2013-11-26 12:38:15
ГлавнаяПолитология — Концепция моральных качеств идеального гражданина в сочинениях Цицерона



Концепция моральных качеств идеального гражданина в сочинениях Цицерона


Придавая большое значение умению выбрать подобающую профессию, Цицерон указывает на то, что наилучшими являются занятия, связанные с политикой, законотворчеством, философией, ораторством, ведением войны, возделыванием земли, оптовой торговлей, особенно, если доходы от торговли вкладываются в земельную собственность, а также профессии архитектора, лекаря и учителя (De off., I, 150-151. Cf. De off, I, 115-116; Pro Mur., 30; Tusc.disp., II, 35). К неподобающим Цицерон относит занятия ростовщика, сборщика пошлин, розничного торговца, артиста, а также игру в азартные игры (De off., I, 150-151). В том, что Цицерон делит профессии на подобающие и неподобающие, Н. Вуд усматривает дискриминацию социальных низов, так как Цицероном восхваляются только профессии, доступные аристократам, а занятия ремесленников и торговцев считаются презренными и недостойными свободного человека (De off., I, 150) [76]. Мы хотели бы возразить такому мнению, поскольку некоторые из подобающих занятий выполняются людьми различных социальных сословий, например, всадниками. Сам Цицерон, не являясь аристократом по происхождению, занимался судебными делами, риторикой и философией. В связи с этим более приемлемой для нас является точка зрения В. Коллинза. Деление профессий на благородные и не очень исследователь связывает с предрассудками, сторонники которых есть и среди современных людей. Так, профессии сборщика налогов, ростовщика, по его мнению, не популярны и теперь, последняя - особенно заслуженно. Розничная торговля также заслуживает презрения, и все торговцы в силу своей профессии являются жадными. Особенно презренна такая торговля, которая покровительствует аппетиту или роскоши, - ею занимаются мясники, торговцы рыбой, повара, торговцы парфюмерией и т.д. Но медицина, архитектура, образование, сельское хозяйство и даже оптовая торговля являются благородными занятиями. Сюда можно отнести и профессию розничного торговца, который, удовлетворившись полученным доходом, после плавания по морям ступает на землю своего поместья, превращаясь в человека благородной профессии и заслуживающей одобрения (De off., I, 151) [77]. Хотя взгляды В. Коллинза страдают склонностью к модернизации античной истории, однако в данном вопросе его сравнительный анализ кажется нам весьма оригинальным. Несомненно, вопрос о престижности профессий актуален и теперь, и взгляды древних римлян и современных людей в отношении выбора профессии во многом похожи. В связи с вопросом о соотношении общего и частного подобающего интересно исследование Н. Вуда. Он ссылается на слова Цицерона о том, что природа наделила каждого человека двумя характерами, или ролями (De off., I, 107) [78]. Первая роль универсальна, одинакова для всех в силу обладания всеми людьми разумом и превосходством над животными. Здесь речь идет об общем подобающем. Другая роль индивидуальна, для каждого человека своя в силу различий между людьми во внешности и характере. Под ней подразумевается частное подобающее. Людям следует принимать свою собственную уникальную комбинацию силы и слабости, делать из нее лучшее в рамках нравственного закона, выбирать призвание, подходящее для их способностей, и усердно следовать ему. Различия между людьми должны приниматься как должное; людям следует уважать эти различия и относиться друг к другу со вниманием (De off., I, 110). Н. Вуд делает из этого утверждения Цицерона вывод о том, что нравственная обязанность одного человека может при определённых обстоятельствах стать проступком для другого, и это очень интересная мысль. Ведь нравственные обязательства варьируются от человека к человеку из-за различий в их индивидуальности, возрасте, роде деятельности; не последнюю роль здесь играют обстоятельства. Таким образом, индивидуализм является характерной чертой не только этических, но и экономических и политических взглядов Цицерона [79]. Далее, в связи с тем, что Цицерон выделяет четыре роли человека (общечеловеческую, персональную, социальную, то есть связанную со званием, положением в обществе и благосостоянием, и ту, которая связана со свободой выбора профессии) (De off., I, 107, 115), К. Бюхнер высказывает следующее замечание. Он считает, что четвертая и первая роли конкурируют между собой, и разница между ними состоит в том, что четвертая в отличие от первой связана с волей и собственным выбором человека. При этом К. Бюхнер отдает должное Цицерону, считая данный материал об умеренности оригинальным, созданным им самим [80]. С К. Бюхнером нельзя не согласиться как в отношении четырех ролей человека, так и в отношении новизны рассуждений Цицерона о профессиях.

