2007-10-26 00:00:00
ГлавнаяПолитология — Коррупция и грязные избирательные технологии - пути преодоления



Коррупция и грязные избирательные технологии - пути преодоления


Масштабы, динамика и специфика коррупционных процессов, происходящих в российском обществе, - грани негативных последствий тех экономических, социальных и политических потрясений, которые произошли в государстве. Коррупция резко активизируется в периоды коренных преобразований правовых и экономических устоев, политической нестабильности, слабости властных структур, дезорганизации общественной жизни.

Как считает бывший руководитель ФСБ, а ныне председатель комиссии Госдумы РФ по борьбе с коррупцией Н.Д. Ковалев, ежегодные потери российской экономики от коррупции составляют около 15 млрд. долларов, поэтому борьба с ней не может быть разовой кампанией. Здесь нужна целенаправленная политика государства. Однако по состоянию на сегодняшний день борьба с коррупцией в стране не имеет под собой ни законодательной базы, ни исполнительного инструмента. Указ Президента РФ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» и ряд положений Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» фактически не выполняются. Закон «О борьбе с коррупцией», несмотря на неоднократные попытки, не принят до сих пор. Законодательно не определено само понятие «коррупция», не узаконена проверка государственных служащих на коррупционную податливость, до сих пор не проводится экспертиза принимаемых законов на коррупциогенность.

- Причины распространения коррупции, специфические для Российской Федерации, это:

- усиление организованной преступности;

- экономический хаос и политическая нестабильность;

- медленное преодоление наследия тоталитарного режима;

- несовершенство и неразвитость законодательства, его отставание от жизненных реалий;

- неэффективность функционирования большинства институтов власти; 6) отсутствие гражданского общества, демократических традиций и др.

Взять под контроль, а тем более ликвидировать коррупцию, связанную с организованной преступностью, очень сложно вследствие таких контрмер, как:

- предельная жестокость к информаторам и свидетелям;

- насилие против следователей, прокуроров, судей, оперативных работников;

- срастание с правоохранительными органами;

- уголовная, этническая солидарность (круговая порука);

- шантаж политических деятелей;

- помощь дорогостоящих адвокатов;

- направление части прибыли от коррупционных сделок на противоправные цели, в частности, на финансирование избирательных кампаний нужных кандидатов, оплату услуг специалистов по грязным избирательным технологиям.

Во многих странах мира организованная преступность распространилась столь широко, что стала разрушительным образом воздействовать на внутренние демократические процессы. В России наблюдаются аналогичные тенденции. Под этим углом зрения важно понять, почему организованная преступность ассоциируется с подкупом государственных чиновников и политических деятелей и каким образом она участвует в финансировании политических (избирательных) кампаний.

Известно, что в теневой экономике России прокручиваются громадные деньги, которые не значатся ни в каких финансовых отчетах, а потому вообще не облагаются налогами. Уходя от налогообложения, участвуя в контрабандных операциях, мошеннических сделках, в вывозе капиталов за рубеж, отмывая «грязные» деньги, организованная преступность легко может позволить себе создание «грязных» фондов коррумпированных политиков и государственных чиновников.

Отметим, что финансирование политических кампаний является одним из каналов, который мафиозные структуры активно используют для оказания незаконного влияния на деятельность выборных должностных лиц. Подкупленные таким образом, они затем бывают вынуждены использовать свои полномочия, в том числе и для защиты преступников от правоохранительных и судебных органов.

Из «грязных» фондов мафиозные организации осуществляют денежные пожертвования также в поддержку политических партий, включая пожертвования в избирательные фонды отдельных кандидатов («черный нал»), для создания лоббистских групп из депутатов законодательных органов страны; финансирование отдельных журналистов и средств массовой информации в целях оказания необходимого влияния на проводимую в стране внутреннюю политику; на прямые взятки, незаконные платежи и гонорары, комиссионные вознаграждения отдельным государственным чиновникам, политическим деятелям, представителям властных структур и др. Делается это еще и для получения выгодных заказов, контрактов, лицензий, налоговых льгот и привилегий. Другими словами, из «дружбы» с коррумпированными политиками и чиновниками мафиозные структуры стремятся извлечь еще и материальную выгоду, а не только найти надежную «крышу».

Положение усугубляется тем, что закрытость и неподконтрольность органов власти, характерные для советского периода и создавшие питательную среду для коррупционных процессов, изживаются очень медленно. Административные органы исполнительной власти в центре, а особенно на региональном и местном уровнях действуют в экономическом пространстве по правилам, которые устанавливают сами. Поэтому не случайно, что многие чиновники имеют практически неограниченные возможности извлечения личной выгоды из своих административных полномочий.

Обнищание значительной части населения, неспособность государства обеспечить своим служащим, в том числе и высших категорий, достойное существование, толкают и тех, и других к противоправным действиям, одним из проявлений которых и стало повсеместное проникновение коррупции. Политическая нестабильность сформировала чувство неуверенности в завтрашнем дне среди государственных чиновников самого различного уровня. Не имея в этих условиях надежных гарантий стабильности условий жизни, они легко поддаются соблазну коррупции.

Неразвитость законодательства проявляется прежде всего в некачественных законах, несовершенстве действующей правовой системы, нечеткости законотворческих процедур. Противоречивость законодательства, изобилие пробелов и коллизий позволяют чиновникам создавать себе идеальные условия для вымогательства денег с граждан и организаций.

