2011-10-28 20:26:04
ГлавнаяПолитология — Государство в политическом учении Ницше



Государство в политическом учении Ницше


Государственная власть, рассуждает Ницше, в социалистическом государстве не терпит никакой конкуренции. Она пытается даже уничтожить личность и религию. Индивидуум, по мнению социалистов, уверен Ницше, есть «неправомерная роскошь природы», поэтому его необходимо реформировать. Личность должна стать целесообразным «органом коллектива», включённым в «примитивнейшую форму общества» - «commune» (коммуну). В этом проявляется, утверждает философ, и нежелание социалистов отвечать за себя и свои поступки, они хотят «иметь возможность сбыть куда-нибудь самих себя».

Религию, продолжает рассуждать Ницше, социализм уничтожает, так как «он нуждается в такой верноподданнической покорности всех граждан абсолютному государству, какая еще не существовала доселе». Поскольку в своих стремлениях подчинения себе социалистическое государство доходит, по Ницше, даже до идеи уничтожения всех существующих рядом с ним государств, то неизбежно власть при социализме должна носить «крайне террористический характер». Теоретики рассматриваемого учения знают об этом и поэтому подготавливают, с точки зрения Ницше, малообразованные народные массы к террору, путём внушения им идей «справедливости» и «доброй совести».

Но как бы Ницше ни презирал социалистическое учение, он признавал, что оно уловило произошедшее внутреннее уничтожение различий между сословиями в демократических государствах и лишь захотело «создать внешнюю нивелировку».

Социализм может быть даже полезен современным Ницше государствам. Он не даст возможности, считает философ, наступить мирному времени, а значит, демократическое стадное животное не будет преобладать. Он не позволит исчезнуть «мужественным и воинственным добродетелям», а также на некоторое время защитит Европу от «marasmus femininus» (маразма феминизма).

Ницше предупреждает, что использовать социалистические настроения надо осторожно. Несмотря на их «придавленные чувства» социалисты», могут во многих местах Европы перейти к насильственным актам и нападениям». Он предупреждает: «Грядущему столетию предстоит испытать по местам основательные «колики», и парижская коммуна, находящая себе апологетов и защитников даже в Германии, окажется, пожалуй, только лёгким «несварением желудка» по сравнению с тем, что предстоит». Ницше утверждает, что к счастью собственнические инстинкты всё равно возобладают, поэтому социализм примет характер лишь «приступа болезни».

Д.А. Кулыга пишет, что нелюбовь Ницше к социализму была вызвана тем, что это учение «дошло до немецкого мыслителя в урезанном и вульгаризированном виде. К тому же, едва ли он хотел изучать его основательно, решив однажды, что суть социализма - это идея всеобщего равенства, которая для Ницше ассоциировалась с господством толпы». Однако, по нашему мнению, социалистические идеи просто противоречили аристократическим взглядам Ницше. Утверждение о недостаточном знакомстве мыслителя с рассматриваемым учением немного поспешно, поскольку Ницше, с нашей точки зрения, довольно точно уловил слабые стороны социализма.

Об анархизме Ницше пишет меньше, чем о социализме. Анархические учения, по его мнению, как и социалистические, имеют своим истоком христианство. Однако анархизм воспринял от него инстинкты и цели, ведущие к разрушению государств. Ярким примером разрушительной силы христианства была, с точки зрения философа, судьба «самой грандиозной формы организации» государства - Римской империи, уровень продуманности государственных институтов которой не может быть достигнут даже во времена Ницше. Христианство, считает мыслитель, изнутри ослабило каждую личность в Риме, а потом уже сделали своё дело германцы. Анархисты также пытаются уничтожить государственный институт и право из чувства мести, желая обвинить их в своих бедах.

Нередко политические взгляды Ницше относят к анархизму. Его «сверхчеловека» зачастую сравнивают с «единственным» Штирнера. Ницше называют анархистом-революционером и сопоставляют с учением Л.Н. Толстого, как примером пассивной анархии.

