2012-08-07 18:52:55
ГлавнаяКультурология — Культурный стереотип как способ освоения действительности



Культурный стереотип как способ освоения действительности


Накопление знаний о человеческой природе привело к изменению отношения к стереотипу как к совокупности мифических признаков. Еще в XVIII веке известный испанский моралист Бальтасар Грасиан замечал: «Каждому народу, даже самому просвещенному, свойственен какой-либо природный недостаток; соседи обычно подмечают его со смехом или со злорадством». В 50-60 гг. XX века была предпринята попытка выявить специфику стереотипов, как особого класса оценок и знаний о человеке.

В исследованиях этого периода были выделены следующие аспекты изучения, которые актуальны и по настоящее время:

1. Когнитивный. С этой точки зрения стереотип рассматривался как результат схематизации образов и объектов окружающей действительности.

2. Аффективный. Здесь стереотип изучался как элемент эмоционально-оценочной деятельности человека.

3. Социально-психологический. В рамках данного подхода проводилось исследование стереотипов как определенных образов человека, принадлежащего той или иной социокультурной группе. В наибольшей степени данное направление представлено в работах, посвященных рассмотрению этнических стереотипов.

4. Социологический. Рассмотрение стереотипов как элементов, участвующих в процессе жизнедеятельности различных социокультурных групп, общностей.

Довольно интересный подход к пониманию стереотипов можно увидеть у американского психолога Т. Шибутани: «Стереотип - это популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей с точки зрения какого-либо легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей. Несмотря на многочисленные неточности, такие категории увековечиваются, потому что в существовании отдельных штрихов окружающие иногда убеждают себя сами. Те, кто объединяется в один стереотип, часто сами идентифицируют друг друга». Сегодня наиболее распространенной в западной науке является следующая интерпретация стереотипов: чрезмерно обобщенные мнения о другой группе, которые могут быть точными и не точными, но при этом содержать зерно истины.

Анализ отечественной научной литературы показывает, что до конца 1950-х гг. термин «стереотип» не употреблялся. Однако это не означает, что проблемы стереотипного восприятия и шаблонов в поведении человека не волновала умы ученых. Так П.А. Сорокин, не прибегая к термину «стереотип», описал функционирование шаблонов поведения в социокультурной группе: «Ряд процессов и форм поведения заранее зафиксирован в том или ином виде и выполняется большинством членов группы». На примере внутригрупповой динамики была показана роль, которую шаблоны социального поведения играют во взаимодействии людей. Однако после исследований П.А. Сорокина вновь к проблемам изучения поведенческих стереотипов отечественная наука вернулась в конце 1960-х гг. В это время появляются работы В.А. Ядова «К вопросу о теории «стереотипизации» в социологии», И.С. Кона «Психология предрассудка», Г.М. Кондратенко «Об опасностях стереотипизации», где авторы анализировали опыт западных исследователей. Тогда же впервые в отечественной науке была предпринята попытка дать определение понятия «стереотип». В одном из первых определений, принадлежащему В.А. Ядову, стереотип понимался как «чувственно окрашенные социальные образы». В данном определении подчеркивается эмоциональная природа стереотипизации, но остаются без внимания такие характеристики стереотипа как схематичность, устойчивость, символичность. В дальнейшем отечественными исследователями предпринимается попытка описать природу и сущность стереотипа, определить его место в человеческой культуре. С конца 1970-х гг. термин «стереотип» занимает прочное место в советской научной литературе. При этом необходимо отметить что, как и в западных исследованиях, в отечественных публикациях, посвященных вопросам стереотипизации и стереотипного мышления, отсутствовало единое понимание термина «стереотип», в связи с различием подходов к самому феномену.

Сегодня понятие «стереотип» как в отечественной, так и в зарубежной литературе употребляется довольно часто применительно к самому широкому кругу проблем. Все чаще понятие «стереотип» стало употребляться для характеристики процессов, происходящих в рамках той или иной культуры, идеологии, государственной политики и т.п., которые обусловливают устойчивость основополагающих социокультурных ценностей народа, нации и сопровождаются бесконтрольным тиражированием этих ценностей (чаще имеющих негативное, нежели позитивное значение для восприятия их другими). При этом стереотипы расцениваются как продукты нормального познавательного процесса, а стереотипизация - как составная часть этого процесса (Д. Гамильтон, Н. Кэнтор, Дж. Форгас, А. Миллер, К. Макколи, М. Сегал, К. Стит, В.П. Трусов, В.Н. Куницына, П.Н. Шихирев, В.С. Агеев и др.).

Для понимания роли стереотипов в человеческих отношениях важно не только знание их сущности, но и знание механизмов их формирования и функционирования. Как уже отмечалось выше, стереотипы являются продуктом естественных психологических процессов. Следовательно, для того, чтобы ответить на вопрос «Как возникают и сохраняются стереотипы?» необходимо рассмотреть базовые психологические процессы, которые лежат в основе формирования стереотипов. Избирательное внимание, оценка, категоризация, атрибуция, эмоции, память — психологические процессы, на которых базируются стереотипы. Остановимся подробнее на каждом из этих процессов.

В психологии под вниманием понимают сосредоточенность субъекта в определенный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Избирательность внимания связана с восприятием информации, относящейся к сознательной цели. Благодаря избирательности человек получает более содержательный, ограниченный набор информации для обработки. Фактор ограниченности информации играет существенную роль в процессе формирования стереотипов.

Оценкой называется процесс, с помощью которого определяется релевантность стимулов с точки зрения их актуальности, важности для жизни. На основании оценочного процесса возникают эмоциональные реакции, а затем принимаются поведенческие решения. «Процесс оценки релевантен стереотипам, поскольку он обеспечивает механизм, посредством которого мы активно воздействуем на входящие стимулы и обрабатываем их с учетом того, насколько они для нас значимы».

