2012-08-15 14:07:44
ГлавнаяКультурология — Арабо-мусульманская культура как целостный феномен



Арабо-мусульманская культура как целостный феномен


Христианство в Аравию проникло тремя путями - через Сирию, Хиру, столицу арабского Лахмидского царства, а также через Эфиопию, где в Аксумском царстве христианство утвердилось еще в IV веке. Дисперсное принятие арабами христианства указывало на то, что среди них шел постепенный процесс приобщения к монотеистической религии, новому мировоззрению. Раздираемое расколом, христианство Аравии не было едино, здесь были распространены многочисленные разбросанные христианские секты, часто враждующие между собой.

Вероятнее всего в Аравии были распространены такие ответвления христианства, как монофизиты, несториане и православные (халкедониты), возможно, оказавшие влияние на становление первоначального ислама. Хотя эти христианские церкви божественную природу Иисуса Христа, но в разных формулировках, тем не менее, они не могли оказать серьезное влияние на становление ислама. В исламе Иса ал-Масих (Иисус Мессия, то есть Христос) являлся человеком, пророком, предшествовавшим последнему из пророков Мухаммаду. Подобные идеи высказывали представители древней христианской секты эбонитов, придерживающихся некоторых иудейских обрядов. Эбониты отрицали божественную природу Иисуса, считая его пророком, посланным Богом мессией и спасителем. Как отмечает И.П. Петрушевский: «Есть основание думать, что христиане, с которыми встречался и беседовал Мухаммад в Мекке, возможно и других местах, были именно иудео-христианами». Высказывается точка зрения и о том, что «крупный староарабский поэт-монотеист ал-Аша (Абу Басир Маймун ибн Кайс из племени кайс, ум. ок. 629 г.), сложивший незадолго до смерти хвалебную поэму в честь Мухаммада и признавший его пророком», являлся иудео-христианином.

В VI веке в южной Аравии наблюдается явный духовный кризис среди арабов. Как следствие этого кризиса следует рассматривать, распространившееся здесь религиозное движение «ханифов» - проповедников, призывавших к единобожию, отказу от поклонения разным богам и идолам. Ханифы, судя по некоторым источникам, испытали влияние иудаизма и христианства, восприняли от них веру в единого Бога, отвергая многобожие и идолопоклонство. Они отличались аскетизмом и отшельничеством, составившими их образ жизни.

Ханифы считались последователями древней религии библейского пророка Авраама, названного в Коране Ибрахимом, рассматриваемого в качестве прародителя арабов и евреев. Согласно религиозной традиции, он получил от Бога свитки писания. Будучи юношей Ибрахим, отказался поклоняться идолам своего народа, отверг поклонение звездам, луне и солнцу. Он был ни иудеем, ни христианином, но считается мусульманином. Мухаммад был знаком с ханифами и считал их последователями истинной религии, что подтверждается в Коране. В нем верующих призывают быть «общиной Ибрахима, ханифа, ведь он не был из многобожников». В другом месте в Коране констатируется: «Или вы скажите, что Ибрахим, и Исмаил, и Исхак, и Йакуб, и колена были иудеями или христианами? Скажи: «Вы больше знаете или Аллах. Кто же нечестивее того, кто скрыл у себя свидетельство Аллаха? Поистине, Аллах не небрежет тем, что вы делаете!».

Ханифы признавали единобожие и веровали в откровение, в загробное возрождение и в день возмездия. Иные из ханифов стремились поднять нравственность народа, они ратовали против употребления вина, противодействовали заключению браков между прямыми родственниками.

Как отмечает А.Е. Крымский, учение ханифов было «простым, рассудочным и как раз подходящим для этого практического народа». Но все-таки учение ханифизм не было принято арабами, но они предпочли ислам, связанный с ним. Арабы не отличались большой потребностью в религии, к исполнению обрядов богопочитания, они были чужды к абстрактным рассуждениям. Для принятия отвлеченных, требующих воображения религиозного учения, арабы в предисламский период не были готовы.

Ханифство являлось новым духовным явлением, ориентированного на признание монотеизма. Кроме того оно было вызванного кризисом социального строя Аравии с ее языческой социокультурной реальностью и соответствующей ей идеологией политеизма. Некоторые исследователи, в частности Е.А. Беляев, И.П. Петрушевский, склонны считать ислам следствием развития ханифства. Эта точка зрения, по-видимому, не противоречит и собственно исламской традиции, признающей Авраама и его учения.

