2011-10-25 06:48:50
ГлавнаяПолитология — Демократический политический режим



Демократический политический режим


В зависимости от степени лояльности к действиям правительства, следует различать два типа оппозиции: внутрисистемную (лояльную) и антисистемную (непримиримую). При первом типе между конкурирующими социальными и политическими силами существует общее согласие (консенсус) по поводу природы общественной системы, основных принципов ее организации и функционирования, по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития, но нет согласия относительно выбора конкретной политики, вариантов решения той или иной общегосударственной проблемы. В этом случае и правящая в данный момент партия, и оппозиция стоят на почве одной системы и принципы ее не подвергают сомнению. В развитых западных странах ни одна из основных партий, реально претендующих на власть, не ставит под сомнения сущность и принципы общественной системы, в рамках которой они функционируют. Борьба идет за то, кто лучше выражает и реализует интересы общества, кому удается продвинуть специфические интересы той или иной социальной группы, по поводу методов осуществления общенародных интересов. При втором типе оппозиция выступает против коренных основ общественной системы, за ее разрушение и уничтожение. Демократический режим предполагает свободное функционирование оппозиций обоих типов в рамках закона и установленных им правил политической борьбы. Борьба с антисистемной оппозицией должна вестись политико-правовыми и идеологическими методами, но не организационными и карательными. При убежденности основной массы населения в рациональности и справедливости существующего политического режима антисистемная оппозиция не имеет шансов на успех.

В зависимости от сферы распространения выделяют внутри партийную и парламентскую оппозицию. Под внутрипартийной оппозицией понимаются группировки, выступающие против каких-либо принципиальных вопросов политики партии и ее руководящих органов. Парламентская оппозиция - это группа депутатов парламента или парламентская фракция какой-либо партии, выступающая по ряду вопросов против правительственной политики. По используемым методам деятельности следует выделить легальную и нелегальную оппозицию. Легальная действует в рамках принятых в обществе законов, конституционно. Нелегальная существует вне закона, применяет антиконституционные методы, политической борьбы.

4.2. Часто политический плюрализм отождествляют с многопартийностью, что не совсем верно. Многопартийность может быть формой выражения плюрализма политической жизни, в том случае, когда политические партии не имеют юридических преимуществ и находятся в этом смысле в равных условиях в борьбе за народную поддержку. Политический плюрализм мыслим и в условиях однопартийности, в случае, если общественным объединениям, не консолидировавшиеся по каким-либо причинам в политические партии, предоставлены равные права и возможности конкурировать с единственно существующей партией в завоевании голосов избирателей, и соответственно в участии в осуществлении власти. Хотя опыт многих стран показал, что наиболее полными выразителями интересов классов и других социальных групп являются политические партии. В современном мире в условиях демократического режима без. политических партий не может функционировать государство. Это объясняется тем, что «партия - это организованная или не имеющая строгой организации группа людей, объединенных задачей завоевания, удержания или использования государственной власти, выражающая интересы определенного класса, социальной группы, нации, религиозной общины или иной общности, выступающая на политической арене с определенными политическими действиями, вмещающимися в рамки цивилизованного поведения». «Партии чрезвычайно важны для демократии, - отмечает Ж. Бешлер, - так как граждане поручают им выдвигать различные толкования общего блага, преображать эти толкования в программы действий...». Именно политические партии формулируют требования тех или иных социальных слоев и групп граждан на основе их интересов и устремлений. Политические партии - посредники между гражданским обществом и государством. В системе отношений между государством и обществом партия как институт может принадлежать либо к государству, либо к гражданскому обществу. Соответственно, возможны две противоположные партийные модели: государственной партии или партии граждан, первая характерна для тоталитарного, вторая - для демократического режима. При демократическом режиме политические партии борются за власть и политическое влияние легальными парламентскими методами. Партия, находящаяся у власти, отказывается от применения к другим общественным объединениям - методов подавления и насилия, предоставляет оппозиции беспрепятственно пользоваться всеми демократическими правами и свободами. В свою очередь оппозиционные партии отказываются от экстремистских методов борьбы за власть, подчиняются волеизъявлению избирателей.

