2012-03-18 14:27:43
ГлавнаяПолитология — Развитие консервативных взглядов в трудах И.А. Ильина и И.Л. Солоневича



Развитие консервативных взглядов в трудах И.А. Ильина и И.Л. Солоневича


Наиболее видным мыслителем русской эмиграции, создавший всеохватывающее и тщательно обоснованное учение, выступает Иван Александрович Ильин. Всю свою жизнь посвятивший борьбе за монархизм, он был выслан из России правительством Ленина. В январе 1909 года И.А Ильин начал работать над проблемой власти и государственного устройства и занимался этой темой в эмиграции до конца своей жизни. Ильин был столь оригинальной фигурой, что порою его идеи не укладывались в головах ни правых ни левых, ни в советских, ни в эмигрантских кругах. Он хорошо знал достижения мировой юридической и философско-правовой мысли, но был совершенно непохож ни на одного своего предшественника, даже на своего учителя П.И Новгородцева, возрождавшего в России естественное право и написавшего фундаментальное исследование «Об общественном идеале».

Можно согласиться с мнением В.А. Гусева, что в основе политического мировоззрения Ильина лежит «органическое понимание политики». Основной политической единицей при таком подходе выступает национально-государственное образование, обеспечивающее культурно-историческую среду, необходимую для жизнедеятельности граждан, а развитие отдельного человека может обеспечить только стабильное и процветающее государство.

И.А Ильин считал, что государство как особый субъект права (территориальная корпорация) имеет свои полномочия и обязанности, что эти полномочия и обязанности оно осуществляет, передавая их своим органам «стоит со своим гражданами во множестве публичных отношений. Во всех этих публичных правоотношениях происходит встреча между полномочием на власть и обязанностью повиновения, вместе взятые, эти правоотношения образуют публичный правопорядок, подчиненный публично-правовым нормам. Нормы эти образуют особую область права, именуемую государственным правом». Совокупность этих норм Ильин называет «Основными законами», а предписанным ими публичный правопорядок - «государственным устройством».

Основным лейтмотивом учения Ильина является понимание политической системы, как своеобразного организма, который соответственно обладает возможностями саморегуляции. Отсюда вполне естественен вывод, что политическая система есть организм, развивающийся по своим внутренним специфическим законам, связывающим в единое целое все это составляющие и не допускающие произвольной их перестановки. Нетрудно увидеть, что в органическом понимании политики нашли свое сжатое выражение все основные принципы консервативного типа политического мышления.

Особое место в учении Ильина занимает теория народного правосознания. По мнению Ивана Александровича в основе любой формы правления лежит определенная духовная основа и своеобразное правосознание.

Ильин твердо убежден, что любому человеку свойственно правосознание. «Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием, или относиться к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся судьба его слагаются при участии правосознания и под руководством».

Опираясь на огромный эмпирический материал, Ильин, продемонстрировал глубокие различия в правосознании республиканском и монархическом.

Если для первого характерны первенство человеческой воли ад судьбой, рассудочно-практическое отношение к власти и государству, стремление к ограничению прав верховной власти, культ свободы, экономического успеха, прогресса и нововведений, добровольность участия в государственных делах, отрицание авторитетов, то для второго, напротив, характерно признание Провидения и подчинения ему, религиозно-мистическое отношение к власти и ее главное, полное к ней доверие, культ честного, верного, бескорыстного, самоотверженного служения Государю, традиции, дисциплины и преданности.

Исследуя монархическое правосознание, Ильин отмечает, что ему свойственна потребность олицетворения государственного дела. «Олицетворяется не только верховная государственная власть как таковая, но и само государство, политическое единство страны, сам народ». Такое олицетворение по Ильину есть художественный процесс, в котором монарх художественно отождествляется с народом и государством. «Юридически это можно было бы выразить так, - считает автор, - что субъект олицетворяющий (президент республики или главнокомандующий ее войсками) - отчетливо различаются и даже резко противопоставляются республиканским правосознанием; в то время как монархическое правосознание устанавливается только тогда, если переживает здесь художественное отождествление». Таким образом, Ильин утверждает, что монархическое правосознание тяготеет к олицетворению государственной власти и всенародного коллектива, а республиканское правосознание тянет к растворению личного и единоличного начала, а также и самой государственной власти в коллективе».

