2012-03-30 14:24:12
ГлавнаяПолитология — Правовой статус общественных объединений в современной России



Правовой статус общественных объединений в современной России


Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Политическая система является одной из форм социального движения гражданского общества. Она представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы и занимает в ней центральное положение, обусловленное ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью. Политическая система является прежде всего системой управления, с помощью которой общество регулирует существующие в ней подсистемы: социальную, экономическую, идеологическую, этическую, культурную. Распределяет природные ресурсы и взаимодействует с внешнеполитическим окружением.

2. Основой политической системы является власть. Власть - это своего рода почва политики, ее питательная среда. Причем речь идет не только о завоевании, но и об использовании и сохранении власти, и не власти вообще, а власти государственной. До тех пор, пор а участники общественных отношений не выдвигают притязаний на власть, они остаются вне сферы политической системы. Суммируя вышеизложенное можно сформулировать определение политической системы, как деятельности взаимосвязанных, взаимодействующих политических организаций общества, основой которой является стремление к завоеванию, удержанию и использованию государственной власти.

3. Рассматривая политическую систему современной России, мы взяли за основу функционирующий в ней политический режим. В процессе реформирования российского общества в качестве цели была выбрана либерально-демократическая модель, но в самом худшем ее варианте - элитарном. На наш взгляд необходима переориентация реформ. Основой построения которой должна стать другая форма либерализма - социальная. Существующий на сегодняшний день в России политический режим можно охарактеризовать как делегативную демократию. Он характеризуется сочетанием сильной президентской власти и неразвитостью всех остальных социальных и политических институтов, способных оказать этой власти противодействие.

4. Либерально-демократический путь развития для России приемлем. Православная идеология не содержит никаких специфических предпосылок для выбора какого-либо конкретного пути прогресса и вполне может сосуществовать с либеральной идеологией. Особый «русский путь» развития - это безраздельное своеволие бюрократической номенклатуры, существование которой всегда сдерживало развитие России.

5. Основой для построения либерально-демократической политической системы социального типа является развитое гражданское общество. В политической жизни участвуют такие элементы гражданского общества, как политические партии и группы интересов. Формирование элементов гражданского общества в России идет недостаточно активно. На сегодняшний день функционирует многопартийная система, которая должна представлять интересы различных социальных групп в государственном аппарате, но в силу своего несовершенства свои функции она не выполняет. Сформировались группы интересов, оказывающие давление на политическую элиту с целью достижения поставленных перед собой целей, но они только ищут способы и формы воздействия.

6. Будучи частью совокупной общественной системы, политическая система в свою очередь состоит из взаимодействующих подсистем. В ее структуре следует выделять три подсистемы: институциональную (политические организации), информационную и нормативную, которые сами, в свою очередь, являются полнокровными системами.

7. Институциональная подсистема является фундаментов всей политической системы, так как в ее состав входят политические организации составляющие ее статическую часть - государство, политические партии и группы интересов. Ведущей организацией, сосредоточивающей в себе максимальную политическую власть, является государство. Российское государство является республикой со смешенной формой правления, с доминирующим положением президента в структуре власти. По форме государственного устройства Россия является федерацией. На сегодняшний день в политической системе России функционирует многопартийная система. Партии являются представителями различных социальных групп, выражая их интересы и стремления, навязывая их обществу в целом, через участие в государственном управлении. Группы давления - это организации самого разного типа (предпринимательские, профсоюзные, религиозные, культурные и т.д.), члены которых не претендуют на высшую политическую власть в системе, оказывают влияние для достижения своих специфических интересов. Группы давления пытаются воздействовать на политическую элиту, а не управлять непосредственно. В этом их отличие от политических парий. Политические партии и группы интересов воздействуют на формирование государственных структур, осуществляя корректировку политических целей, направляя политическое развитие.

8. Информационная подсистема устанавливает связь между политическими организациями политической системы. В нее входят разнообразные средства массовой информации. Они выполняют многообразные функции в политической системе: информируют, рекламируют, развлекают, играя важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире, осуществляется в целом через и с помощью СМИ. Российское общество сегодня опасно дезориентировано, что во многом обусловлено отсутствием достоверной информации. Именно поэтому необходимо трансформировать СМИ, сформировать их новую модель, которая представляла бы собой формы открытого и толерантного развития общества. В этой модели государственные и рыночные силы должны находиться под общественным контролем.

9. Правовая подсистема представляет собой целесообразную, структурно-организованную, единую целостность правовых явлений, состояний и процессов, которым присущи новые интегративные качества, не свойственные отдельным компонентам или свойственные им не в таких объемах и степени. Категория «правовая система» дает возможность раскрыть реальную жизнь права и иных юридических явлений, показать их не только в статике, но и в контексте социальной действительности, общественных отношений, в динамике. Правовая система - это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государство оказывает необходимое нормативно-организующее воздействие на общественные отношения (закрепление, регулирование, охрана, защита).

10. Статус общественных объединений отражает развитие человечества и правовое положение личности. Он основывается на понимании того, что правосубъектность общественных объединений базируется на международном признании правосубъектности каждого человека и праве каждого индивида на свободу ассоциаций; обязательности персонального членства; добровольности; негосударственном характере; законности организаций и деятельности; некоммерческой цели; возможности ограничения права на ассоциацию в предусмотренных законом случаях. На этом основании можно сделать вывод о том, что общественное объединение - это добровольная, некоммерческая организация индивидов, законно реализующих право на свободу ассоциаций.

11. Для более полного понимания правового статуса общественных объединений определены источники формирования этого понятия: международные договора и иные международные документы, имеющие силу на территории России; Конституция Российской Федерации; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; нормативно правовые акты субъектов РФ; Указы Президента РФ; Постановления правительства РФ; ведомственные нормативные акты; корпоративные нормативные акты общественных объединений; внутригосударственные договора.

12. Происходящие в стране перемены как в государстве, так и в гражданском обществе настоятельно требуют регламентации деятельности политических партий как одних из главных связующих звеньев между правящими слоями и обществом. При возрастающей активности политических партий ощущается явная недостаточность в разработке правовых основ их функционирования. Необходим Федеральный закон «О политических партиях» который должен четко определить понятие «политическая партия», закрепить правовой порядок их образования, зафиксировать права и обязанности как участников политического процесса, решить финансовые вопросы.

13. Важнейшую роль в современном российском обществе стали играть религиозные объединения. Важнейшим принципом «разведения» государства и церкви в сфере социальных отношений стал режим отделения церкви от государства. Суть его в следующем: 1. Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии. 2. Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность. 3. Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой поддержки. 4. Церковь не выполняет каких-либо государственных функций. 5. Церковь не вмешивается в дела государства. Данные особенности легли в основу Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединений» от 19 сентября 1997 г.

14. Общественными объединениями требующими более тщательной правовой регламентации и четко определенного правового статуса являются объединения казачества. Казачество в России имеет глубокие исторические корни и на сегодняшний день способно к активным созидательным действиям. В силу своей специфики и распространенности во многом может служить как стабилизирующим, так и дестабилизирующим фактором существующей политической системы. Несмотря на наличие некоторых нормативных актов о казачестве, необходим комплексный, Федеральный закон «О казачестве», который должен определить понятия «казачество», его правовой статус, пути и способы финансирования его деятельности.


Богатырев Валерий Викторович



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Массовые ценности, политическая ориентация и взаимоотношения с властью российских избирателей
Понятие, признаки и разновидности власти как основы политического режима
Общая характеристика политической системы современного российского общества
Организация государственной власти по Джону Локку
Синэргетическая модель динамики политического сознания
Вернуться к списку публикаций