2013-11-26 12:05:30
ГлавнаяПолитология — Учение Цицерона об идеальном государстве



Учение Цицерона об идеальном государстве


Следующий вопрос состоит в том, идентичны ли понятия res publica и civitas у Цицерона. Ответ на этот вопрос далёк от ясности. По этой причине в историографии наметилось два течения. Согласно первому данные термины у Цицерона не идентичны, согласно второму - идентичны. Н. Вуд как представитель первого течения указывает на то, что в отличие от греков (Платона, Аристотеля, Полибия), для которых понятия «государство» и «общество» приравнивались друг к другу в общей концепции полиса, под которым подразумевалось наивысшее человеческое объединение, не подчинённое никаким другим объединениям или сферам влияния, Цицерон, находясь под влиянием распространённого римского взгляда на римское государственное устройство и на взгляды стоиков, делает пробный шаг по направлению к разделению целостности государства и общества, целостности, которая характеризовала греческую политическую мысль и практику [25]. Тот же исследователь отмечает, что Цицерон весьма типично использует понятие res publica, когда хочет подчеркнуть идею общественного интереса и ответственность государства перед гражданами. Понятие civitas, с другой стороны, очень редко во времена Цицерона означает «город» (urbs) и более связано с гражданством, государством как совокупностью граждан, почти в том же смысле, в котором греки используют понятие πολιτέια, и, следовательно, оно символизирует государство с точки зрения государственного устройства и законов, и потому это понятие часто предпочитается Цицероном понятию res publica. Понятие civitas используется, когда говорится о государстве не как об общественном интересе и праве, а как о совокупности законов, судов и магистратов (E.g. De leg., II, 12; Parad. stoic., 27). Кроме того, civitas имеет тенденцию быть менее нормативным и эмоциональным понятием, чем res publica [26]. Мы согласны с первой частью утверждения Н. Вуда о том, что, фактически, res publica - это государство, государственное устройство, а civitas - это общество, то есть совокупность граждан. Однако вторая часть рассуждения Н. Вуда нам кажется сомнительной: не πολιτέια, a именно πόλις можно сравнить с civitas; понятие же πολιτέια скорее сопоставимо с res publica. Цицерон рассматривал res publica как идеальное политическое устройство общины, которая в то время была идентична греческому полису и еще не «пережила» свое полисное устройство. Что касается предположения Н. Вуда, что civitas - это совокупность законов, судов и магистратов, то здесь нам следует более внимательно прочесть Цицерона. В 12-м параграфе 2-ой книги «De legibus» он задается вопросом: «А следует ли гражданскую общину, не имеющую закона, именно по этой причине не ставить ни во что?», и дает положительный ответ. Нужно предположить, что под словами «не ставить ни во что» (civitas habenda nullo loco) Цицерон подразумевал отсутствие государственности в такой общине, отсутствие res publica, а не закон как неотъемлемую часть civitas.

М.М. Покровский также указывает на определенное различие между терминами res publica и civitas, переводя первое как «государство, государственные дела, общая собственность» (De rep., I, глава XXXIII; II, главы XXI; XXIX; XXXIII), а второе как «полис, государство, граждане, гражданство» (De rep., II, главы IV; VI; XIX; XXXII) [27]. Подтверждение мысли о civitas как о более широком понятии мы находим и у С.Л. Утченко, который выделяет три значения понятия civitas: 1) свойство, возможность быть гражданином; 2) права гражданина; 3) совокупность граждан [28]. Наконец, еще один исследователь, К.Я. Каламутдинов, также разграничивает два рассматриваемых понятия. Он полагает, что res publica для Цицерона - это устройство civitas, политическая организация гражданской общины, её структура. Из фразы «res publica est res populi» (De rep., I, 39) исследователь делает вывод о том, что res publica для Цицерона - это некая сфера, в которой протекала вся общественная жизнь и деятельность каждого члена гражданской общины (civitatis). Взаимосвязь между этим принципом и конкретной государственной формой состоит в том, что res publica должна управляться, прежде всего, исходя из причины, которая породила гражданскую общину (De rep., I, 41-42) [29]. В унисон этому звучит мнение Е.И. Темнова, согласно которому civitas в древности означало городскую общину как политическую единицу. В городе-государстве, эквиваленте греческого понятия «полис», организованном демократически, в общественной жизни непосредственно участвовали все граждане. Во времена Цицерона было бы нецелесообразно помещать эту категорию в определение «государство» как с содержательной, так и с методологической точек зрения. В отдельных случаях римляне все же называли свое государство civitas nostra («наша община»), чтобы подчеркнуть ее отличие от других общин за пределами Италии (civitates peregrinae). Но Цицерон прибегает именно к понятию res publica, желая подчеркнуть совершенную форму римской государственности. Категория res publica отражает для Цицерона уже новую реальность - политическую и юридическую организацию римского народа - res publica populi Romani, обозначая совокупность его прав и обязанностей, а также его действия в общественных интересах [30]. Мнение двух последних авторов нам близко, поскольку, действительно, Цицерон знал отличие между гражданской общиной и ее публично-правовой организацией.

