2012-08-15 14:07:44
ГлавнаяКультурология — Арабо-мусульманская культура как целостный феномен



Арабо-мусульманская культура как целостный феномен


Универсализм базовых принципов ислама

Базовые принципы ислама формировались по мере зарождения и становления ислама как целостной монотеистической религиозной системы. В своей совокупности они входят в ядро арабо-мусульманской культуры как нового культурно-исторического типа, отличавшегося от всех предшествовавших цивилизационно-культурных образований. В целях более четкого прояснения вопроса об универсальности базовых принципов ислама представляется необходимым дать краткий экскурс истории зарождения ислама.

Зарождение ислама как монотеистической религии связано с именем мусульманского пророка Мухаммада (570-632). Он происходил от рода бану хашим племени курейш, являвшегося хранителем святыни Кааба в Мекке. Рано осиротевший Мухаммад, воспитывался дедом Абд аль-Муталлибом, а после его смерти, он был взят на воспитании дядей Абу Талибом. Согласно мусульманским религиозным преданиям еще в детстве его посещали множество видений и знамений, что подчеркивает не только пророческое его избранничество, но и склонность к мистицизму.

Повзрослев, он стал сопровождать караваны своих родственников в их торговых мероприятиях. В возрасте 24 лет Мухаммад нанялся на работу к состоятельной вдове Хадидже, увидевшего в нем честного трудолюбивого и благочестивого человека. В 25 лет он женится на Хадидже. Семейная жизнь Мухаммада складывалась счастливым образом, и в этом - большая заслуга его жены Хадиджи, добросердечной и разумной женщины, родившей ему четырех дочерей и двух сыновей, рано умершие. Род пророка Мухаммада продолжился через его дочь Фатиму.

Женившись на Хадидже, пророк Мухаммад в своих путешествиях по торговым делам, судя по преданиям, встречался с христианскими монахами и мистиками, предсказывавшими эсхатологические последствия для народов, погрязших в земных пороках. Мухаммад имел возможность общаться с представителями разных народов, с их культурами и религиями. В этот период полагается, что он имел встречи и беседы с христианскими монахами и ханифами, сторонниками единобожия. Мухаммад становился ненавистником многобожия. Религиозные искания и размышления, сопровождавшиеся видениями и божественными озарениями, готовили почву для превращения его в последнее звено в цепи 124 тысяч пророков, посланных Всевышним разным народам, для распространения божественной истины.

Единобожие как универсальный мировоззренческий принцип арабам был известен как от своих соседей иудеев, так и христиан. С этим принципом были знакомы и ханифы - критики иудаизма и христианства, считавшими себя, сторонниками более истинной и универсальной религии, чем эти представители монотеизма. В истории ислама зафиксировано, что Мухаммад начал проповедническую деятельность и распространять новую для Аравии религию в 610 году нашей эры. В 612 году, в месяце раджаб, он вместе со своей семьей удалился на пустынную гору, чтобы избавиться от летнего зноя. Когда он лежал в одной из пещер этой горы, то перед ним возникло небесное существо - архангел Джабраил (в Библии - Гавриил), властным голосом потребовавший от него чтения первого сакрального откровения, которое позже войдет в текст Корана, как 96 сура. Будучи безграмотным, Мухаммад не смог повторить требуемого от него изречения. Откровение сверху Мухаммад смог прочесть после третьего внушения, сделанного архангелом Джабраилов, сопровождавшегося его удушением. Дух требовал прочтения текста, который приведен в указанной выше суре Корана: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал. Но нет! Человек восстает оттого, что видит себя разбогатевшим. Ведь к Господу твоему - возвращение!....».

Повторно Дух посетил Мухаммада через три дня, услышав его слова, он упал на землю. Он потребовал от жены закутать его. Его закутали и взбрызнули ему лицо водой. Видение потребовало произнесение 74 суры Корана: «О завернувшийся! Встань и увещевай! И господа твоего возвеличивай! И одежды твои очисть! И скверны беги! И не отказывай милость, стремись к большему. И ради Господа твоего терпи!».

