2012-08-15 14:07:44
ГлавнаяКультурология — Арабо-мусульманская культура как целостный феномен



Арабо-мусульманская культура как целостный феномен


Исторические и социокультурные предпосылки зарождения ислама

Ислам как третья по счету мировая монотеистическая религия возникла в среде семитского народа арабов, древних жителей Аравийского полуострова. По мнению Е.А. Беляева, возникновение ислама связано с «образованием рабовладельческого уклада в разлагавшемся первобытнообщинном строе». Аналогичную точку зрения высказывает и И.П. Петрушевский, утверждавший, что «на юге Аравии в VI-VII вв. происходило сложение рабовладельческого уклада в области Хиджаз, в районах Мекки и Медины, лежавших на трансарабском караванном пути».

Социальные факторы, обусловившие возникновение ислама среди арабов, действительно связаны с экономическим, политическим и культурным развитием Аль-Джазиры (Аравийского полуострова) и переходом его от древности к средневековью. В ходе распада традиционных родо-племенных отношений в Аравийском полуострове, возникают раннеклассовые протогосударственные образования (Йемен, Мекка, Ятриб), что привело к усилению социального неравенства. «К V-VI вв. в Аравии распались древние классовые государства, существовавшие в ее северных и южных районах (Набатия, Пальмира, Саба, частично Химйар), ослабла транзитная торговля, бывшая во многом экономической основой жизни этих государств, захирели многие городские центры».

Таким образом, социально-экономической предпосылкой возникновения ислама явился процесс разложения патриархально-общинного строя и образования рабовладельческого уклада в Хиджазе. В Мекке ко времени появления ислама существовал рабовладельческий уклад. Состоятельные купцы имели много рабов, занятых не только в доме в качестве слуг, но и в производстве, они пасли стада своих господ и обрабатывали их поля и сады, расположенные в оазисах. Рабы в основном были чужестранцы, преимущественно эфиопы и негры, обращение господ с ними нередко было жестоким.

В арабских городах развивалась своеобразная культура, носившая на себе печать соединения бедуинских обычаев с роскошью и нравами персидского и византийского города. Эта культура возникла главным образом благодаря торговле. Городские жители из Йемена возили серебро, золото, изюм и черных невольников в Сирию и променивали там эти товары на сукна и на белых невольников. Такая торговля приносила в аравийские города немалые богатства. Одним из богатых городов в Аравии был город Мекка, в котором жили богатые торговцы. В домах богачей господствовала большая роскошь; во время пиров пили из драгоценных бокалов, в серебряных и золотых сосудах сжигались редкие благовония, и персидские или византийские рабыни развлекали гостей пением и музыкой.

На заметной высоте находилась арабская поэзия, прославлявшая древних национальных героев и их подвиги. Часто в поэзии воздавалось рыцарское уважение женщинам. Высоким почтением в поэтической культуре пользовались женщины благородного происхождения, что не было характерно для культур других народов Востока. Подобный подход скорее был исключением, нежели распространенной традицией. Арабы в массе своей находились на более низкой ступени социокультурного развития. Об этом свидетельствует обычай хоронить живыми новорожденных девочек, широко распространенное многоженство, грубое обращение и обременительные работы, которым была подчинена большая часть женщин.

Торговый город Мекка был расположен на скрещении торговых путей, идущих с севера и юга, соединяющих Красное море с современным Ираком. Именно городские жители Мекки и других городов северной части Центральной Аравии способствовали складыванию племенных образований, основанных этнокультурных ценностях. «Караваны, связывавшие крайний юг полуострова с Сирией и Египтом или Красное море с Ираком, нуждались в городах и оазисных поселениях, служивших если не конечными, то хотя бы перевалочными пунктами». Важное экономическое и культурное положение занимал город Мекка, находившийся на этом караванном пути. В жаркой, бесплодной долине, окруженной суровыми горами, этот экономически важный для аравийских племен город, мог изначально существовать только благодаря воде источника Земзем, ставшего позже священным для мусульман. Мекка в основном состоял из североарабского племени курейш, а его кварталы были заселены богатыми и бедными родами этого племени. К числу знатного и влиятельного рода относился род омейядов, а к числу бедных родов - род хашимидов, из которого происходил и основатель ислама пророк Мухаммад. Род омейядов приобрел свое богатство путем торговли и ростовщичества. Среди родов племени курайшитов сложилось ощутимое социальное неравенство, что, по-видимому, явилось важной предпосылкой, ускорившей восприятие арабами новой религии, проповедовавшей братство и социальное равенство между людьми не только одного племени, но и разных племен.