Второе течение, поддерживающее идею о равнозначности понятий res publica и civitas у Цицерона, немногочисленно [31]. Например, П. Брант отмечает, что оба латинские слова - и civitas, и res publica могут быть переведены как «государство», но изначально первое означает «право называться гражданином» («quality of being a citizen»), а также «совокупность граждан» («the body of citizens»), а последнее означает «то, что принадлежит или связано с народом» («that which belongs to or concerns the people»), и его лучше всего переводить на английский язык как «commonwealth» («государство, республика, содружество, благосостояние»). Исследователь делает вывод о том, что «быть свободным» и «обладать commonwealth» для Цицерона эквиваленты (Pro Sestio, 81), добавляя при этом, что гражданин - это акционер в государстве, и в Риме так же, как и в Афинах, люди считали нормальным получать дивиденды от своей собственности: государственные земельные владения, как заявляет Цицерон, принадлежат народу (Cic., De leg. agr., II, 48, 55, 80-82, 85) [32].

Следующий вопрос связан с древнегреческим эквивалентом латинского понятия res publica. Как замечает Р. Штарк, когда в надписях римляне считали необходимым переводить res publica на греческий язык, то любимым выражением для них была буквальная интерпретация понятия τα δημσια πράγματα («общественные дела»), которая не отражает действительных параллелей в греческой политической идеологии. Можно предположить, что τό κοινόν («сообщество», «община»), было бы лучшим словом. Подходит также понятие τό κοινόν αγαθόν / συμφέρον («общее благо/польза»), которое является ключевым в аристотелевской политической философии (см. также τό κοινόν συμφέροντος: Polyb., 6, 8, 3). Речь «Pro Sestio» свидетельствует в пользу этого эквивалента, говоря о «res ad communem utilitatem, quas publicas appellemus» («дела для общей пользы, которые мы назвали бы общественными»: Pro Sestio, 91). Придумывая заглавие для диалога «De republica», Цицерон, по-видимому, имел в виду платоновское понятие πολιτέια. Но res publica не означает для него просто и стандартно: πολιτέια, то есть «государственное устройство» или «установление». Когда он хочет показать, что res publica является наилучшим государственным устройством, он называет ее термином «optimus status civitatis/rei publicae» («наилучшее состояние общины/государства»), а также «forma/modus/genus rei publicae/rerum publicarum» («форма/образ/вид государства/общественных дел») (De rep., I, 33. Cf. De leg., I, 15). Здесь, как и в других местах работы «О государстве», civitas используется как синоним res publica, что заставляет нас думать о греческом понятии πόλις. Это тождество далее поддерживается в первой книге трактата «De republica», где Цицерон говорит, что он не будет, подобно некоторым ученым мужам, начинать свое обсуждение res publica с первого союза мужчины и женщины [33]. Мнение Р.Штарка вызывает у нас ряд возражений. По нашему мнению, πολιτέια - лучший эквивалент для латинского понятия res publica. Суждение Цицерона о том, что он не будет, подобно грекам, начинать рассуждение с первого союза мужчины и женщины (De rep., I, 38), лишь подтверждает данную мысль. А понятия τό κοινόν и πόλις скорее подходят в качестве эквивалента латинского термина civitas.