5. Наличие развитого гражданского общества.

Гражданское общество - это сфера межличностных отношений (социальных, экономических, культурных, религиозных, семейных и других) и добровольно сформировавшихся объединений граждан, которая развивается в обществе без прямого вмешательства государства и ограждена законами от произвольной регламентации со стороны органов государственной власти.

Понятие гражданского общества указывает на многообразные структуры лидерства, автономные по отношению к институтам государственной власти. Отношения внутри гражданского общества не основаны на властных полномочиях одних по отношению к другим. Власть как бы вынесена за пределы гражданского общества и используется лишь как гарантия соблюдения всеми действующих законов. Формирование полноценного гражданского общества ведет к тому, что государство становится механизмом, осуществляющим определенные строго очерченные функции по его поручению и под его контролем.

В гражданском обществе можно выделить несколько уровней: экономический - конкурентное взаимодействие многообразных частных интересов; социальный - различные общности и социальные слои: семья, этнические и религиозные группы, и т.д.; культурный - менталитет, ценностные ориентации и установки, духовно-нравственное развитие; религиозный - религиозность населения, церковная организация и т.п. Кроме того, вершиной, завершающей создание многослойной структуры современного гражданского общества, его представителем и выразителем по отношению к государству выступают политические или политизированные институты: партии, группы интересов, СМИ и т.п. Без них гражданское общество не сможет представлять себя в отношениях с государством и контролировать его.

Можно выделить следующие устойчивые признаки, характеризующие гражданское общество:

а) наличие механизмов саморегулирования, которые вырабатываются в свободных, нерегламентированных государством отношениях между добровольными объединениями граждан;

б) автономность жизнедеятельности общества и отдельного человека от государства;

в) способность и реальную возможность делать политический выбор;

г) понимание и реальная возможность осуществления естественных, неотчуждаемых прав;

д) способность и возможность подчинять своей воле государственные органы (все без исключения), ибо только суверенный народ является законным источником власти.

6. Формирование массового среднего класса.

Хотя демократические режимы различных типов появлялись и исчезали на протяжении всей истории человечества, современный демократический режим содержит в себе качественное отличие от всех предшествующих моделей. Оно заключается в массовом уровне благосостояния, отсутствии резких социальных контрастов. Американский социолог М. Паренти дает следующую характеристику демократии: «Демократия есть система управления, при которой... условия жизни гуманны и примерно одинаковы». «Демократия превращается в высшую ценность и может быть в достаточной степени реализована лишь на базе вполне зрелого, материально обеспеченного общества...». В настоящее время, мы действительно обнаруживаем чрезвычайно тесную взаимосвязь между экономическим благополучием и демократией. Демократические режимы существуют сегодня исключительно в тех странах, где высок уровень валового национального продукта на душу населения, за исключением немногих случаев. Если подобного рода благополучие может и не быть необходимым или достаточным для демократии - оно, вне всякого сомнения, существенно облегчает установление и сохранение демократических институтов. Однако экономическое развитие само по себе - именно предпосылка, а вовсе не гарантия демократии. Известны недемократические режимы с высоким уровнем экономического развития. По-видимому, ключевым моментом для функционирования демократии является, строго говоря, не экономическое развитие и сопутствующее ему благосостояние как таковые, а формирование массового среднего класса в качестве социальной опоры и базы демократии.

7. Наличие фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, не только провозглашенных, но и гарантированных.

