2012-08-15 13:57:51
ГлавнаяКультурология — Особенности суфизма на Северном Кавказе



Особенности суфизма на Северном Кавказе


Начало и эволюция суфизма на Северном Кавказе

Появление суфизма на Северном Кавказе и последующие его видоизменения связаны с началом распространения и утверждения в этом регионе ислама и основанной на нем мусульманской культуры. До арабских завоевательных походов на Кавказ здесь существовали несколько государственных образований как-то: Армения, Грузия, Кавказская Албания со своими границами, общественно-политическим устройством, экономической и духовно-культурной жизнью. Многоплеменной и многоязычный Кавказ являл собой пеструю этноконфессиональную картину. Народы региона исповедовали древние языческие верования, в том числе и зороастризм, хотя к этому времени в Армении и Грузии встречались носители монотеизма: иудаизма и христианства.

В VII веке в Армении и Грузии христианство занимает прочные позиции, хотя местные языческие культы имели важную роль в социокультурной жизни кавказских этносов. Кроме того, при наличии элементов языческих верований, существования отмеченных форм монотеизма в данный регион проникали христианские еретические течения. При доминирующей роли язычества в этом период среди народов Северного Кавказа возрастает роль христианства. Распространение христианства среди отдельных народов Северного Кавказа объясняется усилением влияния Армении и Грузии, принявших христианство ещё в IV веке нашей эры. Народы Северного Кавказа находились в обширных экономических, политических и культурных контактах с закавказскими государственными образованиями. В свою очередь Армения и Грузия, политически и культурно тяготели к христианской Византии. Как отмечал советский академик Н.Я. Марр: «Армяне и грузины, несмотря на разноязычие, составляли в начальную эпоху христианства один целостный мир». Влияние византийско-христианской цивилизации на народы Северного Кавказа происходило как через Закавказье, так и напрямую. Для христианизации языческих народов Кавказа Византия направляла в священнослужителей, организовывавшие церкви и школы. Подобные факты зафиксированы в ранних средневековых армянских, византийских и грузинских исторических хрониках. Опираясь на эти источники, К.В. Тревер пишет, что «как в Армении и в Иберии, так и в Албании в V в. существовали школы, в которых обучались дети».

К моменту нашествия арабов в Кавказской Албании сложилась мозаичная конфессиональная картина. Здесь сосуществуют местные языческие верования, секты христианства и зороастризма, секты манихеев и маздакитов. Эта пестрота религиозной ситуации отражалась на духовном мире народов Северного Кавказа, находившихся в тесных контактах с близкими в этнокультурном отношении народами Закавказья. В поликонфессиональной ситуации, сложившейся в Закавказье и на Северном Кавказе, необходимо учесть достаточно древнее присутствие здесь иудаизма. По некоторым данным последователи иудаизма появились в Грузии в I веке нашей эры. Более позднее появление иудаизма на Северном Кавказе связано с переселением в VI веке нашей эры иудейского племени изгнанного с Ирана из-за участия в так называемом маздакитском восстании, вспыхнувшего в конце V века, и продолжавшегося до начала VI века.

Идейной основой движения маздакитов являлись коммунистические идеи: общинное владение землей, общность имущества. Маздакиты считали, что «все чем владеют богатые, нужно раздавать бедным, поскольку первые лишь случайно имеют то, что принадлежит всем». Маздаку, вождю восстания против верховной власти в Иране, приписывают слова: «Ваши жены - ваше имущество». Эти общественные идеи в конечном итоге были дискредитированы, само движение маздакитов жестоко подавлено и рассеяно. Иудеи, принимавшие участие в этом движении, вынуждены были спастись бегством на Северный Кавказ.

Эмигрировавшие на Северный Кавказ иудеи, заселяют свободные земли, расположенные между Тереком и Сулаком. В междуречье Терека и Сулака состоялась встреча язычников хазар и иудеев-мигрантов, сыгравшая главенствующую роль в возникновении агрессивного в военном отношении государства Хазарии. Возникновение Хазарии - этого своеобразного тюрско-иудейского духовно-культурного и военно-политического образования - до сих пор остается одной из недостаточно изученных проблем средневековой истории Северного Кавказа.

Представляется обоснованной точка зрения Л.H. Гумилева, согласно которой главным этносом в Хазарии явилось тюркское племя хазар. Появившись в IV веке из глубин Китая, оно переместилось в низовья Волги, которое в течение нескольких веков проходило адаптацию в новых благоприятных для него природно-климатических условиях. Увеличившись количественно, он осваивает лесистую долину Терека. Ф.Г. Карпович отмечал: «В степях Северного Кавказа жили хазары, народ тюрского племени, вернее смесь разных тюрских племен». Интенсивное освоение ими Терского бассейна и части Северного Дагестана позволило Л.H. Гумилеву утверждать, что «родина хазар находилась в низовьях Терека и Сулака».

К моменту арабских завоевательных походов на Кавказ в Хазарии доминировала иудейская религия, что подтверждается целым рядом авторитетных исследователей. Ко времени образования Хазарии на территории Северного Кавказа существовали собственно кавказские государственные образования такие как: Кавказская Албания (охватывавшая часть Южного Дагестана, Азербайджана, Грузии), Алания, Серир, имевшие тесные торговые, политические и культурные контакты с Грузией, Арменией, Ираном, а также с Византией. Взаимоотношения кавказских государственных образований с Хазарией первоначально носили враждебный характер. Автохтонные народы Кавказа в течение несколько веков находились во враждебных отношениях с хазарами, притязавшими на их свободу. Но в этом противостоянии, как сообщается в грузинских исторических хрониках, побеждают хазары. Хазарские цари привлекали на воинскую службу представителей кавказских этносов, которые занимали высокие военные должности в войсках хазар. Взаимоотношения Хазарией и местными государственными образованиями, базировавшимися на торговых, военно-политических и духовно-культурных узах, в целом отличались стабильностью. Хазарские войска часто успешно нападали на персидские гарнизоны в Закавказье, совершали походы против Византии, облагали данью Киевскую Русь.

