2011-10-28 21:37:21
ГлавнаяПолитология — Правовые взгляды Ницше



Правовые взгляды Ницше


Соотношение права, власти и закона.

По мнению Ницше, право и закон не могут существовать без власти. При этом наиважнейшей характеристикой власти является сила. Именно поэтому философ для обозначения «власти» использует понятие «die Macht», имеющее в немецком языке два значения: власть и сила. Однако представление о власти как о силе не было изобретением Ницше.

По мнению немецкого исследователь Ю.В. Лее, Ницше продолжает тенденцию, начатую Макиавелли. Последний определил место власти не только в историческом развитии человечества, но и раскрывает сущность структурного сдвига в отношениях между средой и индивидуумом. Ницше, по мнению Лее, пошёл далее своего предшественника и изменил его формулу «власть разума» на свою «разум власти».

Для понимания соотношения права и власти у мыслителя необходимо иметь в виду следующие характеристики власти:

1. Власть не может быть абсолютной, поскольку существует множество других сил, противодействующих ей. Поэтому власть не должна, как это показывает Фукидид, преувеличивать свои возможности. Необоснованное стремление к уничтожению свидетельствует, по мнению Ницше, лишь о бессилии. Господа, считает Ницше, должны обладать «чувством власти». Это значит они должны «упражняться в своей власти над другими» только посредством «благодеяния» или «злодеяния». Последнее уместно, считает мыслитель, лишь в отношении тех, кто сопротивляется власти господ. Благодеяние должно касаться тех, кто находится в зависимости от сильных.

Властвующие должны стремиться приумножить власть подчиненных, так как этим они увеличивают свою силу. В этом случае слабые «в большей мере довольствуются своим положением и с большей враждебностью и боевой готовностью относятся к врагам» властвующих над ними. Таким образом, власть сильных у Ницше основывается на некоторой зависимости от подвластных, так как она возрастает при использовании их силы.

2. Власть должна включать и элемент убеждения. Без веры власть не смогла бы долго просуществовать.

3. На третью особенность понимания власти у Ницше обратил внимание Оттманн. Он пишет, что понятия «равновесия власти» и «власти» являются для Ницше «прежде всего средством дескрипции и анализа». Тезис о связи равновесия силы и права приводит Ницше, по мнению Отманна, к выбору средств для объяснения зачаточных форм права. С равновесием власти Ницше связывает справедливость и возникновение права.

Власть у Ницше, с нашей точки зрения, придаёт праву необходимую динамику. Право, считает Ницше, возникнув как результат заключения договора между борющимися сторонами, наделёнными определённой властью, фиксирует лишь существующее положение дел. Так как власть (сила) у Ницше - проявление вечно изменяющейся «воли к власти и подчиняется закону «вечного возвращения», то стечением времени равновесие между силами исчезнет. В случае ослабления или усиления одной из властей право перерождается или уничтожается. При таком подходе, право у Ницше, выступает, на наш взгляд, как временное средство для достижения определённого компромисса между борющимися сторонами, а не как цель государственной политики. С другой стороны, право у Ницше предстаёт в качестве сдерживающего фактора, не позволяющего власти стать всеобъемлющей.

Большую роль власть, по мнению Ницше, играть в браке. Утверждение демократов, а также социалистов о равенстве между мужчиной и женщиной, по мнению философа, не только неестественно, но и глупо. Это подтачивает основу брака - власть мужа над женой. Эти утописты, считает Ницше, хотят сделать то, чего, по знаменитому изречению, не может сделать даже всемогущий английский парламент: превратить женщину в мужчину.

Назначения обоих полов различны и имеют основанием их природу: мужчина должен производить все необходимое для жизни, а для женщины вне любви и ребёнка не существует ничего. «Всё в женщине - загадка, - говорит Заратустра, - и всё в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью». Заратустра добавляет: «Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет». Поэтому «мужчина должен быть воспитан для войны; а женщина - для отдохновения воина; всё остальное - глупость».

Ницше выступает против современного ему брака, как сентиментального, либерального, основанного на привязанности и праве каждой стороны. Ницше видит в этом извращение истинного смысла брака, который должен зиждиться на исключительной юридической ответственности и власти мужа. Это обеспечивало наличие в рассматриваемом учреждении элемента господства, без которого оно «хромает на обе ноги».

