2011-10-25 06:38:38
ГлавнаяПолитология — Критерии типологии политических режимов



Критерии типологии политических режимов


3. По количеству правящих субъектов можно выделить режимы - демократии, олигархии и монократии.

Демократия характеризуется состоянием соперничества множества относительно независимых, автономных социальных групп и их объединений в борьбе за власть либо влияния на власть, рассеиванием власти между многими конкурирующими силами, отсутствием единого и общепризнанного центра власти. В условиях демократии ни одна группа или организация не имеет и не претендует на монополию власти. Для олигархии характерна сильно централизованная структура власти, в которой правящая группа монополизировала право на принятие решений, не несет ответственности перед населением и не может быть лишена власти конституциональными средствами. При олигархии возможна ситуация, когда центром власти становится единственная массовая партия, организованная по иерархическому принципу, которая пронизывает весь государственный аппарат и решения которой служат руководством к действию для всех остальных органов власти. Монократия как режим состоит в абсолютной монополии правителя на власть, не подотчетности его никому во всех своих действиях и отсутствии правящей элиты. Исключительная роль вождя при осуществлении власти выражается в существовании культа личности национального лидера партии и государства. Для данного режима характерно отсутствие узаконенного механизма преемственности политической власти, смены лидеров. Лидер политической партии становится пожизненным главой государства.

4. По методам осуществления политической власти (в зависимости от того, какие методы в деятельности государства преобладают: убеждение или принуждение) можно выделить - либеральные, авторитарные (умеренные) и репрессивные режимы.

Политический режим является либеральным, если преимущественное внимание уделяется убеждению общества и политической оппозиции в правильности проводимой им политики. В деятельности государственной власти сужены методы насилия, исключены неправовые методы властвования (физический террор, репрессии), превалируют методы компромисса, взаимного согласования позиций, стремление мирно регулировать возникающие конфликты. Армия, полиция, спецслужбы обеспечивают внешнюю и внутреннюю безопасность, их деятельность регламентируется законами, функцию поддержания правопорядка обеспечивают полиция и суды. Политический режим - умеренный, если в его политике убеждение и принуждение разделены примерно в равной пропорции, если для достижения своих целей рёжиму приходиться прибегать к репрессиям и к использованию органов государственного принуждения в отношении меньшей части общества. Режим является репрессивным, если в своей повседневной деятельности преимущественно опирается на репрессии и террор, которые имеют массовый характер. Данный режим представляет собой открытую террористическую диктатуру, когда насилие и принуждение становятся решающим средством достижения политических целей, основным методом регулирования общественной жизни, главным приемом управления обществом. Гипертрофированную роль в обществе приобретают карательные органы. Репрессии обрушиваются не только на подлинных противников режима, но нередко угрожают и вполне лояльным гражданам. При рассматриваемом режиме ни у кого нет достаточных гарантий личной безопасности. Здесь террор и репрессии используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых врагов и противников, но и как «нормальный» повседневно используемый инструмент управления массами.

5. По статусу и роли в обществе органов безопасности, полиции и судов можно выделить - полицейский и правовой режимы.

В первом случае армия, полиция, органы безопасности используются для подавления оппозиционных режиму сил, применяя методы физического и психологического террора. Правовой режим в самой общей форме можно определить как режим, ограниченный в своих действиях правом, защищающий свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющий власть воле суверенного народа. Здесь армия, полиция, органы безопасности обеспечивают внутреннюю и внешнюю безопасность государства, и их деятельность строго регламентируется законом.

6. По состоянию прав и свобод личности, отношению к человеку можно выделить - гуманный и антигуманный режимы.

Гуманный режим характеризуется тем, что в политической сфере граждане представлены как автономные индивиды, каждый из которых самостоятельно делает свой политический выбор и обладает равными с другими политическими, личными и социально-экономическими правами. Данный режим не только провозглашает фундаментальные права и свободы человека и гражданина, но и гарантирует их. «Гуманизм» рассматриваемого режима заключается в том, что именно «условия и степень реальной возможности пользоваться прокламированными правами раскрывают действительное положение человека в общественной и государственной жизни, определяют меру демократичности данной политической системы, возможность конкретного индивида участвовать в политическом процессе и меру такого участия». Антигуманный режим характеризуется «неприятием» демократических прав и свобод. Он отменяет юридически или сводит на нет фактически все основные права и свободы граждан. Особенно это касается политических и личных прав граждан, которые просто не совместимы с таким режимом. Ни о каких «естественных» или «неотъемлемых» правах человека здесь нет даже теоретических рассуждений. Отсутствуют какие-либо реальные гарантии прав личности, социальных общностей, организаций. Личность отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования. Устанавливается абсолютный примат интересов власти над интересами личности. В сферу интересов государства попадает вся жизнь человека, вплоть до бытовой и семейной. При этом режим относится к индивидам как к средствам достижения своих целей и стремится превратить личность в элемент государственной машины.