Сделаем выводы по исследованию. Основываясь на определении «res publica est res populi», а также на отдельных употреблениях термина res publica у Цицерона, мы приходим к выводу о том, что данное понятие подразумевало древнеримское государство с его смешанной формой правления. Res publica не противопоставляется Цицероном монархии, так как Цицерон не исключает существование в таком государстве царя. Термин res publica не тождествен современному понятию «республика», поскольку цицероновская res publica - это конкретное государство, древнеримская республика, рассматриваемая в определенный промежуток времени, в эпоху ее расцвета, а современное понятие «республика» - это, напротив, абстрактная модель, восходящая к древнеримской республике, но не идентичная ей, так как имеет различные воплощения в различных государствах, где эта модель применяется. В отношении вопроса о равнозначности/неравнозначности терминов res publica и civitas мы приходим к выводу об их неравнозначности. У Цицерона мы читаем, что название государства (res publica) охватывает всю общину (civitas) (De leg., II, 5). Под общиной (civitas), по всей видимости, он подразумевает совокупность римских граждан. Это более широкое понятие, чем res publica, так как оно связано не только с общественной, но и с частной сферой жизни римских граждан. Res publica - напротив, более узкое понятие, которое более связано с публично-правовыми отношениями. Наконец, древнегреческим эквивалентом цицероновского термина res publica может служить понятие πολιτέια.



[1] См.: Темнов Е.И. Указ. соч. С. 8.

[2] De rep., I, 39, 41, 47, 50, 65; II, 33, 43, 62; III, 43, 46, 48; De off., I, 72, 92, 159; II, 2, 3, 73, 80; III, 23, 47; Pro Sest., 26, 27, 55, 78, 86, 100, 147; Brutus, 227, 266, 311; De orat., 3, 112; In Pis., 15; Pro Marc., 22, 24-26, 31; Pro Rose. Am., 50, 149, 153, 154; Inv., 6, 10, 17; De prov.cons., 3, 24, 32, 35, 43, 45; De har.resp., 3, 40, 41- 47, 54, 60; Phil., I, 1, 13, 25, 29, 33; II, 10, 13, 17, 24, 27, 37, 51, 54, 55, 70, 83, 92, 94, 113, 118 и др. работы Цицерона. К этому см.: Schofield М. Op.cit. Р. 66; Stark R. Res Publica // H. Oppermann. Romische Wertbegriffe. Wdf 34. Darmstadt, 1967; Drexler H. Res publica // Maia, 9, 1957. P. 247-281; Maia 10, 1958. P. 3- 37; Suerbaum W. Op.cit. (bibliography).

[3] Утченко С.Л. Кризис и падение римской республики... С. 87; Buchner К. Die romische Republik im romischen Staatsdenken... S. 5.

[4] Например, в диалоге De legibus Цицерон использует patria тогда, когда мог бы употребить res publica (De leg., I, 5, 43; II, 5, 6, 43; III, 25), и наоборот (De leg., 1, 20; II, 6, 31; III, 4, 20, 21, 26, 36).

[5] Чеканова Н.В. Указ. соч. С. 129-136.

[6] Stark R. Res publica... S. 54; Mancal J. Zum Begriff der Philosophie bei M.T.Cicero. Munchen, 1982. S. 135- 141. С этим мнением соглашается Ш.А.Амирбеков (Амирбеков Ш.А. Определение Цицероном понятия «государство» в немецкой историографии. С. 6-9).

[7] Покровский М.М. Указ. соч. С. 8.

[8] Там же. С. 144.

[9] Нерсесянц B.C. Право и закон. М., 1983. С.145

[10] Schofield М. Op.cit. Р. 68.

[11] Drexler Н. Res publica (II Parte)... S. 34; как отмечает Круа (Croix, G.E.M. de Ste. The Class Struggle in the Ancient World: from the Archaic Age to the Arab Conquests. NY, 1981. P. 426), «никто из сохранившихся авторов не пишет настолько отчетливо о первостепенной важности прав собственности, как Цицерон, который увидел первостепенную функцию государства в защите прав собственности»; об этом также см.: Wood N. Op.cit. P. 132, 140.

[12] Примечание В.О.Горенштейна (№100) к диалогу De rep., I, 39 (res publica est res populi) в книге: Цицерон M.T. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966. С. 183.