Встаёт вопрос: какие учения можно считать анархическими? Существует множество точек зрения на эту проблему, однако бесспорным остаётся, на наш взгляд, то, что анархисты воспринимали государство как уродливую надстройку, препятствующую счастью человечества. Причём вера в любое государство как абсолютное зло, как источник различных социальных пороков и бед является основой анархического мировоззрения. Дав негативную оценку государства, анархисты распространяют её и на власть, и на авторитет, а также практически на все без исключения проявления публично-властной организации жизни общества, на все институты государства. Анархисты утверждают, что весь механизм государства направлен на порабощение, угнетение и обман индивидуума и народа. Подобными качествами обладают, по мнению анархистов, любые формы и типы государства, поэтому они требовали немедленного установления безгосударственного общества. Однако Ницше хотя и критиковал некоторые формы государства, но, как нами показано ранее, не отрицал этот социальный институт, напротив он надеялся на долгое его существование.

Анархисты обвиняют государство в антигуманности, разрушении лучших человеческих качеств, деморализации людей. Но самое главное, по их мнению, состоит в том, что оно убивает наивысшую социальную ценность, которой располагает индивид - свободу. Характеризуя анархическое понимание последней, Н. Бердяев пишет: «Анархизм хочет абсолютно освободить человека, не изменив, и не преобразив его природу, оставив его рабом греха и страстей... Анархическая свобода - отрицательная свобода «от», а не свобода «для», свобода формальная, а не содержательная.». Эта характеристика анархизма Бердяевым созвучна с представлениями Ницше об этом учении. Он считает, что качества, воспеваемые анархистами, противоречат инстинктам человека и делают из него «стадное животное». Что же касается свободы, то она, по мнению Ницше, существует «в пяти шагах от тирании, у самого порога опасности рабства» и означает наличие у человека воли к собственной ответственности.

Исследователи отмечают ещё одну черту анархизма, которую Л.С. Мамут называет «антикультурной направленностью». Анархизм «отбрасывает всё то положительное, что политическая культура дала для воспитания в человеке гражданина, для подготовки его активной самостоятельной общественной жизнедеятельности на новых, более высоких витках цивилизации». Ницше, как мы могли видеть ранее, напротив ратовал за сохранение и развитие культурных ценностей.

А. Фуллье считал, что на анархизм Ницше указывает его имморализм. Однако требование иной морали, на наш взгляд, не является существенной чертой анархических учений.

Социализм и анархизм Ницше считает утопическими учениями потому, что они предполагают наличие идеальной организации общества (государства или безгосударственного строя) и эпох счастья. Совершенное государство не может существовать, так как люди по своей природе не идеальны и не станут таковыми. Даже если предположить, что такое государство будет достигнуто, то человечество «стало бы слишком вялым, чтобы ещё быть в состоянии созидать гения». Это бы означало уничтожение личности и культуры.

Невозможны, по мнению Ницше, и эпохи счастья. Конечно люди могут быть счастливыми, но это состояние существует лишь мгновение. Моменты счастья сохраняются в сознании человека, и он начинает фантазировать о целых эпохах счастья. Однако это лишь утопия.

Таким образом, по мнению Ницше, все до сих пор существующие политические учения были утопичными, и их идеалы не могут быть достигнуты. В их основание были положены не сущностные характеристики мира и природы человека, а надуманные, ложные принципы равенства прав, справедливости, сострадания и другие идеи «толпы».

До сих пор у человечества, считает Ницше, не было реальной цели. Конечно, таковую пытались поставить различные политические учения, однако они её понимали примитивно, единственно как «веру в поступательное движение по направлению к идеалу». Надежда на наступление «Царства Божия», рассуждает мыслитель, была перенесена «в будущее, на землю, в человеческие дела», но, в сущности, государственные теории просто переняли старый христианский идеал. Такая цель не могла быть реализована, утверждает мыслитель, так как, отражая интересы слабых и немощных, она представляла не «волю к власти», а «волю к отрицанию жизни».