Неэффективность государственной власти проявляется, в частности, в том, что после разрушения номенклатурной системы не появилась иная, более совершенная система отбора и продвижения кадров государственных служащих. В результате среди новой волны чиновников оказывается немало лиц с темным прошлым, идущих на государственную службу с заранее обдуманным намерением использовать служебное положение в корыстных целях. Нередко происходит прямое делегирование так называемых агентов влияния из различного рода криминальных и околокриминальных коммерческих структур в законодательные и исполнительные органы власти.

На этом фоне в 1999-2000 годах прошли избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва и по выборам президента Российской Федерации. Проведены выборы в законодательные и исполнительные органы государственной власти 40 субъектов Российской Федерации. В указанный период было проведено также 440 муниципальных выборов.

Кроме того, до конца 2000 года должны пройти выборы в 22 законодательных (представительных) органа государственной власти и 33-х глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, более полутора тысяч муниципальных выборов. В 1999-2000 годах проведено также 5 референдумов в субъектах Российской Федерации и 23 местных референдума. Таким образом, близок к завершению очередной этап электоральных процессов в Российской Федерации, начавшихся в конце восьмидесятых годов истекающего столетия, когда после долгого перерыва в России состоялись первые альтернативные выборы, получившие свое правовое оформление в новой Конституции Российской Федерации.

Коррумпированность представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления закладывается уже на этапе выборов. Грязные избирательные технологии широко применяются на выборах федерального и особенно регионального уровня. Под грязными избирательными технологиями следует понимать такие противоречащие избирательному законодательству приемы, которые нарушают нормальный ход избирательного процесса и могут существенно исказить волеизъявление избирателей, навязать им желание проголосовать за (против) конкретного кандидата на выборную должность (партийный список кандидатов). Их опасность состоит в том, что такие технологии способствуют коррумпированию законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в центре и в регионах Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, проводят в них якобы демократическим путем лиц, которые по своим деловым и морально-этическим качествам не вправе занимать такие должности.

Эти технологии весьма разнообразны и с трудом поддаются классификации. От выборов к выборам появляются все новые их варианты и модификации. Напрямую с коррупцией связаны такие из них, как подкуп избирателей, незаконное финансирование избирательных кампаний, противоправная агитация, оказание давления на кандидатов и избирателей, фальсификация результатов выборов и манипуляции с избирательным законодательством. Менее очевидна связь коррупции с такими грязными приемами, как мобилизация властных ресурсов, использование административного резерва, неправомерная регистрация избирателей, использование чужого права голоса, срыв предвыборной деятельности кандидата-соперника, конпропаганда против него и др.

В целях преодоления коррупции и связанных с ней грязных избирательных технологий необходимо, на наш взгляд, предпринять следующие меры:

- улучшать способы государственного управления и борьбы с организованной преступностью во всех ее проявлениях;

- ввести и соблюдать жесткие правила заключения государственных контрактов;

- совершенствовать методики расследования преступлений, совершаемых организованными преступными группами и сообществами, в особенности связанных с коррупцией;

- повышать эффективность аудиторских проверок, проводимых в государственных учреждениях, коммерческих предприятиях и организациях, добиваться строжайшего соблюдения в них бухгалтерской и финансовой дисциплины;

- обучать государственных чиновников нормам публичной этики, ужесточать контроль за их деятельностью, уровнем доходов и расходов, проверять их на коррупционную устойчивость, в том числе с помощью электронных средств;

- сократить бюрократический аппарат, снять ненужные бюрократические препоны, сковывающие предпринимательскую инициативу;

- обеспечить по делам об организованной преступности государственную защиту свидетелей и потерпевших, безусловную конфискацию всего нажитого виновными преступным путем имущества, включая вклады в иностранные банки;

- привлекать центральные правоохранительные органы для проведения по таким делам в регионах страны соответствующих следственных действий и оперативных мероприятий;

- ужесточить банковские правила в аспекте обязательного выяснения источника финансовых средств с целью затруднения операций по отмыванию преступных доходов;

- укреплять международное сотрудничество по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;

- проводить принцип свободы СМИ при исключении манипулирования ими общественным сознанием;

- ввести безусловный запрет на выдвижение лиц с криминальным прошлым в качестве кандидатов на выборные государственные должности;

- ограничить предвыборные расходы (величину избирательных фондов) тем минимумом, который действительно необходим, при обязательном контроле финансирования кандидатов со стороны избирательных комиссий;

- повысить роль и независимость системы избирательных комиссий, одновременно увеличив прозрачность их работы для общественного контроля.

В качестве законодательных мер следует отметить необходимость принятия следующих законов:

- о политических партиях;

- о борьбе с коррупцией;

- об ответственности за легализацию преступных доходов;

- о декларировании доходов и имущества должностными лицами и государственными служащими;

- о лоббизме;

- об отзыве депутата в случае неэффективности его деятельности и др.







Интересное:


О сущности российского государства
Понятие, признаки и разновидности власти как основы политического режима
Онтология политических конфликтов в современной России
Коррупция как элемент социально-политической жизни
Правовые взгляды Ницше
Вернуться к списку публикаций