Относительно мирное развитие конфессиональной картины на Северном Кавказе подвергается радикальному изменению в связи с завоевательными походами арабов в первой половине VII века. На Кавказе сталкиваются торговые и геополитические интересы трех мировых держав: Персии, Византии и Арабского Халифата. Кроме того, на Северном Кавказе в военно-политическом и экономическом отношении доминировала Хазария, тревожившая набегами, как Персию, так и Византию. Именно против воинственной Хазарии в течение нескольких веков были вынуждены воевать самые известные арабские полководцы.

Впервые арабы на Северный Кавказ появляются в 642 году, когда, покорив Грузию и Армению, они оказались у стен южно-дагестанского средневекового города Дербента, входившего в состав Персидской империи. Дербент был заложен в IV веке персидским шахом Ануширваном, чтобы оградить проникновение в Закавказье воинственных кочевников из Севера. Персидский гарнизон крепости Дербента с покорением Ирана арабами и значительной исламизацией персов, сдает ее и переходят в ислам. Покорив Дербент, арабы начинают войну с хазарами, ставшими преградой на пути северных завоеваний арабов. Арабо-хазарские войны в течение двух веков протекали с переменным успехом. Нашествию арабов на Северный Кавказ противостояли объединенные войска хазар, аварцев, лезгин, лакцев, нахов и др. Для этих народов, в основном исповедовавших язычество, арабы со своей религией надолго оставались завоевателями, посягавшими на их жизнь и духовные ценности.

В войнах против арабов хазарам и горцам часто удавалось не только успешно противостоять, но добиваться разгрома их передовых отрядов. Но арабы, хорошо понимавшие стратегическое значение Северного Кавказа для своей мировой политики, проявляли упорство в его покорении, стремились втянуть этот регион в обширное пространство своей империи. Окончательному осуществлению этих планов мешали внутренние междоусобицы в Арабском Халифате, частые восстания покоренных народов.

Арабы несколько раз разбивали войска хазар, вынуждали их правителей принимать ислам, строили на покоренных территориях мечети, в которых создавались примечетские арабоязычные школы, превращавшиеся в центры духовного просвещения мусульман.

В отношении горцев-язычников арабы проводили насильственную политику исламизации, а противящих жестоко наказывали. На территорию нынешнего Дагестана завоевателями были переселены десятки тысяч арабов и покоренных ими народов, принявших ислам. Они распространяли ислам, вносили в культурную жизнь кавказских этносов духовные ценности, основанные на учении единобожия.

В целом арабо-мусульманская культура не представляет единобразную систему, в силу различных этнокультурных основ, ее формировавших. Тем не менее, она способствовала обогащению аборигенных культур на Северном Кавказе, расширяя их духовные горизонты, формировала универсальное мировосприятие у народов, ранее исповедовавших язычество. Но арабомусульманская культура, являясь инновацией, способствовала обогащению традиционных культур кавказских горцев, делала ее более осмысленной, духовно ориентированной.

В IX-XI веках арабы активно продолжают завоевывать, сопротивляющихся народов особенно Северо-Восточного Кавказа: прежде всего дагестанских, нахских (чеченцев, ингушей). Арабам удается покорить некоторых дагестанских племен как-то: лезгин, лакцев, табасаранцев, аварцев, которые после исламизации совместно с арабскими отрядами насаждали ислам другим народам Дагестана. Исламизированные кавказские народы становились опорой для арабов в покорении и исламизации народов, придерживавшихся традиционных религиозных верований.

Внутренние раздоры, междоусобицы в самом Арабском Халифате не позволяли арабам преодолевать сопротивление непокоренных народов Кавказа. Вместе с тем, отдельные народы Дагестана, подвергшиеся исламизации, проявили себя талантливыми учениками своих духовных наставников. Привившаяся на культурных традициях народов Кавказа, арабомусульманская культура дает богатые всходы. Целый ряд дагестанцев становятся признанными авторитетами в области шариата в мусульманском мире, некоторых из них судьба забрасывала в такие научные и культурные центры Арабского Халифата как Багдад, Каир, Дамаск, где они прославлялись как выдающиеся мусульманские теологи. По этому поводу дореволюционный исследователь ислама Мирза Казем-Бек сообщает: «В номенклатуре ученых

Востока более пятидесяти громких имен принадлежат Дагестану; там были, как есть и ныне, отличные (по мусульманской оценке) филологи, философы и законоведы».

Новые адепты ислама из числа дагестанских народов становились духовными наставниками для языческих народов Северного Кавказа. В средние века духовное влияние на чеченцев, исповедовавшие язычество, оказывали мусульманские миссионеры из Дагестана. Поселяясь среди чеченцев, дагестанские миссионеры подвергались ассимиляции.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456789




Интересное:


Современный кризис нравственных ценностей в России
Особенности православия и русского нравственного идеала
Возникновение и развитие лакового промысла Федоскино вторая пол. XVIII - XX вв.
Духовная культура Древней Руси
Развитие русской нравственной философии
Вернуться к списку публикаций