7. По взаимоотношению церкви и государства можно выделить - светский и теократический режимы.

Светский режим, независимо от того, тоталитарный он или демократический, обосновывает свои претензии на управление обществом, опираясь либо на доверие народа (выборы), либо на право силы и способность навязать обществу свою волю. Теократия всегда стремится подвести под свое правление религиозную основу, утверждая, что в основе государственной власти лежит не только (или даже не столько) доверие народа, но и ее богоизбранность. Любая религия от первобытных до современных ее форм предъявляет определенные требования к социальному поведению людей, оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения. В условиях теократии формируемые церковью религиозные правила поведения относятся не только к сфере культа, но также к личной и общественной жизни человека, регулируя при этом широкий круг социальных отношений. Теократия характеризуется тем, что религия организует и направляет поведение, чувства, сознание масс, в том числе и в политической сфере. В рамках данного режима происходит увеличение возможности религиозного воздействия на общественную жизнь, расширение сферы функционирования религии. Сфера влияния церкви, на «светские» отношения расширяется и достигает апогея, господствует теологическая концепция, превращающая религию в универсальный и всеобъемлющий регулятор общественных отношений. При теократическом режиме сохраняется и усиливается такая форма отношений между государством и конфессиональными организациями, как наличие государственной церкви, по существу происходит соединение светской и духовной власти.

8. По типу легитимного господства и по форме авторитета государственной власти можно выделить - традиционный, харизматический и рациональный режимы.

При традиционном режиме авторитет государственной власти опирается на давность установившегося порядка, а легитимность основывается на вере в его нравственную святость и необходимость. Данный режим представляет собой политическое господство на основе традиционного авторитета, коренящееся в уважении обычаев, вере в их преемственность, в то, что власть «выражает дух народа», соответствует обычаям и традициям, принятым в обществе в качестве стереотипов сознания и поведения.

Харизматический режим предполагает безусловный авторитет «вождя», обладающего сверхъестественными качествами (харизмой). Рассматриваемый режим представляет собой господство, основанное на вере в личные дарования лидера (реже - узкой правящей группировки), в его исключительную миссию. Харизматический режим в своей деятельности не связан рациональными суждениями, а опирается в основном на чувства населения.

При рациональном режиме авторитет власти определяется в первую очередь ее легитимностью - в данном случае реальным соответствием режима ценностным идеалам общества или доминирующих в нем социальных групп. Легитимация государственной власти данного режима основана на рациональной оценке, связана с формированием убежденности населения в разумности существующего порядка, законов, правил, принятых в обществе для управления им. Рациональный режим характеризуется тем, что население поддерживает государственную власть, исходя прежде всего из собственной оценки действий этой власти.

9. По степени политического и идеологического плюрализма можно выделить - плюралистический и моноидеологический режимы.

Плюралистический режим характеризуется состоянием соперничества множества относительно независимых, автономных социальных групп и их организаций в борьбе за власть либо влияние на власть, рассеиванием власти между многими конкурирующими силами, отсутствие единого и общепризнанного центра власти. В условиях рассматриваемого режима ни одна группа или организация не имеет и не претендует на монополию власти. При данном режиме, главная обязанность большинства - уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти. Формой выражения данного плюрализма является также многопартийность, когда политические партии не имеют формальных, юридических преимуществ и находятся в этом смысле в равных условиях в борьбе за народную поддержку, и отсутствие государственно-обязательной идеологии. В условиях моноидеологического режима существует лишь одна официальная идеология, которая является одновременно идеологией правящей партии и государственной идеологией. Эта идеология пронизывает все сфере общества, лежит в основе деятельности режима, обосновывает его право на существование. Она абсолютно нетерпима по отношению к другим идеологиям и общеобязательна для всех членов общества, какие-либо иные противоречащие официальной идеологии взгляды, инакомыслие запрещены и преследуются. Эту ситуацию французский политолог Р. Арон назвал «идеологическим терроризмом». При данном режиме происходит насильственное установление однопартийной системы или единовластия одной партии через уничтожение других партий либо через их полное подчинение правящей, партии, а также срастание партийной и государственной власти.

10. В зависимости от наличия (отсутствия) институтов гражданского общества можно выделить - «открытый» и «закрытый» режимы.

