2012-03-30 14:39:12
ГлавнаяПолитология — Структурные элементы политической системы современной России



Структурные элементы политической системы современной России


Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирование высокой духовности, гражданственности. Спектр этой работы настолько широк, что наряду с государством ею занимаются общественные организации, негосударственные структуры, церковь, частные и независимые теле- и радиокомпании, издательства, печать и др. Тем не менее государственное финансирование, налоговое обложение, официальная государственная идеология, выработка перспективных ориентиров - это механизмы государственного воздействия, продуктивно влияющие на духовную жизнь общества, сферу культуры.

Экологическая функция государства состоит из охраны окружающей среды, под которой понимается система мер направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия между деятельностью человека и благоприятным состоянием окружающей его природной среды, на предотвращение вредных последствий хозяйственного развития для природы и человека; рационального использования природных ресурсов в основе которой лежит регулировании природопользования, стремление придать ему рациональный (сохранительный) характер; обеспечение экологической безопасности включающей в себя обеспечение предупреждения и возмещение вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан.

К внешним функциям государства относится защита границ, территории страны, представление общества на международной арене. Развиваясь в мировом сообществе, государство проводит внешнюю политику от имени всей политической системы. Только оно является официальным представителем ее в международных делах. Государство берет на себя международные обязательства, которые соблюдаются всеми звеньями политической системы. Следовательно, с помощью государства выполняются основные функции политической системы в целом.

Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о форме государства - совокупности его признаков, определенных характером и содержанием деятельности государства. Принято в форму государства включать форму правления, форму государственного устройства, и политический режим.

Форма правления - внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти. От положений и характера высшего органа государственной власти зависит в конечном итоге различие между двумя основными формами правления - монархией (абсолютной, парламентской) и республикой (президентской, парламентской, смешанной).

Россия, Конституцией 1993 г., провозглашена республикой (ст. 3). В ней сложилась смешенная форма правления, с доминирующим положением президента в структуре власти. В смешанной форме правления учтены позитивные стороны как президентской так и парламентской формы правления, в частности стабильность правительства и его подконтрольность парламенту. Путем применения института двойной ответственности (перед Государственной Думой и Президентом), с помощью процедуры вотума недоверия преодолеваются негативные стороны как президентской так и парламентской форм правления. Вместе с тем создаются возможности как для авторитарных тенденций в исполнительной и президентской власти, так и для формирования стабильной и сильной демократической власти, что особенно необходимо в современных условиях России.

В целом создание смешанных форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. С помощью смешанной формы правления обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в странах, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях сформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может привести к социально-политической дисгармонии.

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государства и взаимоотношения центральных, региональных органов. Она дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория страны и каково их правовое положение, соотношение и взаимосвязь иерархических структур государства.

Конституцией 1993 г. в России закреплена федеральная форма государственного устройства (ст. 4). Российская Федерация состоит из союза республик, краев, областей, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Все они являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное деление.

В различных политических системах, представленных в истории, люди организовывались с целью защиты своих особых интересов и навязывания своей воли в качестве господствующей. Но лишь в 19 веке, когда миллионы людей получили право голоса в рамках либеральной демократии, возникают партии как специализированные организации для завоевания, или свержения существующей политической власти, или участия в ней.

Уже отмечалось, что различные, а часто и противоположные интересы приводят к конфликтам между социальными партиями и группами. На определенном этапе конфликта между группами одного общества может случиться так, что их руководители сочтут, что они могут значительно легче навязать свою волю, используя преимущества организаций, о которых мы уже говорили. При этом возникают политические партии, а социальный конфликт переходит из фазы стихийности в фазу, характеризуемую определенной коллективной дисциплиной.

Таким образом, партии превращаются в представителей различных социальных групп, находящихся в конфликте между собой. Они формально выражают их интересы и стремления, борясь за навязывание их обществу в целом. Как правило, политические партии создаются наиболее проницательными представителями соответствующих социальных групп и классов, сознающими их непосредственные и долгосрочные интересы. Эти активные меньшинства превращаются в политические авангарды представляемых ими групп и руководят их борьбой за удовлетворение их реальных интересов. Таким образом, между политическими партиями и их социальной основой существуют отношения представительства. Однако, как можно судить по приводимым ниже примерам, эти отношения не всегда просты. Часто политическая партия не получает поддержки социальной группы, на представительство интересов которой она претендует. Интересы одной группы могут представляться несколькими партиями. К тому же бывает так, что люди ошибочно примыкают к партиям, которые не только не представляют их интересы, но выступают против них. Часто случается, что партия представляет интересы небольшой части крупной группы. Естественно, что существуют партии, претендующие на одновременное представительство различных групп или социальных классов.

Как правило, политические партии пытаются представить себя массам как выразителей общих интересов общества, а не как представителей меньшинства. Только их реальное политическое поведение позволяет определить, является ли эта претензия обоснованной или она служит для маскировки истинных намерений партии.

Партии - это стабильные иерархические организации, состоящие из обладающих одинаковыми политическими убеждениями лиц, которые совместно работают над достижением своих целей, имеющих идеальный (модель общества) или материальный (разного рода личные выгоды) характер. Основные цели партии так или иначе связаны с осуществлением власти в политических системах. Деятельность партии направлена на завоевание высшей власти в политических системах, на участие в ее осуществлении, а в некоторых случаях - на ее свержение. На основе общих политических идей их членов разрабатываются программы партий, в которых определяются задачи и перспектива.

Как правило, политические партии обладают внутренней структурой, в которой могут быть выделены следующие элементы: а) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль; б) стабильный бюрократический аппарат, выполняющий приказы руководящей группы; в) активные члены партии, участвующие в ее жизни, не входя в бюрократию; г) пассивные члены партии, которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в ее деятельности. К перечисленным группам следует добавить симпатизирующих, которые не входят в состав партии, и меценатов которые могут как принадлежать к партии, так и нет.

До сих пор мы рассматривали родовую структуру политических партий. Теперь уместно перейти к описанию различных типов партий, действующих в рамках разных политических систем. Предлагаемая классификация не является исчерпывающей и претендует лишь на некоторое упорядочение пестрой картины политических партий.

Прежде всего необходимо различать массовые и кадровые партии. Массовые партии - это крупные организации, имеющие сложную внутреннюю структуру и пользующиеся реальным влиянием (как формальным, так и неформальным) в политических системах, где они действуют. Кадровые же партии состоят из пользующихся известностью лиц; они не имеют массовой опоры, однако также могут обладать политическим влиянием, которого они достигают посредством союзов с массовыми партиями или поддержки со стороны определенных групп давления.

Существуют патронажные партии, деятельность которых направлена прежде всего на обеспечение даваемых политической властью преимуществ для лидера, его штаба и сторонников. В отличие от них идеологические партии нацелены прежде всего на реализацию абстрактных принципов, обозначенных в программе их действий. Сословные и классовые партии сознательно направляют свою деятельность в первую очередь на защиту интересов отдельных социальных групп.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Некоторые проблемы национального вопроса России 20 века
Что является предметом политологии
Корпоративный, традиционный и международный режим
Легитимация и легализация политического режима
Избирательная система и политическая фрагментация
Вернуться к списку публикаций