2011-11-18 00:19:17
ГлавнаяПолитология — Причины германского и советского тоталитаризма



Причины германского и советского тоталитаризма


К 1924 году казначей нацистской партии располагал уже 300 тысяч золотых марок. Но это было лишь начало. Финансовые потоки в нацистское движение все увеличивались. В конце 20-х - начале 30-х годов НСДАП стала получать значительную финансовую помощь из США (среди американских покровителей НСДАП значились имена Рокфеллера, Генри Форда, Моргана, Ламонта, Кун Леба, Уолтера Тигла и других лидеров финансового и промышленного капитала).

Крупные немецкие промышленники и финансисты видели в лице А. Гитлера и возглавляемых им партии и движения единственную реальную силу, способную на тот момент усилить борьбу с большевизмом и рабочим движением, разорвать Версальский договор, сделать Германию сильной в военном и экономическом отношении. По этому поводу К. Бахман пишет: «В конце мирового экономического кризиса нацистская партия наилучшим образом отвечала стремлениям самых реакционных сил германского финансового и монополистического капитала подавить с помощью террора революционное рабочее движение, равно как и их стремление к вооруженной экспансии, их вечному «Дранг нах Остен...», стремление к господству в Европе».

Помимо финансовой помощи, крупные промышленники и финансисты Германии предоставляли А. Гитлеру и его партии помощь также и организационную, оказывая на президента Гинденбурга и на политические процессы внутри страны достаточно сильное воздействие. 30 января 1933 года во многом благодаря их вмешательству А. Гитлер был назначен на должность рейхсканцлера.

6 ноября 1932 года состоялись новые выборы в рейхстаг, на которых нацисты получили 11,3 млн. голосов (33,1 %) и 196 мандатов. Вопреки ожиданиям А. Гитлера они не принесли НСДАП абсолютной победы и не позволили сформировать единое нацистское правительство. Более того, как видим, наблюдается некоторое ослабление влияния НСДАП - по сравнению с выборами 31 июля 1932 года она потеряла более 2 млн. избирателей и 34 депутатских мандата. Поэтому А. Гитлер выступил с инициативой досрочного роспуска рейхстага. Новые выборы были назначены на 5 марта 1933 года (к этому времени численность нацистской партии значительно возросла и насчитывала уже 850 тысяч членов).

Однако и выборы 5 марта 1933 года не принесли ожидаемых нацистами результатов, несмотря на все предпринятые ими ухищрения в ходе предвыборной компании: НСДАП не завоевала двух третей голосов общего числа мандатов в рейхстаге, необходимых ей для получения чрезвычайных полномочий. НСДАП собрала 17,2 млн. голосов (43,9 %) и получила 288 мандатов из 647. Более 22 млн. избирателей голосовали против нацистской партии, причем 12 млн. голосов было подано за КПГ и СДПГ (соответственно 12,3 и 18,3 %), которые получили в общем 201 место в парламенте.

Не набрав абсолютного большинства голосов, нацисты, нарушив Веймарскую конституцию, аннулировали мандаты Коммунистической партии Германии (в секретной телеграмме прусского министра, направленной 11 марта 1933 года всем прусским регирунгспрезидентам, предписывалось «по окончании выборов арестовать всех коммунистов - депутатов рейхстага и ландтага»), после чего 24 марта 1933 года рейхстаг принял закон о наделении кабинета А. Гитлера чрезвычайными полномочиями (Закон «В целях устранения бедствий народа и государства»). В соответствии с ним правительство было выведено из-под контроля парламента, получив право издавать законы, в том числе изменяющие конституцию или отклоняющиеся от нее (ст. ст. 1, 2).

Закон от 24 марта 1933 года стал юридической основой дальнейшего нацистского законодательства. Характеризуя этот закон, в 1939 году профессор Э.Р. Хубер писал, что он «не является законом о предоставлении чрезвычайных полномочий правительству в прежнем смысле слова... В нем самом содержатся основные черты нового самостоятельного порядка, который уже не только «прорывает» старую систему, но полностью ломает и уничтожает ее. Это первый Основной закон нового рейха... Его ядро - объединение законодательной и исполнительной власти в одних руках. Это акт, ... отрицающий все конституционное развитие Запада со времен Монтескье, разрушающий понятие конституционного государства XIX века».