Первый режим характеризуется наличием гражданского общества, что указывает на многообразные, структуры лидерства, автономные по отношению к институтам государственной власти (влияние родителей в семье; священника в приходе; мыслителя в кругу читающей публики; наконец, лидера массового общественного объединения среди своих сторонников). Принципиально важно, что отношения внутри гражданского общества не основаны на властных полномочиях одних по отношению к другим. Власть как бы вынесена за пределы гражданского общества и используется лишь как гарантия соблюдения всеми действующих законов. Формирование полноценного гражданского общества ведет к тому, что государство теряет ореол сакральности и становится как бы «наемным работником общества», осуществляющим определенные строго очерченные функции по его поручению и под его контролем. В условиях «открытого» режима возможно существование легального диалога государственной власти с населением. «Закрытый» режим характеризуется тем, что государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизни общества. Для данного режима свойственна нерасчлененностью сфер общественной власти. Духовная, политическая и экономическая власть слиты воедино. При их объективной взаимосвязи, имеющей место в любом обществе, их органическое единство обеспечивается субъективными факторами, важнейшим из которых является централизованное целенаправленное вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности. Стираются границы между гражданским обществом и политической системой, между политической и неполитической сферами. В условиях рассматриваемого режима над всем социумом господствует одна сила - государство. Гражданское общество полностью политизируется, лишается самостоятельности, разрушается и поглощается политической системой. Роль гражданского общества при этом ничтожна, рассматриваемый режим не признает такого понятия, оно отсутствует в официальных политических, правовых документах, в научных трудах. Отсутствует обратная связь между индивидом и властью. Разрушаются все горизонтальные формы общения между людьми.

Из всего вышесказанного следует, что существует множество классификаций политических режимов. Все эти типологии зависят от оснований деления. В качестве такого основания, как мы видим, часто берется один признак. Но, на наш взгляд, более целесообразно использовать совокупность признаков, что ведет к укрупнению классификации. С этой точки зрения различают три главных разновидности политического режима, а более дробные деления проводятся уже внутри этих трех основных типов. Данная типология является наиболее признанной в научной литературе. В ее основании находятся следующие критерии: степень проникновения государственной власти в гражданское общество, степень плюралистичности в политике, степень демократичности и свободы общества. На основе этих положений выделяются следующие политические режимы - тоталитарные, авторитарные (антидемократические) и демократические режимы.

Именно эти политические режимы будут рассматриваться в дальнейшем более подробно. Содержание и форма каждого из вышеназванных политических режимов будут анализироваться через призму их реального выражения в конкретных жизненных проявлениях. Представляется, что главные из них можно свести к следующим моментам:

1. Состояние власти с точки зрения ее классового содержания, формального и фактического источника.

2. Легитимность или нелегитимность существования данной власти. Отношение к ней и ее лидерам широких масс населения.

3. Специфика государственных органов, порядок их создания, объем полномочий и способы деятельности.

4. Степень концентрации и централизации государственной власти. Характер взаимоотношений государства и общества, правящей партии и государства.

5. Роль права и состояние законности в обществе. Наличие или отсутствие внеконституционных или надконституционных властных структур, а у них - неограниченных нормами права полномочий.

6. Размеры использования насилия и принуждения при осуществлении власти. Положение и деятельность ее силовых структур - армии, органов безопасности, правоохранительных органов. Степень их вмешательства в политическую жизнь и степень влияния на происходящие в стране политические события.

7. Наличие или отсутствие в обществе идеологического и политического плюрализма, легальной, действующей в рамках закона оппозиции. Допущение или недопущение инакомыслия.

8. Наличие или отсутствие гласности и открытости в государственной и общественной жизни. Роль средств массовой информации.

9. Степень вовлечения широких слоев населения в политическую деятельность, участие их в решении важнейших государственных и общественных проблем.

10. Положение личности в обществе. Объем и фактическая реализация предоставленных ей прав и свобод.

При этом следует помнить о том, что тот или иной тип режима редко встречается в чистом («идеальном») виде, потому, что на его становление оказывает влияние целый ряд факторов: состояние экономики, исторический опыт, культурные традиции, международная обстановка, соотношение между классами, социальными слоями, общественными группами и др.


Шанин Андрей Александрович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Массовые ценности, политическая ориентация и взаимоотношения с властью российских избирателей
Государственный режим
Влияние естественно-правовых идей Локка на французских просветителей
Методологическая основа политико-правовых воззрений позднего Ницше
«Первичные» и «вторичные» права естественного состояния у Джона Локка
Вернуться к списку публикаций