2012-03-30 14:24:12
ГлавнаяПолитология — Правовой статус общественных объединений в современной России



Правовой статус общественных объединений в современной России


Правовое регулирование отдельных видов общественных объединений.

Научный анализ законодательства показывает, что наряду с общеправовым статусом любых общественных организаций можно выделить особенности, присущие отдельным видам и организационно-правовым формам общественных объединений, характеризующие специфические права и обязанности последних.

Представляется, что следует рассмотреть состояние правового регулирования в современной России тех видов общественных объединений, проблемы функционирования которых наиболее актуальны. К ним относятся политические партии, религиозные объединения, объединения казачества.

Политические партии.

Весьма актуальными, на сегодняшний день становятся вопросы, связанные с разработкой правового режима организации и деятельности российских партий: установлением демократических процедур их формирования, определением места в политической системе и т.д., т.е. их институционализации.

Происходящие в стране перемены как в государстве, так и в гражданском обществе настоятельно требуют регламентации деятельности политических партий как одних из главных связующих звеньев между правящими слоями и обществом. При возрастающей активности политических партий ощущается явная недостаточность в разработке правовых основ их функционирования.

Регламентация деятельности политических партий в разных странах осуществляется по разному. В развитых странах это делается через конституцию, т.к. имеется значительный опыт в области партийного функционирования и здесь правовая регламентация сведена к минимуму. В России, имеющей опыт жизни в условиях тоталитарного государства, партии вождистского типа и осуществляющей переход к демократическому устройству общества и государства, это делается с помощью специального законодательства о партиях. Этот комплексный нормативный акт должен детально регламентировать порядок создания политических партий, регистрацию их уставов, определить права и дать гарантии их реализации, установить контроль за их деятельностью, определить формы участия партий в выборах, порядок приостановления, прекращения и запрета их деятельности.

Первые шаги по институционализации партий были уже сделаны. Еще в 1990 г. Законом СССР «Об общественных объединениях» была осуществлена попытка детально регламентировать деятельность нарождающихся политических партий. Закон имел большое позитивное значение, но в нем понятие «политическая партия» было поглощено общим понятием «общественное объединение» и не учитывались особенности политических партий, как особого института политической системы общества. В дальнейшем Конституцией РФ 1993 г. (ст. 13) была осуществлена конституциональная легализация многопартийной системы, что повысило вес партий, как самостоятельного института, укрепило их роль в государственном механизме. Следующей ступенью в правовой регламентации партий является Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях от 14 апреля 1995 г., в котором партии уже выделялись из общей массы общественных объединений и где четко указывалось на специальный закон в котором деятельность политических партий должна регламентироваться. Об этом законе говорил в своем послании Федеральному Собранию Президент страны, считая что он должен быть принят в блоке иных федеральных нормативных актов. Но до сих пор он не принят, хотя проект закона «О политических партиях» был готов еще в 3994 году.

Анализируя опыт деятельности политических партий на сегодняшний день можно выделить ряд ключевых проблем которые должна решать законодательная институционализация партий. Это прежде всего:

1. Четкое определение понятия «политическая партия».

2. Правовое закрепление порядка образования политических партий и требований, предъявляемых к ним.

3. Финансирование политических партий.

В Законе СССР «Об общественных образованиях» 1990 г. (ст. 3) политические партии понимаются, как «добровольное формирование, общественных объединений и религиозных организаций в число пяти первоочередных, возникшие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов». С таким определением политических партий вряд ли можно согласится, учитывая что указанные в нем признаки не акцентируют внимание на тех конкретных особенностях, которые выделяют партии в системе разнообразных общественных объединений. Опираясь на опыт современного законодательства о партиях, можно выделить ряд признаков которые характерны для очередных законов, данного политического института:

1. Добровольность объединения, на основе общности интересов.

2. Фиксированное членство.

3. Постоянное и обязательное участие партий в избирательной борьбе.

4. Стремление к достижению государственной власти.

Учитывая все эти признаки можно сформулировать следующее определение партии: политическая партия - это, добровольное объединение граждан с фиксированным членством и партийной дисциплиной, принимающее постоянное участие в политической жизни общества с целью получения максимальной государственной власти, необходимой для достижения общих или корпоративных интересов.

Актуальна, на сегодняшний день, проблема существования партий различного уровня. Назрела необходимость законодательно закрепить, какие партии можно считать общероссийскими, какие межрегиональными, а какие региональными. Статус общероссийских должны получать партии, имеющие территориальные организации более чем в половине субъектов РФ с количеством членов не менее 100 в каждом или получившие поддержку более 5% избирателей, принимавших участие в выборах органов власти РФ. Межрегиональные партии распространяют свою деятельность на два и более субъекта федерации. Региональные политические партии действуют только в одном субъекте РФ.

Принятие данного акта заставит многие партии, наконец, распространить свою деятельность за пределы Садового кольца Москвы, и заняться не бумажной деятельностью, а работой непосредственно с населением, либо прекратить свое существование. Этой же цели должен содействовать закон о создании партий и требованиях предъявляемых к ним.