Мекка являлась самоуправляющимся городом-государством, в котором не было установленных органов государственной власти - суда, полиции, тюрем. В отличие от языческой Мекки город Йасриб (позже известный как Медина, город пророка Мухаммада), лежащий к северу от него, населенный пятью племенами, в духовном отношении представлял пеструю картину. Три племени исповедовали иудаизм, а двое других - язычество.

Разложение патриархальной родовой общины, развитие частной собственности на землю и имущественное неравенство углубили противоречия между знатью и остальными членами племен, вызвали брожения в северной части Аравии. Преодолеть племенную разобщенность и вражду можно было путем объединения всех арабов в единое государство и под общей идеологией. Для появления ислама в Аравии сложились как соответствующие исторические, экономические, политические, так и идеологические предпосылки. Разрушались не только экономические основы старого общества, но и языческие духовно-культовые ценности, на смену приходила новая религия, утверждающая внеязыческие и внеплеменные принципы. Она должна была объединить и цементировать разрозненные племена, придерживающихся различных культов, преклоняющихся языческим богам. В Коране эта духовно-культурная реальность получила название «джахалийи», что в переводе с арабского на русский язык означает неведение, невежество, незнание. То есть, с точки зрения ислама, как новой социокультурной реальности, этот период является временем незнания арабами единого Бога - Аллаха.

Распад древних и образование рабовладельческих обществ в данном регионе привели к обострению всех видов общественных противоречий, разложению устоявшихся социокультурных связей, углубили конфликты между разными слоями общества, между различными племенами, в том числе между оседлыми и кочевыми арабами. При этом резко возросла роль кочевых народов в торговых, политических и военных процессах. В силу усиления их военной мощи им удается подчинить себе многие оседлые народы региона. Уже в VI веке кочевники выступают в качестве политической силы, интегрирующей новый социокультурный мир, формирующийся в Аравии. Среди арабов-кочевников выделяется господствующая верхушка, подчинившая себе обнищавшие массы.

Дезинтеграция старых форм социально-экономических отношений приводила к возникновению новых, основанных на феодальной собственности. Складывались крупные племенные союзы, состоявшие из оседлых и кочевых народов, игравшие главенствующую роль в социально-политических процессах. Более высокие формы экономических отношений и новые племенные союзы приводили к образованию региональных государств, суверенитету которых угрожали такие могучие империи, как Византия и Персия.

Процессы разложения родовых, рабовладельческих и возникновение феодальных отношений сопровождались трансформацией традиционных форм экономического, политического и духовного существования племен Аравийского полуострова. Социально-экономические и культурные преобразования в Аравии в конечном итоге гибельно отразились на многих локальных религиозных культах и способствовали формированию культов, имеющих общеаравийское значение. Переход от родо-племенных культов к культам регионального характера формировали предпосылки для универсализации духовной ситуации в Аравийском полуострове.

Однако в силу межконфессиональных столкновений, ослаблявших лидерство какой-либо из традиционных верований, а также из-за глубокой приверженности арабов к древним языческим верованиям, монотеизм среди арабов к началу VI века все еще не получил заметного распространения. Как отмечает Л.C. Васильев: «Следуя древним семитским традициям, восходившим к вавилонской и даже довавилонской Месопотамии, они (арабы) поклонялись солнцу и луне, различным божествам и духам, силам природы, мертвым предкам. На юге Аравии процветал фетишизм, нашедший свое отражение в культе больших поставленных на ребро камней. Крупнейшим из них являлся знаменитый черный камень в святилище Кааба в Мекке. Окруженный многими меньшими каменными фетишами, символизировавшими других племенных божеств и духов, этот черный камень воспринимался всеми арабами, как высший божественный символ. Возможно, что такой символ служил основанием формирования среди арабских племен представления о существовании Высшего Верховного Божества».

