2011-10-25 06:38:38
ГлавнаяПолитология — Критерии типологии политических режимов



Критерии типологии политических режимов


В современных условиях, в эпоху научно-технической революции, когда объем знания в отдельных областях науки удваивается, каждые 10-15 лет и удесятеряется в среднем через каждые 50 лет, развитие учения о типологии (классификации) приобретает особую актуальность для всех без исключения наук. Это не удивительно, поскольку нельзя найти такую отрасль научного знания, где бы не применялись классификационные методы и процедуры. Как показывает история развития науки, строго и четко построенная классификация одновременно подытоживает результаты предшествующего развития данной отрасли науки и вместе с тем отмечает начало нового этапа ее развития. Задачи, решаемые научной классификацией, многосторонни: сбор и систематизация нового фактического материала, выработка единой научной терминологии, открытие новых законов, теоретические обобщения, обоснование новых разделов теории, предсказание и доказательство новых, еще неизвестных видов исследуемых видов и объектов, путей и форм их развития - вот далеко неполный перечень тех проблем, которые решает классификация в процессе развития научного знания.

Термин «типология», введенный в научный оборот французским ученым Бленвилем в 1816г., широко используется в настоящее время в самых различных областях человеческого знания: юриспруденции, политологии, социологии, истории и т.д. В этих сферах научного знания он зачастую обозначает далеко не одинаковые (по содержанию и объему) явления, поскольку каждая из них имеет свой специфический предмет исследования, а сами понятия разработаны с большей или меньшей степенью полноты. Тем не менее, можно выделить и некоторые общие моменты в содержании понятия «типология».

Среди прочих значений в Большой Советской Энциклопедии под типологией понимается и метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа, а также результат типологического описания и сопоставления.

Как показывает история развития юридической науки, необходимость в типологии появляется там и тогда, где и когда накоплено достаточно эмпирических материалов и результатов аналитической деятельности мышления, а дальнейшее развитие научного знания требует их синтетического обобщения и приведения в определенную концептуальную систему.

Специфической чертой типологии является то, что она основывается на построении идеальных типов объектов или явлений, поэтому основное в содержании и назначении этого метода познания сводиться к вопросу о понятии «идеальный тип».

Термин «тип» происходит от древнегреческого «typos» - вид, образ, модель, форма. В общесоциальном значении русского языка термин «тип» означает форму, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений. Следовательно, в юриспруденции, понятие «тип» можно охарактеризовать как результат поиска наиболее устойчивых сочетаний свойств и признаков объектов или явлений государственно-правовой действительности с целью создания их образца или модели.

Тип носит название идеального потому, что для его конструкции из всех признаков и свойств, присущих тем или иным явлениям или предметам объективной действительности, выбираются лишь некоторые, наиболее устойчивые, общие и существенные, и в то же время происходит абстрагирование от всех остальных признаков и свойств типизируемых явлений или процессов.

Так как любое явление государственно-правовой действительности, характеризуется многими объективно присущими ему признаками и свойствами, оно может быть подвергнуто типологическому исследованию с различных сторон. Дело в том, что даже в рамках одной науки в зависимости от того, каковы задачи исследования и какие грани изучаемого объекта анализируются, понятие общих, существенных, стабильных признаков и свойств претерпевают изменения в каждом конкретном случае.

В связи с тем, что каждый предмет сложен и многогранен, заключает в себе множество взаимосвязанных между собой признаков и свойств, как правило, имеется возможность указать не одну единственную, а несколько групп его существенных признаков.

Поскольку круг типологических параметров (измерений) не является строго фиксированным, возможно возникновение множественности типологий, построенных по самым различным основаниям с различными целями в отношении одних и тех же предметов или явлений государственно-правовой действительности.

Привлечение разных, теоретически обоснованных критериев для установления базы типологического исследования позволяет охватить различные аспекты государственно-правовых явлений и тем самым глубже проникнуть в их природу. Однако, поскольку при конструировании типа в каждом конкретном случае можно выделить несколько вариантов набора признаков и свойств, большое значение приобретает проблема выбора оптимального с точки зрения задач исследования критерия классификации типизируемых процессов или явлений и его теоретического обоснования.

Классификация имеет большое научное и практическое значение исключительно благодаря особому характеру критерия (признака), положенного в ее основу. Этот признак, по нашему мнению, должен:

а) принадлежать к числу признаков, наличие которых характерно для общего понятия; следовательно, в том или ином виде он должен быть налицо в каждой из группируемых единиц;

б) при этом он может варьироваться как количественно, так и качественно, иметь свою особую, отличную от других качественную характеристику.

Проблема типологии политических режимов, на наш взгляд, обладает исключительной актуальностью, которая имеет следующие аспекты.

1. Исторический аспект. Мировую историю можно представить как смену различных политических режимов, их эволюцию и динамику. Поэтому тема исследования актуальна с исторической точки зрения.

2. Общемировой аспект. Современный мир является совокупность различных политических режимов, что обуславливает необходимость систематизации этого многообразия путем выявления критериев по которым их можно классифицировать.