Политические партии в Российской Федерации должны образовываться свободно, без каких-либо указаний на учредительный съезд, на котором должны приниматься устав и формироваться руководящие органы партии. Они могут не регистрироваться в органах юстиции, но при регистрации, получать статус юридического лица. Необходимо установить количество членов-учредителей не менее 100 человек. Мы считаем, что период зарождения политических партий в стране уже прошел и данный нормативный акт послужит укрупнению политических партий, предотвратит создание в стране не пользующихся поддержкой населения мелких партий, что приводит к распылению сил общества, затрудняет выбор гражданами политической ориентации. Сегодня во многих регионах нашей страны партии, вопреки публичным заявлениям, насчитывают нередко всего несколько десятков членов и действуют не далее областных центров. Отсюда на местах зачастую нет общественных организаций, способных оказать влияние на исход выборов.

Среди объектов правовой регламентации политических партий первостепенное значение приобрела их финансовая деятельность.

Положение России таково, что требует еще более четкого, более исчерпывающего контроля за данной сферой деятельности партий. Во-первых, очень быстро накапливаются крупные денежные суммы. Причем, это нередко деньги криминального, мафиозного характера. И, сейчас, когда власть денег настойчиво ищет политической формы своего утверждения, важно с самого начала поставить как можно более прочные правовые заслоны против злоупотреблений и коррупции в этой сфере; Во-вторых, в виду неразвитости гражданского общества необходим более жесткий государственный контроль за финансовой деятельностью политических партий. На Западе, где уже сложилось гражданское общество и совсем иная, чем у нас степень открытости политической жизни, само общество через такие институты, как средства массовой информации, конкурирующие политические партии и иные общественные объединения, науку с ее вездесущим интересом и т. д. обеспечивает эффективный социальный контроль за сферой политической деятельности. Осуждение партий общественным мнением весьма негативно отражается там как на судьбе самой партии, так и на политической карьере ее лидера. Причем, именно вопрос о месте и роли денег в политике, весьма болезненный для развития парламентской демократии, зачастую оказывается в центре общественного внимания.

Правовая регламентация финансовой деятельности политических партий должна быть направлена на материальное обеспечения многообразной деятельности партий, содействие эффективному выполнению ими своей общественной роли, пресечение политической коррупции. В соответствии с этими задачами рассматриваемое законодательство определяет следующие виды финансовых источников, из которых формируются средства партий, обеспечивается открытость их финансовой деятельности: собственные средства партий, частное и государственное финансирование.

К собственным средствам политических партий относятся: вступительные и членские взносы, отчисления от жалования членов партии, занимающих политические посты (депутаты парламента, члены правительства и т.д.), доходы от имущества и предпринимательской деятельности, сборы от партийных мероприятий. Размеры членских и вступительных взносов, отчисления в партийную кассу части жалования регламентировать не следует, это внутреннее дело партий. Другое дело с доходами от имущества. Легально действующие политические партии, имея статус юридического лица, обладают имущественными правами, но вместе с тем специфика их природы как политического института обуславливает необходимость определенного ограничения этих прав. Считаем целесообразным в законе «О партиях» оговорить ограничения права собственности, в частности, необходимо запретить партиям иметь в собственности производственные предприятия и объединения, кооперативы. Это объясняется тем, что по праву собственника политические партии могут оказывать давление на работников предприятия и объединений в целях поддержки партий на выборах как в местные органы власти так и на федеральном уровне. Целесообразно также запретить партиям иметь имущество за рубежом, что даст возможность контролировать поступление денежных средств из-за рубежа.

Доходы от имущества, предпринимательской деятельности и партийных мероприятий подлежат налогообложению на общих основаниях, однако целесообразно налоговым законодательством предусмотреть различного рода льготы. Например, снизить ставки налога на доходы, которые партии получают от сдачи в аренду принадлежащей им недвижимости.

Собственные средства политических партий, особенно членские взносы составляют в большинстве своем незначительную часть их финансовых ресурсов. Преобладающим остается частное финансирование, основным источником которых является добровольные пожертвования физических и юридических лиц. По этой причине необходимо его детально регламентировать, то есть определить легальные виды источников частного финансирования политических партий. Необходимо определить санкции как уголовного, так и административного характера за использование запрещенных источников финансирования.

Ограничения необходимо предусмотреть как по видам источников, так и по субъектам, вносящим пожертвования. Следует запретить финансирование политических партий из-за рубежа, которое справедливо рассматривается как одно из средств вмешательства во внутренние дела государства. Уместно запретить пожертвования юридических лиц в частном порядке, ибо как свидетельствуют реалии политической жизни многих стран, это один из способов подчинения политических партий своекорыстным интересам отдельных групп финансового и промышленного капитала.

