2012-08-15 14:07:44
ГлавнаяКультурология — Арабо-мусульманская культура как целостный феномен



Арабо-мусульманская культура как целостный феномен


В мекканский период мусульманам было запрещено применять оружие против тех, кто их притеснял, тем самым они избегали массовых потерь и развивали терпение. В мединский период, когда число мусульман значительно возрасло, Мухаммаду было ниспослано откровение, разрешающее вести борьбу против врагов и правила ведения войны, а погибшему уготовано место в раю. Следуя этим откровениям, мусульмане напали на караван мекканцев, было пролита кровь и захвачена добыча, разделенная между участниками этого набега. Можно сказать, что концепция джихада, занявшая важное место в исламе, берет свое начало в мединский период. В середине марта 624 года происходит битва у колодцев небольшого торгового села Бадр, расположенного на юго-западе Медины. Победа, численно уступавших мусульман, над значительно превосходящими силами мекканцев была проинтерпретирована как особое благоволение Бога. В тексте Корана об этом успехе мусульман сказано: «Не вы их (мекканцев) убивали, но Аллах убивал их, и не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил, чтобы испытать верующих хорошим испытанием от Него. Поистине, Аллах - слушающий, сведущий». В последующих аятах данной суры отмечается, что в Аллах, поддерживая мусульман, «ослабил козни неверных», поскольку мусульмане просили победы над врагом, то она и пришла от него.

Эта победа способствовла подъему военно-политического и религиозного авторитета Мухаммада, явилась началом активных военных действий против противников ислама не только в Медине, но на всем Аравийском полуострове. Вместе с тем, как отмечает Г.Э. фон Грюнебаум, «победа в битве при Бадре не гарантировала его откровению безопасности», она означала для молодой и малочисленной мусульманской общины «лишь призыв к борьбе».

Строя исламскую политическую систему, пророк Мухаммад и его сторонники опирались на три универсальных принципа ислама: единобожие, посланническую миссию и халифат. Суть принципа единобожия состоит в том, что творцом мира и всех людей считается Всевышний Аллах. Абу Аля ал-Маудуди пишет: «Вся власть и господство принадлежит Ему Одному. Все поклоняется и повинуется Одному Аллаху, не придавая Ему сотоварищей». С точки зрения данного мусульманскго теолога, «только Он (Бог) дал нам возможность распоряжаться многим из того, что он создал в этом материальном мире». Единобожие, с точки зрения, М.А. Башамила есть отказ от поклонений идолам и могилам, друзьям Аллаха, отказ от призывов к святым во время жизненных испытаний, избрания праведников ходатаями перед Аллахом, жертвоприношения и обетов, даваемых кому-либо помимо Всевышнего.

В течение 6 лет, находясь в Медине, пророк Мухаммад и его последователи из-за враждебности мекканцев не могли совершить паломничество к Каабе. В своем учении Мухаммад паломничество в Мекку определил как обязательный для мусульманина принцип веры. Однажды ему приснился сон, как он мирно отправляется в Мекку со своими последователями, совершает обход вокруг Каабы и исполняет все надлежащие религиозные обряды. Весной 628 года он предпринял попытку свершения малого паломничества (умра - арб.). Мекканцы, узнав о приближении к их городу, Мухаммада выставили войско. В целях избежания кровопролития с курейшитами он у «пересохшего водопоя Худобайбийа» заключил перемирие. В соответствии с этим вражда между Мединой и Меккой прекратилась на 10 лет. Мухаммад со своими последователями откладывал паломничество в Мекку на один год.

От заключенного договора Мухаммад получил преимущество, укрепившее в последующем его положение среди арабов. Прежде всего, пророк был признан как независимый правитель, за период перемирию он имел возможность распространять новое учение и за пределами Аравии. Воспользовавшись перемирием, он рассылает письма представителям соседних держав. В последующих битвах с мекканцами мусульмане также достигали ощутимых побед. С 628 года Мухаммад, прежде чем заключить союз с бедуинскими и иными племенами, требовал принятия ислама. Тем самым ослаблялась экономическая и политическая мощь мекканцев. Мусульмане избирают тактику непрерывной экспансии, что давала им увеличить число своих сторонников, экономически укрепиться за счет приобретаемой добычи. После победы над византийскими войсками в 629 году Мухаммад направляет письма негусу (императору) Абисссини, царю Египта и Александрии, царю Персии (Ирана), императору Византии, правителю Дамаска (наместнику императора Византии) и старейшину племени бану ханифа с требованием принять ислам.

