2012-03-30 14:24:12
ГлавнаяПолитология — Правовой статус общественных объединений в современной России



Правовой статус общественных объединений в современной России


Религиозные объединения.

Следующим элементом гражданского общества, который традиционно играют большое значение в России, являются религиозные объединения. Взаимодействие государства и религиозных организаций один из сложнейших вопросов. Они всегда находились в самой тесной связи. И это не случайно. Одной из главных функций государства, как известно, является регулирование отношений между людьми. С другой стороны во все века и во всех своих видах церковь включала в себя в качестве необходимого, а подчас и первостепенного компонента, мораль (нравственность) - не менее важную форму регулирования интерперсональных отношений. Отсюда ясно, что в любом случае государство и церковь не могут быть безразличны друг к другу.

В различные исторические эпохи и в разных социальных условиях это обстоятельство принимает очень разные виды - от теснейшего «дружеского» взаимодействия до предельно острого конфликта. В истории отношений государства и церкви немало драматических страниц: соперничества и открытого противоборства, стремления церковной власти подчинить себе государственную власть и борьба государства за выход из-под влияния и контроля церкви.

В последнее время влияние церкви, религии, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в России заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенными изменениями условий жизнедеятельности и подходов к религии как важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народа. В связи с этим проблема распределения ролей в обществе становится исключительно актуальной.

Выдающийся русский юрист и философ И.А. Ильин следующим образом определил соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... В этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача, средства политики не есть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».

Непосредственным результатом «разведения» государства и церкви в сфере социальных отношений стал режим отделения церкви от государства - важнейший принцип, получивший признание во многих странах и закрепленный в их конституциях. Данный режим обусловлен прежде всего стремлением лишить церковь монополии в выполнении идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей.

Этот принцип закреплен и в Российской конституции 1993 г. Согласно ст. 14 Конституции Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

С претворением в жизнь этого принципа в отношениях между церковью и государством можно выделить следующие особенности:

1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому факту;

2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы);

3) государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки;

4) церковь не выполняет каких-либо государственных функций;

5) церковь не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций. Таким образом, режим отделения церкви от государства ориентирует общественную жизнь на светские ценности и нормы.

Данные особенности легли в основу Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединений». Этот закон является основным нормативным актом, регламентирующим деятельность религиозных организаций на территории России. Согласно Закону российские граждане, а также иностранцы и лица без гражданства пользуются правом на свободу вероисповедания как индивидуально, так и путем создания соответствующих общественных объединений (ст. 3). Хотя и признается особая роль православия в истории России, провозглашается равенство всех религиозных объединений перед законом. Это означает, что ни одна религия, ни одно религиозное объединение не пользуется каким-либо преимуществом и не может быть подвергнуто каким-либо ограничениям по сравнению с другим. Государство в свободе совести и вероисповеданий нейтрально, т.е. не становится на сторону какой-либо религии или религиозного мировоззрения и не оказывает ни одной из них предпочтения или поддержки.

Предусмотрены две формы существования религиозных объединений: религиозные группы и религиозные организации. Религиозными группами признаются добровольные объединения граждан, осуществляющих свою деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозные организации - это, добровольные объединения граждан Российской Федерации, зарегистрированные в установленном законом порядке в качестве юридического лица. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и центральные. Согласно ст. 9 Закона религиозное объединение может быть создано: а) совершеннолетними гражданами; б) в количестве не менее 10 человек; в) имеющее Устав, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации или его органах на местах. Религиозное объединение регистрируется в течение месяца со дня подачи документов, но этот срок может быть продлен до шести месяцев, если возникла необходимость для проведения государственной религиозной экспертизы. Отказ в регистрации возможен лишь в случае противоречия содержания учредительного документа действующему законодательству. Отказ может быть обжалован в суде.

Ни для кого ни секрет, что различные иностранные религиозные организации активно ведут миссионерскую деятельность на территории Российской Федерации. В данном законе четко определен их правовой статус: им предоставляется право открытия своих представительств, на них не распространяется статус религиозных объединений, и им запрещается заниматься культовой и религиозной деятельностью на территории России (ст. 13).

Хорошо разработаны в Законе вопросы собственности религиозных организаций, за которыми признается право обладания зданиями, земельными участками, объектами производства, предметами культа, денежными средствами и т.д. (ст. 22). Религиозные организации имеют возможность осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 23).

Законом закреплено право религиозных объединений на совершение религиозных обрядов (ст. ст. 16; 22) и церемоний в молитвенных домах и на принадлежащих им территориях, в местах паломничества, в учреждениях религиозных объединений, на кладбищах и в домах граждан. Граждане имеют право совершать и участвовать в религиозных обрядах в воинских частях, в лечебных учреждениях, в домах для престарелых и инвалидов, в детских домах и интернатах, в местах предварительного заключения и отбывания наказания, включая штрафные изоляторы и помещения камерного типа. В других местах религиозные обряды и церемонии осуществляются в соответствии с порядком, установленным для проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций, т.е. в уведомительном порядке.

Важной новеллой является п. 4 ст. 3 данного закона, где гражданам Российской Федерации в случае, если их убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, предоставляется право на замену ее альтернативной гражданской службой. Данное положение носит декларативный характер, поскольку еще нет закона об альтернативной гражданской службе, но это еще один шаг к расширению прав личности в России.