Рассуждения Цицерона о правильном выборе профессии вызывают дискуссии среди исследователей. В словах Цицерона о том, что, идя по дороге жизни, каждый человек должен следовать влечению своего гения до тех пор, пока тот невинен, и что выбирать профессию необходимо, прежде всего, по зову сердца, а не по зову предков (De off., I, 119-120), В. Коллинз усматривает двойной смысл. С одной стороны, Цицерон указывает на то, что при выборе профессии не надо зависеть от заслуг предков, как когда-то сделал он сам, и потому своими заслугами он обязан только самому себе (De off., I, 119-120). С другой стороны, слава о добродетелях и подвигах предков - это самое большое наследие, которое когда-либо было оставлено отцом своему сыну и которое намного превосходит наследство, состоящее из земель и недвижимости (De off, I, 121) [81]. Такое противоречие, во многом кажущееся, по всей видимости, связано с тем, что в данном случае Цицерон имеет в виду не важность происхождения как решающего критерия при выборе должностных лиц, а важность заслуг предков для нравственного облика гражданина.

Суммируем сущность цицероновской добродетели умеренности. Данная добродетель и ее обязанности лежат в основе остальных добродетелей, поскольку ничто так не ценится, как умеренность и подобающее во всем. Цицерон выделяет общее и частное подобающее, иначе говоря, общую и индивидуальную роли. Общее подобающее связано с моральными нормами поведения в обществе, которые едины для всех; частное подобающее позволяет человеку выделиться из толпы, проявить свою индивидуальность. При этом важно, чтобы проявления индивидуальности были справедливыми по своей сути. Индивидуальная роль проявляется и в выборе профессии, ведь сам человек должен решать, следовать ли ему по стопам отца, выбрав такое же призвание, или овладеть другой профессией.

Подведем итоги нашего исследования. Необходимо отметить, что Цицерон хотел создать образ идеального гражданина по нескольким причинам. Во-первых, он чувствовал потребность в новом мышлении, в новых этических идеалах. Во-вторых, с помощью создания нравственной концепции идеала римского гражданина он хотел обосновать необходимость сохранения республиканской формы правления. В-третьих, для него было важно рассмотреть вопрос о нормах и ограничении власти одного человека в связи со стремлением определённых людей к единовластию. Наконец, пользуясь временем досуга, Цицерон, по-видимому, хотел сформулировать цели своей общественно-политической деятельности.

