2012-03-30 14:56:33
ГлавнаяПолитология — Общая характеристика политической системы современного российского общества



Общая характеристика политической системы современного российского общества


В окружающем мире существует множество различных систем. Само существование и развитие общества вызывает к жизни многообразные социальные системы. Главная особенность социальных систем заключается в том, что они связаны с волевой, сознательной, целенаправленной деятельностью людей, их различных учреждений, организаций. Многие из них - это целостные системы, характеризующиеся борьбой противоположностей, как внутренним источником развития. В ходе своей эволюции социальные системы усложняются, приобретая все более совершенные формы.

На определенном этапе развития социальных систем возникают системы политические - как одна из форм социального движения гражданского общества. Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, культурной. Эти подсистемы образуют общественное окружение политической системы, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также с внешнеполитическим окружением. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политика - это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использование власти. Она главный предмет существования и функционирования политической системы. Многочисленные теоретические и эмпирические исследования убедительно показывают, что в такой сложной системе, как общество, политика составляет само существо почти всех процессов и явлений, оказывает влияние на интересы всех людей, а значит на все социальные и частные сферы человеческой деятельности.

При таком подходе особое значение приобретает исследование политики и как единого целого, и в ее отдельных направлениях - социальной, экономической, культурной, научно-технической и т.д. Политика представляет собой наиболее активный фактор воздействия политической системы на жизнь общества. Она находит выражение в составлении краткосрочных и долгосрочных планов и программ экономического, социального и культурного развития, формирования «дерева целей» и принятие на их основе решений, мобилизации ресурсов, организации исполнения, контроля. Политика, как фактор социального управления, имеет огромное значение в обществе, осуществляющем радикальные экономические и социальные изменения.

Современное знание о политических системах является результатом длительного развития общественных наук, но и до сегодняшнего дня не существует общепринятого определения политической системы, ее функций и структуры, ибо существуют разные подходы к определению власти и политики, с которыми непосредственно связана категория «политическая система».

Политическая система конкретного общества определяется его социальным строем, формой правления, типом государства, характером политического режима, политико-правовым статусом государства, характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе, историческим типом государственности, исторической и национальной традицией и т.д.

Само понятие «политическая система» вошло в научный обиход и утвердилось в лексиконе ученых и политиков сравнительно недавно, в связи с радикальным расширением сферы, охватываемой политическими процессами. Среди важнейших причин, вызвавших возникновение и широкое научное исследование термина «политическая система общества», политологами чаще всего отмечается необходимость дать целостное представление о политике, политической жизни общества и невозможности сделать это с помощью таких традиционно употреблявшихся понятий, как «государство», «управление», и некоторые другие. В XX веке государство утратило монопольное положение по существу единственного инструмента политики. В развитых странах оно тесно переплелось со сложной сетью институтов и отношений, которая соединила его с гражданским обществом и обеспечила демократический характер публичной власти. Соответственно появилась и потребность во всестороннем исследовании относительно нового явления. Данное понятие способствует решению задачи системного анализа политики, показывает развитие и взаимодействие этой и других сфер общественной жизни, сопоставляет отдельные элементы политики между собой.

Сложность в изучении политической системы той или иной страны ведет к тому, что ее понятие не может быть исчерпано в одном определении, необходима совокупность определений, даваемых с различных позиций. Такие определения могут быть краткими, схватывающими суть системы, и более полными, описывающими ее компоненты, связи, характер деятельности, целевое назначение. Но существует нечто общее для всех определений политической системы: в качестве универсального свойства политической системы выделяется применение узаконенного принуждения в обществе и наличие законного права наказывать, принуждать и подчинять.

До 70-х годов термин «политическая система общества» в работах советских ученых-обществоведов практически не использовался. Его заменял другой, служивший тем же исследовательским целям, термин - «политическая организация общества». И лишь после появления в 1975 году в документах XXV съезда КПСС понятия «советская политическая система» начинается его интенсивное освоение. Сегодня, по словам известного отечественного юриста и политолога М.Н.Марченко «в политическом лексиконе стран Запада и Востока термин «политическая система» является одним из наиболее распространенных».

