2011-11-18 00:06:55
ГлавнаяПолитология — Признаки тоталитаризма



Признаки тоталитаризма


Как отмечает Р.Т. Москвина, массовый террор при тоталитарном политическом режиме имеет своей целью: достичь полной идентификации личности с политическим режимом; гарантировать успех массовой индоктринации населения; создать новые стимулы к труду (заменив личный интерес общим) и армию подневольного труда; обеспечить индивидуальное подключение интересов личности интересам власти за счет дробления, атомизации общества.

Соответственно, на наш взгляд, основными функциями тоталитарного террора являются следующие:

1. Регулирование политических, экономических, социальных и иных отношений; реализация политических, экономических и иных программ; мобилизация населения для реализации этих программ (в том числе, и путем создания армии принудительного труда, как за счет массы заключенных, так и за счет формально свободных, но находящихся в экономическом порабощении у режима, граждан); сохранение политического господства режима за счет постоянного превентивного насилия.

2. Установление тотального контроля (вернее - стремление к этому) за обществом в целом и каждым индивидом в отдельности.

3. Дробление, атомизация общества; разрыв всех социальных связей (сына принуждают отказываться от отца, жену от мужа, родственники боятся приютить детей репрессированных и так далее), профессиональных (действует принцип «больше трех не собираться»), национальных (этносы перемешиваются в котле репрессий) и других. В таких условиях все референтные группы (то есть группы людей, нормы и ценности которых выступают эталоном и в которых он может найти защиту и поддержку; к ним в первую очередь относятся семья, религиозная община, нация) распыляются. Единственной референтной группой теперь является тоталитарное государство. В итоге, индивид оказывается один на один с властью, что обусловливает его неспособность сопротивляться данному режиму. Люди превращаются в «колесики» и «винтики» системы, наделенной правом от имени этой безликой массы судить и миловать по своему усмотрению. Они, подобно атомам, вращаются вокруг властного ядра, не имея возможности сойти со строго отведенной им орбиты, иначе как уйдя в небытие. Рушатся традиции, распадается связь времен. Поэтому не случайно, что одной из первых жертв режима становится не только отечественная, но и мировая история. Это с огромной художественной силой показал Д. Оруэлл в романе «1984». Уничтожаются памятники, сжигаются книги, запрещаются неугодные режиму произведения искусства, изымаются из практики духовной жизни целые пласты культуры, изгоняются ученые и деятели искусства, переименовываются города и улицы, тенденциозно отбираются и интерпретируются исторические факты, уродуется нравственность, личность теряет способность к самостоятельным нравственным оценкам.

Атомизация общества во многом достигается за счет нагнетаемой террором атмосферы постоянного страха, всеобщей подозрительности. До тоталитаризма ни одному режиму не удавалось держать в постоянном страхе столь огромные массы людей. Очень точно атмосферу страха, как порождения террора, описал С. Цвейг: «Систематически совершенствуемый, деспотически осуществляемый государственный террор парализует волю отдельного человека (ночное ожидание - за кем пришли? А не за мной? - и никакой попытки к сопротивлению), ослабляет и подтачивает всякую общность. Он въедается в души, как изнурительная болезнь, и... вскоре всеобщая трусость становится ему помощником и прибежищем, потому что, если каждый чувствует себя подозреваемым, он начинает подозревать другого, а боязливые из-за страха еще и торопливо опережают приказы и запреты своего тирана».

Обратной стороной страха является вера - вера в историческую миссию германской нации, вера советского народа в социализм и так далее. Страх меняет психологию человека. И человек, спасаясь от него, начинает приспосабливаться к требованиям режима в мыслях и делах, то есть сливаться, идентифицироваться с существующей системой (вера, порожденная страхом, являлась необходимым условием для выживания: чтобы выжить, нужно было верить; осознанно или неосознанно люди гнали от себя крамольные мысли, предпочитали не перегружать сознание и совесть раздумьями о многочисленных несостыковках официальной идеологии и жизни; те же, кто вырывался из этого состояния, все равно опасались высказывать свои мысли вслух).