Кроме персидского шаха остальные властители одобрили требование Мухаммада, а его послы были награждены ценными подарками. Отныне ислам стал распространяться не только среди арабов Аравийского полуострова, но и среди других народов - носителей совершенно различных культур. Тем самым складывался исламский мир (pax islamica). Отмечая сложный путь образования мусульманского государства, современный исламский фундаменталист Абу Аля аль-Маудуди пишет: «Вызывает удивление и восхищение тот факт, что на одной стороне противостояния находилась вся громадина Аравийского полуострова, с его бескрайними просторами, а на другой - недавно возникшее крошечное государство». По его мнению, пророк Мухаммад приступил к формированию уникальнейшего человеческого общества, отличавшегося от джахалийского и за несколько лет он создал «образец высокой цивилизации».

С созданием мусульманского государства на Аравийском полуострове, принятием ислама произошла трансформация в обычаях, традициях и социальной жизни арабов. «В культуре и цивилизации этих людей произошла революция, не только изменившая направление развития их истории, но и ход истории мира». Действительно в ходе этой духовной революции арабы осваивали новое видение мира, мышление и тип поведения, приобрели новую цель в жизни. Пророк Мухаммад совершил беспримерную в истории революцию в мышлении, морали, культуре и цивилизации. Судя по мнению этого автора, ислам в мире распространялся не оружием, а силой убеждения. И причиной свершения этой грандиозной революции являются - крепкие правила благочестия и богобоязни в сердцах последователей ислама, отсутствие классовых различий, ярко выраженное равенство и братства, нравственная чистота социальной жизни.

Мусульмане видели свой долг в широком распространении своего учения, и для реализации этой цели совершали экспансию на соседние и дальние страны. Подобные действия они интерпретировали как исполнение пророческого наказа, требующего широкого распространения ислама. Осуществляя завоевания, расширяя свои владения, мусульмане создали огромное государство - Арабский халифат, превосходивший по своим масштабам Римскую империю. Подобные масштабы распространения ислама связаны не только с завоевательными способностями арабов, но и дипломатическим искусством, которым они обладали, когда вели политику покорения народов.

Самодостаточность мусульманской цивилизации определяется, прежде всего, ее фундаментальными и базисными принципами, исторически сложившимися и дошедшими до современности в неизменном виде. Эти базисные принципы, непосредственно вытекающие из содержания Корана, обладают универсальной природой. Культурный универсализм Корана часто находит объяснение в восприятии переработанных иудейских, христианских, зороастрийских и греческих духовных элементов. Для последователей ислама именно Коран - божественное откровение - выше всякой культуры, ее совершенный венец. На основе предписаний Корана и Сунны пророка Мухаммада строится вся духовная, социальная, экономическая и культурная жизнь мусульманской общины.

Универсальный характер в исламе имеет такой его базовый принцип, как таухид (единобожие), пронизывающий текст Корана. Этот исламский монотеизм выражается формулой «нет никакого божества, кроме Аллаха» и нацелен он на отрицание язычества, политеизма. Мусульманская метафизическая концепция Бога - монотеистическая и теоцентрическая. Согласно Корану, Бог - единственный и единый, вечный, знающий, господь миров, абсолютная истина, творец, владыка судного дня и т.д.

Принцип таухида, предполагающий веру в Бога, для мусульман имеет серьезное влияние на их жизнь. Эта вера вырабатывает в человеке самоуважение, поскольку верующий человек осознает себя творением Всевышнего, что его судьба, жизненные успехи и неудачи, надежды главным образом зависят от него. Вера в единого Бога наряду с чувством собственного достоинства воспитывает в человеке скромность, не позволяет ему быть высокомерным, эгоистичным, формирует в нем добродетельность, честность, чистоту души, бесстрашие, избавляет от зла и алчности. Несмотря на то, что, с точки зрения таухида, судьба человека и его жизненный путь предопределены, тем не менее, Бог наделил его разумом и волей, предоставив возможность, для постоянного выбора между светом и тьмой, добром и злом.