Рассматривая правовую сущность монархии, Ильин огромное место уделяет религии. «Монархическому правосознанию присуща склонность воспринимать и созерцать государственную власть как начало священное, религиозно освещаемое и придающее монарху особый, высший религиозно осмысливаемый ранг». Автор считает, что вера в бога отнюдь не призвана к тому, чтобы исключать или подавлять волевое творчество человека. Напротив, вера должна указывать человеку истинную, угодную Богу цель жизни. «Религиозное восприятие власти оказывается плодотворным только тогда, когда оно пробуждает в монархе и в народе дальнозоркость, мудрость и жертвенность совестного правосознания». В качестве примера Ильин приводит царствование Петра Великого, внутренне вдохновленного религиозным пониманием своей власти и своего призвания, и царствование императора Александра II Освободителя.

Следующей отличительной чертой монархического правосознания по Ильину является культура рангов в человеческих отношениях вообще и в государственном строительстве в частности. «Когда мы говорим о ранге, - пишет Ильин, - то мы отнюдь не должны представлять себе условное, искусственное или принудительное преимущество одного человека или одного сословия над другим. Ранг есть прежде всего вопрос качества. Признание ранга есть потребность искать и находить качественное преимущество, придавать ему полное значение, уступать ему жизненную дорогу и осуществлять это не только в повседневной, но и в государственной жизни» Именно волевые и созидающее государи, по мнению автора, обычно обнаруживают желание находить повсюду качественных людей, обладающих опытом, силой суждения, честностью, волевой энергией, Ильин вспоминает Петра Великого, «У которого уличный пирожник Александр Меньшиков стоял рядом с графом Шереметьевым, а заезжие иноземцы Лефорт и Брюс служили государству рядом с князьями Репниным и Яковом Долгоруким».

Подробно исследуя такое юридическое понятие как ранг, Ильин приходит к выводу, что от природы и в духе не равны друг другу, и уровнять их никогда не удастся. Монархическое правосознание, согласно автору, склоняется к признанию того, что люди и перед лицом Божьим и от природы разнокачественны, разноценны, и потому, естественно, должны быть не равны в своих правах. «Монархическое правосознание остро чувствует разнокачественность, разноценность, своеобразие людей. Для монархиста монарх есть аксиоматическое явление правого и социального ранга - земное признание и подтверждение первичного и основного ранга, явленного в религии».

Еще одним признаком монархического правосознания является известный консервативный уклон. Монархия как строй имеет свои определенные традиции, на которых она покоится, которыми она дорожит и от которых неохотно отступает. Монархическое правосознание не склонно к скорому и легкому новаторству; напротив, оно склонно к выжиданию, к соблюдению уже имеющихся законов, оно неохотно решается на радикальные реформы и берется за них только тогда, когда они назрели. «Эта склонность беречь наличное - пишет И. Ильин, - опасаться неизвестного нового, взвешивать его всесторонне и отклонять его, обусловлена, конечно, религиозными, родовыми и ранговыми основами монархического правосознания». Таким образом, монархическому правосознанию присущ преимущественный культ традиции и консерватизм.

«Монархическое правосознание, религиозно укорененное и художественно олицетворяющее государственную власть, строящееся на началах семьи, ранга и традиции, - пишет Ильин, - естественно усваивает себя в отношении к главе государства настроение доверия».

Естественно, что это доверие имеет глубочайший корень в вере и религии.

Огромное значение придает Ильин личности монарха. Он считает, что доверие монархиста к своему Государю состоит, в том, что поданный твердо и цельно полагается на его намерения и способности. «Поданные должны воспринимать не только направление, искренность и преданность своего Государя. Они должны быть уверены в том, что он не только желает блага, но и может, и умеет осуществлять его».

