2012-03-30 14:39:12
ГлавнаяПолитология — Структурные элементы политической системы современной России



Структурные элементы политической системы современной России


Информационная подсистема.

Следующим элементом политической системы является информационная подсистема, в которую входят разнообразные средства массовой информации (телевидение, печать, радио). Средства массовой информации относятся к числу важных социальных институтов. Их деятельность - это показатель эффективности, духовной энергии, состояния морали общества и всех его институтов. Она затрагивает саму сердцевину повседневной жизни людей, определяет их ощущение времени и пространства, разум и чувства, язык и способы общения.

СМИ являются одним из важнейших элементов политической системы. Они выполняют многообразные функции: информируют, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляется через и с помощью СМИ.

Роль СМИ, их функции сейчас интенсивно изучаются. Часто они становились и становятся сегодня орудием властных структур, средством манипулирования общественным и индивидуальным сознанием. Не случайно их деятельность выступает предметом внимания и контроля со стороны многих авторитетных международных организаций.

Принято считать, что СМИ принадлежит особая роль в осуществлении властных отношений, процессов интеграции и социальных изменений. В соответствии с принципами трансграничных коммуникаций, разработанными исследователями Европейского института СМИ, выделяются следующие качества и функциональные признаки их деятельности: 1) расширение горизонта (взгляда на мир) читателя (зрителя, слушателя); 2) уважение достоинства человека; 3) объективность в подаче новостей; 4)отражение плюралистического характера общества.

Информационная система по своей природе должна способствовать общественному равновесию и развитию. СМИ, например, воплощают единство трех начал: естественного (природного), ибо информация является важнейшим ресурсом, без которого невозможна сама жизнь; социального, порождающего проблему организации совместной деятельности и общения; духовного, вызывающего необходимость знаний и оценки происходящего.

Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения СМИ в политическую сферу, их превращение в один из важнейших инструментов реализации политического процесса. Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют такими пышными титулами, как «великий арбитр», «четвертая ветвь власти» наряду с законодательной, исполнительной и судебной и т.д. Вера во всемогущество телевидения настолько велика, что иные политические деятели считают, что тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну. И действительно, современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Вне всякого сомнения, в тех переменах, которые в настоящее время переживает наша страна, не последнюю роль играют СМИ.

Сегодня превалирует две основные точки зрения на место и роль СМИ в обществе. Одна рассматривает их как орган власти, другая - как орган гражданского общества. Отсюда возникает как бы двойной стандарт в оценке деятельности СМИ, в основе которого - сложное взаимодействие, реальное противоречие между двумя основными функциями СМИ. С одной стороны, они призваны обеспечить информационное обслуживание процесса функционирования властных структур, с другой - их задачей является информационное обеспечение процесса реализации многообразных потребностей и интересов частных лиц, социальных слоев и групп, гражданского общества в целом. В здоровом общественном организме указанное противоречие разрешается на основе конструктивного диалога власти и общества, продуктивной деятельности всех их звеньев и граждан.

Особенности СМИ состоят в том, что они могут или имеют возможность прямо обратиться к общественности, как бы минуя традиционные институты: церковь, школу, семью, политические партии и организации и т. д. Именно эта возможность используется и рекламным агентом, пытающимся убедить публику купить тот или иной товар, и политическими деятелями, политическими партиями и т.д. для мобилизации массовой поддержки своей программы.

В течение длительного периода для широкой публики главным источником информации служила пресса - газеты и журналы. Предоставляя различную информацию о различных сторонах общественной жизни, пресса приучила рядовых граждан рассматривать себя частью более широкого мира, реагирующей на происходящие в нем события.

Радио значительно расширило возможности эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях. С его появлением радикальным образом и навсегда изменился механизм освещения информации, сделалось возможным передавать ее через государственные границы неограниченному числу слушателей. К началу второй мировой войны радио стало одним из главных средств политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, с созданием сети вещания во всех развитых странах.

Для телевидения период от его возникновения до превращения в важный инструмент оказался еще короче, что объясняется главным образом бурными темпами его развития и распространения. Началом «эры телевидения» в политике считается 1952 г., когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной компании в США. В 70-80-х г. телевидение стало доминирующим средством массовой информации. В настоящее время оно обладает огромными возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных социальных групп. Роль СМИ в политике не однозначна. Они представляют собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов, предназначенных для реализации многообразных задач информирования население о происходящих в каждой конкретной стране и во всем мире событиях и явлениях. В этом качестве СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации.

Пресса, радио, телевидение претендуют на выполнение функций «сторожевой собаки общественных интересов» на то, чтобы быть «глазами и ушами общества», предупреждая, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, или коррупции в коридорах власти и т.д. Они могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности. Более того; многие журналы и газеты, радиовещательные и радиотелевизионные компании держатся на плаву и даже процветают на вскрытии скандалов, разоблачений махинаций, выискивании секретов, выставляя их на всеобщее обозрение. Зачастую они падки на сенсации, стремятся «взорвать бомбу», разоблачая коррупцию, должностные злоупотребления, обман избирателей и падение политической морали в коридорах власти.

Необходимо отметить и то, что, апеллируя к таким чувственным, иррациональным, эмоционально-волевым компонентам общественного сознания, как чувство любви к родине, националистические и патриотические настроения и т.д., СМИ способны организовать поддержку значительным слоям населения тех или иных акций правящих кругов, либо отдельных заинтересованных групп. Как правило, в подобных случаях изменения в массовом сознании носят кратковременный характер и по завершении пропагандисткой компании все «возвратится на круги своя». Эта особенность функционирования СМИ отчетливее всего проявляется в избирательном процессе, во время избирательных компаний.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Воля политической власти - правила исследования
Власть как основа политической системы
Причины германского и советского тоталитаризма
Методические проблемы изучения структуры и динамики общественного самосознания
О некоторых вопросах развития современной демократии в России
Вернуться к списку публикаций