2012-03-30 14:39:12
ГлавнаяПолитология — Структурные элементы политической системы современной России



Структурные элементы политической системы современной России


Нормы - это прежде всего результат социальной практики. Они создаются на основе сформировавшихся социальных связей, которые усваиваются и субъективно осознаются общественным и индивидуальным сознанием. Нормы всегда социальны по своей природе, так как они возникают и формируются в процессе взаимодействия людей, и определяются особенностями политического строя данного общества.

Создание идеальных норм, адекватно выражающих интересы и потребности различных классов и социальных групп, слоев, характерно для более высоких стадий развития общества. Задача правовой системы и, в частности, субъектов нормотворчества - создать единую, внутренне согласованную подсистему, осуществляющую управление всей системой сообразно с интересами социальных слоев, групп данного общества.

Воздействуя на социальные процессы, поведение членов трудовых коллективов, общественных объединений, социальных групп, слоев, правовая система способствует интегрированию, сплочению общества вокруг общегосударственных, общенациональных задач.

Надо отметить, что интегративная функция правовой системы в плане обеспечения целостности государства, единства общества на сегодняшний день не обеспечивается в полной мере. Естественные и неотъемлемые права личности, закрепленные в ныне действующей Конституции РФ, зачастую носят декларативный характер. Ими далеко не все могут воспользоваться.

В президентском Послании Федеральному Собранию 1998 года отмечается, что в настоящее время «зреет опасное для развития нашего общества явление: права личности, никогда в отечественной истории не считавшиеся практическим государственным приоритетом, рискуют и впредь остаться декларативными. По прежнему власть будет упоминать о них в официальных документах, а граждане - испытывать на себе собственную правовую незащищенность Государство российское сегодня еще не настолько богато, что бы все без исключения права и свободы человека материально обеспечить на самом высоком уровне».

Экономические трудности порождают конфликты между индивидуумами, коллективами, различными социальными слоями и властью. Отношения между людьми порой складываются отнюдь не на правовой основе. Продолжают обостряться межнациональные коллизии, принимая нередко формы открытых военных действий. Появляются слои общества, паразитирующие на переживаемых страной трудностях. Все это, к сожалению, не свидетельствует о консолидации общества, стабилизации взаимодействия различных социальных групп.

Эффективность интегративной функции зависит в первую очередь от научно-обоснованной законодательной политики государства, высокого уровня правовой культуры правоприменительных органов и должностных лиц, развитого правосознания субъектов правотворчества.

С помощью интегративной функции правовая подсистема взаимодействует со смежными подсистемами политической системы. Особенно это взаимодействие проявляется с важнейшим элементом - государством.

Право оказывает свое влияние на политическую систему, регламентируя порядок формирования и деятельности государственных органов. Последние, наряду с другими политико-правовыми структурами и институтами, осуществляют государственную политику, оказывая влияние на развитие всех частей государственно-правового механизма.

Политические отношения нуждаются в правовой регламентации. Преобразование политических решений, программ и установок в правовые нормы связано с правотворческой деятельностью государства, а затем и правоприменительной. То есть «правовая система выступает инструментом обеспечения политического властвования и управления, осуществления политической деятельности».

Функции правовой подсистемы в политической системе определяются не только политическими и правовыми факторами. Динамику ее деятельности, с одной стороны, определяют экономические, социальные, культурные, с другой - идеологические и организационные факторы.

Механизм действия правовой подсистемы в политической системе - это совокупность социально-экономических, идейно-политических, организационно-правовых средств, определяющих главные направления, тенденции развития данной системы.

Интегративная функция правовой подсистемы направлена на оптимальное взаимодействие элементов политической системы, стабилизацию общества, его развитие и демократизацию.

Важнейшая задача интегративной функции правовой подсистемы - осуществлять сближение социальных позиций различных общественных групп, слоев, классов, движений, консолидировать их в рамках российской государственности.

Чем адекватнее правовая подсистема отражает главные ценности общества, интересы и потребности личности, человека, чем эффективнее ее действие как средства утверждения этих идеалов, тем выше ее нравственно-гуманистический и политико-юридический потенциал.