«Условия и степень реальной возможности пользоваться прокламированными правами раскрывают действительное положение человека в общественной и государственной жизни, определяют меру демократичности данной политической системы, возможность конкретного индивида участвовать в политическом процессе и меру такого участия». Перечень основных прав и свобод личности включает в себя социально-экономические, политические и личные права и свободы. При этом первостепенными в международном праве признаются политические права и свободы. Политические права и свободы личности можно определить как права на участие в политической жизни общества. К первостепенным политическим правам и свободам, закрепленным в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, относятся, право на свободу мысли, совести и религии, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободное выражение своего мнения, право на мирные собрания, право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов и т.д.

В зависимости от вида благ, которые лежат в основе политических прав и свобод (в зависимости от области (сферы) политической свободы личности), политические права, свободы и законные интересы граждан можно классифицировать на следующие категории:

1) права, касающиеся принадлежности лица к государству, - отношения гражданства и предоставления убежища (право на гражданство, право убежища);

2) права и законные интересы, связанные с принципом равенства граждан перед законом;

3) права, касающиеся осуществления народовластия, управление делами общества и государства. В их числе права, связанные с: а) формированием представительных органов государственной власти (избирательные права); б) участием граждан в осуществлении непосредственной (прямой) демократии (право на референдум и др.); в) участием граждан в работе государственных органов и контроле за их деятельностью (право занимать выборные и иные должности в государственном аппарате, право обращаться с жалобами на действия должностных лиц в государственные органы (в том числе и суд) и др.;

4) свобода слова;

5) свобода объединений;

6) права, направленные на защиту прав и законных интересов граждан.

Необходимо заметить, что главным в современный период является обеспечение реализации политических прав и свобод человека на уровне международно признанных стандартов. В этих целях необходимо:

а) привести действующее законодательство в соответствие с нормами международно-правовых документов о политических правах и свободах граждан; б) обеспечить материально-финансовую возможность реализации всех юридически провозглашенных политических прав и свобод граждан; в) создать действенные юридические механизмы и процедуры наиболее полного осуществления политических прав и свобод граждан, надежной и эффективной защиты в случаях их нарушения.

Подлинный демократизм наступает тогда, когда граждане обладают не только политическими, но и социально-экономическими правами. К социально-экономическим правам личности относятся те, в которых фиксируется социально-экономический статус личности, находит свое выражение характер социально-производственных и межличностных отношений, а также состояние взаимоотношений между государством и индивидом. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года закрепляет: право на труд, право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, право на защиту от безработицы, право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы и вступать в таковые по своему выбору, право каждого человека на социальное обеспечение, право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, право каждого человека на образование, право каждого человека на участие в культурной жизни и т.д.

Под личными правами человека обычно понимают права и свободы, предоставляемые индивиду независимо от его гражданской принадлежности. Это те права, которые объективно призваны гарантировать свободу личности и защитить ее от произвола государства или посягательства третьих лиц. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года и Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года к таким правам относят: право на жизнь, каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность, каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства и т.д.

8. Гласность и открытость в действиях государственных органов, партий и других общественных объединений.

При этом, прежде всего, обеспечивается беспрепятственный доступ СМИ и общественности к информации о деятельности высших органов власти. Самую активную роль в обеспечении гласности играют средства массовой информации, свободные от правительственной цензуры и имеющие возможность на законных основаниях критиковать власть. Граждане вправе обращаться к альтернативным источникам информации. Более того, альтернативные источники информации существуют и охраняются законом.

9. В деятельности органов государственной власти сужены методы насилия, пресечения, исключены неправовые методы властвования (физический террор и репрессии), превалируют методы компромисса, взаимного согласования позиций, стремление мирно регулировать возникающие конфликты. Армия, спецслужбы обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность, их деятельность регламентируется законами, функцию поддержания правопорядка обеспечивают полиция и суды.

10. Оформленность у основных групп и слоев общества демократической политической культуры. Она означает: а) высокое место демократии в иерархической структуре ценностей населения; б) наличие прочных установок на демократические принципы и нормы жизни; в) наличие в обществе демократического опыта и демократических традиций.