О своем видении Мухаммад поделился с Хадиджей, которая уверовала в его божественную избранность. Получив поддержку от жены и ряда близких родственников, Мухаммад начал открыто проповедовать слово Бога. Он рассказывал мекканцам о том, как является к нему архангел Джабраил, дающий сокровенные знания о Едином Боге, небе и аде, воскресении мертвых. Но мекканцы насмехались над ним, советую обратиться к врачу. Жена Хадиджа, убежденная в его пророческом даре, всячески поддерживала его. У него появляются несколько сторонников, к которым присоединился богатый торговец Абу-Бакр, пользующийся в Мекке всеобщим уважением, уверовавший в миссию Мухаммада. Вместе с ним к нему присоединились еще несколько последователей.

В начальный период своей пророческой деятельности Мухаммад, много терпел насмешек и ненависти от врагов, и эти оскорбления глубоко западали в его сердце. В ходе своих проповедей он обрушивался против тех, кто утопал в роскоши, погряз в грехах, насиловал рабов. Его проповеди носили явно выраженный социально ориентированный характер, что в конечном итоге подрывали экономическое положение племенной верхушки. Богатые мекканцы в проповедях Мухамамада увидели серьезную опасность своему социальному положению. В 616 году число его последователей увеличилось более, чем на 100 человек, что усилило вражду богатого сословия к его учению. Спасая от преследований своих последователей, Мухаммад переселил их в Абиссинию (Эфиопию), расположенную на другом берегу Красного моря, где проживали христиане, в которых он видл продолжателей религии Авраама. По-видимому, и христиане видели в исламе близкую к их собственным верованиям духовную систему.

В сложный для Мухаммада период мекканской жизни к нему присоединился Омар, сын Хаттаба, обладавший необыкновенной силой воли и духа, благодаря которому число мекканцев, сторонников нового учения стала заметно увеличиваться. Во время паломничества в 622 году к Мухаммаду присоединилась толпа пришельцев, 73 человека, из Медины, поклявшихся материально и физически поддержать ислам, проповедуемый им. Пребывание Мухаммада в Мекке изо дня в день становилось угрожающим. Ради примирения со своими земляками, мекканскими язычниками, он решил признать местных языческих богов. Этот свою слабость, временный отход от универсального принципа единобожия, он признал внушением Сатаны и отказался от ранее высказанных им религиозных стихов.

Мекканцы отказывались иметь торговые и иные отношения с родственниками посланника Аллаха. Смерть жены Хадиджы и Абу Талиба - старейшины рода хашимитов, покровителя и дяди Мухаммада, усугубили его и без того тяжелое положение в мекканском обществе. В сентябре 622 году он со всеми своими последователями эмигрировал в город Йасриб, получившее название - Мединат ал-Наби - город пророка. Это переселение по-арабски называется хиджрой, а год переселения Мухаммада считается началом мусульманского летоисчисления, образования мусульманской общины (уммы).

В Медине Мухаммад становится политическим, военным и религиозным вождем, разросшегося движения мусульман. Жизнь мусульман в Медине была безопасной, они могли свободно исповедовать свою религию. От своего пророка они получали следующие религиозные принципы: веру в Единого Бога и пророческую миссию Мухаммада, воскресение мертвых и загробное воздаяние, пятикратную молитву и отречение от идолопоклонства. Следую новому учению, первые мусульмане не употребляли в пище кровь, свиное и трупное мясо, не принимали спиртное. Нравственно укреплялся образ их жизни, искоренялось воровство, запрещались детоубийство, разводы, злословие. Во всех добрых делах они подчинялись пророку. В Медине получило развитие культовая практика ислама, была построена мечеть для молитв, за направление молитвы был принят Иерусалим, введен 30-дневный пост. Тех мусульман, которые эмигрировали в Медину, называют мухаджирами и они заняли в исламе особое почетное место. Мединцы, поддержавшие новое учение, получили название ансаров, что в переводе с арабского означает помощники. Кроме того, в Медине были и те, кто по отношению к исламу занимали либо двусмысленную позицию, либо являлись откровенными противниками Мухаммада. Они получили название мунафикун — лицемеры. В число противников Мухаммада, наряду с мекканцами, попали и иудеи, которые вначале сотрудничали с мусульманами и даже отправляли вместе с ними культ.

В начальный период мединской жизни мусульман у Мухаммада установились самые добрые отношения с евреями. Он пытался привлечь их на свою сторону, в своих проповедях он постоянно ссылался на их священные тексты, он признал за ними свободу вероисповедания, владение своими имуществами. В первое время между евреями и мусульманами складывались толерантные отношения, проявлявшиеся в том, что мусульмане посещали синагогу, а евреи - мечеть. Взаимоотношения между представителями ислама и иудаизма стали ухудшаться в связи с тем, что евреи не признавали Мухаммада пророком, пришествие которого было предсказано в их священных книгах. В связи с тем, что иудее не желали признавать его пророком, Мухаммад, на основе явившегося ему откровения ввел новое направление киблы - Каабу в Мекке. С переменой киблы Мекка признавалась мусульманской святыней.