Регулятивная функция правовой системы является одной из ведущих. Ее нельзя смешивать с правовым регулированием. Различие в том, что правовое регулирование представляет собой осуществляемую при помощи юридических норм, других правовых средств юридическую регламентацию общественных отношений, введение их в жесткие рамки, а регулятивная функция правовой системы представляет собой более конкретное регулятивное воздействие на общественные отношения, складывающееся из взаимосвязей правоотношений, правосознания и норм права. В этом смысле правовая система представляется «важнейшим инструментом управления развитием общественных отношений».

Правовая система оказывает свое направляющее и организующее влияние на все общественные отношения и социальные процессы: экономические, исторические, культурные, духовные, управленческие, имущественные, отношения между организациями, государственными органами, гражданами и властью, административными учреждениями. Причем в данном случае регулирование означает не только регламентацию актов поведения субъектов. Оно предполагает закрепление, охрану и развитие складывающихся общественных отношений, форм собственности, распределения и обмена.

Регулятивная функция правовой системы предопределяется спецификой именно правового регулирования, но включает в себя не только регламентацию общественных отношений, но и использование позитивных стимулов, способствующих повышению политико-правовой активности личности.

Наряду со стимулами, используются ограничения, необходимые для обеспечения нормальной деятельности стимулирования, выполняющие охранительную, защитную роль и выступающие определенным балансирующим средством для стимулов.

«Функции, осуществляемые стимулами и ограничениями, в различных системах в главном совпадают, что предполагает их обобщение и экстраполяцию на конкретные механизмы управления, в том числе и на правовое регулирование».

Регулятивный эффект обеспечивается всеми элементами правовой системы (правом, правосознанием, правоотношениями, субъективными правами и обязанностями, юридической культурой; ответственностью). Посредством конституций, законов, иных нормативных актов регулируются вопросы экономического, социального, культурного, политического развития общества. От полноценного, научнообоснованного законодательства зависит эффективность регулятивной функции правовой системы.

Не менее важное значение в регулировании общественных отношений имеет и правоприменительная практика, обеспечивающая условия конкретного урегулирования и разрешения различных ситуаций, возникающих в различных сферах деятельности.

Коммуникативная функция правовой системы. Слово «коммуникация» в переводе означает сообщение, связь, информация. Коммуникативная функция соответствует одной из целей правовой системы - распространению знаний о праве, повышению роли юридической культуры, престижа закона, права в обществе.

Знания о праве появляются у граждан в результате получения ими правовой информации, которая содержит в себе установки на ориентацию в определенных ситуациях, указание на способы достижения позитивных целей, меру возможного и должного поведения, предупреждения о возможности наступления неблагоприятных последствий в случае нарушения ими правовых предписаний и т. д.

Однако, правовая информация сама по себе не в состоянии привить индивиду уважение к закону, обеспечить формирование у него правомерного поведения. Человеку свойственно стремление соотносить свое поведение с чужими поступками, с определенной структурой социальных ценностей. Это дает ему возможность выбирать определенный вариант действий и позволяет ожидать определенных вариантов поведения и других лиц.

При этом человек соотносит свои и чужие поступки с присутствием в его сознании эталоном - нормой права, правовым принципом, идеалом. И здесь задачей коммуникативной функции является воспитание личности, превращение мировоззренческих ценностей во внутренние убеждения и поступки человека.

Правовая система, таким образом, оказывает воспитательный эффект не только при помощи информации, правового просвещения граждан, но и посредством правоприменительной и правотворческой деятельности.

Нормативно-правовая информация представляет собой отражение объективных потребностей в поддержании и развитие политической системы. Социальные нормы, закрепленные в виде правил и принципов поведения, являются средством информации государственной и общественной воли в рамках единой политической системы общества.

Охранительная функция правовой системы. Она осуществляется при помощи особых юридических механизмов - институционно-правовых средств (нормативных и правоприменительных актов, охранительных правоотношений, ответственности и т.д.), на основе которых обеспечивается принудительное поддержание правопорядка, выполнение гражданами юридических обязанностей.

Задача охранительной функции - предотвращение и пресечение правонарушений и иных социальных отношений. Для реализации этой задачи используются различные средства. Речь идет прежде всего об установлении системы правовых запретов.

При установлении запретов должен учитываться моральный аспект. Запрещается поведение, считающееся несправедливым, непорядочным, недостойным, вредным. С одной стороны, запрет как бы ограничивает права субъектов правоотношений, а с другой - охраняет права иных субъектов от возможных нарушений.