Другим неотъемлемым принципом брака была его нерасторжимость. Это давало ему силу, которая, в случае конфликта с чувствами и страстями, умела «заставить себя слушать». Фуллье пишет, критикуя мыслителя: «Ницше не задаётся вопросом, не заключала ли в себе эта уверенность непоколебимой тирании ещё больше неудобств».

Значение брака ранее, до демократии, покоилось, добавляет Ницше, на ответственности семейств в выборе супругов. В современных мыслителю государствах, с распространением брака по любви, уничтожаются его основы, всё то, что делало из него учреждение, которое никогда, считает Ницше, не основывается на «идиосинкразии». Брак не должен быть заключён по любви. Его основа - «инстинкт рода», инстинкт собственности, так как жена и дети должны быть собственностью мужа. В основе брака лежит также инстинкт господства, проявляющийся в семье как аналог самодержавия, которое нуждается в детях и наследниках, в целях удержания достигнутой меры власти, влияния, богатства. Брак должен ставить цели на будущее, хранить инстинктивную солидарность веков. Такой брак, заключает Ницше, представляет самое прочное учреждение государства.

«Если само общество, не может поручиться за себя как целое, до самых отдалённых будущих поколений, то брак вообще не имеет смысла. Современный брак потерял свой смысл; следовательно, он упраздняется», - утверждает Ницше. Исследователь Ницше Фуллье восклицает: «Ни де Местр и Бональд во Франции, ни Савиньи, Моммсен и Иеринг в Германии не оказались такими консерваторами и сторонниками традиций, как революционер Заратустра... Заратустра воображает, что разбил все старые скрижали ценностей, и вот он воздвигает над обоими супругами в браке еврейскую скрижаль Моисея, двенадцать римских таблиц и «наконец» христианские скрижали». Таким образом, Фуллье указывает ещё на одно противоречие во взглядах Ницше, однако он не прав, назвав мыслителя революционером. Ницше скорее всего анализирует современные ему представления о браке исходя из его представлений об идеальном аристократическом обществе.

Важным для понимания соотношения права, власти и закона у Ницше являются три установки философа:

1. Право - итог воины «воль к власти».

2. Право - результат договора между противниками.

3. Право - производное от установления закона.

На первый взгляд эти положения кажутся несовместимыми. Частично противоречие может быть устранено, если мы обратимся к определению «закона, даваемого Ницше. Мыслитель пишет: «Но самое решительное, что делает и внедряет высшая власть, борясь с преобладанием враждебных чувств- последышей,- она делает это всякий раз, когда так или иначе имеет на то достаточно силы, - есть принятие закона, императивное разъяснение того, что вообще, с её точки зрения, должно считаться дозволенным, правильным, а что воспрещённым, неправильным...».

Таким образом, Ницше связывает закон не с деятельностью государства, но с высшей властью. Поэтому существование закона возможно даже в дообщинном состоянии, так как власть - явление, присущее человеческим отношениям изначально, как проявление всемирного закона «воли к власти». Издание закона, по Ницше, представляет собой закрепление «высшей властью» (дообщинной, общинной, государственной) достигнутого ей положения. Это способ борьбы господ против «чувств-последышей», ещё существующих в сознании побеждённых (слабых). Поэтому, по Ницше, закон предстаёт как бы внешним, императивным (категоричным) закреплением результата договора между противоборствующими сторонами.

Нам следует обратить внимание на то, что соединение Ницше трёх названных характеристик права довольно эклектично. Это заметно при рассмотрении соотношения права и закона.

Право у Ницше более широкое понятие, чем закон, который представляет собой одно из обязательных условий его существования. Право зарождается и существует лишь в момент «равновесия сил». Закон возникает и действует лишь при наличии у высшей власти достаточного количества сил. Право - результат договора. Закон - повелительного, строгого предписания.

В аристократическом кастовом государстве будущего право у Ницше существует в двух проявлениях: «право сильных» и «право слабых». Закон же станет императивным предписанием для рабов (слабых). В отношении же господ (сильных), он не действует, ибо властвующие сами творят законы и ценности.