Особо следует остановиться на регламентации пожертвований со стороны неполитических общественных объединений. Целесообразно запретить пожертвования благотворительных и религиозных организаций. Но вполне возможно разрешить взносы в партийную кассу других общественных объединений, в частности профсоюзов. Это позволит профсоюзам оказывать влияние на политические партии и тем самым добиваться решения своих насущных проблем.

Наряду с ограничениями по видам и источникам необходимо ограничение размеров частных пожертвований.

Становится актуальным правовая регламентация государственного финансирования политических партий. Правовой основой государственного финансирования партий стало конституционное признание их как важнейшего института гражданского общества, играющего все возрастающую роль в организации и осуществлении государственной власти. Такое признание возлагает на государство обязанность содействовать политическим партиям в наиболее эффективном осуществлении своих функций. Финансовая поддержка государства становится особо необходимой в современных условиях когда активное участие в политической жизни требует все возрастающих материальных затрат, на которые не хватает ни собственных средств партий, ни добровольных пожертвований. Как пишут немецкие исследователи, «без прямого или косвенного финансирования политических партий государством они окажутся нежизнеспособными».

Государственное субсидирование партий позволит решить, по крайней мере, две задачи: а) расширит возможности последнего воздействовать на партийную систему; б) позволит в какой-то мере предотвратить возможный произвол со стороны нарождающегося в России частного капитала.

В Законе «О политических партиях» необходимо предусмотреть различные виды и формы государственного финансирования: общее и специальное, прямое и косвенное. Общее финансирование - это предоставление государственных субсидий на текущую деятельность политических партий, специальное - субсидирование определенных видов их деятельности (проведение избирательной компании; парламентская деятельность и т.д.).

Государственные субсидии должны предоставляться политическим партиям и распределятся между ними в соответствии с критериями представительности, который определяется результатами выборов (числом собранных партией голосов и полученных ею мандатов). Таким образом, государство субсидирует деятельность только тех партий, которые участвуют в избирательном процессе, что вполне естественно.

Выделяются три основные системы общего государственного финансирования. Первая - финансируются только политические партии, представленные в парламенте, а распределение субсидий между ними осуществляется пропорционально количеству мандатов либо в равных суммах на каждый мандат. Таким образом, из государственного финансирования исключаются политические партии, не получившие на последних выборах ни одного мандата.

Вторая система - финансируются, как и при первой системе, только политические партии, представленные в парламенте, но распределение между ними производится с учетом количества собранных ими голосов. Хотя эта система также лишает политические партии, не имеющие мандатов, государственных субсидий, она в большей мере, чем первая, учитывает их влияние среди избирателей, что особенно важно при мажоритарной избирательной системе.

Для России наиболее приемлема система при которой финансируются партии как представленные, так и не представленные в парламенте, но удовлетворяющие определенным условиям. Право на государственную субсидию должны иметь все партии, которые собрали не менее 0,5% голосов избирателей на федеральных выборах или 1% на региональных. Размер субсидий здесь должен определятся двумя критериями: числом полученных голосов и собственными доходами партии. Эта система общего государственного финансирования более всего соответствует основной цели - развитию и соперничеству различных политических сил и течений.

Целесообразно регламентировать не только доходы партий, но и их расходы. Особенно это важно при определении расходов, потраченных на выборы. Необходимо установить лимит расходов на одного кандидата, выдвигаемого партией. Это необходимо сделать для предоставления равных возможностей для всех партий, как для больших, так и для малых.

Регламентация доходов и расходов политических партий подразумевает создание правового механизма контроля за их финансовой деятельностью. Этот механизм основан на определенных принципах, таких как: обязательная финансовая отчетность; открытость и гласность; юридическая ответственность за финансовые нарушения.

Считаю целесообразным предоставление политическими партиями ежегодного отчета о своей финансовой деятельности. На наш взгляд, не стоит создавать каких либо специальных комиссий, как в парламенте, так и в министерстве финансов для осуществления контроля за финансовой деятельностью политических партий. Являясь юридическим лицом, каждая политическая партия должна отчитаться в установленной законом форме и времени за свою финансовую деятельность за год в налоговом управлении по месту регистрации. Учитывая специфику этих организаций, отчет должен печататься в средствах массовой информации. Стоит, наверное, для этих целей государству выделить печатные площади.

Так же необходимо установить санкции за различного рода финансовые правонарушения. Из них: изъятие в доход государства средств, полученных из незаконных источников или сверх установленного лимита частных пожертвований, денежные штрафы и т.д. вплоть до роспуска политических партий.

Реалии политической жизнь показывает, что без правовой регламентации политических партий реформы в политической системе продвигаться не будут. Пора деятельность политических партий ввести в «цивилизованные» рамки, оздоровить политическую жизнь, обеспечить поддержание нормального функционирование многопартийной системы.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


К вопросу о роли идеологии в современном государстве
Метод правовой науки эпохи Просвещения
Политический реализм Н. Макиавелли
Концепция моральных качеств идеального гражданина в сочинениях Цицерона
Л.А. Тихомиров как теоретик монархизма
Вернуться к списку публикаций