Одновременно на Аравийском полуострове была известна религия зороастризма, получившая распространение в связи с расширением влияния на этот регион Персии. Персидские купцы жили в Йемене, зороастризм был распространен также в Бахрейне. Поскольку в предисламской Аравии было много беззакония и насилия, отсутствовали устойчивые религиозно-этические нормы, то этот период в исламе был назван джахалийей, что можно перевести как невежество, варварство.

В течение первой половины VII века под влиянием, зародившегося ислама, происходило объединение арабских племен, вслед за которым последовала «невероятно быстрая их экспансия на север Африки, на обширные территории Ирана, Средней Азии и Закавказья, включая и Армению». Ислам, проникая к разным этносам, приобретал свои специфические черты, обусловленные традиционными культурными особенностями, в том числе и религиозными верованиями. Взаимовлияние ислама и этнической культуры способствовали образованию культурного симбиоза, который в последующем становился доминирующей духовной системой в этнической культуре. Представители того или иного этноса, взаимодействуя с исламом, проходили сложный процесс аккультурации, связанный с освоением базовых ценностей новой религии. Многие этносы сначала противодействовали чуждой им религии, но позже осваивали ее. Подобные процессы протекали во всех странах, куда проникал ислам.

В разных регионах ислам утверждался по-разному, что было связано с местными обычаями, традициями, верованиями, ментальным своеобразием этносов, их общественным устройством. Но в ходе арабской экспансии утверждался общемусульманский тип культуры, содержащий в себе общие и особенные черты. Этот процесс был хорошо заметен в ходе завоевания арабами Ирана, происшедшее в 651 году. Через ислам в Иран арабы принесли свой язык, превратившийся в литературный и официальный язык. Несмотря на доминирование арабо-исламской культуры в Иране, персидская культура не только сохранилась, но и оказала существенное влияние на социокультурное бытие арабов-завоевателей.

В ходе процесса аккультурации на арабский язык были переведены многие произведения среднеперсидской литературы. Хотя арабский язык оставался доминирующим, тем не менее, к началу IX века складывается новоперсидский язык (так называемый фарси или дари), на котором писались исторические, географические и суфийские сочинения. Но арабский язык, как отмечает И.П. Петрушевский, «сохранял преобладание в литературе по точным наукам, философии, мусульманской теологии и праву».

Иран являлся страной, где происходило столкновение двух религиозных систем - зороастризма, получившего региональное признание и ислама, претендовавшего на мировое лидерство. От зороастризма как народной религии отказывались главным образом персидские крестьяне (дехкане), испытывавшие угнетение со стороны знати. Принятие ислама персидскими дехканами было связано с тем, что ислам провозглашал принцип равенства всех мусульман независимо от их происхождения. Многие персы, принявшие ислам, занимали высокие должности, особенно в финансовых органах, что было связано с отсутствием у арабов подготовленных чиновников.

Даже через сто лет после арабского завоевания Ирана зороастрийцев в это стране оставалось немало. Многие из них, отказываясь принять ислам, переселялись в Индию. Но постепенно ислам стал доминировать в духовной жизни персов, и уже в XI веке почти все население Ирана было исламизировано.

Предпосылки, предшествовавшие зарождению ислама, связаны с ломкой и заметными изменениями в экономике, общественной и духовной жизни племен, населявших Аравийский полуостров. Процессы разложения родо-племенных и рабовладельческих отношений, возникновение феодальной системы заметно подвергали устои традиционного общественного устройства и мировидения у племен Аравийского полуострова. Эти преобразования в конечном итоге разлагающе воздействовали на локальные религиозные культы, формировали новые религиозные ценности, имеющие региональное и общечеловеческое значение. Экономические, политические преобразованиями в жизни арабских племен способствовали универсализации духовной ситуации в Аравийском полуострове и зарождении в данном регионе ислама.

Свои предпосылки и особенности распространения ислам имеет на Кавказе, а также в некоторых регионах нынешней России. В Закавказье ожесточенное сопротивление арабам оказывали почти все народы, населяющие этот регион. Против арабов периодически восставали народы Кавказской Албании, Армении, Грузии, периодическую помощь им оказывали кавказские горцы. Арабские завоеватели в длительное время не могли добиться заметных результатов в исламизации Закавказья и Дагестана, что объясняется столкновением кавказского и арабского этнокультурных миров. Но процесс исламизации народов Северо-Восточного Кавказа не был синхронным в силу того, что он протекал по-разному как в самом Дагестане, так в Чечне и Ингушетии. При этом использовались «самые разнообразные формы и методы - насильственные или мирные, принудительные или миссионерские».

