2012-03-30 14:39:12
ГлавнаяПолитология — Структурные элементы политической системы современной России



Структурные элементы политической системы современной России


Институциональная подсистема.

Институциональная подсистема является фундаментом всей политической системы, так как в ее состав входят политические организации, составляющие ее статическую часть. Для более полного понимания роли общественных организаций в политической системе необходимо уяснить что из себя представляют «организации» вообще.

Организации - это коллективные образования, состоящие из определенного числа иерархически связанных между собой лиц, ориентированные на достижение специфических целей и обладающие дифференцированными функциями. Организация - это тип социальной группы, созданной с целью достижения целей, которые по отдельности индивиды не могли бы достичь иначе, как ценой исключительных усилий. Поэтому можно сказать, что организация - это основное средство стимулирования коллективной воли. Потребность в общем действии на основе солидарности между людьми, которые обладают одинаковыми интересами, является силой, приводящей к созданию самых разных организаций. Повседневный опыт показывает, что организованное меньшинство имеет значительно больше шансов на успех, чем не организованное большинство. Организация позволяет координировать действия многих лиц, облегчая тем самым достижение поставленных целей. Поэтому она является основным орудием согласования многих воль.

Члены организации разделены по иерархическим уровням, которые соответствуют определенным функциям и сферам деятельности, а также различным степеням власти. Высшая власть в организации принадлежит меньшинству, которое может добиваться ее путем выборов, присвоена я или карьеры. Для поддержания существования организаций необходимо выполнение разнообразных функций, что обеспечивается ее членами, между которыми существует более или менее выраженное разделение труда. Члены организации могут быть в разной степени эмоционально привязаны к ней, поскольку используя ее, они удовлетворяют различные ожидания и потребности. С другой стороны, организации могут иметь одну или несколько целей, которых их члены надеются достичь путем совместных действий. В ходе своего развития организации могут изменять свои цели. Здесь открываются различные возможности. Действительно организация может отказаться от своих первоначальных целей, чтобы выжить или получить определенные преимущества. В той мере, в какой первоначальные цели уже выполнены, она может поставить перед собой новые или же вновь обратиться к первым, если ее члены полагают, что без них деятельность организации теряет смысл.

Как правило, организации обладают определенным постоянством и не всегда исчезают, когда уходят их основатели. Многие организации существуют на протяжении жизни ряда поколений, демонстрируя свою устойчивость к изменениям.

Итак, организации - это коллективные структуры иерархического характера, имеющие более или менее выраженное внутреннее разделение труда и ориентированные на достижение различных целей, для чего они координируют деятельность многих людей.

Организации играют в политической жизни существенную роль. Они выступают как инструмент политической борьбы, которыми пользуются для достижения своих целей различные группы. В политических системах с длительной историей имеются организации различных типов. Люди, участвующие в политических конфликтах, как правило, делают это не изолированно, но пытаются объединятся вокруг некоторых общих целей, для чего создают организации.

Как мы уже указывали основными организациями, принимающими участия в политической деятельности, являются государство, политические партии и группы по интересам. Для того чтобы уяснить их роль в политической системе, необходимо рассмотреть их структуру и особенности функционирования.

Традиционно основной политической организацией институционального строя общества считается государство. Отношение к государству определяет главное в политике и политических движениях. Государственность концентрирует в себе все многообразие и противоборство политических интересов, регулируя явления общественной жизни через призму общеобязательности. В этом качестве государство занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость, ориентацию на важнейшие общественные дела. Обратимся к понятию государства и приведем классическое определение М. Вебера: «Современное государство есть организованный по типу учреждения союз людей, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического насилия как средства господства и с этой целью объединил вещественные средства предприятия в руках своих руководителей, а всех сословных функционеров с их полномочиями, которые раньше распоряжались по собственному произволу, экспроприировал, и сам занял вместо них самые высшие позиции».

Именно это качество - монополия легитимного насилия внутри определенной территории, отличает государство от других политических организаций.

Для более полного понимания особенностей государства целесообразно рассмотреть его функции. Функции государства - это главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Существует много классификаций функций государства. Функции не являются чем-то раз и навсегда данным, застывшим, и неизменным. В зависимости от конкретно-исторических условий и для решения стоящих перед конкретным обществом задач, в данный период времени, главные направления деятельности государства изменяются. Поэтому мы предлагаем свою классификацию функций государства, которая, на наш взгляд, наиболее оптимальна для решения задач современного российского общества.

Принято выделять внутренние и внешние функции. Данный критерий деления весьма условен, потому что многие внутренние функции государства приобретают внешний характер и наоборот. К внутренним функциям, имеющим самое непосредственное влияние на становление и развитие политической системы, относятся: политическая, правовая, организаторская, экономическая, социальная, образовательная, культурно-воспитательная, экологическая.

Политическая функция связана с осуществлением политической власти: поддержанием политического господства доминирующего в экономике класса или социальной группы, обеспечением политической стабильности, установлением отношений с политическими партиями, профессиональными союзами, другими общественными институтами по вопросам формирования государственных структур, осуществлением властных полномочий, а также выработкой программно-стратегических целей и задач развития общества, регулирования национальных отношений, особенно в многонациональном государстве.

Правовая функция всецело принадлежит государству, которое осуществляет правотворчество, устанавливает правовые нормы и принимает законы, регулирующие общественные отношения, поведение граждан. Правовые нормы - это правила поведения, исходящие от государства, нарушение которых влечет за собой соответствующие меры воздействия со стороны государства, административных органов (суда, прокуратуры, административных учреждений и т.д.). Они, в большинстве своем, отражают объективную общественную потребность.

Организаторская функция государства состоит в использовании совокупности организационных рычагов для осуществления властных полномочий, реализации выработанной политики: исполнения решений; формирования и использования кадрового корпуса управленцев; осуществления контроля исполнения законов и иных правовых предписаний; информационного обеспечения политики; осуществления мер координации деятельности различных субъектов политической системы и др.

Организация исполнения государственных решений всегда была одним из уязвимых мест в деятельности государственного аппарата нашей страны. Непомерный рост чиновничества, его бюрократизация, отрыв от непосредственных нужд людей, работа на себя вызывали и вызывают острую критику общественности и недовольство населения.

Экономическая функция является одной из главных, хотя она в разном объеме и содержании осуществляется в том или ином обществе и на различных этапах его развития. В современных условиях участие государства в экономике проявляется в выработке и осуществлении налоговой политики, выделении кредитов, использовании экономических санкций, стимулов в развитии отраслей экономики, непосредственном влиянии на транспорт, энергетику, использовании долгосрочного планирования и др.

Социальная функция государства включает: удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья: осуществление социальной защиты престарелых, инвалидов, молодежи, безработных; страхование жизни, здоровья, собственности.

Образовательная функция государства. По мнению видных государственных деятелей Великобритании, США, Японии, качественное образование - основа будущего, столбовая дорога в современную цивилизацию. Многие государства стоят перед задачей, которой нет альтернативы: осуществление кардинальной реформы в сфере образования, выработка политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до университетского. И государство в первую очередь обеспечивает демократизацию образования, его непрерывность, предоставление людям равных возможностей его получения, качественную подготовку молодежи к активной жизни.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Тоталитарный политический режим
О сущности российского государства
Коррупция и грязные избирательные технологии - пути преодоления
Политология
О некоторых вопросах развития современной демократии в России
Вернуться к списку публикаций