Религиозные объединения, согласно Закону и во исполнение принципа отделения церкви от государства, не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления, в деятельности политических партий. Например, они не пользуются правом выдвигать кандидатов в депутаты, оказывать материальную поддержку различным политическим партиям и движениям. Что касается членов религиозных организаций, то как граждане они пользуются всеми конституционными правами и имеют право на личное участие в политической жизни, в том числе и вхождение в какие-либо политические партии, участие в выборах и т.д.

Религиозным организациям в нашей стране предоставлено право на благотворительную деятельность, а так же право создавать культурные и просветительские организации, учреждать органы массовой информации, включая радио и телевидение (ст. 18).Таким образом, религиозные объединения могут принимать участие в социально-культурной жизни нашего общества, как и любые общественные организации.

В п.7 ст.3 Закона закреплена и гарантируется тайна исповеди : «Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди».

В Законе провозглашен светский характер государственного образования. Это значит, что данная система не преследует цели формирования того или иного отношения к религии. Преподавание вероучений, религиозное воспитание могут осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных учреждениях, частным образом на дому, при религиозных объединениях, а также факультативно, по желанию граждан в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях (ст. 5; 19). Преподавание религиозно-познавательных и религиозно-философских дисциплин может вестись по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, но вне рамок образовательной программы.

Таким образом, в нашей стране, подобно многим зарубежным странам, нет полной изоляции церкви от государства. В ряде сфер установилось их сотрудничество, особенно это касается духовно-нравственной сферы.

В Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных объединений. Надзор за исполнением законодательства ведут органы прокуратуры, а контроль за соблюдением Устава, относительно целей и порядка деятельности церкви, органы юстиции. Государственный контроль ведется и в отношении производственных предприятий, действующих при религиозных организациях. Если они получают прибыль, от своей деятельности, то она подлежит налогообложению, как и прибыль любой другой организации, хотя в п. 3 ст. 4 Закона предусматриваются предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказание финансовой, материальной и иной помощи.

Не облагаются налогом, однако, имущественные и финансовые пожертвования, получаемые религиозными организациями от граждан, а также средства, отчисляемые от производственной деятельности на основе собственности религиозных организаций, на благотворительные и культурно-просветительские цели.

Все граждане, работающие в религиозных объединениях, подлежат социальному обеспечению и социальному страхованию. Религиозные организации, их предприятия и учреждения производят отчисления в фонды государственного социального страхования и обеспечения, поэтому пенсии они получают от государства. И здесь, как мы видим, нет полного отделения церкви от государства.

Нельзя думать, что в современных условиях отсутствуют какие-либо проблемы во взаимоотношениях религиозных и государственных организаций. Одна из сложностей связана с возвращением церкви незаконно отобранных у нее храмов, монастырей, других культовых учреждений и ценностей. Например, известен конфликт в Нижнем Новгороде между православной церковью и городским планетарием по поводу возвращения церкви главного корпуса Благовещенского монастыря. Чаще всего сталкиваются интересы религиозных организаций и музейных учреждений, отстаивающих права государства охранять и делать доступными для населения некоторые церковные ценности в качестве национальных реликвий. Имел место конфликт церкви и искусствоведов по поводу икон «Троицы» и «Владимирской богоматери величайших российских культурных ценностей.

Другой не менее сложной проблемой является появление в последние годы в нашей стране различного рода мистических сект, зарубежных миссионеров. Некоторые из них пагубно влияют не только на психику людей, но и на их физическое здоровье (например, «Белое братство», «Аум Синрике» и др.). Поэтому в Законе «О свободе совести и религиозных объединений» большое внимание уделено вопросам ликвидации подобных религиозных организаций и запрета на их деятельность. В ст. 14 дается полный перечень оснований, при наличии которых суд может наложить запрет на их функционирование. Для регистрации религиозных организаций предусмотрены временные рамки их деятельности на данной территории: для регистрации местных религиозных организаций не менее 15 лет, для регистрации центральных религиозных организаций не менее 50 лет. Это позволит оградить граждан Российской Федерации от лжепророков и их учений. Но, в этой связи, стоит наверное заметить, что традиционным концессиям стоит активизировать свою проповедническую деятельность.

Одной из примет современной жизни России является развитие посреднической миссии церкви в вооруженных конфликтах, взаимодействие светской и церковной властей в реставрации и восстановлении памятников России, сотрудничество церкви и государства в духовно-нравственном возрождении общества.

Итак, хотя по Конституции Российской Федерации провозглашено отделение религиозных организаций от государства, светский характер системы государственного образования, тем не менее церковь играет важную роль в объединении граждан на основе общности вероисповеданий в социально-культурной жизни общества, в воспитании людей, в повышении духовно-нравственного уровня общества. Религиозные организации получили в нашей стране статус общественных объединений и равные с другими общественными организациями права, хотя и не имеют права участвовать в политической жизни общества. Вместе с тем, режим их существования и взаимодействия с государством приобрел цивилизованные формы в соответствии с общепринятыми международно-правовыми нормами. Тем самым в определенной мере устраняется историческая несправедливость, которая осуществлялась в течении почти 70 лет в нашей стране в отношении церкви и религиозных организаций.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Понятие и истоки русского политического консерватизма
Общая характеристика политической системы современного российского общества
Политический реализм Н. Макиавелли
Марк Туллий Цицерон об идеальном гражданине и государстве
Формирование политических и правовых взглядов Фридриха Ницше
Вернуться к списку публикаций