2012-03-30 14:24:12
ГлавнаяПолитология — Правовой статус общественных объединений в современной России



Правовой статус общественных объединений в современной России


Для более полного понимания правового статуса общественных объединений необходимо рассмотреть источники формирования этого понятия.

В юридической литературе нет единого понимания того, что такое источники права. Некоторые ученые относят к ним факторы, влияющие на возникновение юридических норм, другие - только нормативные акты, исходящие от государства, третьи включают в систему источников права и иные акты (договоры, соглашения, корпоративные нормы), созданные другими участниками общественных отношений. На подходы к данному понятию влияет и разнообразие современных правовых систем.

На наш взгляд, источниками права в юридическом смысле слова (иными словами, формами позитивного права) являются любые акты нормативного характера, принятые субъектами правоотношений и порождающие правовые последствия, охраняемые государством. При таком понимании в системе права есть место для подзаконных локальных актов, существование которых никем не оспаривается. Более того, очевидно, что источники права, происходящие от иных, кроме государства, субъектов правоотношений, на современном этапе в большинстве случаев относятся именно к подзаконным локальным нормативным актам. Зачастую их взаимосвязь с государством базируется только на конституционной или международной норме, устанавливающей общий принцип и оставляющей конкретные сферы для их урегулирования, например, корпоративные нормы.

На этой основе, раскрывая систему источников правовых норм об объединениях, представляется необходимым рассмотреть такие источники права, как международные договоры и иные международные документы, имеющие силу на территории России; Конституцию Российской Федерации; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; нормативно правовые акты субъектов РФ; Указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; ведомственные нормативные акты; корпоративные нормативные акты общественных объединений; внутри государственные договоры.

Международные договоры, общепризнанные принципы и нормы международного права в соответствии с частью 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. В отечественной международно-правовой литературе отмечается, что в процессе создания норм международного права происходит согласование воль суверенных государств. Исходя из этого, Конституция РФ устанавливает, что если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним законодательством, то применяются правила международного договора.

К первостепенным международным актам, устанавливающие основы статуса общественных объединений, относятся; Устав Организации Объединенных наций; Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.; Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г.; Парижская хартия для новой Европы от 21 ноября 1990 г.; Документ Московского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ от 3 октября 1991 г.; Венская Декларация и Программа действия от 25 июня 1993 года.

Источником международного права признаются и документы международных межгосударственных организаций. В частности, для общественных объединений важны конвенции и резолюции Международной организации труда (МОТ), особенно конвенция N 11 от 25 октября 1921 г. относительно права на ассоциацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве, Конвенция N 87 от 9 июля 1948 г. «О свободе ассоциаций и защите права на организацию», Конвенция «О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе» от 27 июня 1978 г.

В национальном законодательстве ведущая роль принадлежит Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу. Нормы Конституции РФ имеют приоритет над иными нормами; законы и подзаконные акты создаются только на основе Конституции РФ и не должны ей противоречить; Конституция РФ имеет прямое действие на территории России.

Конституция РФ закрепляет признанное международным сообществом право на свободу объединений, содержит общие нормы об общественных организациях, в том числе политических партиях и профессиональных союзах. Тем самым статус общественных объединений получает конституционное регулирование. Наличие юридических норм об общественных объединениях в Конституции РФ означает тем самым их выделение в качестве конституционного института. Вместе с тем, в связи со спецификой Конституции как основного закона в ней нет детализации статуса общественного объединения; Конституция регулирует только его существенные стороны, оставляя иные элементы в сфере регулирования обычного законодательства.

Новым для российской правовой системы источником права являются федеральные конституционные законы. Согласно ст. 108 Конституции РФ, они принимаются в особом порядке, исключительно по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. В Конституции России отсылки к федеральным конституционным законам имеются в 14 статьях (ст. ст. 56, 65, 66, 70, 84, 87, 88, 103, 114, 118, 128, 135, 136, 137).

В соответствии с пунктом 1 ст. 76 Конституции РФ, федеральные конституционные законы принимаются по предметам ведения федерации.

Так, согласно ст. 56 Конституции РФ федеральным конституционным законом регулируется режим чрезвычайного положения, при котором могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод граждан (включая право на объединения), а по пункту 3 ст. 87-и режим военного положения. Пункт 2 ст. 65 Конституции РФ содержит отсылку на федеральный конституционный закон о порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта федерации, а п. 5 ст. 66 - на федеральный конституционный закон, регулирующий изменения статуса субъекта РФ. Федеральный конституционный закон, как видно из пункта «в» ст. 84 Конституции РФ, должен устанавливать порядок назначения референдума. Статья 118 и 128 Конституции РФ предусматривают, что федеральным конституционным законом устанавливается судебная система Российской Федерации, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов. Статья 135-137 Конституции РФ отсылают к федеральным конституционным законам, регламентирующим процедуру внесения поправок в Конституцию России.