Категоризация — это процесс отнесения единичного объекта, события, переживания и т. д. к некоторому классу явлений. Категоризация позволяет организовать многообразие окружающей действительности в конечное число категорий. Эти категории, в свою очередь, основываются на частных свойствах объектов, которые воспринимаются подобными в некотором психологически значимом отношении.

Ежедневно человек ощущает потребность в объяснении причины тех или иных событий, поведения в определенных ситуациях. Одним из объяснительных механизмов выступает атрибуция. Атрибуция — это феномен, который позволяет приблизиться к пониманию механизмов взаимодействия, понять, каким образом человек интерпретирует поведение другого человека, если не обладает о нем достаточной информацией. В основе атрибуции лежит категоризация, т.к. причины поведения очень часто кроются в принадлежности человека к определенной группе — социальной, профессиональной, этнической и т.д.

Эмоции - неотъемлемая часть повседневной жизни каждого человека. Именно они информируют нас о состоянии наших отношений с другими и тем самым мотивируют наше поведение. Эмоции представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде. Эмоции тесно связаны с такими параметрами как длительность/кратковременность, устойчивость/изменчивость.

Памятью называют процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. По способу «хранения» информации психологи различают три основных подтипа памяти. Долговременная память служит для продолжительного хранения информации. Кратковременная память обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, поступающих извне и долговременной памяти. Сенсорная память отвечает за первичную переработку информации извне, удержание ее в течение очень короткого периода времени. Основным видом долговременной памяти является семантическая. Семантическая память - резервуар для хранения правил, идей и общих понятий о мире. Обычно она основана на обобщенных образах, которые связанны с событиями, опытом, знаниями. Семантическая память относится к накопленным знаниям, которые постоянно изменяются или подкрепляются в процессе столкновения с похожими фактами, событиями и т.д. Именно эти свойства данного подвида долговременной памяти делают ее релевантной пониманию стереотипов.

Механизм фиксации стереотипов заключается в многократном смысловом и эмоциональном акцентировании сознания людей на тех или иных явлениях, фактах, событиях, многократном их восприятии и запечатлении в памяти. Возникновение стереотипов обусловлено потребностью экономии энергии в процессе освоения окружающей действительности. Упрощение и схематизация являются основой любого стереотипа и неизбежными для таких процессов человеческой деятельности как ограничение, категоризация поступающей информации. Стереотип однозначен в своей оценке: мир делится на «знакомое» и «незнакомое». При этом «знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» синонимом «плохого». В большинстве случаев, оценка, данная стереотипом, считается наиболее правильной и принимается без доказательств. Отличительными признаками стереотипов, выделяющими их в особый класс социокультурных явлений, выступают их устойчивость и интенсивность эмоционального и когнитивного компонентов. Позитивные или отрицательные эмоции могут оказывать значительное влияние на процесс мышления, приводя к искаженному восприятию окружающей действительности. Так, например, при плохом настроении, мы воспринимаем людей и события в более негативном свете. Напротив, находясь в приподнятом настроении и ощущая себя удовлетворенным, человек становится менее чувствительным к культурным различиям. Более того, по мнению некоторых ученых (Г. Боденхаузен), ощущение, что все хорошо, может наполнять чувством некоторого превосходства.

Становление стереотипа - процесс длительный. Необходимо много времени не только для накопления достаточного количества информации о предмете, отражением которого он является, но и для того, чтобы каждая из образовавшихся установок закрепилась в массовом сознании, и эти фиксированные установки сплелись в единый для множества людей образ.

Рассматривая процесс возникновения этого феномена в общественном сознании, необходимо затронуть вопрос о соотношении стереотипа, установки и аттитьюда (от французского attityd - позиция, отношение), которые присутствуют в человеческой психике и влияют на поведение. Именно с помощью понятия «аттитьюд» описывается поведение человека в различных процессах массового действия. Будучи однажды усвоенным, он сохраняется в психической структуре человека и выполняет регулятивную функцию на уровне бессознательного.

Термин «установка» был введен в науку в 1888 году немецким психологом Л. Ланге, а теория установки наиболее полно разработана школой Д. Узнадзе. Под установкой, как определенным психологическим механизмом, понимают психологическую готовность человека к реализации какой-либо потребности в конкретной ситуации и закрепление этой потребности, если ситуация повторяется. Актуальная установка, таким образом, превращается в фиксированную. Вопрос о соотношении стереотипа и установки является дискуссионным. Некоторые исследователи (например, американские — С. Аш, Ф. Хайдер, Л. Фестингер) рассматривают стереотип в качестве когнитивного элемента установки, другие (например отечественный исследователь И. Суханов) отождествляют эти два понятия, третьи считают стереотип формой выражения установки (П. Шихирев, С. Чугров).

Вероятно, правомерно утверждать, что установка является психологической основой стереотипа. Она представляет собой готовность воспринимать явления или предметы определенным образом. Установка придает когнитивному элементу стереотипа содержание и определяет его интенсивность, степень его эмоциональной насыщенности. Вначале у человека формируется установка, а затем стереотип наполняется соответствующим этой установке содержанием. Поскольку стереотип выступает как проявление группового сознания, с которым необходимо соотносится и которым корректируется индивидуальное, то установки или аттитьюды непосредственно влияют на восприятие и оценку реальности.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345678




Интересное:


Культура ХХ века - от модерна к постмодерну
Традиции и новации в русском свадебном обряде
Вещь в системе темпорального слоя универсума
Культурное освоение вещи человеком в процессе ее создания
Культурные основы и содержание русской народной свадьбы в XIX в.
Вернуться к списку публикаций