В противовес всем существующим политическим учениям Ницше предлагает свои взгляды, являющиеся истинными, реальными, основанными на законах всеобщего бытия: воли к власти и вечного возвращения.

Ницше ставит своей целью создание новой формы государства, где гармоничным образом сочетались бы государственная власть и культура. Это государство поставит, наконец, перед человечеством цель: создание и сохранение нового типа человека - «сверхчеловека». Это возможно, считает Ницше, поскольку эволюция человеческого типа ещё не завершена.

Государственная форма, предлагаемая Ницше, с его точки зрения, не утопична, потому что в основе её будут лежать следующие принципы, диктуемые самой жизнью.

1. Государство, по мнению Ницше, должно способствовать реализации инстинктивного начала человека, а, следовательно, и всячески способствовать возвышению типа «человек». Это значит, с нашей точки зрения, что государственная власть у Ницше будет учитывать, что каждый индивидуум обладает группой инстинктов, определяющих его место в обществе. Особое место, по Ницше, занимает в природе, человеке и обществе инстинкт стремления к «пополнению» и «регенерации». Проявление названного инстинкта в индивидууме Ницше считает добродетелью. Его основой является то, что сущее не одинаково по мощи, поэтому сильный «хочет превратить нечто в свою функцию». В противовес ему слабый «тщится стать функцией», в нем «соединены радость и желание быть желанным». Исходя из этого, Ницше различает в рассматриваемом инстинкте стремления двух различных человеческих типов: слабого, склонного к подчинению, и сильного - к усвоению. Своё мнение мыслитель подтверждает примером из биологии о том, что слабая клетка должна превратиться в функцию другой, и ассимиляция её сильной клеткой не будет злом, это - естественно.

Вообще Ницше был склонен сравнивать некоторые политические реалии с биологическими организмами, что, с нашей точки зрения, было навеяно распространённой органической теорией происхождения государства Платона, Плутарха и Г. Спенсера. Однако мыслитель считал идеал Спенсера наносящим наибольший вред государственным формам, потому что в основе его лежали принципы альтруизма и приспособления к внешним условиям. Социология Спенсера, утверждает Ницше, «знает из опыта только упадочные формации общества и вполне невинно принимает собственные упадочные инстинкты за норму социологической оценки». Именно поэтому Ницше заявляет, что в будущем государстве «социология» должна будет заменена учением «о формах и образах господства».

2. Другим принципом, лежащим в основе будущего государства, по Ницше, должна стать его забота не об усилении своей власти, но о развитии культуры. Для этого, считает Ницше, «всё великое земное управление человеком человек должен сам взять в свои руки, его «всеведение» должно строго блюсти дальнейшую судьбу культуры». Индивидуум обязан также сознательно развивать в себе новую культуру. Государству надлежит сделать ранее бессознательные процессы управляемыми. Оно должно будет, рассуждает Ницше, следить за рождением людей, их питанием, воспитанием, обучением. Правящие «могут рассудительно управлять миром как целым, взаимно оценивать и распределять общие силы человечества». Здесь, на наш взгляд, заметно ещё одно противоречие Ницше, который критиковал социализм за его тотальные стремления подчинить всех людей реализации своих идеалов, но сам склоняется к этому же.

3. По мнению мыслителя, идеалы в будущем обществе не должны носить «всеобщий характер», а быть привилегией, преимуществом. Это вызвано тем, что идеал необходим для отличия одних людей от других.