[13] Adcock F. Roman Political Ideas and Practice. Detroit, 1959. P. 12; Buchner K. Cicero... S. 217; idem. Die romische Republik in romischen Staatdenken... S. 73; Hackelsberger F. Die Staatslehre des M.T.Cicero. Koln, 1948. S. 20; Stark R. Res publica... S. 56; Stark R. Ciceros Staatsdefmition // Nouv. Clio 6, 1954. S. 56-69; Амирбеков Ш.А. Указ. соч. С. 6; Каламутдинов К.Я. К характеристике политико-правовых взглядов Цицерона... С. 53.

[14] Kohns H. Res publica - res populi // Gymnasium, 77. 1979. Эту точку зрения Х. Конса поддерживают В. Зуербаум и Х. Вирцубски (Suerbaum W. Op.cit. S. 28-30; Wirzsubski С. Libertas as a Political Idea... P. 81).

[15] Meyer Ed. Einfuhrung in die antike Staatskunde. Darmstadt, 1968. S. 164. Данная идея перекликается с мнением Каламутдинова К.Я. (см. Каламутдинов К.Я. К характеристике политико-правовых взглядов Цицерона... С. 55, 59, 60).

[16] Breil W. Republik ohne Demagogie. Bochnum, 1983. S. 59; Pahnke E. Studien uber Ciceros Kenntnis und Benutzung des Aristoteles und der Herkunft der Staats - definition De rep., I, 39. Freiburg. Diss. Cottingen, 1962. S. 69.

[17] Breil W. Op.cit. S. 59; Suerbaum W. Op.cit. S. 2-5. Cf. Heinze R. Von den Ursachen der Grobe Roms. Leipzig, 1921.

[18] Виппер Р.Ю. Указ. соч. Т.1. С. 427.

[19] Suerbaum W. Op.cit. S. 3, 29.

[20] Ibidem. S. 33.

[21] К этому см.: Schofield M. Op.cit. P. 66.

[22] Каламутдинов К.Я. К характеристике политико-правовых взглядов Цицерона... С. 53; Adcock F. Op. cit. P. 12; Егоров А.Б. Указ. соч. С. 16-17; Meier Chr. Res publica amissa. Wiesbaden, 1966. S. 1.

[23] Егоров А.Б. Указ. соч. С. 16-17. См. к этому: Meier Chr. Op. cit. S. 1.

[24] Luebtow U.v. Das romische Volk. Sein Staat und sein Recht. Frankfurt, 1955. S. 469.

[25] Wood N. Op.cit. P. 136-137.

[26] Wood N. Op.cit. P. 126.

[27] Покровский M.M. Указ. соч. С. 88, 93, 115, 142.

[28] Утченко С.Л. Политические учения... С. 85.

[29] Каламутдинов К.Я. К характеристике политико-правовых взглядов Цицерона... С. 55, 59, 60, 71.

[30] См.: Темнов Е.И. Указ. соч. С. 8-11; Дёмина С.С. Римское общество в I в. до н.э.: гражданское сознание и поведение (автореф. на соискание уч.ст. к.и.н.). М., 2000. С. 7.

[31] См. Каламутдинов К.Я. К характеристике политико-правовых взглядов Цицерона... С. 54-55 (К.Я. Каламутдинов, хотя и говорит, что Цицерон употреблял понятия res publica и civitas как равнозначные, тем не менее приводит в пример место из работы Цицерона (De rep., I, 39: res publica est res populi) для доказательства обратного). С этим мнением перекликаются рассуждения Деревнина А.А. (Деревнин А.А. Учение Цицерона о происхождении общества, государства и права... С. 46) и Бранта (Brunt Р.А. The Fall of the Roman Republic... P. 299).

[32] Brunt P. A. The Fall of the Roman Republic... P. 299.

[33] См.: Stark R. Res publica. Diss. Gbttingen, 1937. S. 41; Schofield M. Op.cit. P.66-69; Утченко С.Л. Полит. учения... С. 85.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Общности и политика - социально-философские аспекты политизации
Корпоративный, традиционный и международный режим
Модели борьбы с коррупцией
Жажда идеологии
Признаки тоталитаризма
Вернуться к списку публикаций