2012-03-30 14:24:12
ГлавнаяПолитология — Правовой статус общественных объединений в современной России



Правовой статус общественных объединений в современной России


Объединение казачества.

Общественными объединениями, на наш взгляд, требующими более тщательной правовой регламентации и четко определенного правового статуса являются общественные объединения казачества. Казачество в России имеет глубокие исторические корни, и поэтому казачье движение является на сегодняшний день одним из немногих существующих движений, способных уже сейчас к активным созидательным действиям по укреплению Российской государственности и консолидации русской нации. Не учитывать и недооценивать это движение крайне не дальновидно. Казачество в силу своей специфики и распространенности во многом может служить как стабилизирующим, так и дестабилизирующим фактором существующей политической системы.

Движение за возрождение казачества возникло в конце 70-х годов. Но юридически оформиться и получить правовой статус смогло только с принятием Закона СССР от 9 октября 1990 г. «Об общественных объединениях». С 1990 г. были образованы и зарегистрированы сотни казачьих организаций по всей территории Советского Союза. Но закон «Об общественных объединениях» регламентирует права на создание общественных объединений, не учитывая особенностей создания и функционирования отдельных из них. Поэтому структуры казачьих объединений, на сегодняшний день, аморфны, члены нередко политизированы, лидеры часто находятся во враждебных отношениях друг с другом, кое-где задают тон криминализированные и люмпенизированные элементы, политиканы и авантюристы, возникают незаконные вооруженные формирования, имеют место значительные экономические правонарушения. И во многом, процесс становления казачьего движения будет зависеть от того, насколько верно и грамотно будут определены в конституционно-правовом поле Российской Федерации сущность и статус казачества, специфика его службы, а так же степень взаимодействия органов государственной власти с казачьими организациями.

В 1990 г. разрозненное, разбросанное по всей территории бывшего Союза казачье движение провело свое первое Всероссийское совещание. Образование Союза казаков послужило началом организационного оформления казачьего движения. Союз казаков объединил десяток межрегиональных и около 360 региональных и местных казачьих организаций. Уже на сегодняшний день на территории России насчитывается уже свыше пяти миллионов человек, считающих себя казаками, в странах СНГ - еще полтора миллионов. Образованно 12 казачьих войск и более 70 землячеств - от Дона, Кубани, Терека до Амура и Уссурийска.

Большое значение в возрождении казачества сыграл Закон «О реабилитации репрессированных народов» 26.04.91 г. В данном законе была осуждена проводимая ранее партийно-государственная политика репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей во времена Советской власти, дан толчок к его возрождению и развитию. Но наряду с положительными моментами данный закон спровоцировал создание конфликтной ситуации между отдельными казачьими обществами и государственными органами на местах. Речь идет прежде всего о ст. 6 того Закона, где предусматривается восстановление национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения. Наиболее реакционно настроенные казачьи объединения требуют возврата земель, на которых находились казачьи войска в 1918 г., что в современных условиях просто невозможно. Необходимо считаться с реалиями сегодняшнего дня. Новый передел земли просто невозможен и может вызвать противостояние не только внутри страны, но и спровоцирует конфликт на межгосударственном уровне, т.к. часть земли отошла к другим государствам: Украине, Грузии, Казахстану. И если все так ратуют за возрождение былого казачества, то, наверное, стоит основывать это возрождение на принципе, существовавшем во времена Российской империи - жаловать землю за службу.

В последующем Указе Президента Российской Федерации от 16 июня 1992 г. N 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» о восстановлении национально-территориальных границ уже не чего не говорится и оговаривается выделение земли на основе действующего земельного кодекса. В Указе декларируется готовность государства поддерживать движение за возрождение казачества, восстановление экономических, культурных, патриотических традиций и форм самоуправления казачества, оговариваются права на создание традиционных хуторских, станичных, окружных и войсковых обществ и рассматривается механизм их создания и взаимодействия с государственными органами. По существу Указ напрямую направлен на возрождение казачества и, по сути, должен быть одобрен, но он имеет существенное упущение, которое в дальнейшем может вызвать крупное осложнение во взаимодействии с казачеством. В Указе казачество определяется как культурно-этническая группа людей, что влечет за собой развитие идеи об этнической обособленности казачества от русского этноса. Рост подобных настроений наблюдался и раньше в периоды общенациональных кризисов, например, во время гражданской войны 1918-1922 г.г. Данные тенденции наблюдаются и в настоящее время.

Давно ведутся споры в научном мире о том, кем считать казачество: этносом или служивым сословием. Не будем вдаваться в глубину научных споров, но на наш взгляд, стоит согласиться с доводами И. Аверина, что в Российской истории не существовало этноса «казак», а имел хождение термин, обозначающий социальную категорию населения, формировавшеюся из представителей разных народов- этносов. Казачество формировалось под контролем и по инициативе государства, а не по естественным этнообразующим законам. Что в общем-то и надо брать за основу законодательным органам в определении правового статуса казачества.