4. В основе будущего государства, продолжает рассуждать Ницше, не должна лежать ложная справедливость. Для успешного развития необходимо то, что в современном Ницше обществе называют несправедливым. Понимание Ницше истинной справедливости связано с тем, что индивидуум в его представлении не является не «атомом», не «звеном цепи», линией «человек» вплоть до него самого...» Если индивидуум вырождается, болеет, в целом относится к «нисходящему развитию», то ценность его мала. Справедливым было бы, считает Ницше, чтобы физиологически слабый тип не претендовал на нечто ценное, ибо этим он мешает проявлению притязаний индивида «восходящей линии», «паразиты жизни» должны знать своё место. Поэтому Ницше считает справедливым существование привилегий и рабства.

Такое понимание мыслителем справедливости перекликается, с нашей точки зрения, с взглядами Платона, который отожествлял её, как пишет К. Поппер, «с властью класса и классовыми привилегиями». Справедливым считает Ницше и то, что каждый человек в государстве должен заниматься своим делом. Платон в диалоге «Государство» пишет: «Справедливостью будет - и сделает справедливым государство - преданность своему делу у всех сословий - дельцов, помощников и стражей, причём каждый из них будет выполнять то, что ему свойственно». Ницше, как и Платон, по нашему мнению, считает необходимым учитывать «естественные» привилегии. То есть не пренебрегать ни происхождением человека, ни родственными связями, ни богатством.

Однако Ницше критикует два других принципа, лежащих в основе справедливости у Платона: общий принцип коллективизма и принцип преобладания государственных интересов над индивидуальными.

Коллективизм, как нами отмечалось ранее, Ницше пренебрежительно называл стадностью, а также выступал против превалирования государства над личностью.

5. Будущее государство должно быть, по мнению Ницше, иерархичным, ибо только в этом случае обеспечиваются вера в безусловный авторитет и окончательную истину.

6. Очень важно, чтобы в государстве властвовали сильнейшие. Таурек считает, что Ницше при помощи безупречного категорического силлогизма создал основу для своего кастового строя:

«Кто сильный, должен властвовать.

А - сильный.

_______________________________

Итак, А - должен властвовать».

Ницше, выдвигая этот принцип, по нашему мнению, исходил из того, что для жизнеспособности государства и права необходимо постоянно «отбрасывать от себя то, что хочет умереть». Следовательно, надо быть беспощадным ко всему внутри и вне государства и права, что «становится слабым и старым». Так, например, по мнению Ницше, когда сторонник христианства Моисей сказал: «Не убий!» - то он обрек государство и право на гниение и отказ от уничтожения омертвелых тканей снаружи.

7. Основу и устойчивость государства, с точки зрения Ницше, должны будут давать вера «связанных умов». К таковым относятся слабые, которые видят в государстве защиту. Однако, чтобы государство и культура могли развиваться дальше, необходим тип человека, который Ницше называет «свободный ум».

8. В государстве, считает мыслитель, должна существовать эксплуатация, так как она является сущностью всех человеческих отношений. «Эксплуатация», - утверждает Ницше, - не является принадлежностью испорченного или несовершенного и примитивного общества: она находится в связи с сущностью всего живого, как основная органическая функция, она есть следствие действительной воли к власти, которая именно и есть воля жизни».

9. Раб и господин должны стать, по Ницше, основными кастами государства, так как рабство является исходным началом всякой высокой культуры. Раб это представитель «связанного ума».

10. Поскольку для стабильности и развития государства необходимы два типа людей, то для них, утверждает мыслитель, должны существовать две морали, две системы права, две системы образования. Вопросы морали и права будут рассмотрены нами в следующей главе.

11. Трудиться должны будут, рассуждает Ницше, только тупые люди, поскольку более утончённые натуры слишком тяжело переносят страдания. Сложность работы должна быть обратно пропорциональна уму человека.



← предыдущая страница    следующая страница →
1234567




Интересное:


Жажда идеологии
К вопросу о роли идеологии в современном государстве
Договорная природа правового государства Джона Локка
Идеальный правитель в понимании Цицерона
Политический реализм Н. Макиавелли
Вернуться к списку публикаций