2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПолитология — Выборы и криминал



Выборы и криминал


Проблема законности, легитимности выборов в последнее время часто поднимается и в связи с активным участием в избирательных кампаниях лиц, прямо или косвенно связанных с криминальным миром.

Активность криминальных структур в политическом процессе объясняется рядом факторов:

1.намерением с помощью мандата в органе государственной власти или органе местного самоуправления оградить себя от ответственности за осуществление преступной деятельности;

2.стремлением получить привилегии, доступ к финансовым ресурсам, укрепить деловые связи, обусловленные представительством в соответствующем органе государственной власти;

3.психологическими факторами - жаждой власти. Любовью к титулам и званиям, желанием продемонстрировать населению свои неограниченные возможности и т.д.

Разумеется, столкнувшись с такого рода проблемой, общество неизбежно ставит вопрос перед юридической наукой: как оградить органы народного представительства от участия в их работе граждан, связанных с криминальной средой. Но вряд ли в настоящее время наука может дать на этот вопрос некий однозначный универсальный ответ.

Пожалуй, самое простое предлагаемое на сегодня решение - ограничить пассивное избирательное право граждан, ранее судимых либо в отношении которых возбуждено уголовное дело. Однако вряд ли в данном случае благая цель оправдывает средство. Ведь известно, что далеко не каждое уголовное дело имеет своим завершением обвинительный приговор суда. А кто из нас возьмется дать гарантии, что арест конкурента в борьбе за голоса граждан не станет новой дорогостоящей избирательной технологией. И давайте не будем забывать о закрепленной в статье 49 Конституции Российской Федерации презумпции невиновности.

В качестве более «мягкого» решения проблемы предлагается широкое информирование избирателей о личности кандидатов в выборные органы государственной власти. В частности, речь идет о возможности законодательного закрепления обязанности кандидатов представлять при регистрации сведения о наличии судимости, о возбужденных в их отношении уголовных делах, декларации о доходах и т.д. Но кто поручится, что при этом будет представлена соответствующая действительности информация? А проверка такой информации избирательной комиссией не всегда дает ожидаемый эффект.

Совершенно неприемлемо установление запрета на негосударственное финансирование выборов. Нет никакой уверенности, что финансирование избирательных кампаний не будет осуществляться нелегальными способами, что исполнительная власть не получит с помощью финансовых рычагов дополнительную возможность повлиять на результаты волеизъявления граждан.

А главное: все приведенное выше - это борьба не с причинами, а с последствиями. Да и нельзя оградить выборы от влияния криминального мира одним удачным законодательным актом.

Ведь не секрет: проникновению криминала во власть способствует и низкая правовая, политическая культура избирателей, и недостаточная их политическая активность, и отсутствие гражданской позиции. Чтобы ситуация кардинально изменилась, потребуется длительное время.

Не перестроить в одночасье и сам характер деятельности государственных органов. Власть не должна быть источником личного обогащения для тех, кто ее осуществляет. Тогда она и не будет столь притягательной, желанной.

Наконец, всем нам важно усвоить очевидную истину: свободные выборы - это, прежде всего, законные выборы. Любой попытке исказить подлинное волеизъявление избирателей должен быть поставлен решительный заслон. Самое грозное средство в этом плане - признание выборов недействительными.

Таким образом, отмечая значительный рост коррупции в современном обществе и государстве как ее качественной, так и ее количественной стороны, проникновение ее практически во все стороны общественной жизни, заражение ею государственных органов, в том числе и правоохранительных, низкий уровень доверия населения власти, в рамках чрезвычайно ограниченного ресурса доверия населения, общая слабость общественных и государственных институтов, призванных бороться с проявлениями коррупциями, на фоне крайне неблагоприятной обстановки для борьбы с коррупцией в государстве и обществе, тем не менее уменьшить и ограничить коррупцию вполне реально, при условии одновременного разрешения проблем ее порождающих и решительного противодействия непосредственно самой коррупции и ее проявлениям. Только при таком подходе к решению данной проблемы у нас есть шанс в корне изменить сложившуюся ситуацию и обеспечить свободное развитие общества и государства в соответствии с общепризнанными принципами законности и приоритета прав и свобод человека, демократизма. Однако это сложный и долговременный процесс и принимать решение нужно нам и сейчас, пока у нас еще есть силы и средства чтобы начать борьбу с коррупцией и рассчитывать на успех.







Интересное:


Воля политической власти - правила исследования
Гражданское общество и модернизация России
Демократические ценности, принципы и воспитание гражданина
Жажда идеологии
Корпоративный, традиционный и международный режим
Вернуться к списку публикаций