2012-03-18 18:53:25
ГлавнаяПолитология — Общее понятие консерватизма в западноевропейской интерпретации



Общее понятие консерватизма в западноевропейской интерпретации


Возникновение консерватизма как политической идеологии связывают, как правило с новым временем, с эпохой Просвещения и Великой Французской революции XVIII в., бросивших вызов «старому порядку». Тогда же началось и формирование понятия «консерватизм» (хотя сам термин как таковой не употреблялся). Консерватизм стал своеобразной реакцией на угрозу традиционным ценностям, привычному образу жизни и мыслей, исходивших от революции.

Сам же термин «консерватизм» (от латинского concervare - «сохраняю») впервые был употреблен французским писателем Р. Шатобрианом (1768 - 1848). В 1818 г. им стал издаваться журнал «Консерватор». С тех пор слова «консервативный» и «консерватизм», не имея четких значений и порою меняя их, употреблялись произвольно, что в значительной мере усложнило анализ изучаемого явления.

Дать универсальное определение понятие «консерватизма» очень трудно, поскольку «для каждой социально-культурной и политико-экономической традиции объектом сохранения оказываются совершенно различные, а зачастую противоположные и враждующие комплексы идей, ценностей, идеалов».

В политике это слово общепринято трактуется в нескольких аспектах:

1. Консерватизм как политическая философия, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицание революционных изменений, недоверия к народным движениям.

2. Консерватизм как умонастроения, присущие как достаточно широким общественным группам, оформленным политическим силам, так и отдельным индивидам. Оно характеризуется приверженностью традициям, стабильности, упорядоченности, отвергает революционные настроения, с сомнением оценивает реформистские импульсы, сочетаясь зачастую с углубленной религиозностью. Такое умонастроение считает принципиально недостижимым, либо греховным установление социального порядка по заранее намеченному плану. Консерватизм склоняется к признанию необходимости «органического» строения общества, которому присущи управляющая «голова» и исполняющие «руки» и «ноги», и естественность его развития.

Также неоднократно предпринимались попытки типологизации консерватизма как учения. Здесь, как правило, основное внимание ученых сосредоточено на современном консерватизме. Типичным примером можно считать классификацию, предлагаемую авторами энциклопедического словаря «Политологии», являющейся также весьма распространенной и часто употребимой. В статье «Консерватизм» выделяются три разновидности идеологии: традиционализм, либертаризм и неоконсерватизм. Как наиболее ранняя форма консерватизма - традиционализм - по мнению авторов словаря, ставит акцент на необходимости сохранения социальных устоев и соблюдение моральных традиций, присущих рыночному капитализму, а в чем-то и феодализму. По их выражению это «консерватизм в основном на уровне чувств и срежиссированных политических инициатив, игры на массовых настроениях».

Однако, на наш взгляд, наиболее удачно понимание консерватизма, как общественной идеологии, выражено у В.А. Гусева, который понимает под ней идеологию, основанную на признании ценности той или иной исторической традиции (традиций).

При этом принцип следования традиции выступает наиболее общим принципом консервативного мышления. Следовательно, консерватизм, сохраняя общую верность принципу следованию традиции вообще, может иметь существенные различия в зависимости от того, какой именно исторической традиции они собираются следовать.

Ярчайшие представители традиционализма наиболее удалены от нас по времени. Впервые основные постулаты консерватизма были выдвинуты в ответ на программу революционных изменений. Они нашли свое отражение в сочинениях писателей, выступивших в разгар Великой французской революции: англичанина Эдмунда Бёрка, французов Жозефа де Местра и Луи де Бональда.

Основателем консерватизма, как политической философии является Эдмунд Бёрк, основные постулаты которой он сформулировал в своей работе - Reflection on the revolution in France (Размышления о революции во Франции) в 1790 г. Являясь основателем философии консерватизма вообще, сам Берк несомненно принадлежит к ее «древнейшему» направлению - традиционализму.

В основе традиционализма по Берку находятся следующие положения: предпочтение эволюционного пути развития революционному; сохранение всех традиций и «предрассудков» прошлого, верность историческому развитию того или иного государства независимо от современной интерпретации исторических фактов; сохранение монархии, как традиционного строя с непременным участием в управлении аристократии; признание «божественного начала» монархической власти. В это время революция во Франции находилась в умеренной, либеральной фазе и еще не дошла до радикальной.