Ранее, 28 февраля 1933 года, президент Гинденбург подписал Декрет «О защите народа и государства», по которому имперское правительство получило право ограничивать свободу личности, свободу выражения мнений, включая сюда свободу печати, право союзов и собраний, нарушать тайну почтово-телеграфной корреспонденции и телефонных разговоров, производить обыски и конфискации, а также ограничивать право собственности независимо «от пределов, обычно установленных законом» (п. 1). Кроме того, в декрете особо оговаривалось, что «если в какой-либо из земель не будут приняты необходимые меры для восстановления общественного порядка и безопасности, то имперское правительство может временно взять на себя полномочия высшего органа власти земли» (п. 2).

На основе декрета от 28 февраля 1933 года и закона от 24 марта 1933 года начался процесс унификации - формирования единообразной системы управления, изменения идеологии деятельности всех сфер жизни государства и общества и подчинения их единой воле.

Весной 1933 года и зимой 1934 года была осуществлена унификация земель, в ходе которой были «сформированы заново», а затем и вовсе распущены демократические представительные органы власти, включая рейхсрат; суверенные права земель были переданы рейху, а правительства подчинены имперскому кабинету. Присылаемые Берлином имперские наместники - обычно гауляйтеры НСДАП - могли назначать и смещать государственных чиновников любого ранга, а также судей (право органов НСДАП увольнять и заменять чиновников было закреплено в Законе «О восстановлении профессионального чиновничества» от 7 апреля 1933 года).

К середине 1933 года была унифицирована и поставлена под контроль государства пресса (закрылись все оппозиционные и независимые газеты, и главным органом печати стал «Фолькишер Беобахтер»), были распущены или самоликвидировались все ненацистские общественные организации и политические партии. Сразу после нацистского Дня национального труда 1 мая 1933 года были разгромлены реформистские профсоюзы, а 3 мая о безоговорочном подчинении НСДАП заявили другие профессиональные объединения. 26 мая 1933 года последовал Закон «О конфискации имущества коммунистов».

24 июня 1933 года министр внутренних дел отправил в адрес всех оберпрезидентов, регирунгспрезидентов, полицейпрезидента Берлина и Управления государственной тайной полиции в Берлине секретную радиограмму о запрете Социал-демократической партии Германии. В ней содержался приказ рассматривать СДПГ как «враждебную государству и народу организацию», немедленно лишить всех членов СДПГ депутатских мандатов, запретить собрания СДПГ и ее вспомогательных и примыкающих к ней организаций, запретить социал-демократические периодические издания, конфисковать имущество СДПГ и примыкающих к ней организаций.

Ключевую роль в становлении однопартийной нацистской диктатуры сыграли Закон «Против образования новых партий» от 14 июля 1933 года и Закон «Об обеспечении единства партии и государства» от 1 декабря 1933 года.

Закон от 14 июля 1933 года допустил деятельность только одной партии - НСДАП: «В Германии существует в качестве единственной политической партии Национал-социалистическая германская рабочая партия» (ст. 1). Статья 2 этого же закона гласила, что «если кто-либо будет принимать меры к поддержанию организационной структуры какой- либо другой политической партии или к созданию новой политической партии, тот наказывается - поскольку это дело не облагается более высоким наказанием по другим предписаниям - смирительным домом до 3 лет или тюрьмой от 6 месяцев до 3 лет».

Закон от 1 декабря 1933 года объявил НСДАП «носительницей германской государственной мысли», распространил принцип фюрерства на весь государственный аппарат, подчеркнул неразрывность партии и государства, обосновав тем самым необходимость жесткого контроля по всей управленческой вертикали, и признал участников нацистского движения опорой власти. «После победы в Германии национал- социалистической революции, - говорилось, в частности, в законе, - НСДАП является главным идеологом всех немцев в Германии, и эта партия неразрывно связана с государством. НСДАП является органом общественного права. Устав партии разрабатывает и определяет сам фюрер» (ст. 1). «На членов НСДАП и СА (включая все нижестоящие организации), являющихся руководящей и ведущей силой национал- социалистического государства, возложены большие обязанности по отношению к фюреру, немецкому народу и государству» (ст. 3 п. I).