Скептическое отношение к пророчеству Мухаммада постепенно ухудшали взаимоотношения между иудеями и мусульманами. Мусульманский пророк видел в них «потомков тех древних евреев, которые роптали на Моисея, убивали своих пророков и отвергли своего Мессию». Как отмечает И.П. Петрушевский: «В Медине произошло окончательное размежевание мусульман с «людьми писания» (ахль ал-китаб) - сперва с иудеями, потом с христианами, и ислам из аморфного монотеистического движения, разновидности ханифства, каким он был в Мекке, превратился в самостоятельную религию». Отказ евреев помочь мусульманам в отражении языческих отрядов мекканцев, напавших на Медину, вызвали гнев мусульман, повлекший за собой жестокую расправу над ними.

История зарождения и становления ислама показывает сложный путь утверждения этого фундаментального и универсального принципа в мировоззрении арабских племен, не желавших принимать новую религию, и разрушавших языческие духовные традиции. Пророк Мухаммад в деле распространения единобожия проявляет решительность. Чтобы утвердить единобожие среди своего племени он разбивает все языческие идолы, выставленные в священном для арабов святилище Каабе. Провозглашая принцип единобожия, он увязывал его с верой в загробную жизнь, и в соответствии с ним стал перестраивать свою беззаботную земную жизнь. «Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть - у Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища. Это мне повелено, и я - первый из предавшихся», - заявит пророк Мухаммад. Провозглашенный им принцип единобожия и постепенное его признание формирует у арабов новый взгляд на мир. Данный принцип являлся духовным ядром ислама, на основе которого складывалась новая историческая общность и социокультурная реальность. Ислам переводится «как предание себя богу», «покорность», а покорившийся единому Богу человек называется мусульманином.

Ислам как новая по сравнению с язычеством форма знания и рациональность через Коран внес новое понимание отношения человека к миру, обществу и к самому себе. В ходе своего распространения ислам, также как и христианство, добился заметных успехов в различных регионах мира, среди этнически и культурно разнородных народов, что подчеркивает универсалистский характер этого нового монотеистического учения.

Глубочайший смысл появления Мухаммада состоял в возникновении нового понимания Бога, позволившее интегрировать всех кто разделял его в социально-религиозную общность нового типа. Таким образом, пророк Мухаммад указал путь спасения человека, означающий искоренение язычества, усердное поклонение единому и единственному Богу, подаяние очистительной милостыни и богобоязливость. Отверженных, как сообщается в Коране, ожидают страшные муки. Здесь кроится принципиальное отличие между исламом и иудаизмом, а также между исламом и христианством, имеющие иные духовно-культурные интерпретации спасения.

В ранний период ислама связан с идеологическими основами, верой в Аллаха (иман), а также с правовыми нормами необходимыми для функционирования, зарождающегося государства мусульман. Суть ислама состоит в реформировании людей и общества, поэтому элементы народной культуры, имеющие общечеловеческое значение, были освещены и включены в эту монотеистическую религию.

Религиозная и социальная организация мусульман не имели четкого водораздела между религиозной и светской сторонами их жизни. Как известно мусульманское общество - умма еще во времена Мухаммада было построено не на кровно-родственных, племенных узах, а на братстве, взаимной поддержке людей разных расовых и этнических различий, а также на поклонении единому Богу, вера в которого вдохновляла их на защиту своего города, образа жизни, духовных ценностей. Задача ислама в начальный период его зарождения состояла в создании нового общества, основанного на универсальных религиозных принципах, установлении всеобщей социальной справедливости. В этот период формируется мусульманская правовая наука, выводящая свои положения из норм Корана и Сунны. С деятельностью Мухаммада связан метод иджтихада, которому он обучал своих сподвижников (сахаба), в результате складывался Мазхаб - школа правовой мысли.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Ренессанс как феномен мировой культуры
Оппозиция «открытое — закрытое пространство» в русском литературном пейзаже XIX века
Культура ХХ века - от модерна к постмодерну
Духовный идеал русской культуры
Вещь как универсальная категория
Вернуться к списку публикаций