Будучи подлинным аристократом, Э. Бёрк судил о конкретных причинах революции и ходе ее событий с позиций аристократическо-буржуазной олигархии. Английская аристократия, в отличие от французской, давно включилась в ход капиталистического развития и активно участвовала в парламентском правлении. Бёрк считал, что знатные семьи землевладельческой аристократии являются естественными правителями Франции, что они подготовлены к этому веками предшествующей истории. Эти взгляды вызвали негодование многих политических деятелей той эпохи. Так, французский политик Сийес предложил Бёрку вопрос: могут ли двести тысяч знати выразить интересы остальных двадцати шести миллионов населения? Это было бы так, возражал Бёрк если бы конституция королевства была вопросом арифметики. Наука управления, писал он требует опыта «даже большего,) нежели человек может получить за свою жизнь, нельзя строить заново здание не имея перед глазами проверенных жизнью форм».

Бёрк, яркий приверженец многовековых традиций не мог смириться с тем, что «парижские философы» мысленно лишили человека всех его общественных функций и исторических традиций и поместили эту «безжизненную абстракцию» в не менее абстрактное состояние природы, якобы предшествовавшее всякому обществу и истории. Отсюда они сделали ввод, что все люди равны и обладают одинаковыми правами, в том числе и правом управлять. Э. Бёрк являлся либералом, защитником свобод и врагом деспотизма. Английская конституция, вобравшая многовековые традиции английских свобод и соответствующая духу протестантизма представлялась ему единственно правильным документом, определяющим правовую основу государства.

Для позиции Бёрка характерно неприятие абстракций, обобщений и неизбежных упрощений в политической области. Всему этому он противопоставляет нечто конкретное, обусловленное обстоятельствами места и времени, словом «историческое». Особое значение он придавал эмоциональному, подсознательному началу в человеческом поведении, «инстинктам», в которых таится вековая мудрость поколений. Такие понятия как «разум», «природа», «индивид», «общественный договор» и «права человека», на основе которых французские законодатели создали свои институты, представляются Бёрку вне историческими по своей сути. Природа человека, как и мир, в котором он живет, пишет он, отличаются высокой степенью сложности. Чувствам и страстям повинуются больше, чем разуму. Трудно представить поведение человека, опираясь на абстрактные формулы, особенно в той сфере, где частное лицо одновременно выступает как гражданин. Когда же государственный деятель, политик, сталкивается с «огромной массой, пронизанной страстями и интересами», то простых решений быть не может. Разве проста английская конституция? Нет, отвечает Бёрк, это итог размышлений многих умов в ходе многих столетий. Поэтому, по его мнению, английская конституция является образцовой, соответствует подлинной «природе» общества в его конкретном историческом развитии и подлинному «разуму» - не индивидуальному, но «общему разуму», наследию веков и поколений.

Понятие «свободы» вообще, безотносительно к чему либо, чуждо подлинной «природе». Для Берка смысл имеют только конкретные исторические «свободы», добытые предками и унаследованные от них. «Наша свобода - пишет Берк, - обладает своей генеалогией, гербами, галереей предков». Благодаря конституции англичане получают, владеют, передают свое правление и свои привилегии тем же способом, что и свою жизнь и имущество: «Они унаследовали эту свободу, основывая свои претензии не на абстрактных принципах вроде прав человека, но на правах англичан, как наследие доставшееся от предков».

Берк имел свое четкое мнение относительно такого понятия как «равенство». Равенство, по Берку, существует только в области морали добродетели - все обязаны исполнять свой долг. Основой порядка он считает естественную иерархию, берущую свои истоки в «природе». Таким образом, естественное неравенство никак не может быть отменено. Если же, по примеру французов, поместить на верх то, чему надлежит быть внизу социальной пирамиды, то извратиться естественный порядок, неравенство, «идущее от природы», усугубится.

По поводу учреждения и существования высшей власти Берк писал: «Государство - это партнерство во всей науке, во всем искусстве, во всей добродетели и всяческих совершенстве. Поскольку цели такого партнерства не могут осуществиться даже во многих поколениях, оно становится партнерством не только между живыми, но и между умершими и грядущими поколениями». Утверждая то, что государство - лишь звено «в целиком изначальном договоре, связывающим низшую и высшую природу, видимый и невидимый миры», Берк полностью отвергает идею «общественного договора» Жан-Жака Руссо, говоря о том, что «общественный договор» действительно существует, но его нельзя уподоблять «торговой сделке», распадающейся по воле сторон.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Авторитарный политический режим
Политический реализм Н. Макиавелли
Коррупция как элемент социально-политической жизни
Понятие политического режима
Развитие консервативных взглядов в трудах И.А. Ильина и И.Л. Солоневича
Вернуться к списку публикаций