По мнению Ж. Бюрдо, «демократия сегодня - это философия, способ жизни, религия и лишь как производное - форма правления». Демократия как политическая и правовая ценность и мировоззренческий идеал занимает особое место, став неотъемлемым элементом политического сознания граждан.

Демократический режим - это единство двух сторон: субъективной и объективной. Демократия включает не только формирование и развитие демократических институтов, организационных структур, но и предполагает развитие политического сознания, культуры. Объективную сторону демократии составляют материальные условия существования, государственные и общественные институты, законность и правопорядок, свободы, права и обязанности граждан, гарантии этих прав и свобод, доступность демократии, то есть реальность использования ее. Субъективная сторона демократии - это, прежде всего политическое сознание, политическая культура, предполагающая правильное представление о сущности и назначении демократии, правах, свободах и обязанностях граждан и общественных объединений, убежденность в необходимости активного использования демократических институтов и принципов.

Вычленяя основные черты того или иного политического режима, в данном случае демократического, мы, однако, не должны забывать того, что занимаемся описанием как бы идеальной обобщенной модели режима. Поскольку всякий реально существующий политический режим есть результат взаимопереплетения двух тактик, двух систем управления, двух методов властвования, постольку в жизни нет ни абсолютно тоталитарного, ни идеально демократического государства.

Следует сказать, что в современной науке существуют различные предложения о возможных классификациях демократических режимов. Так, А.Д. Громыко в своей работе «Политические режимы», подразделяет демократические режимы на следующие виды: либерально-демократические, консервативные и охлократические, которые он характеризует следующим образом. «Либерально-демократические режимы - это такие режимы, в центре которых стоит личность, ее права и свободы и роль государства сводится к защите прав, свобод и собственности граждан (Италия). Консервативные демократические режимы - это такие режимы, которые опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов (Великобритания). Охлократические - это такие политические режимы, которые опираются на власть толпы, власть непосредственной митинговой демократии, где все важнейшие властные решения принимаются толпой на митингах (Веймарская республика в Германии)».

На наш взгляд, данная классификация не представляет научной ценности, так как не ясен критерий выделения указанных типов демократических режимов. Основные черты либерально-демократического режима представляют собой характеристику демократического режима в целом. Признаки же консервативного режима не раскрывают его сущности, а указывают лишь на единственную особенность.

Другую типологию предлагают Ф. М. Бурлацкий и А.А. Галкин, которые выделяют парламентарный демократический режим, в котором господствует власть парламента, избираемого населением, издающего законы и контролирующего деятельность исполнительной власти. Продолжая эту мысль, Б.А. Стародубский дополнил такую классификацию понятием президентского демократического режима (для демократических режимов, функционирующих в условиях президентской формы правления). На наш взгляд, данные классификации являются не совсем удачными, так как происходит смешение понятий политического режима и формы правления. При этом необходимо подчеркнуть, что демократический режим возможен при различных формах правления, как республиканской, так и монархической (например, парламентская монархия в Великобритании).

Господствовавшее долгое время в советской науке деление демократических политических режимов на социалистическую демократию и демократию буржуазную, является на наш взгляд, отголоском идеологического противостояния двух противоположных общественно-политических систем. В связи с этим, в современных условиях, по нашему мнению, данная типология утратила свою актуальность и научную значимость.

Итак, исходя из вышесказанного, на наш взгляд, демократический режим - это разновидность политического режима, характеризующаяся наличием правового государства и развитого гражданского общества; функционированием государственного механизма на основе свободных, регулярных выборов и принципа разделения властей; предоставлением населению гарантированных фундаментальных прав и свобод человека и гражданина.


Шанин Андрей Александрович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


О некоторых вопросах развития современной демократии в России
Выборы и криминал
Новый этап российской трансформации сквозь призму политической конфликтологии
Признаки тоталитаризма
Понятие и истоки русского политического консерватизма
Вернуться к списку публикаций