В период арабских завоевательных походов на Кавказ, его народы исповедовали как домонотеистические, так и монотеистические религии: иудаизм и христианство. Защищая свою Родину, образ жизни, культурные и духовные ценности эти народы оказывали упорное сопротивление захватчикам. Народы Закавказья:  Армении, Грузии и Азербайджана, а также народы Дагестана в экономическом, политическом и культурном развитии не уступали арабским завоевателям. Это обстоятельство и устойчивый патриотизм народов Кавказа приводили к длительному сопротивлению арабской экспансии.

Для решительного продвижения на Северный Кавказ главным препятствием для арабов стала Хазария, которая имела союзнические отношения с дагестанскими, нахскими и адыгскими народами. В период правления халифа Османа (634-644 гг.) арабы завоевывают Сирию, Палестину, Египет, значительную часть Ирана, где доминирующей религией являлся зороастризм. Завоевав Иран, арабы открывали путь вторжения в Закавказье. Впервые арабские воины появляются на территории Армении в 640 году, а в Грузии 642-643 годах, в эти годы они не сумели установить свою власть в Закавказье из-за сопротивления армян и грузин. В 650 году арабы захватывают весь Иран, к началу 654 года покоряют Армению и направляют войска на покорение Картли - Восточной Грузии. Правитель Картли, видя невыгодность своего положения, заключает договор, согласно которому арабы обязывались не вмешиваться в религиозную жизнь христианского населения Грузии при условии выплаты соответствующих налогов. Добровольно принявших ислам, арабы объявляли своими братьями и освобождали от всех налогов. Это обстоятельство способствовало к переходу части населения Грузии к исламу, а с ослаблением влияния арабов, принявшие ислам, часто переходили в традиционные верования.

Успехи в завоевательной политике арабов в Закавказье объясняются дальновидной налоговой политикой. По отношению к грузинам эта политика заключалась в том, что они вынуждены были платить арабам подушный налог - джизья, по одному динару со двора; им запрещалось объединять дворы для уменьшения налога, а арабам искусственно делить дворы ради его увеличения; грузины обязывались оказывать материальную помощь арабскому войску и вообще мусульманам; арабы же брали на себя обязанность охрану Картли от внешних врагов.

В 652-653 годах арабы нападают на Дербенд (Баб ал-Абваб - арабское название, означающее «ворота ворот») с тем, чтобы закрепиться в этом средневековом дагестанском городе, являющимся важным стратегическим пунктом. Владение им было необходимо для постепенного расширения северных границ Арабского Халифата и завоевания Хазарского Каганата, владения которого между 650-975 гг. простирались от Прикаспийских степей до Азовского моря. «661-662 гг. арабы захватили Агванию (Кавказскую Албанию). В середине VII века Северный Азербайджан и дошли до Дербента», - утверждает Л.H. Гумилев. Арабский полководец Мухаммад ибн Огбай в 692-693 годах занимает Дербентский проход, но не смог его удержать из-за сопротивления хазар.

К моменту появления на Кавказе арабов на его северных территориях образовывается сильное государство Хазария, подчинившее своему влиянию многочисленные народы не только Северного Кавказа, но и Поволжья, Крыма и Киевскую Русь. Оно в политическом отношении конкурировало с Византией, противостояло его влиянию на народы Кавказа. С VIII века господствующей религией в Хазарии становится иудаизм. По мнению Г.Э. фон Грюнебаума: «...не будь сопротивления хазар, арабы, наверняка, предприняли бы попытку вторгнуться на равнины Придонья и Приднестровья».

Войны, происходившие между арабами и хазарами, носили кровопролитный характер, только в одном из сражений арабское войско, состоящее из 4000 воинов, было полностью разбито. Многократные попытки арабов захватить Дербент терпели неудачу, нередко город переходил из рук в руки и подвергался большим разрушениям.

Масштабная экспансия арабов на Северный Кавказ начинается в начале VIII века. В 708 году они захватывают Дербент, а в 711 году теряют его. После чего, развивая успех, они берут Дербент, Беленджер (на берегу реки Сулак) и разрушают Семендер, расположенный, судя по утверждению Л.H. Гумилева, на берегу Терека, около станицы Шелковской.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Понятие «нравственного идеала» в его историческом развитии
Взаимообусловленность характера и национальной культуры
Культурное освоение вещи человеком в процессе ее создания
Историческая динамика феномена кича и его восприятия
Понимание Добра и Зла в русской культуре
Вернуться к списку публикаций