Принцип таухида является главным источником силы ислама, на нем базируются все остальные положения и законы этой религии. С точки зрения мусульманской мыслительной культуры, на основе принципа таухида предполагается достижение духовно-культурного единства всего человечества. Следующим базовым принципом божественного знания является вера в ангелов, которые служат Богу, выполняя все его указания. Наделение их божественной силой, или же неверие в них, с точки зрения мусульманского сознания, означает грехопадение.

Третьим фундаментальным принципом ислама является вера в священные книги, посланные человечеству Богом через своих пророков. К некоторым из этих книг являются книги Авраама, «Тора» Моисея, «Псалмы» Давида, «Евангелие» Иисуса Христа. Книги Авраама не известны в мировой литературе. Неизвестны человечеству и многие другие ниспосланные книги. Мусульманская религиозная традиция считает, что «Тора, «Псалмы» Давида, «Евангелие», существующие у евреев и христиан, подверглись изменениям, божьи слова в них перемешаны с человеческими.

В отличие от них Коран является последней священной книгой, ниспосланной Богом, существующей в первоначальном виде. В нем слово Бога сохранено в неизменном виде. Он адресован всем людям и они могут выполнять все его предписания в любом месте и в любое время.

Четвертый фундаментальный принцип ислама - вера в пророков. Коран утверждает, что посланники Бога были среди каждого народа, и они несли религию ислам. Всего на землю было послано 124 000 пророков, из них известны только те, чьи имена упоминаются в Коране и вера в них обязательна.

Пятый универсальный принцип ислама - вера в загробную жизнь. Без веры в данный принцип не может быть мусульманина. Только кафир (неверующий) может его отрицать, что делает другие виды веры бессмысленными, возвращает человека к невежеству. Человек, верующий в загробную жизнь и в справедливый Судный день, предостерегается от греха, стремиться совершать благие деяния. Таким образом, вера или неверие в загробную жизнь указывают человеку определенные жизненные ориентации, следование которым делает человека либо духовно совершенным, либо ущербным. Ислам требует от мусульманина веры в воскрешение, наступление Судного дня, вознаграждение и наказание.

Непосредственно с принципом таухид в исламе связана проблема предопределения (араб, ал-кадарийа), означающая, что тайны бытия подвластны только Богу, без ведома которого в мире ничего не может произойти. В диссертации предопределение рассматривается как шестой догмат, принцип мусульманской веры и приводятся его различные интерпретации, возникшие в рационалистических поисках арабо-мусульманской философии.

Символами мусульманской веры являются следующие столпы ислама: провозглашение шахады (свидетельства того, что нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад его посланник), обязательная многоразовая молитва, дачи закята (милостыни), месячного поста и паломничества (хадж) к священному дому Кааба (если мусульманин в состоянии до него добраться). В мусульманской культуре личность вечно обязана, заниматься самосовершенствованием, а пределы ее духовного роста зависят от Бога, запрограммировавший его судьбу.

Фундаментализм же в исламе, как культурная установка, основывается на его базовых принципах, черпает свой духовно-идеологический и социокультурный ресурс из коранического текста и Сунны. Современный исламский фундаментализм, будучи культурным феноменом, является откровенной реакцией на процессы модернизации и глобализации, приводящие к утрате традиционных ценностей, религиозному индифферентизму и ослаблению в обществе нравственного начала. При этом важно отметить, что различными силами он используется как в достижении корыстных политических целей, так и в целях протеста против форсированной модернизации, западного экспансионизма, подрывающего устои традиционного мусульманского общества.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Духовная культура Древней Руси
Вещь как язык искусства
Особенности православия и русского нравственного идеала
Бытование вещей в хозяйственной культуре человека
Свадебный ритуал и его символика
Вернуться к списку публикаций