических различий и брачный костюм молодых). В то же время изменился состав приданого и подарков. По сравнению с 1960-70 гг. в 1990-е гг. наблюдается некоторое усложнение свадебного обряда, сочетание новых и старых традиций (венчание, участие родителей при регистрации брака, активное поведение на свадебном торжестве жениха и невесты, заключение брачного контракта/брачного договора и др.). В конце XX века венчание вновь появилось в ходе свадебного обряда, желание иметь крепкую семью, вступить в брак один раз, быть счастливыми в браке влечет молодую семью на участие в старинном обряде.

Специфической чертой, отражающей влияние рыночных условий, стало заключение брачного договора, определяющего имущественные права супругов, их обязанности в браке или в случае его расторжения.

В 1996 году в России был принят новый Семейный кодекс, в котором имущественным отношениям супругов посвящена отдельная глава. Брачный договор — это «соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения» (гл. 8, ст. 40 семейного кодекса РФ). Брачный договор может быть заключен до брака или после церемонии бракосочетания, на любом этапе брака независимо от семейного стажа. В основном в брачном договоре регулируются имущественные вопросы, но также могут быть оговорены проблемы касающиеся личных неимущественных отношений (например, количество детей, частота исполнения супружеских обязанностей, все то, что супруги сочтут важным для семейной жизни). По закону, составление брачного договора необязательно. Однако, уже в царской Росси были широко распространены так называемые «рядные записи», которые, по сути, являлись эквивалентами современного брачного договора. Рядную запись начинали составлять на этапе сватовства и заканчивали во время сговора. В ней оговаривался срок свадьбы, приданое невесты, количество гостей с обеих сторон, величина и сроки выплаты выводных денег (суммы, которую должны были заплатить родители жениха на покупку нарядов невесты), полная величина свадебных расходов, а также указывался размер неустойки, которую должна была выплатить сторона, повинная в отмене свадьбы. Отдельно в рядной записи оговаривался размер денежной помощи молодым от родителей новобрачных (если молодые собирались жить отдельной семьей) и величина надела земли, которую передавали родители жениха и невесты по дарственной записи. Отдельным пунктом мог идти объем работ молодой жены в доме мужа в первый год замужества. Иногда в рядную запись вносилось условие, запрещающее мужу бить свою жену. В случае нарушения этого условия родители девушки могли подать на зятя в суд. Писал рядную запись специально приглашенный подьячий.

С постепенным утверждением идеологической открытости и плюрализма в условиях рыночной экономики во многих регионах страны исчезли традиции посещения молодоженами памятника В.И. Ленина, а также проведение безалкогольных «комсомольских свадеб». Молодожены в городах теперь посещают места, связанные с проведением общегородских мероприятий, развлекательных зрелищ и т.п. - это может быть смотровая площадка, центральная площадь, мемориал памяти и другое.

Остаются некоторые различия в проведении свадьбы между городом и селом (место проведения свадебного пира, оформление помещения, набор кушаний, некоторые бытующие и сегодня предсвадебные, свадебные и послесвадебные обряды). Так, в сельской свадьбе широко используется оформление свадебного зала плакатами с надписями пословиц и поговорок, отмечаются девичники, катание на лошадях, украшенных свадебными лентами, колокольчиками, бубенчиками, жених вносит невесту в дом на руках, приготовление нескольких свадебных караваев, веселье ряженых и т.д.

В проведении современной свадьбы, особенно городской, большую роль сегодня играют профессиональные менеджеры - работники учреждений культуры, молодежных центров культуры и т.п. Ими разрабатываются сценарии современной свадьбы с использованием отдельных элементов прежних традиций, приемлемых для современных молодоженов.

В оформлении банкетного зала пользуются популярностью воздушные шары, бумажные гирлянды, а также надписи — пожелания Жениху и Невесте, в текстах которых нередко используются русские народные пословицы и поговорки.

Современные обряды - выкуп невесты, приезд жениха, бросание букета, конкурсы для жениха и невесты (проверка чувств жениха и невесты), запуск голубей, приглашение фольклорного ансамбля и другие - свидетельствуют о том, что старинные элементы свадьбы получают новое воплощение и постепенно становятся устойчивым элементом новой культуры формирования брачно-семейных отношений.

К сожалению, большинство сценариев однотипны или не ориентированы на национальных особенностях вступающих в брак.

Стало модно писать приглашения на свадьбу и отправлять гостям по почте или вручать лично. Большое значение придается вручению подарка, сохраняется или придумывается новое символическое назначение. Так, дарят колокольчики или свечи, постельное белье или куклу и т.д.

Свадьба нередко продолжается несколько дней. Важным моментом ее организации является порядок размещения гостей. Родители жениха садятся со стороны жениха, родители невесты - со стороны невесты. Кроме того, на столах на заранее установленных местах расставляются специальные визитные карточки с именами гостей.

Молодожены, как и ранее, с удовольствием играют в игры, пусть не старинные, но все - таки хороводные и развлекательные. Они с удовольствием принимают участие в игровых народных аттракционах, например, чтобы у жениха и невесты было больше родственников, они должны угостить из горшочков всю родню специально приготовленной кашей (обрядовое кушанье с глубокой древности). Жених и невеста справляются с этим замечательно. Большой популярностью среди молодоженов пользуется также угощение свадебным тортом (ранее пирогом): жених и невеста сами отрезают по кусочку и угощают всех гостей.

Свадебный поезд, теперь кортеж, во многом сохранил старинные обычаи, когда, к примеру, машина невесты едет вслед за машиной жениха. В ЗАГС молодожены едут в разных машинах, из ЗАГСа в одной. Современная молодежь верит и в суеверия, связанные с магической цифрой семь, когда нужно проехать через семь мостов, а некоторые даже выходят из машины и несут невесту через мост на руках.

Фрагмент сценария свадебного обряда, для ведения в загсах, Дворцах бракосочетаний, культурных учреждениях.

Молодых встречают под пение русской народной песни «Белый день» и осыпают хмелем, зерном.

Действующие лица: Ведущий, фольклорный ансамбль.

Ягода с ягодой сокатилися,

Ягода с ягодой обнималися!

Сыплем житом и хмелем!

Житом посыпаем, чтоб жить хорошо,

Хмелем посыпаем, чтоб жить легко.

Здравствуйте, князь со княгиней, бояре, сваты, дружки и все честные прихожане!

Доброго дня, новобрачный князь!

Доброго дня, княгинюшка!

Здравствуйте, гости званые да желанные,

Счастья вам да здоровья,

Совета да любви, ласки до доброты!


Ведущий и артисты выстраивают гостей и молодых в полукруг под исполнение р.н.песни «Белолица- круглолица». Ведущий обходит всех гостей с подносом, на котором лежат зеркало и гребень, показывая всем гостям что несет и останавливается возле молодых.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Вещь как универсальная категория
Свадебный обряд в советское время: традиции и инновации
Понимание Добра и Зла в русской культуре
Социокультурное и общеисторическое значение религиозных преобразований средневековой Руси
Становление и этапы русского религиозного Возрождения
Вернуться к списку публикаций