2013-11-26 12:40:50
ГлавнаяПолитология — Марк Туллий Цицерон об идеальном гражданине и государстве



Марк Туллий Цицерон об идеальном гражданине и государстве


Вероятной причиной, по которой Цицерон начал создание своих этикополитических работ, являлось несогласие с существующим режимом и потребность высказать свое мнение, сущность которого состояла в идее нравственной реформы, проведение которой, по его мнению, могло сыграть большую роль в процессе сохранения genus mixtum и ограничения власти одного человека. Пользуясь временем досуга, Цицерон сформулировал свои идеи в ряде сочинений, главными из которых мы считаем трактат «Об обязанностях», диалоги «О государстве» и «О законах».

В целом, основывая свои концепции на мировоззрениях древнегреческих предшественников - Платона, Аристотеля, стоиков (Панеция, Посидония, Полибия), Цицерон творчески перерабатывает их, по-новому расставляя акценты. Он как эклектик сочетает в своих концепциях древнегреческую традицию с собственным политическим опытом и реалиями жизни римского общества своего времени.

В основе учения о vir bonus лежит идея нравственной реформы, нравственного обновления римского общества. В отличие от предшественников Цицерон оценивает нравственно-прекрасное (honestum) и добродетели (virtutes), составляющие ее сущность, не сами по себе, а с точки зрения их значимости для общества. Это подразумевает, что каждый гражданин, обладающий набором добродетелей, должен использовать их на благо общества и государства, то есть активно участвовать в общественно-политической жизни. Таким образом, добродетели приобретают у Цицерона практический смысл. Причем главной добродетелью для него является не познание (cognitio), как для стоиков, а справедливость и благодеяние (justitia et beneficentia), общественно значимая двуединая добродетель. Именно общественно-практическая деятельность на благо родины является идеалом цицероновского гражданина. Обязанности (officia), вытекающие из каждой добродетели, также имеют общественный характер, так как при их определении Цицерон исходит из принципа их общественной полезности. Знатное происхождение не является обязательным атрибутом его идеального гражданина. Цицерон жил в эпоху смены политических элит, появления homines novi, когда богатство, а также выдающиеся способности кандидата начинали играть более важную роль, чем знатное происхождение.

Концепция цицероновского идеального государства восходит к смешанному правлению, гармоничному сочетанию трех элементов власти (сената как аристократического элемента, консулов как монархического элемента, комиций и трибуната как демократического элемента), которое также возможно только при условии нравственной реформы, возрождения mores majorum. Таким образом, и в этой концепции стержнем является идея нравственной реформы, которая, коренным образом не меняя институтов политической власти, могла бы помочь выйти из кризиса.

Идея нравственной реформы лежит и в основе понятия идеального правителя, которое в работах Цицерона тесно переплетается с образом идеального гражданина. И в том, и в другом случае фундаментом теоретического построения являются стоические добродетели. Однако для Цицерона правитель не философ, не вещь в себе, а активный государственный деятель. Цицерон придает немаловажное значение собственным заслугам правителя, а не его происхождению. Для правителя важно также быть опекуном для его подданных, и такие отношения должны основываться на справедливости и доверии. Правитель также должен быть хорошим оратором, уважать религию и быть просто удачливым человеком. Цицероновский правитель не монарх, поскольку в своих сочинениях Цицерон неоднократно высказывает мнение о нестабильности монархической формы правления, о ее тенденции вырождаться в тиранию одного человека, которую он считает самой несправедливой из всех форм тирании. Цицерон неоднократно приводит в качестве примера несправедливого монархического правления диктатуру Цезаря, утверждая, что уничтожение тирана — это благо для римского народа.

Итак, все три концепции Цицерона имеют в своей основе идею нравственной реформы. Так как в обществе того времени ощущалась настоятельная потребность в новом мышлении, которое могло бы соответствовать Риму, «переросшему» свое полисное происхождение, Цицерону было суждено стать одним из первых, кто приступил к решению этой довольно сложной проблемы. Однако, предлагая, как виделось ему, новый образ гражданина и правителя, он, фактически, попытался «обосновать» старо-римский полисный идеал всем наличным арсеналом эллинистической теории, приспособленной к римским условиям и римской обстановке. Такая нравственная реформа не соответствовала исторической ситуации того времени и потому оказалась утопичной. Вместе с тем, имеется убежденность в том, что идея Цицерона о нравственном обновлении государства и общества оказала определенное влияние на последующие поколения, и, в частности, на правление Августа.


Брагова Арина Михайловна







Интересное:


Методологическая основа политико-правовых воззрений позднего Ницше
Понятие, признаки и разновидности власти как основы политического режима
Понятие политического режима
Развитие консервативных взглядов в трудах И.А. Ильина и И.Л. Солоневича
О некоторых вопросах развития современной демократии в России
Вернуться к списку публикаций