2012-03-30 14:39:12
ГлавнаяПолитология — Структурные элементы политической системы современной России



Структурные элементы политической системы современной России


Наглядное представление о характере и масштабах воздействия СМИ на эмоционально-волевой и иррациональный уровень общественного сознания можно получить, пожалуй, на примере сдвигов в массовом религиозном сознании ряда индустриально развитых стран, которое в совокупности получило название «новое религиозное сознание». Оно проявляется в неуклонном росте консервативных церквей, числа прихожан, неожиданном всплеске различных вариаций фундаментализма, проявлением множества традиционных и нетрадиционных сект и т.д.

СМИ, будучи частью современной действительности со всеми ее противоречиями, конфликтами, неурядицами, в той или иной форме воспроизводят их, поэтому потоки информации состоят из множества противоречивых, нередко, взаимоисключающих друг друга сообщений и материалов. Одному человеку или отдельной группы людей невозможно ни голосовать за все партии или всех кандидатов сразу, ни покупать все рекламные товары, ни согласится со всеми предлагаемыми мнениями, и хотя программы и материалы СМИ в своей совокупности оказывают влияние на формирование общественного мнения, но они не штампуют его. В частности, решения избирателей голосовать за ту или иную партию, или конкретного кандидата определяется целым комплексом факторов, среди которых социальная структура и форма политической системы; политическая культура и система ценностей, ориентаций; состояние общественного мнения, а также конъюнктурные факторы, определяющие внутренние и внешнеполитические условия, состояние экологии и т.д.

СМИ, взятые сами по себе, не всегда и не обязательно являются инициаторами и субъектами изменений в сознании отдельных людей или социальных групп. Сами по себе они не являются ни инструментом разрушения, ни инструментом созидания и прогресса. Их позитивная или негативная роль определяется тем, какими именно социальными силами и с какой целью они используются. Перефразируя высказывание известного английского историка Д. М. Тревеля, согласно которому политика - результат, а не причина социальных изменений, можно сказать: что, СМИ являются инструментом изменений в том или ином направлении, определяется в конечном счете задачами и потребностями каждой конкретной общественно-исторической ситуацией. С этой точки зрения, СМИ лишь один из инструментов, дополнительных факторов, способствующих изменению.

Рассматривать характер взаимодействия и взаимоотношений СМИ с общественными организациями политической системы лучше всего с ее центральным элементом - государством, а точнее с его руководящим звеном - правительством. Характер взаимоотношений определяется целым фактором обстоятельств, внутренними проблемами страны, ситуацией в мире и многими другими. Для получения информации СМИ заинтересованы в доступе к ведущим государственным и политическим деятелям, особенно к руководителям партий, государства и правительства, являющихся источником информации «из первых уст». Неудивительно, что подавляющая часть журналистов, корреспондентов, репортеров сосредоточенна в столицах индустриально развитых стран.

Связь власть имущих и СМИ осуществляется по многим каналам. Важную роль во взаимоотношении между политическими деятелями и представителями СМИ играет институт пресс-конференции. Пресс-конференции проводятся регулярно, превратившись в официальный канал политической информации для прессы и общественного мнения, они способствуют установлению тесных взаимоотношений между властными структурами и СМИ. Для руководителей государства он стал весьма удобным механизмом мобилизации общественного мнения в поддержку своего политического курса, а для СМИ - новым источником политической информации. Как правило, популярность правительства, его руководителей и проводимой ими политики обеспечивается многими департаментами и учреждениями. Но ключевая роль в этом вопросе, с точки зрения повседневной практики, принадлежит пресс-секретарю и его штату. В настоящее время практически во всех индустриально развитых странах государства и правительства, законодательные собрания имеют своих пресс-секретарей. Имеют их также Президент и Председатель Правительства России. Именно пресс-секретарь «подает» СМИ, а через них широкой публике политический «имидж» Президента, Председателя Правительства и т. д. Наиболее ценную информацию о президенте обозреватели и журналисты, аккредитованные, например, при Президенте, могут получить не на публичных выступлениях или пресс-конференциях, а от людей из близкого окружения президента, в частных беседах. Это дает администрации широчайшие возможности для манипулирования общественным мнением: как правило, раскрывается лишь та информация, которая в выгодном свете представляет Президента и администрацию. Методом «утечек» эта информация подается в прессу, которая создает благоприятный климат для восприятия общественностью и реализации того или иного решения.