В некоторой степени такое понимание закона у Ницше было вызвано влиянием Демокрита. Он считает, что законы нужны для обычных людей, для того, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, тягу к причинению вреда другому. Для мудреца же эти законы излишни. При всяком государственном строе и любых законах он, руководствуясь разумом, будет стремиться к благому состоянию духа и справедливой жизни. Однако у Ницше сильные, обладающие умом и силой, в отличие от мудрецов Демокрита составляют отдельную, высшую касту и не подчинятся каким либо правилам социального общежития обычных людей, а только своим инстинктам с учётом прав себе равных. Ко всему, в отличие от Демокрита, Ницше считает несущественным, подчиняется ли чернь законам из своих убеждений или насильно.

Из приведённого определения Фридрихом Ницше закона видно, что нормативно-правовые акты зависят от «степени власти». Поэтому закон представляет собой «признанную и гарантированную степень власти».

Большую роль для усвоения законов слабыми должна сыграть их кодификация. Лучшим примером таковой, по мнению Ницше, являются законы Ману.

«Книга законов, вроде законов Ману, - пишет мыслитель, - имеет такое же происхождение, как и всякая хорошая книга законов: она резюмирует опыт, благоразумие и экспериментальную мораль столетий, она подводит черту, но не творит ничего». Поскольку закон Ману является результатом эксперимента и отрицательного опыта, то он «никогда не говорит о пользе, об основаниях, о казуистике в предварительной истории закона», что создаёт необходимый императивный тон. Последний не даёт возможности подвластным рассуждать, категоричное утверждение «ты должен» - есть необходимое условие для повиновения. Подобная кодификация позволит избежать ненужной дальнейшей эволюции ценностей среди слабых.

Власть Ницше связывает с происхождением и целью наказания. При этом мыслитель предупреждает, как это было и в случае с правом, что не следует смешивать происхождение и цель наказания. Последнее в уголовном праве, с точки зрения Ницше, определялось в зависимости от того, какая власть является в данный момент более могущественной. При этом в изменении целей наказания не следует, считает Ницше, видеть какой-либо прогресс. Данный процесс представляет собой войну властей (сил), и уничтожение одной из них само по себе ни о чём не говорит. Для доказательства своей точки зрения Ницше обращается к биологии. Он пишет: «Даже в каждом отдельном организме дело обстоит не иначе: всякий раз с существенным ростом целого смещается и «смысл» отдельных органов - при случае их частично разрушение, их сокращение в числе (скажем путём уничтожения средних звеньев) может оказаться признаком возрастающей силы и совершенства».

В связи с вышеназванным, в наказании, по мнению Ницше, следует различать две стороны:

1. «Относительно устойчивую». Это некий навык, акт, некую строгую последовательность процедур.

2. «Текучий смысл». Это цель, «ожидание, связанное с исполнением наказания».

Поскольку процедура более устойчивый элемент то, с точки зрения Ницше, она возникла раньше цели наказания, которую затем определила господствующая власть.

Обилие «целей наказания» позволяют победившей власти превратить опасного для неё сильного человека (гения) в преступника. При помощи права и наказания власть, по Ницше, некоторое время удерживает свои позиции, объявляя преступником всех гениев.

Итак, понятие власти Ницше использует для анализа и обоснования происхождения права и справедливости, а также для объяснения динамики права и закона. Власть, по мнению мыслителя, не должна носить абсолютный характер, поскольку это сделало её бы бессильной. Власть должна основываться на вере.

Закон, считает Ницше, является показателем силы высшей власти. Он есть закрепление достигнутого высшей властью положения. Закон всегда должен носить выраженную императивную окраску, что обеспечит его выполнение и уничтожит ненужные рассуждения черни о справедливости. Это же обеспечит определённую стабильность не только праву, но и государству.


Горячева Мария Викторовна



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


Гражданское общество и модернизация России
Соотношение политического режима с сущностью, содержанием и формой государства
Л.А. Тихомиров как теоретик монархизма
Легитимация и легализация политического режима
К вопросу о роли идеологии в современном государстве
Вернуться к списку публикаций