Одновременно, террор и порожденный им страх являются показателями слабости тоталитарной системы, ее внутреннего кризиса, которая не может функционировать в нормальных цивилизованных условиях без применения тотального насилия. В связи с этим, особый интерес представляет письмо К. Маркса Ф. Энгельсу от 4 сентября 1870 года, где автор раскрывает психологию террора: «...когда приходится смотреть правде в глаза, получаешь лучшее представление о периоде господства террора. Мы понимаем под последним господство людей, внушающих ужас; в действительности же, наоборот, - это господство людей, которые сами напуганы. Террор - это большей частью бесполезные жестокости, совершаемые ради собственного успокоения людьми, которые сами испытывают страх».

Одна из особенностей тоталитарного террора заключается в его идеологическом обосновании. Террор, необходимость его применения в отношении врагов объясняется или высшими законами природы, или высшими законами истории. Его насаждение происходит либо в условиях искусственного создания атмосферы гражданской войны, либо в условиях преувеличения внешней угрозы. Поэтому тоталитарные системы характеризуются всеохватывающей милитаризацией общественной жизни, агрессивностью во внешней политике. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой для сплочения общества, его мобилизации, для построения его по принципу военного лагеря. «Страна наша окружена врагами, - писала газета «Правда» в 1937 году, - Буржуазия непрестанно засылает к нам своих шпионов, вредителей, диверсантов и использует для этой подлой работы все остатки и осколки разбитых внутри нашей страны классовых врагов».

Враждебное отношение к иным (нетоталитарным) государствам способствует самоизоляции тоталитарной системы от остального мира. Отсюда и весьма ограниченные контакты с другими странами, осуществляемые преимущественно через особо проверенных и преданных режиму людей. Режим постоянно уверяет население во враждебных намерениях иностранных государств, что ведет ко всеобщей подозрительности, стойкому неприятию всего иностранного, а демонстрация любого зарубежного достижения воспринимается как идеологическая диверсия. Изоляция тоталитарных государств, как отмечают В.Ф. Калина и Г.Ю. Курскова, нарастает по мере роста научных достижений и возможности их использования в военных целях.

Завершая рассмотрение существенных характеристик тоталитаризма, еще раз назовем их: это монополия одной политической партии на власть; господство единственной официальной идеологии; культ личности национального вождя - лидера партии и государства; жесткий контроль за экономической деятельностью; стремление государства к полному (тотальному) контролю над всем обществом и отдельной личностью; господство тоталитарного государства над правом, отсутствие реальных прав и свобод населения, система физического и психологического террора.

Полагаем, что они, пусть и в неодинаковой мере, но обязательно присутствуют в любом варианте тоталитарной модели, независимо от его типа и формы. Только при наличии всех перечисленных признаков ту или иную общественно-политическую систему или тот или иной политико-правовой режим мы с полным основанием можем отнести к категории тоталитарных. Совершенно определенно на этот счет высказался А.П. Бутенко: «...Тоталитаризм ...утверждается там и тогда, где и когда при определенных обстоятельствах отдельные и весьма специфические черты этого политического режима выступают не изолированно, а в органическом единстве как взаимодействующая целостность этих основных черт. Поэтому ошибочно не только признание тоталитаризма там, где налицо лишь та или иная соответствующая черта. Ошибочно и мнение, согласно которому тоталитаризм все еще сохраняется, когда при разрушении его ключевых черт остаются еще не разрушенными те или иные его черты».


Лутфуллин Рафаэль Руфикович



← предыдущая страница    следующая страница →
12345




Интересное:


Методологическая основа политико-правовых воззрений позднего Ницше
Идеальный правитель в понимании Цицерона
Причины германского и советского тоталитаризма
Избирательная система и политическая фрагментация
Общее понятие консерватизма в западноевропейской интерпретации
Вернуться к списку публикаций