В октябре 1933 года в очередной раз досрочно был распущен рейхстаг, и новые выборы прошли одновременно с референдумом об отношении к Лиге наций. 639 мест получила НСДАП, остальные 22 - видные представители бывших буржуазных партий и союзов предпринимателей. В 1936 году современник писал о рейхстаге как о «собрании политически благонадежных людей, которые своим согласием должны придавать особый вес решениям руководства в стране и за рубежом».

Заключительным актом процесса юридического закрепления нацистской тоталитарной диктатуры стало сосредоточение после смерти Гинденбурга всей полноты государственной власти в руках А. Гитлера, провозглашенного фактически пожизненным фюрером и рейхсканцлером. «Должность президента империи, - указывалось в статье 1 Закона «О верховном главе Германской империи» от 1 августа 1934 года, - объединяется с должностью рейхсканцлера. В силу этого установленные до сих пор правомочия президента империи переходят к вождю (фюреру) и рейхсканцлеру - Адольфу Гитлеру. Он назначает своего заместителя».

Приход А. Гитлера и его партии к власти еще не означал одновременно окончательного завершения оформления германского тоталитаризма. Хотя мы и определяем время его существования периодом 1933- 1945 годов, тем не менее, процесс его становления растянулся, как минимум, еще на несколько лет. Тоталитаризм в Германии, основные контуры которой обозначились уже в 1933 году, принял завершенный характер только в ходе кардинальной реорганизации политической, экономической, правовой и административной структуры Веймарской республики.

Таким образом, в основе возникновения германского тоталитаризма лежал сложный комплекс причин и предпосылок, среди которых - глубокий экономический и государственно-политический кризис, обострение социальных противоречий, нагнетание политической напряженности, наличие атомизированного общества, широких маргинальных слоев населения, отсутствие устойчивых демократических традиций в сфере государственного управления, монархическое наследие кайзеровской империи, неприятие немцами Веймарской республики, поражение в Первой мировой войне, кризис буржуазных партий Германии и их неспособность предложить свой действенный способ стабилизации положения, появление на исторической сцене нацистской партии во главе с А. Гитлером, возникновение массового нацистского движения, помощь нацистам со стороны крупного капитала, привлекательность нацистской идеологии, ее массовое насаждение в общественное сознание немецкого населения - имели определяющее значение. Их взаимодействие привело к созданию той взрывоопасной ситуации, завершившейся завоеванием нацистами политической власти и установлением тотального господства над обществом и государством.

Могла ли Германия избежать тоталитарного кошмара? Нам представляется, что могла. Хотя, справедливости ради, следует признать, что, с учетом сказанного, шансов у Германии в начале 30-х годов пойти по либерально-демократическому пути было немного, по крайней мере, гораздо меньше, чем у таких развитых в политическом и экономическом отношении государств, как Франция, США, Великобритания. Кроме того, сама Конституция Веймарской республики была крайне противоречивой и содержала в себе потенциальную возможность применения надправовых актов в чрезвычайных условиях. Так, в статье 48 указывалось, что «если какая-нибудь область не выполняет обязанностей, возложенных на нее конституцией или имперским законом, то президент рейха может принудить ее к этому с помощью вооруженной силы. Если в пределах Германского рейха серьезно нарушены общественная безопасность и порядок или если грозит опасность такого нарушения, то президент рейха может принять меры, необходимые для восстановления общественной безопасности и порядка, а в случае необходимости - с помощью вооруженной силы. С этой целью он может временно приостановить и полностью, и частично гарантии основных прав». Не случайно К. Осецкий назвал 48 статью «пузырьком с ядом во внутреннем кармане конституции». На основании этой статьи социал-демократический президент Ф. Эберт издал 136 распоряжений.

Еще меньше шансов пойти по указанному пути было у СССР в конце 20-х годов, представлявшего собой сложившееся авторитарно-бюрократическое государство, в руках которого были все рычаги воздействия на политические и социальные процессы, полный контроль над экономической деятельностью.



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Общее понятие консерватизма в западноевропейской интерпретации
Правовой режим
Легитимация и легализация политического режима
«Первичные» и «вторичные» права естественного состояния у Джона Локка
Избирательная система и политическая фрагментация
Вернуться к списку публикаций