Особый вопрос монархического правосознания - вопрос о верности монарху. «В русском языке «подданство» и «верность» сливаются в единое слово «верноподданный». Эта связь между поданным и государем закрепляется присягой, при которой «князю целовали крест» и которую выражали словами: «присягая, государям души свои дали». Такая верность служения требует искусства повиноваться без унижения. Монархия, утверждает Ильин, сильна и продуктивна только там, где монархисты умеют, в своем повиновении государю ценить свою свободу, утверждать ее и блюсти всю жизнь. «Верность, вырастающая из доверия и любви к Государю, есть сущее преодоление несвободы, ибо свобода вообще состоит не в ежеминутном торжестве личного произволения, а в добровольном принятии правовых границ своей жизни. Достоинство человека состоит не в том, чтобы никому и ничему не подчиняться, но в том, чтобы добровольно подчиняться свободно признанному правовому авторитету. И этот свободно признанный правовой авторитет воспитывает человека к правовой свободе и к духовной силе». Ильин справедливо отмечает, что Государь нуждается не в пассивной покорности запуганных поданных, а в творческой инициативе граждан, соблюдающих свои честь и достоинство. Для настоящего монархиста, считает автор, жизнь - не только служба, а служение, не покорность, а творчество, не раболепие, а активная ответственность перед Государем.

Одним из важных правовых вопросов монархии Ильин считает вопросы дисциплины и субординации. Для монархии характерен более или менее авторитарный строй семьи, в котором отец - домовладыка, а мать - хранительница очага. «Республиканский строй семьи, - пишет автор, - тяготеет к своеобразному «правительству» двух и даже трех поколений; он противиться семейной субординации и дисциплине. Естественное старшинство и первенство родителей становится какой-то устаревшей фикцией, отжившим предрассудком».

Ильин считает, что дисциплина и субординация воспитываются в трех важнейших институтах: семья, школа и армия. Описав и сравнив монархическую и республиканскую семью, он переходит ко второму институту-школе. Для монархии, по мнению философа, характерна школа, построенная на авторитете преподавателей и начальников, строгая, с дисциплиной, субординацией, военной гимнастикой и взысканиями. В республиканской же школе все эти связи ослабляются. Вносится дух «товарищества» между учениками преподавателями. «При наличности нравственно-высокого уровня у детей и большого жизненного такта у преподавателей - это может дать благие результаты. При других условиях это может разложить школьное дело, что мы и видим в после революционной России».

Вывод, который из всего сказанного делает автор, звучит так: «Монархический строй умеет ценить и блюсти добрые традиции; опасность его состоит в том, что вместе с добрыми традициями он будет поддерживать во что бы то ни стало и дурные традиции, и что косный традиционализм и консерватизм помешает проведению творчески необходимых реформ».

Таким образом, подводя итого вышесказанному, можно заметить следующее: установку Ильина возможно обозначить как православно-христианскую, относящую право к тайне творения господа и замыслу Бога о человеческом обществе. Согласно Ильину законы, которые должны осуществляться между людьми в их жизни и деятельности - это нормы или правила, указывающие человеку искомый им лучший путь его внешнего поведения. При выборе способа своего поведения (совершенно свободно, в силу присущей ему от природы и Бога свободы) человек бывает всегда «прав», если он следует в русле этого установленного пути, и «не прав», если он его не придерживается. Поэтому создание людьми порядка социальной жизни по своему произволу хотя и возможно, но всегда обречено на неудачу.

Государственная цель, по Ильину есть «дело Божье на земле», то есть осуществление божественного назначения человека в этой жизни, другими словами - построение христианской культуры. Реализация этого «дела» - главная, но не единственная и самостоятельная задача, она связана с другими человеческими обязанностями - и религиозными, и нравственными, и национально-политическими, а также с многочисленными духовными и материальными дарами Господа.

В целом для Ильина характерен универсально-теоретический характер его концептуальных построений, его политическим идеалом выступает российская монархия, пристальное внимание к формам и методам государственного управления, позволяет говорить об Ильине, как продолжателе государственно-охранительного направления русского консерватизма.


Байгушкин Алексей Иванович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Метод правовой науки эпохи Просвещения
Организация государственной власти по Джону Локку
Понятие политического режима
О сущности российского государства
К.П. Победоносцев как державный идеолог
Вернуться к списку публикаций