При рассмотрении понятия virtus («добродетель») Цицерон в целом следует стоической концепции о добродетелях. Для него virtus - орудие для достижения honestum («нравственно-прекрасного»). Из стремления к нравственно-прекрасному вытекает четыре добродетели: cognitio («познание истины»), justitia et beneficentia («справедливость и благодеяние»), magnitudo animi («величие духа») и temperantia («умеренность»). Каждая из добродетелей имеет определённые обязанности. Из познания истины происходит обязанность учиться во время досуга. Обязанность справедливости и благодеяния - заниматься общественно-политической деятельностью, то есть применять знания, полученные во время досуга, для пользы своей общины. Всякая человеческая деятельность должна осуществляться с величием духа. Обязанности, происходящие из данной добродетели, сводятся к умению прощать врагов, быть способным смягчаться и проявлять милосердие, быть в меру строгим, но не переходить на гнев. Наконец, из добродетели умеренности вытекает обязанность соблюдать во всем меру. Несмотря на то, что Цицерон сохраняет порядок следования добродетелей и их состав, предложенный стоиками, он высказывает оригинальные мысли и по-новому расставляет акценты в своей концепции идеального гражданина. Он отходит от образа стоического мудреца и предлагает свой образ человека деятельного, справедливого, щедрого, великодушного и вместе с тем соблюдающего меру во всем. Понятие «нравственно-прекрасное» (honestum) служит у него для общественных целей. Добродетели (virtutes), входящие в состав нравственно-прекрасного, приобретают у него практический смысл. Главной добродетелью для Цицерона является не познание (cognitio), как для стоиков, а справедливость и благодеяние (justitia et beneficentia), общественно значимая двуединая добродетель, то есть именно общественно-практическая деятельность на благо родины является идеалом цицероновского гражданина. Обязанности (officia), проистекающие из каждой добродетели, означают выполнение труда в помощь кому-либо, то есть носят общественный характер. При их определении Цицерон также исходит из принципа их общественной полезности. В том, что Цицерон создал образ деятельного, а не созерцательного гражданина, мы усматриваем следы аристотелевского влияния, нисколько при этом, не умаляя вклада самого Цицерона. В связи с разговором о познании истины встал вопрос о сущности понятия otium cum dignitate. Судя по высказываниям Цицерона, оно имеет определённое политическое значение. Тем не менее, не стоит рассматривать это выражение как часть политической пропаганды «господства олигархии», как замечают некоторые исследователи. Цицерон, прежде всего, был озабочен созданием этической концепции, применимой не только к аристократам, а ко всем образованным людям, в том числе и homines novi. Он жил в эпоху смены политических элит, когда не происхождение, а богатство становилось решающим фактором в политической жизни, и потому наследственное деление на классы хотя и имело место в реальности, но не столь строго, как раньше, декларировало место человека в иерархической структуре общества. Еще одним важным вопросом является взгляд Цицерона на частную собственность. Многие исследователи указывают на его консервативное отношение к частной собственности. Однако консерватизму Цицерона не следует давать негативную оценку и рассматривать его с социально-классовых позиций. Для него защита частной собственности была равнозначна защите республики, так как он был убеждён в том, что охрана собственности - основное предназначение государства и его идеального гражданина.


Брагова Арина Михайловна



[1] к этому см.: Tusc.disp., II, 43; Phil., Ill, 34; IV, 13; V, 2, 4; VIII, 23; XIII, 5; XIV, 4, 35; Quir., 19; Pro Sest., 86; 136-138; Pro Archio, 25; Man., 36; Cael., 41; Verr., II, 181; Balb., 51; Pro Mur., 17; Pro Mil., 101; Caesar, BG, I, 1. Cm. Ferguson J. Moral Values in the Ancient World. L., 1958. P.159-178; Earl D. Sallust. Amsterdam, 1966. P. 5-40; Idem. The Moral and Political Tradition of Rome... P. 20-35; Eisenhut W. Virtus Romana. Ihre Stellung im romischen Wertsystem. Mtlnich, 1973; Махлаюк A.B. Римские войны. Под знаком Марса. М., 2003. С. 30 (автор монографии указывает на то, что с древнейших времен словом virtus римляне называли такие добродетели, как стойкость, достоинство, верность, трудолюбие).

[2] Зенон, например, оставляет несколько видов добродетели, таких, как разумность, мужество, здравомыслие, справедливость, которые хоть и существуют нераздельно, но отличаются друг от друга (Плутарх. О противоречиях у стоиков 7, 1034с) // Фрагменты ранних стоиков. Зенон и его ученики (перевод и комментарии А.А. Столярова). Т.1. М., 1998. С. 84.

[3] К этому см.: Mitchell Th. Cicero: the senior statesman... P. 14.

[4] К этому cm.: Pro Sest., 86; 136-137; Verr., II, 181; Balb., 51; Pro Mur., 17; 30; De rep., I, 1-12, 33; VI, 13; De off., 1, 19, 28-29, 70-72, 92, 153-155; De leg., III, 3.

[5] Грималь П. Указ. соч. С. 36-37. Cf. May J. Op.cit. P. 65.

[6] К этому см.: Walter G. PSdagogische Gedanken zu Cicero, De rep., I, 1-3, 8. // Das Altertum. Bd. 9, 1963. H.l. Berlin. S. 59; Cowell F. Cicero and the Roman Republic. London, 1948. P. 270.