Ну а ранее используемое понятие «политическая организация общества», будучи более узким по сравнению с понятием «политическая система общества», подразумевает систему организаций и учреждений (институтов) и составляет один из структурных элементов политической системы общества, ее статическую часть.

В отечественной литературе нет однозначного подхода к пониманию политической системы. Довольно широкое распространение получило определение политической системы, данное Ф.М. Бурлацким, раскрывающем ее как «относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно-управляемого политической властью организма, сердцевину которого составляют государство, выражающее интересы экономически господствующих классов. В.Е. Чиркин считает, что «политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны вторичными политическими отношениями и которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти». Некоторые ученые, как уже отмечалось, отождествляют политическую систему с политической организацией общества, другие полагают, что политическая система более широкое понятие, включающее, в частности, не только организации, но и политические нормы. Неоднозначно дается определение политической системе за рубежом. Польский профессор А. Лопатка полагает, что «политическая система состоит из трех элементов: идеи и политической ценности (например: идеи народовластия, общественного прогресса), организации и институты, наконец нормы, регулирующие претворение в жизнь идей и деятельности институтов». Венгерский социолог К. Кульчар пишет, что «политическая система имеет два уровня. На уровне государства она включает государственные и политические организации, нормы (в первую очередь правовые) и роли, реализуемые в политическом поведении. На уровне общества в политическую систему сводят стандарты индивидуального политического поведения, нормы (прежде всего этические), роли и организации (политические партии, группы давления), которые либо стремятся к политической власти, либо оказывают воздействие на процесс ее осуществления». Американский политолог Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм преобразования идущих от общества социальных импульсов в политические решения и действия. Морис Дюверже считает, что: «политические структуры связаны с экономической структурой, уровнем развития, с идеологией и системой ценностей, с культурными традициями. Эта совокупность образует «политическую систему» каждой страны, систему в которой различные элементы не отделены друг от друга».

Суммируя все мнения о характерных чертах политической системы, мы можем четко обозначить ее отличительные особенности:

1. Верховенство. Это означает, что политическая система олицетворяет верховную власть в обществе. Главное, что характеризует политическую систему - это власть, в отличии, например, от экономической системы, для которой главное - собственность. Поэтому социальная характеристика особенно важна для определения политической системы.

2. Обусловленность политической системы экономической, социальной и культурной структурой общества.

3. Относительная самостоятельность и высокая степень активности политической системы, определяемая наличием механизма власти, возможности и права распоряжаться ресурсами всего общества.

4. Управление как основная субстантивная характеристика политической системы. В процесс управления вовлечены и другие системы, но только для политической системы оно является проявлением ее сущности.

Социальная структура общества реально проявляется в экономических (собственность), политических (власть), культурных и иных отношениях. Этим определяется и соотношение социальной структуры и политической системы общества: последняя есть одна из форм, в которой находят свое выражение политические цели, потребности, интересы различных слоев общества.

Политические отношения служат, следовательно, формой социальных отношений, когда дело касается политической власти и политического управления.

Собственность и власть - таковы в конечном счете главные параметры социальной характеристики любого общества и государства. Распределение собственности и власти служит ключом к пониманию структуры социальных отношений по вертикали и по горизонтали. Сама же власть измеряется по степени участия различных слоев и групп населения в управлении и распоряжений общественными ценностями, в решении общественных дел.

Опираясь на вышеизложенные особенности, можно сформулировать как краткое так и более широкое определение политической системы.