Очевидно, что нормы указанных федеральных конституционных законов серьезно влияют на те или иные элементы правового статуса общественных объединений.

Традиционный источник права - федеральные законы, принимаемые, согласно ст. 105 Конституции РФ, Государственной Думой. 14 апреля 1995 г. был принят Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях», вступивший в силу 25 мая 1995 г. Существует Федеральный закон РФ «0 свободе совести и вероисповеданий» от 1997 года определяющий правовой статус религиозных объединений, а с 1 января 1995 г. действует часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая права и обязанности общественных объединений в гражданских правоотношениях.

Совершенно новым средством формирования правовых норм в России является правотворчество субъектов Российской Федерации. Создается правовая система «второго» уровня, состоящая из конституций, законов и иных нормативных правовых актов. Можно привести пример из правотворческой деятельности Москвы и Московской области, где принят ряд нормативных актов, касающихся функционирования общественных объединений. Вместе с тем, как правильно отмечается в юридической литературе, правотворческая деятельность субъектов РФ нуждается в улучшении, причем недопустимо как вторжение в сферы ведения федерации так и игнорирование вопросов не входящих в компетенцию федерации.

Источником правовых норм об общественных объединениях являются также указы и распоряжения Президента РФ. Согласно ст. 90 Конституции РФ, Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России. Имевшие первоначально (при введения поста президента) характер исполнительно-распорядительных актов главы исполнительной власти, они по новой российской конституции представляют собой подзаконные акты главы государства, обладающие после федерального закона наибольшей юридической силой. Так, Указом Президента России от 23 августа 1994 г. N 1724 утверждено весьма важное «Положение об Управлении Администрации Президента Российской Федерации по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания». На названное Управление возложено обеспечение и организация взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, национальными, женскими, молодежными и другими общественными организациями и движениями, религиозными концессиями и их региональными структурами; разработка и внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по совершенствованию взаимодействия с политическими партиями и общественными объединениями; доведение до общественности политики Президента РФ, разъяснение необходимости и мотивов принятия им тех или иных решений; взаимодействие с зарубежными партиями, движениями, общественными организациями культурными обществами соотечественников, живущими за пределами Российской Федерации.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. По Конституции РФ, оно разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обороне страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

На основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории страны, и обеспечивает их реализацию - осуществляя свои полномочия, Правительство России издает постановления и распоряжения, включающие нормы, относящиеся к общественным объединениям.

В настоящее время существуют в большом количестве нормы, регулирующие те или иные аспекты организации и деятельности общественных объединений, принятые организациями и ведомствами. Прежде всего, это акты Министерства юстиции РФ, регулирующие процедуру регистрации общественных объединений. Далее следует отметить крупный массив нормативных актов Министерства финансов РФ и Государственной налоговой службы РФ, определяющих формы учета материальных ценностей и исполнение налоговых обязательств общественными организациями. К определению правового статуса этих организаций имеют отношения и некоторые ведомственные нормативные акты, принимаемые Министерством труда РФ, Центральным банком РФ, Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом, Государственным таможенным комитетом РФ, иными органами исполнительной власти.

Особое место в системе источников правовых норм занимают корпоративные (локальные) нормы общественных объединений. Действующее законодательство предусматривает обязательное регулирование именно этими нормами таких важных аспектов, как цели и задачи общественного объединения, территория его деятельности, порядок вступления и выбытия членов, их права и обязанности, структура объединения, срок и полномочия руководящих органов. Только локальными нормами определяются все процедурные вопросы деятельности общественных объединений. В качестве примера могут служить международные организации, где правила процедуры разработаны подробно. Корпоративные нормы имеют двоякое значение: с одной стороны, они упорядочивают внутреннюю жизнь организаций, с другой стороны, принятые без вмешательства извне, нормы все же воздействуют на принявшее их объединение, так как государственные и иные органы основываются на указанных нормах для определения правосубъектности данной организации в конкретных правоотношениях.

Не меньшее значение как источник норм для общественных организаций имеет договор, являющийся способом нормативной саморегуляции и характеризующийся такими признаками, как добровольность, достижение согласия по всем существенным аспектам, равенство и взаимная ответственность сторон за исполнение обязательств. Эти признаки присущи договору как в международном, так и в национальном праве, независимо от его отраслей.

Договор имеет практическое значение для реализации права на объединение. Учреждая любую общественную организацию, граждане прежде всего приходят к соглашению о цели ее образования и существенных условиях функционирования, что закрепляется в уставе и иных учредительных документах. Договором закрепляются правоотношения между общественными объединениями, а также иными юридическими лицами и гражданами. Весьма распространены договоры о создании избирательных объединений или взаимодействии в период выборов, о проведении совместных мероприятий.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Значение естественного права в отечественной правовой мысли конца XIX - начала XX века
К вопросу о роли идеологии в современном государстве
О сущности российского государства
Выборы и криминал
К.П. Победоносцев как державный идеолог
Вернуться к списку публикаций