[7] Об этом: Зелинский Ф.Ф. Цицерон... С. 269; Zielinski Th. Op.cit. S. 80-90; Грималь П. Указ. соч. С. 445; Утченко С.Л. Трактат Цицерона «Об обязанностях»... С. 171-172.

[8] Wood N. Op.cit. Р. 78.

[9] К этому см.: Hunt Н. Op.cit. Р. 170.

[10] Зелинский Ф.Ф. Цицерон... С. 269; Zielinski Th. Op.cit. S. 80-90; Грималь П. Указ. соч. С. 445.

[11] Zielinski Th. Op.cit. S. 80.

[12] Такую двойственность замечает Н. Вуд (Wood N. Op.cit. P. 112.).

[13] См.: Wood N. Op.cit. P. 112-115.

[14] См.: Hobbes Th. The Elements of Law Natural and Politics. L., 1969. P. 47-48.

[15] Wood N. Op.cit. P. 112-115.

[16] См.: Деревнин А.А. Учение Цицерона о государстве и праве... С. 11.

[17] См.: Wood N. Op.cit. P. И.

[18] Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима... С. 196; Blaszczyk L.T. Op.cit. P. 13; Collins W. Op.cit. P. 181; Mitchell Th. Cicero: the senior statesman... P. 37; Sinko T. De Romanorum viro bono. Cracoviae, 1903; Wood N. Op.cit. P. 76-77.

[19] Хотя происхождение кандидата на государственную должность не было решающим при его выборе, тем не менее, фаворитизм по отношению к тем, кто имел знаменитых предков, Цицерон считал оправданным и действительно полезным для государства, так как дети благородных домов получали в наследство, в дополнение к воспитанному в них превосходству, традицию служения на благо обществу и побуждение превзойти достижения предков и доказать, что они достойны той семьи, в которой рождены. Цицерон полагал, что иметь резерв из таких мотивированных претендентов на служение обществу было в интересах государства. По его мнению, условия происхождения и воспитания кандидатов оправдывали определенное предположение, что они более других подходят для политического лидерства и имеют способности к этому. При условии, что это благоприятное предубеждение не усиливалось избирательным отношением к аристократам, имеющим целью исключить новую кровь, Цицерон не видел никакой несправедливости в политически привилегированном положении аристократов. К этому см. De off., I, 116; Pro Sest., 21, 136; Pro Rab. Post., 2; Pro Mur., 15.

[20] Взгляды Цицерона на понятие богатства довольны противоречивы. Указывая на то, что благоразумие подталкивает людей к приумножению своих богатств (De rep., Ill, 24) и что люди должны стремиться к богатству ради своих близких (De off., III, 63), он вместе с тем утверждает обратное, что нравы испортились и пали вследствие преклонения перед богатством (De off., II, 71) и что богатство, знатность, влияние - при отсутствии мудрости и умения жить и повелевать другими людьми - приводят к бесчестию и высокомерной гордости, и нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими (De rep., I, 51). В этом последнем его взгляды схожи с идеями стоиков (Афиней VI, 233 ВС // Фрагменты ранних стоиков. Зенон и его ученики (перевод и комментарии А.А.Столярова).Т. 1. М., 1998. С. 98); Сенека. Нравственные письма к Луцилию, XVII, 3; XVII, 11; XX, 11. К этому см.: Sinko Т. Op.cit.; Blaszczyk L.T. Op.cit. P. 14; Куманецкий К. Указ.соч. С. 238.

[21] Wood N. Op.cit. P. 76-77, 104.

[22] Ibidem. Р. 4-5, 68, 104.

[23] Mitchell Th. Cicero: the senior statesman... P. 49.

[24] К этому см.: Грабарь-Пассек М.Е. Начало политической карьеры Цицерона (82-70гг. до н.э.) // Цицерон. Сборник статей под ред. Петровского Ф.А. М., 1958. С. 38; Cochrane Ch. Christianity and classical culture: a study of thought and action from Augustus to Augustine. NY, 1944. P. 45-46.

[25] Collins W. Op.cit. P. 176.

[26] Утченко С.Л. Трактат Цицерона «Об обязанностях»... С. 170-171.

[27] См. к этому: Collins W. Op.cit. P. 176-177.

[28] Wood N. Op.cit. P. 90-103.