Отсутствие четкой и целенаправленной политики государства по отношению к казачеству способствовало политизации движения и как следствие этого разделение его на два враждующих лагеря. Один из которых возглавляет «Союз казаков», другой «Союз казачьих войск России и зарубежья». Стихийный путь развития привел к тому, что сформировалось частично самозваная «верхушка» казачества, которая встала на путь коммерционализации, сближения с криминальными элементами, с реакционными национал-патриотическими движениями.

Сегодня отношение российского государства к казачеству меняется. Государство озабочено тем, какой правовой статус предоставить казачеству. Мы считаем, что существует два пути, по которым могут пойти казачьи объединения, и соответственно два различных правовых статуса. По какому пути идти, должны выбрать сами члены персонально каждой казачьей организации. Первый путь, при котором казачьи объединения не захотят взять на себя обязательства по несению военной или иной службы, будут иметь возможность продолжать свою работу по возрождению и преумножению культурных традиций и ценностей, опираясь на правовой статус предоставляемый им Законом РФ «Об общественных объединениях» 1995 г. Второй путь - это интеграция казаков в систему государственной службы, то есть предоставление казачьим структурам государственного статуса. В период с 1994 по 1996 г. г. разработаны и приняты нормативные документы, регламентирующие деятельность казачества как одного из элементов государственной структуры.

Первым нормативным актом в этой цепи стал Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», который стал первым документом, реально закрепляющим в правовом, конституционном поле нашего государства стремление Российского казачества служить.

По существу этот Указ открыл новую веху государственного становления российского казачества. Этим Указом устанавливается порядок внесения в государственный реестр хуторских, станичных, городских, окружных и войсковых казачьих обществ, члены которых взяли на себя обязательства по несению государственной службы. Ставится заслон размежеванию в казачьем движении и проникновению в среду казачества криминальных структур, их сращиванию с некоторыми псевдовождями, что дискредитирует движение казачества в российском обществе. Целый ряд организаций казаков выступает за единство России и намерены взять на себя тяжесть и ответственность несения государственной и иной службы. Именно такие организации и будут внесены в Государственный реестр казачьих обществ.

В процессе регистрации на одной территории не могут быть зарегистрированы два или более войсковых общества. В Государственный реестр включаются лишь одно войсковое общество, правопреемник существовавшего до 1917 г. войска на данной территории. Низовая казачья организация должна входить в состав этого войска. Если же на какой-либо территории существует два или более казачьих общества, им следует объединиться. Только после включения казачьих обществ в Государственный реестр можно будет решать вопросы их финансирования, предоставления им экономических и иных льгот, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 16.04 96 года «Об экономических и иных льготах, представляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы». В данном Указе предусматривается бесплатное предоставление земельных участков переселившимся в приграничные районы для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, и предоставление им беспроцентной ссуды на первоначальное обзаведение хозяйством, и освобождение от уплаты земельных и иных налогов и т.д.

Другим должно быть отношение к организациям с сепаратискими настроениями, имеющими в своем составе криминогенные элементы, к тем, которые втягивают казачество в экстремальные действия на стороне различных политических группировок. Необходимо уже сейчас государственным органам прекратить заигрывание с такими организациями и отдельными личностями и применять предусмотренные российским законодательством меры.

Надо сказать, что во многих федеральных органах власти уже созданы структуры, способствующие возрождению казачества. Образованны комитеты и комиссии по делам казачества в администрациях тех краев и областей, где традиционны казачьи поселения. Но пока эти органы действуют оторвано друг от друга.

Вот почему сначала был создан Совет по делам казачества, а затем было образованно главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации, и предписывалось всем федеральным органам исполнительной власти, которые привлекают казачьи общества к государственной и иной службе, создать подразделения по работе с казачьими объединениями.

Следующий Указ Президента носит более широкий характер, что видно уже из его названия - «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе». Указ утверждает Положение о привлечении казачьих обществ к государственной и иной службе. В Указе оговариваются несколько видов службы. Это - военная служба, охрана Государственной границы (в составе общественных образований), производство и поставка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд Вооруженных Сил РФ и других войск. Члены казачьих обществ помимо этого могут привлекаться к охране общественного порядка, участию в ликвидации последствий стихийных бедствий. К таможенной охране, егерской, природоохранной и экологической службе, охране лесов от пожаров и т.д. Привлечение членов казачьих обществ к службе осуществляют заинтересованные федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием органов местного самоуправления на основании решения общего собрания хуторского, станичного, городского казачьих обществ и оформляется договором. Типовой договор о несении такой службы утверждает Президент Российской Федерации, что уже само по себе повышает статус этого акта.

Сейчас в Правительстве Российской Федерации рассматриваются проект Закона «О российском казачестве», проект постановления Правительства «Об утверждении положения о порядке предоставления земельных участков казачьим обществам», проект «Комплексной государственной программы поэтапного экономического и культурного возрождения казачества» и другие документы. Этот комплекс нормативных материалов будет способствовать становлению Российского казачества и позволит окончательно включить его в структуру Российской государственности.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Л.А. Тихомиров как теоретик монархизма
К.П. Победоносцев как державный идеолог
Организация государственной власти по Джону Локку
Класс, нация и общественная политика в русской революции 1917 года
Критерии типологии политических режимов
Вернуться к списку публикаций