Выход за пределы, т.е. нарушение запрета (правонарушение) влечет за собой юридическую ответственность, наступающую за общественно опасное, вредное, виновное деяние. «За пределами запрета каждый может действовать в соответствии со своими индивидуальными интересами, не опасаясь наказания и вмешательства государства в личную свободу и жизнь. Нарушение, игнорирование правового запрета должно влечь юридическую ответственность». Это безусловно способствует реализации охранительной функции правовой системы.

Наличие в законе запрета определяет рамки поведения граждан, а ответственность - это мера государственного принуждения, выражающаяся в реализации юридических санкций, предусматривающих различные меры наказания для правонарушителей.

В условиях построения демократического правового государства стал особо актуальным вопрос об ответственности государства перед своими гражданами. Принимаются ряд актов, подтвердивших неотъемлемые права граждан, гарантирующие их осуществление, устанавливающих ответственность государства. Например: Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г.; Закон РФ «О ветеранах» 1995 г.; Закон РФ «Об общественных объединениях» 1995 г.; Закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.» 1996 г.; Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности.» 1996 г.; Закон РФ «О свободе совести и религиозных организациях.» и др.

Охранительная функция не только предусматривает меры ответственности, но и восстановление нарушенных прав, что вытекает не только из вышеперечисленных актов, но и зафиксировано, в соответствующих статьях гражданского, уголовного, уголовно-процессуального, административного кодексов.

Охранительная функция правовой системы имеет цель оградить от посягательств конституционный строй, новый тип общественных отношений, обеспечить вытеснение старых отношений, чуждых новому обществу.

Оценивая существующую правовую систему России можно сказать, что она имеет ряд особенностей. Прежде всего она поражает своей громадностью. Прежде всего это касается законодательной системы - великое множество законодательных документов разного ранга. Тут и множество федеральных законов, и бессчетное число «областных» законов - документов, принимаемых всеми 89 субъектами Федерации: областями, краями, республиками, округами.

Громадность нынешней российской правовой системы, в которой «тонут» и становятся плохо различимыми действительно крупные, основополагающие законодательные документы и институты, превращает ее в некое безликое, «серое» множество разнообразных элементов - законодательных норм, актов разнообразных юридических учреждений. Такое множество, которое не имеет своего лица.

Несмотря на отмеченную громадность и безликость, современная российская правовая система отмечается еще и разноплановостью: в ней довольно отчетливо проступают качественно разнородные элементы и тенденции правового регулирования и в то же время по некоторым моментам существует неопределенность, позволяющая строить правовую регламентацию тех или иных отношений в различных направлениях.

Является ли в целом правовая система современной России «демократической»? Отвечая на этот вопрос С.С.Алексеев, пишет, что правовая система России по ряду сторон своего содержания находится довольно близко к общедемократическому праву. Кроме того, в ней существуют элементы последовательно демократического гуманистического права, характерного для цивилизации либерального типа.

В этой связи, он выделяет два момента представляющимися наиболее существенными:

Во-первых, современное российское право уже порвало с «конструкцией» советского права и социалистической законности.

Во-вторых, определяющей чертой современного российского права является противостояние в его содержании, действии и применении, с одной стороны, последовательно демократических, гуманистических элементов, а с другой - элементов, отражающих в том или ином виде коммунистическую философию права: государственное всевластие, силовых ориентаций в правовом регулировании.

Суммируя все выше изложенное, можно сделать вывод, что наиболее зримой чертой современного российского права является своего рода «континентальная» противоречивость, выражающаяся в том, что внешне европеизированные формы, наличествующиеся в немалом числе законодательных документов и процессуальных процедур, находятся в резком несогласии с азиатскодержавной ориентацией содержания, проявляющейся в доминировании силовых методов.

Отсюда и две тенденции - это утверждение демократическо-гуманистических начал и тенденций силового господства, осуществляемого соответствующими юридическими средствами и механизмами. Будущее, судьба российского права зависит от того, какая из этих двух тенденций будет доминирующей.


Богатырев Валерий Викторович



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Марк Туллий Цицерон об идеальном гражданине и государстве
Класс, нация и общественная политика в русской революции 1917 года
Л.А. Тихомиров как теоретик монархизма
К.Н. Леонтьев и идея русской империи
Власть как основа политической системы
Вернуться к списку публикаций