[29] Mitchell Th. Cicero: the senior statesman... P. 48-51.

[30] Грималь П. Указ. соч. С. 27-28.Cf. Wirszubski Ch. Libertas as a political idea... P. 15-17, 36-37, 53, 79; Bleicken J. Staatliche Ordnung und Freiheit in der Romischen Republik. Frankfurt, 1972. S. 26-28.

[31] См.: Карпюк С.Г. Vulgus и turba: толпа в классическом Риме // ВДИ, № 4, 1997. С. 122-137.

[32] Грималь П. Указ. соч. С.27-28.

[33] К этому см.: Brunt P. The fall of the Roman republic... P. 355.

[34] Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима... С. 200; Грабарь-Пассек М.Е. Античность и современность. М., 1972. С. 300-301; Mitchell Th. Cicero: the senior statesman... P. 30-31.

[35] Zielinski Th. Op.cit. S. 84-85; Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима... С. 198-201; Грималь П. Указ. соч. С. 445; Brunt P. The fall of the Roman republic... P. 355; Haskell H.Op.cit. P. 234; Collins W. Op.cit. P. 177-178; Wood N. Op.cit. P. 100-101.

[36] Wood N. Op.cit. P. 100.

[37] Например, мысль Цицерона о том, что при оказании благодеяния надо руководствоваться заслугами человека, принимать во внимание его характер, отношение к нам и услуги, какие он нам уже оказал (De off., 1, 45), то есть мотивированно выбирать реципиентов для наших благодеяний.

[38] Эта мысль несколько раз повторяется в трактате Цицерона «De officiis». Хотя все же один раз Цицерон замечает, что все то, что мы можем представить другим людям без ущерба для себя, надо отдать даже неизвестному нам человеку (I, 51), все же немного позднее он делает оговорку, что при совершении такого благого дела надо следить за тем, чтобы «себе светить не хуже» и быть щедрым к своим родным (I, 52).

[39] Collins W. Op.cit. Р. 178.

[40] Звиревич В.Т. Цицерон - философ, историк философии... С. 80-81.

[41] Wood N. Op.cit. P. 100.

[42] Wood N. Op.cit. P. 101; Cowell F. Op.cit. P. 251, 253, 261.

[43] Haskell H. Op.cit. P. 233-234.

[44] Wood N. Op.cit. P. 101.

[45] К этому см.: Грималь П. Указ. соч. С. 445; Siiss W. Op. cit. S. 356.

[46] Ср. Платон. Федон, 64d; Государство, I, 247а; V, 475b; VI, 485f; VII, 520d; Пир, 216е.

[47] К этому см.: Hunt H. Op.cit. Р. 171-172.

[48] Ibidem.

[49] Zielinski Th. Op.cit. S. 81, 85, 89.

[50] Звиревич B.T. Цицерон - философ, историк философии... С. 19; Barbu N. Cicdron, philosophe et homme d’action // Studii clasice. 1964. № 6. P. 146.

[51] Звиревич B.T. Цицерон - философ, историк философии... С. 85. К этому см.: Barbu N. Op.cit. P. 138.

[52] К этому см.: De fin. bon. et mal., V, 16, 18, 36; De natura deorum, II, 58; III, 38; De rep., VI, 1; De leg., 1, 19, 60; De divin., I, 111; Inv., II, 160; De off., I, 15, 153; II, 33; III, 71; De senectute, 78; Tuse, disp., III, 37; Hort. ff., 33; Ad Herrenium, III, 3.

[53] К этому см.: De off., I, 153; II, 5; De leg., I, 22, 58; Tuse, disp., IV, 57; Part, or., 76; De fin. bon. et mal., III, 23-25; De rep., II, 45, 67; De orat., I, 60; II, 4; De divin., 1, 24; Ad Att., 12, 4, 2.

[54] К этому см.: De rep., I, 11, II, 45; III, 4-5; Part, or., 76; De orat., 1, 60, 85, 165, 193, 201. Cm.: Mitchell Th. Cicero: the senior statesman... P. 16, 24.

[55] Об этом подробнее в статье: Wirszubski Ch. Cicero’s cum Dignitate Otium... P. 7.