На наш взгляд, краткое определение политической системы должно опираться на представление о политике и власти. Политическую систему необходимо рассматривать прежде всего как систему управления, с помощью которой общество регулирует все существующие в нем социальные системы. Функции управления осуществляют политические организации, организующие и направляющие деятельность многих лиц, добиваясь тем самым достижения поставленных целей. Основой же для управления людьми является обладание властью, которая дает возможность наказывать, принуждать и подчинять. При этом политическим организациям жизненно необходимо взаимодействовать друг с другом для достижения стабильности в обществе, исключения конфликтов и конфронтаций. Если обобщить вышеизложенное, то под политической системой можно понимать деятельность взаимосвязанных, взаимодействующих политических организаций общества, основой которой является стремление к завоеванию, удержанию и использованию государственной власти.

Деятельностный подход к определению и пониманию политической системы общества представляется наиболее плодотворным и перспективным. Он позволяет наиболее полно определить понятие исследуемого явления.

Деятельность - это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение.

Любая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс. Деятельность в теории познания всегда выполняла роль мировозренческого, объяснительного принципа. Именно поэтому предложенное нами определение политической системы носит исходный, рабочий, методологический характер.

В развернутом же виде под политической системой понимаем целостную, упорядоченную совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных существующим в нем политическим, социальным, юридическим, идеологическим, культурным нормам, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Для более полного понимания сути политической системы необходимо сформулировать основные функции, выполняемые ею в совокупной общественной системе.

В этой связи необходимо прежде всего уточнить понятие «функция». В нашей литературе это понятие используется по меньшей мере в трех смыслах: как определение задачи, как деятельность и как результат или вклад. В зарубежной литературе оно нередко используется и как неотъемлемое свойство данной субстанции (подобно кровообращению живого организма).

Нам представляется, что наиболее адекватным определением понятия «функция» является характеристика его как свойства субстанции, находящего свое проявление в определенном роде деятельности. Именно в ходе деятельности субстанции проявляются ее свойства в соотношении с данной средой.

Исходя из такого понимания, к числу основных функций политической системы можно отнести:

1. Определение целей и задач общества, выработка программы ее жизнедеятельности.

2. Мобилизация ресурсов общества на достижение поставленных целей.

3. Интеграция всех элементов общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей.

4. Распределение ценностей в обществе в интересах всех членов общества в целях сохранения данной системы собственности и власти.

Определение целей и задач общества, а также мобилизация ресурсов на их выполнение составляют основные функции политической системы. Отсюда можно сделать вывод, что главная задача политической системы - максимальное выявление и использование заложенных в обществе возможностей для сохранения и развития данной социально-политической общности.

Будучи частью совокупной общественной системы, политическая система в свою очередь состоит из взаимодействующих подсистем. В структуре политической системы мы выделяем три подсистемы: институциональная (политические организации), информационная и нормативная подсистемы. Которые сами, в свою очередь, являются полнокровными системами.

Институциональная (политические организации) подсистема состоит из таких элементов, как государство, политические партии, группы интересов. Ведущей организацией, сосредоточивающей в себе максимальную политическую власть, является государство. Велико значение политических партий и групп интересов в политической системе. Политические партии и группы интересов влияют на формирование государственных структур, осуществляя корректировку политических целей, направляя политическое развитие.

Информационная подсистема устанавливает связь между политическими организациями политической системы. В ее состав входят разнообразные средства массовой информации, под которыми подразумеваются телевидение, радио, газеты, журналы, книги рассчитанные нести информацию на огромную территорию. Значение этой подсистемы велико, так как люди, как известно, способны оценивать действия, в том числе и политические, лишь при наличии определенного объема знаний и информации.

Нормативная подсистема образует всевозможные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения требований, превращение этих требований и решения, осуществление решений. Эти нормы - основные правила участия во всех типах политического процесса, они способствуют политическому взаимодействию, без них едва ли можно избежать беспорядка или хаоса.


Богатырев Валерий Викторович







Интересное:


Коррупция как элемент социально-политической жизни
Власть как основа политической системы
Понятие и истоки русского политического консерватизма
Общая характеристика политической системы современного российского общества
Выборы и криминал
Вернуться к списку публикаций