2012-03-30 14:39:12
ГлавнаяПолитология — Структурные элементы политической системы современной России



Структурные элементы политической системы современной России


Нормативная подсистема.

В политической системе взаимодействие общественных организаций регулируется с помощью норм, действующих в обществе и содержащих в себе правила поведения, социальные ценности и ориентирующую информация для людей. В известной степени система норм и ценностей, которыми руководствуется личность, позволяет ей сохранить свою самостоятельность при взаимодействии с государственными и иными институтами. Эти нормы создаются следующим элементом политической системы - нормативной системой.

Ряд социально-политических норм непосредственно создаются органами государства (правовые нормы), другие - общественными организациями (корпоративные нормы), третьи складываются и формируются постепенно, развиваются под влиянием и политических, и экономических, и социальных институтов общества. К их числу относятся мораль, обычаи и традиции, устойчивость которых значительна и варьируется в зависимости от конкретной культуры.

Правовые нормы, самых разнообразных субъектов, входящих в политическую систему общества создаются в процессе их деятельности. Правовым нормам как общеобязательным правилам поведения, установленным государством, принадлежит ключевое место. Нормотворчество общественных организаций более ограниченно, охватывает преимущественно их собственные пределы, а нормы опираются на авторитет организации, хотя фактически их удельный вес, особенно программ, политических документов партий, решение профсоюзных органов шире. К нормам политической системы относятся и проявления духовной жизни: мораль, обычаи и традиции, которые не могут не учитываться институтами политической системы. В данном исследовании нас интересуют правовые нормы которым, как уже было сказано выше, принадлежит ключевое место.

Правовые нормы создаются в недрах правовой системы, которая соответствует определенной политической системе. Для того чтобы уяснить и раскрыть механизм регулирования, существующий в политической системе России, необходимо дать определение ее правовой системы, ознакомиться с элементами ее составляющими, раскрыть ее основные функции.

В значительных переменах, происходящих сегодня в России, важная роль принадлежит отечественной правовой системе. Понятие «правовая система» сравнительно недавно появилось в юридической науке, оно дает возможность представить в единстве правовую сторону Российской общественной жизни, рассмотреть в системных связях организацию и взаимодействие всего комплекса правовых явлений.

В современной юридической науке идет интенсивная разработка самого понятия «правовая система», создаются модели ее структуры, состава, основных компонентов.

Приступая к разработке этого понятия следует учитывать, что правовая система обладает всеми чертами объективно возникающего, исторически закономерного общественного явления, существующего независимо от воли тех конкретных индивидов, которые вступая в социальную жизнь, застают уже сложившееся правовые формы, институты и должны считаться с ними, реализуя свои интересы. В то же время правовая система - продукт творчества людей, и в этом смысле она имеет все черты явлений, относящихся к миру «искусственных вещей, сознательных процессов, произвольных действий». Трудности познания, научного конструирования правовой системы состоит как раз в том, чтобы правильно сочетать субъективное и объективное, учитывая как те закономерности ее развития и функционирования, которые от воли человека не зависят и должны соблюдаться, так и те, которые сами складываются в результате творческого процесса и зависят от разнообразной, порой противоречивой общественной деятельности.

В юридической науке понятие «правовая система» использовалось и используется для характеристики самых разнообразных правовых явлений и процессов: а) права отдельной страны («национальная правовая семья»), б) права нескольких однотипных стран («семья правовых систем»), в) строения права как институционального формально определенного регулятора общественных отношений («системы права»), е) механизма правового регулирования, д) массива законодательства, судебной практики и т.д. Правда, все чаще ученые-юристы разных стран в термин «правовая система» стали вкладывать более определенный смысл. Многие из них под этим термином понимают комплекс правовых явлений, взятых в единстве и взаимодействии со всем многообразием свойственных им генетических, структурных, функциональных связей и отношений (Алексеев С.С., Давид Р., Карбонье Ж., Керимов Д.А., Бабаев В.К., Карташов В.Н. и др.).

В этом аспекте понятие «правовая система» позволяет глубже и шире охватить юридическую действительность. Правовая система общества представляет не просто совокупность множества юридических процессов, единиц, а целесообразную, структурно-организованную, единую целостность правовых явлений, состояний и процессов, которым присущи новые интегративные качества, не свойственные отдельным компонентам (элементам) или свойственные им не в таких объемах и степени. Категория «правовая система» обладает тем преимуществом, что дает возможность раскрыть реальную жизнь права и иных юридических явлений, показать их не только в статике, но и в контексте социальной деятельности, общественных отношений, в динамике.

В литературе предложено определение правовой системе как совокупности внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально-однородных юридических средств, с помощью которых государства оказывает необходимое нормативно-организующее воздействие на общественные отношения (закрепление, регулирование, охрана, защита).