[56] О понятии otium: Balsdon J. Auctoritas, Dignitas, Otium // Classical Quarterly, № 10, 1960. P. 43-50; Mitchell Th. Cicero. The Ascending Years. L., 1979. P. 198-204; Wirszubski Ch. Cicero’s Cum Dignitate Otium... P. 1-13; Грималь П. Указ. соч. С. 305.

[57] Wood N. Op.cit. P. 194.

[58] Wood N. Op.cit. P. 194-195.

[59] К этому см.: Wirszubski Ch. Cicero’s cum dignitate otium... P. 1-13; Balsdon J. Op. cit. P. 43-50. Mitchell Th. Cicero. The Ascending Years... P. 198-199.

[60] Нам более близко мнение С.Л.Утченко, который также считает, что Цицерон не был выразителем интересов выродившейся сенатской олигархии, которая занимала более консервативные, реакционные позиции (Утченко С.Л. Древний Рим. События, люди, идеи. М., 1969. С. 301). Cf. Wiseman Т.Р. Op.cit. P. 35-37.

[61] Межерицкий Я.Ю. Iners otium // Быт и история в античности. М., 1988. С. 3.

[62] Межерицкий Я.Ю. Указ.соч. С. 4. Cf.: Andre J.M. Otium cher Ciceron, ou le drame de la retraite impossible // Communication de congres d’Association. Bude Actes. Paris, 1960. P. 300-304; Balsdon J. Op. cit. P. 43-50; Boyance P. Cum dignitate otium // RE, Bd. 20, 1941. P. 172-191; Wirszubski Ch. Cicero’s cum Dignitate Otium... P. 1-13.

[63] Квинт Фабий Максим - консул 5 раз, диктатор в 217г. до н.э., отличился во время пунической войны, вернув римлянам г.Тарент, удерживаемый Ганнибалом с 212г. по 209г.

[64] Грималь П. Указ. соч. С. 30. Cp Hunt H. Op. cit. P. 170; Zielinski Th. Op.cit. S. 85-87.

[65] См.: Buchner К. Cicero... S. 442.

[66] Collins W. Op.cit. P. 178.

[67] Zielinski Th. Op.cit. S. 85-87.

[68] Mitchell Th. Cicero. The Ascending Years... P. 30; Cm.: Pro Archio, 29; Pro G.Rab., 24; In Pisone, 27; De rep., 1, 1; V, 9; Pro Sestio, 99, 139, 141; De harusp. resp., 43; Pro Mil., I, 61, 69; Phil., 12, 2; Tuse, disp., II, 32; De fin. bon. et mal., IV, 17; Parad. stoic., 12; De off., I, 13, 15, 61-73; III, 100. Cf. Wood N. Op.cit. P. 84, 101.

[69] К этому см.: Ernout A. and Meillet Е. Dictionnaire dtymologique de la langue latine. P., 1951.

[70] К этому см.: Mitchell Th. Cicero: the senior statesman... P. 34.

[71] В книге: Грималь П. Цицерон. М., 1991.С. 536 мы находим, что сущность понятия temperantia состоит в decus; это латинское слово представляет собой перевод греческого σωφροσύη, что означает спокойную и уравновешенную рассудительность, основанную на благочестии и умеренности.

[72] К этому см.: Mitchell Th. Cicero: the senior statesman... P. 36.

[73] Gelzer M. Cicero... S. 358.

[74] Cowell F. Op. cit. P. 270.

[75] Petersson T. Op.cit. P. 393-394.

[76] Wood N. Op.cit. P. 97-99.

[77] Collins W. Op.cit. P. 180.

[78] О двух оставшихся ролях человека Н.Вуд указывает далее (Wood N. Op.cit. P. 86-100).

[79] Wood N. Op.cit. P. 84-85. Cf. Hunt H. Op.cit. P. 171; Cowell F. Op.cit. P. 270.

[80] Buchner K. Cicero... S. 436.

[81] Collins W. Op.cit. P. 179-180.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Правовые взгляды Ницше
Структурные элементы политической системы современной России
Развитие консервативных взглядов в трудах И.А. Ильина и И.Л. Солоневича
Государственный режим
О некоторых вопросах развития современной демократии в России
Вернуться к списку публикаций