2012-03-30 14:24:12
ГлавнаяПолитология — Правовой статус общественных объединений в современной России



Правовой статус общественных объединений в современной России


Понятие правового статуса общественных объединений.

Задачей современной политической системы России является всемерное развитие и совершенствование одного из важнейших ее элементов - общественных объединений, упорядочение их правового статуса, исходя из современных реалий.

В демократических обществах активные участники социально-политической жизни - общественные объединения наделяются правовым статусом, то есть правами и обязанностями, правоспособностью и другими юридическими свойствами, позволяющими им выступать в качестве самостоятельных субъектов не только публичного, но и частного права. При этом надо учитывать, что общественное объединение - это прежде всего субъект публичного права, реализующий свою публичную правоспособность в различных сферах общественной жизни и в формах, не противоречащих Конституции и законам государства.

Под субъектами права в юридической науке понимается индивид или социальная общность, обладающая правосубъектностью, то есть наделенные способностью иметь и осуществлять юридические права и обязанности. Правосубъектность включает в себя правоспособность - способность субъекта быть носителем прав и обязанностей, и дееспособность - способность своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности. В литературе различают индивидуальных (человек) и коллективных субъектов права, причем, как представляется, правосубъектность социальных общностей (организаций, объединений, государства, нации, народа) вторична и основывается на правосубъектности индивида. Такое понимание соответствует современному подходу к человеку как главному носителю прав и обязанностей.

Для определения правосубъектности общественных объединений весьма важное значение имеет международное признание прав человека и основных свобод как данных с рождения каждому человеку; их защита и поощрение рассматривается как первейшая обязанность государства. На Всемирной конференции по правам человека в Вене (июль 1993 г.) впервые удалось достичь согласия в том, что права человека должны соблюдаться независимо от региональной или национальной специфики либо уровня развития, а также в том, что права человека не могут быть сугубо внутренним делом государств, а «являются предметом законной обеспокоенности международного сообщества». Это положение в полной мере относится и к праву на свободу ассоциаций как составной части прав человека.

Отечественные ученые, давая понятие общественных объединений, никогда не раскрывали их сущность через призму системы международных норм о правах человека, включая неотъемлемое право граждан на свободу ассоциаций.

Так, Ц.А. Ямпольская считала, что общественная организация - это добровольное, но закрепленное формальным членством объединение граждан, работающее для достижения уставных целей на основе демократического централизма, самоуправления и самодеятельности.

Е.В. Зайцева в 1992 г. раскрывала понятие общественной организации, цитируя закон СССР об общественных объединениях, согласно которому « общественным объединением является добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов».

В своей книге «Общественные организации в Российской Федерации» 1994 г. С.А. Солдатов объявивший о неких «новых подходах» к их определению, написал, что «общественные организации - важнейший институт гражданского общества, самодеятельные и самоуправляющиеся ассоциации его членов, добровольно создающиеся для реализации разнообразных личных интересов субъектов этих организаций и через их всеобщую зависимость и взаимосвязь для решения интересов общественных».

Таким образом, рассматривая понятие общественной организации, отечественные ученые указывали в качестве существенного, как правило, признак добровольности, а некоторые - и законности; членство определялось как формальная взаимосвязь, тогда как индивидуальный характер ассоциации является одним из основных характеристик ее правового статуса. Другие важные элементы, отражающие правовую природу общественных объединений, не затрагивались. Из изложенных определений видно, что различные дефиниции никак не взаимосвязан с международными нормами, однако именно при анализе международных документов, содержащих принцип свободности ассоциаций, можно раскрыть существенные элементы правового статуса этих организаций. Более того, представляется необходимым рассмотреть несколько групп первоисточников: международные документы универсального характера; региональные договоры; материалы международных организаций.

Всеобщая Декларация прав человека от 10.12.48 г. гласит: «Каждый человек имеет право на свободу ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию».

В Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. определено (ст.22): «Каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для своих интересов. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений использования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции.

Ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г., устанавливает: «Каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимо в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, для предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этими правами для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства».

Американская конвенция о правах человека от 22 ноября 1969 г. в ст. 16 предусматривает, что «каждый человек имеет право на свободу ассоциаций в идеологических, религиозных, политических, экономических, трудовых, социальных, культурных, спортивных или других целях. Пользоваться этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка или охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц».

Это положение «не препятствует введению законных ограничений, вплоть до лишения пользования правом на ассоциации, для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции».

В июне 1978 г. на 64 сессии Генеральной Конференции МОТ в Женеве принята «Конвенция о защите прав на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе», применяемая «ко всем лицам, нанятыми государственными органами». Согласно Конвенции государственные служащие пользуются, как и другие трудящиеся, гражданскими и политическими правами, которые имеют существенное значение для нормального осуществления свободы объединения при единственном условии соблюдения обязательств, вытекающих из их статуса и характера выполняемых ими функций. В ст. 1 Конвенции отмечается, что ее нормы применяются к высокопоставленным государственным служащим или служащим, осуществляющим особо конфиденциальные функции, а равно к составу вооруженных сил и полиции, согласно правилам, определяемым национальным законодательством. По ст. 4 Конвенции «государственные служащие пользуются надлежащей защитой против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединений в области занятости».

Важно отметить вклад международного сообщества в определение понятия общественной организации. Согласно резолюции Генеральной ассамблеи ООН 1296 (XIV) от 23 мая 1968 г., международной неправительственной организацией (МНПО) считается «любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения». В Европейской конвенции о признании правосубъектности международных неправительственных организаций, принятой Советом Европы 24 апреля 1986 г., выделяются три признака МНПО: некоммерческая цель деятельности, создание в соответствии с внутренним актом какого-либо государства, осуществление деятельности по крайней мере в двух государствах.

Научный сравнительно-правовой анализ международных документов дает достаточно оснований для выделения следующих сущностных элементов понятия и юридического статуса общественных объединений:

1. Базирование правосубъектности общественных объединений на международно признанной правосубъектности каждого человека и праве каждого индивида на свободу ассоциаций.

2. Персональное членство.

3. Добровольность.

4. Негосударственный характер.

5. Законность организации и деятельности.

6. Некоммерческая цель.

7. Возможность ограничения права на ассоциацию в отдельных случаях в порядке, установленным национальным законодательством.

На этой основе можно сделать вывод о том, что общественное объединение - это добровольная, негосударственная, некоммерческая организация индивидов, законно реализующих право на свободу ассоциаций. Думается, что данное определение отражает правовую природу общественных объединений, являющихся, с одной стороны, свободными коллективными образованиями, осуществляющими взаимодействие гражданского общества и государства, а с другой стороны - воплощающих международно признанный правовой институт о свободе ассоциаций как составной части неотъемлемых прав человека.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Некоторые проблемы национального вопроса России 20 века
Значение естественного права в отечественной правовой мысли конца XIX - начала XX века
Понятие тоталитаризма
Влияние естественно-правовых идей Локка на французских просветителей
Структурные элементы политической системы современной России
Вернуться к списку публикаций