Неоднозначно в юридической науке трактуется структурный состав исследуемого нами понятия. Так, одни авторы рассматривают правовую систему «узко». По существу отождествляют ее с системой правовых норм, или рассматривают в рамках данного понятия правовые нормы и правоотношения в их взаимосвязи, либо законодательство и практику его применения. Другие рассматривают ее «широко», включая в это понятие, по существу, все явления, имеющие в своем составе право.

На наш взгляд, широкий подход наиболее целесообразен, так как достаточно полно очерчивает понятие и характеризует правовую систему как сложное, целостное структурное образование в единстве всех его составляющих. Однако широкое понимание правовой системы вовсе не означает, что в нее надо включать те элементы, которые не являются сугубо правовыми, как например государственные, политические.

Иными словами, широкий подход к правовой системе тоже имеет свои пределы.

Опираясь на выше изложенное, мы считаем, что в своем составе правовая система имеет следующие элементы: право как центральный элемент и нормативная основа правовой системы; правовые отношения; права и обязанности личности; правовая культура и правосознание; ответственность и юридическая практика.

Все элементы правовой системы тесным образом связаны друг с другом, зависимы друг от друга, но вместе с тем обладают и относительной самостоятельностью. Все они выполняют общие и специфические функции в правовой системе, характеризуются единством и различием, способствуют эффективности функционирования всего рассматриваемого образования.

Для того, чтобы иметь полную картину правовой системы, чтобы представить ее реально действующей в политической системе, необходима функциональная характеристика данного явления.

Функции любой социальной системы или подсистемы определяют необходимость этих структур для общества. Эффективность правовой подсистемы определяется оптимальным функционированием всех ее элементов, с учетом их специфического функционального предназначения.

«Существование любой социальной системы предполагает ее функционирование, т. е. достижение определенной социальной цели». Правовая система не исключение. Основными ее целями и задачами являются защита социально-экономического строя общества, формирование новых отношений, обеспечение стабильности и порядка, закрепление и охрана прав и свобод индивида, обеспечение их реализации и др. Процессы, направленные на достижение этих целей, характеризуют правовую систему с новой стороны, показывают ее социальную ценность, полезность, необходимость.

Функции правовой системы выражают взаимодействие элементов в системе, способ их связи в условиях воздействия на ее структуру как внешних условий, так и внутренних изменений. Надо учитывать, что функциональный аспект исследования отдельных элементов правовой системы выявляет не только движение их внутренней структуры, но и показывает прямую и обратную связь элементов данной системы со средой.

«Функционирование правовой системы обеспечивает правовое регулирование общественных отношений, тем самым реализуется главная социальная функция права - разграничение и интегрирование интересов, насколько это возможно в соответствующей формации».

Функции правовой системы и функции права соотносятся как функции системы в целом и функции ее основного элемента. Правовая система в данном случае решает задачи, стоящие перед обществом в политической сфере, координируя действия всех своих элементов с учетом их специфического инструментального назначения.

Праву в системе отводится роль социального регулятора общественных отношений, структурно-функциональная характеристика которого раскрывается через понятие нормативности. Нормативная структура - один из важнейших признаков правовой системы, поэтому изучение функций правовой системы предполагает раскрытие закономерных связей отрасли права и правовых институтов с регулируемыми ими общественными отношениями.

Исходя из социального и «прикладного» назначения правовой системы в современном обществе, можно выделить следующие основные ее основные функции: интегративную, коммуникативную, регулятивную, охранительную.

Интегративная функция правовой системы. Ей принадлежит ведущая роль по сравнению с другими функциями. Объясняется это прежде всего социальным значением правовой системы, для реализации которого необходимо объединение всех компонентов системы.

«Правовая система оказывает свое регулирующее воздействие на индивидов, группы, классы, стремясь приспособить определенные нормативные системы к наиболее оптимальному обслуживанию общеклассовых или групповых интересов».

При этом она стремится к сплочению как государственных структур, так и трудовых коллективов, общественных организаций, разных слоев общества. Свою интегративную функцию правовая система реализует посредством социальных, прежде всего, правовых норм, направленных на поддержание устойчивости и порядка в общественных отношениях.

Эффективность функционирования правовой системы может быть обеспечена «только в случае когда законы, установленные волей законодателя, верно выражают, координируют существующие в обществе реальные интересы, но подобное может иметь место лишь при демократических формах любого типа государственности».

Интегративная функция правовой системы приобретает сегодня особое значение, поскольку Россия вступила на путь формирования правового государства, нового типа политических и иных отношений. При этом углубляется социальное расслоение общества, разобщенность людей. В этой ситуации первостепенную роль в правовой системе призваны играть юридические нормы, выраженные в Конституции и законах, других важных правовых актах.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Воля политической власти - правила исследования
Учение Цицерона об идеальном государстве
Синэргетическая модель динамики политического сознания
К.Н. Леонтьев и идея русской империи
Договорная природа правового государства Джона Локка
Вернуться к списку публикаций