Слово Кааба означает куб, он состоял из окруженного с четырех сторон стенами в рост человека незакрытого пространства около 250 футов в окружности. В нем стояло изображение Габала, бога племени курейшитов, населявшего в то время Мекку. Этот идол был привезен старейшиной курейшитов из Сирии в 200 году. В Каабе находились многочисленные другие идолы, которым преклонялись иные племена, в их числе находились изображение Авраама и Девы Марии с младенцем. Предметом наибольшего почитания у арабов был черный камень, неизвестного происхождения, но который считался доставленным с неба. Кааба был вделан в наружную стену восточного угла Каабы и почитался, как самое важное сокровище святилища.

В анализируемый период арабы в мировоззренческом отношении имели только смутное представление о едином Боге, и говорить о четком его осознании ими, не приходится. Е.А. Фролова пишет, что «мир языческий, известный нам через бедуинский эпос и поэзию, достаточно конкретен, частей».

Таким образом, религиозно-культурная ситуация в Аравии полностью опиралась на язычестве и она могла бы иметь достаточно длительное продолжение, если арабы не оказались перед резким спадом торговли, повлекшим за собой радикальное изменение структуры традиционной экономики, и всего их жизненного уклада. Экономические неурядицы в Аравии непосредственно отразились и на мировоззренческих представлениях арабов; языческие идолы, несмотря на приносимые им жертвы, уже не способствовали улучшению их материального положения. В связи с разложением патриархально-общинного строя в Аравии приходила в упадок, соответствовавшая ему религиозная система - староарабский политеизм.

Важно отметить и то, что многим племенам полуострова были знакомы монотеистические религии: иудаизм и христианство, находившие своих приверженцев среди них. В Аравии с древних времен существовали еврейские колонии - особенно в Йемене и Хайбабе. Несколько позже христианские общины были основаны в Йемене и Наджаране, имевшие торговые и культурные контакты с Меккой, городом.

Что касается иудаизма, то он представлял собой более организованную, чем христианство силу. Евреи, исповедующие иудаизм, были едины, «у них не было разнобоя в религии, их религиозная иерархия и культ были строго регламентированы». Иудаизм проник в Аравию через еврейских эмигрантов, изгнанных из Римской империи, после неудачного восстания против римлян, нашедших приют в этом регионе. Как писал А.Е. Крымский: «Некоторое время моисеева вера была даже государственной религией Йемена, но при этом она не могла надолго удовлетворить арабов». И это связано с тем, что араб, будучи человеком практическим, реалистом, лишен воображения и «мало восприимчив к религиозным таинственным вопросам, которые ведь действуют скорее на воображение, чем на рассудок». Разъясняя эту свою точку зрения, он отмечал, что И.П. Петрушевский также писал: «Главными центрами иудаизма в Аравии стали города Йемена, а также оазисы северного Хиджаза, особенно Йасриб (Медина).... Иудеи жили также в оазисе Таиф; в качестве купцов они нередко посещали и Мекку. Иудеи в Аравии были купцами, ремесленниками и земледельцами в оазисах». Еврее жили в окрестностях Мекки, но земельные угодья и капиталы они имели в г. Йасрибе (позже Медина), расположенном на его севере. Именно в Йасрибе пророк Мухаммад вступит в тесное соприкосновение с могущественной еврейской общиной.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567891011




Интересное:


Арабо-мусульманская культура как целостный феномен
Нравственные ценности в структуре мировоззрения и культуры
Свадебный ритуал и его символика
Суфизм и ваххабизм: социокультурная несовместимость
Социокультурное и общеисторическое значение религиозных преобразований средневековой Руси
Вернуться к списку публикаций