В России длительное время средства массовой информации использовались как идеологический инструмент тоталитарного государства. Сегодня сторонники рыночного либерализма объявляют СМИ агентами и участниками товарно-денежных отношений, предлагая их приватизировать. Налицо попытка превратить СМИ в рупор потребительства и массовой культуры, в средство выражения низменных инстинктов.

Средства массовой информации со дня своего появления выполняют функцию «общественного посредника». В связи со сказанным нетрудно понять, почему еще основатель кибернетики Н. Винер предупреждал о том, что из всех антигомеостатических факторов, способных ввергнуть общество в глубочайший кризис, наиболее сильным является манипуляция информацией. В обществе, ориентированном на потребительство и основанном на купле и продаже, на несправедливости и эксплуатации, на подавлении и насилии, информационная система, попадая в руки тех, кто больше всех заинтересован и преуспел в борьбе за деньги, собственности и власти, становится фактом социальной дезорганизации.

Социально дезорганизованное общество - это, по сути антиинформационное, дезинформированное общество. Оно неизбежно скатывается к тоталитаризму, к господству идеологизированного, утопического сознания, усиливающего энтропийные процессы в общественной системе и делающего невозможным осуществление в ней научно обоснованной, конструктивной и консолидирующей политики.

Согласно результатам многих социологических и социально-психологических исследований, постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых в обществе норм, явлений и событий, подаваемых, как правило, сенсационно, порождают у читателей, слушателей, зрителей беспокойство и страх за свое место в обществе и т. д. Вместе с тем у людей, часто пользующихся услугами СМИ, более легко вырабатываются негативные установки относительно окружающего мира.

Причем различные категории населения могут реагировать на эти явления по разному. Нескончаемые сообщения о преступности, наркомании, терроризме, беспорядках и т.д. одних наводят на мысль о необходимости «твердой руки», сильной личности, способной положить коней анархии, обеспечить закон и порядок и т.д., других вынуждают уйти в частную жизнь, третьих - присоединятся к разного рода общинам, коммунам, религиозным сектам и т.д.

В российской действительности, где власть, склонна к авторитаризму, слаба, расколота и аморфна, а гражданское общество еще пока не сформировано и консолидируется на антивластной основе, СМИ впадают в крайности. Они мечутся между полюсами излишней ангажированности и невмешательства, объективизма и ухода в бульварщину, бытовщину. По существу, они пока не в состоянии стать поистине независимыми и объективными и вместе с тем принять в полной мере сознательное и активное участие в политической и социальной жизни.

Российское общество сегодня опасно дезориентировано. Оно находится в положении неопределенности, смуты, смятения, идейной и нравственной неразберихи. В нем нет четкого представления не только о целях, ценностях и идеалах, но и о реальной ситуации в стране, о характере, итогах и перспективах происходящих изменений.

Дезориентация нашего общества во многом обусловлена отсутствием достоверной информации. Достоверная информация - дефицит в нашем обществе. Мы ее плохо производим, мало ценим, еще хуже распространяем и используем. Поэтому цели и действия реформаторов не адекватны действительности, их решения опаздывают или оказываются преждевременными, законы не работают, общество «взорвано», а лидеры обречены на неуспех. В результате Россия много потеряла в своем положении в мире, ее национальная безопасность и внутреннее состояние стали более уязвимы.

Сегодня активно обсуждается проблема качественной журналистики, определения путей трансформации СМИ, формирования их новой модели. По своей сути она является моделью смешанного типа, отрицающий как государственно-бюрократический, так и либерально-рыночный типы организаций средств массовой информации. Новая модель представляет собой формы открытого и толерантного развития общества, в котором и государственные и рыночные силы находятся под общественным контролем и в котором благодаря существованию подлинного плюрализма средств информации индивидуумы, группы, партии и организации могут свободно проявлять свое согласие или несогласие в отношении путей обустройства их жизни.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Гражданское общество как политический феномен
Правовой режим
Понятие, признаки и разновидности власти как основы политического режима
Политология
Синэргетическая модель динамики политического сознания
Вернуться к списку публикаций