3. Отечественный аспект. Наше государство имеет уникальную историю - страна, только в 20 веке, пережила режим самодержавия, режим военного коммунизма, сталинский тоталитарный режим, а сегодня в России происходит становление демократического режима.

Классификация политических режимов по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственного, политического, исторического процесса развития человеческого общества. Она является одним из важнейших приемов и средств познания хода развития государства, его сущности, содержания, формы. При этом развитие государства, смена политических режимов является важнейшей составной частью всего процесса развития человеческого общества. Поэтому, обращаясь к характеристике содержания и назначения типологии политических режимов, необходимо отметить, что это не умозрительная, оторванная от жизни и реальной действительности мыслительная операция. В процессе ее проведения ученые опираются на огромный фактический материал, накопленный различными юридическими и неюридическими науками и в первую очередь теорией и историей государства и права, политологией, социологией, конституционным правом и другими. Классификация политических режимов производится на строго определенной основе, в соответствии с выработанными самой жизнью, социально-политической практикой, объективными критериями.

При рассмотрении проблем типологии политических режимов необходимо обратить внимание также на социальный смысл и назначение данного процесса. В общетеоретическом и политико-практическом плане значение классификации заключается в следующем. Во-первых, в том, что вырабатываемые при этом идеи о разновидностях политических режимов дают ключ для правильного понимания процесса политико-исторического развития рассматриваемых явлений и их перехода от одной качественной ступени к другой, от одного типа к другому. Смена видов политических режимов является одним из узловых, наиболее важных исторических моментов, без учета которых невозможно правильно понять ни развитие сущности государства, ни его социально-политического содержания и назначения, ни изменения его форм, функций, места и роли в структуре политической системы общества.

Во-вторых, типология политических режимов вооружает исследователя пониманием внутренней логики и закономерностей процесса развития государства, политической системы, выступает как основа научного предвидения будущности российского государства, равно как и многих других стран.

В-третьих, процесс классификации политических режимов позволяет органически сочетать исследование общих закономерностей развития государственно-­политических явлений, свойственных всем без исключения государствам, с их особенностями, присущими лишь отдельным государствам.

В-четвертых, благодаря типологии политических режимов создаются все необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа всего фактического и научного материала, который касается практически всех сторон процесса возникновения, развития, функционирования общества, государства, их последовательного перехода от одной ступени к другой.

И, наконец, в-пятых, процесс типологии политических режимов создает объективную основу для научного проникновения в глубинные слои процесса политико­исторического развития государства, позволяет проводить четкое различие между научными и псевдонаучными теориями, дает возможность осуществлять государственное и политическое строительство в разных странах на строго научной, подтвержденной жизнью основе.

Что касается критериев, лежащих в основе классификации политических режимов, то при принципиальной схожести отправных точек зрения они весьма разнообразны. В основе классификации политических режимов, даваемой большинством западных авторов, лежат, как правило, многопартийность, наличие легальной оппозиции, принцип разделения властей.

Ряд авторов считают определяющим уровень социально-политического развития страны. Наличие антидемократических режимов они объясняют отсталыми социально- экономическими отношениями, отсутствием демократических навыков и традиций. «Плюралистическая демократия, - отмечает М. Дюверже, - соответствует высокому уровню индустриализации, авторитаризм - экономической отсталости». Критерием классификации режимов для У. Эйделмена, Ц. Мориса, К. Йонга служит степень централизации государственного аппарата и участия оппозиции в политической жизни страны.

Исходя из всего вышесказанного, проводить типологизацию политических режимов, на наш взгляд, возможно по следующим основаниям:

1. По способу формирования органов государственной власти;

2. По реализации принципа разделения властей;

3. По количеству правящих субъектов;

4. По методам осуществления политической власти;

5. По статусу и роли в обществе органов безопасности, полиции и судов;

6. По состоянию прав и свобод личности;

7. По взаимоотношению церкви и государства;

8. По типу легитимного господства и по форме авторитета государственной власти;

9. По степени политического и идеологического плюрализма;

10. В зависимости от наличия (отсутствия) институтов гражданского общества.

Рассмотрим соответствующие данным критериям классификации типы политических режимов:

1. По способу формирования органов государственной власти можно выделить - демократические, недемократические и квазидемократические (псевдодемократические) режимы.

Демократический режим характеризуется следующими обязательными чертами. Наличие политических институтов представительского характера и сменяемость политической власти с помощью регулярных свободных выборов, которые предполагают, по крайней мере, три условия - свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования партий; свободу избирательного права, то есть всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек - один голос»; свободу голосования, понимаемую как тайное голосование и равенство всех в информации и возможности вести пропаганду во время избирательной компании. Для демократического режима характерно уважение к оппозиции, признание ее права на свободную критику и права сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти. Недемократический режим характеризуется отсутствием периодически повторяющихся выборов, которые ограничивают срок властных полномочий государственных органов и должностных лиц. При данном режиме принцип всеобщего избирательного права отменяется, вместо него господствует принцип назначения, широкие народные массы отстраняются от участия в решении жизненно важных проблем общественной жизни. При квазидемократическом режиме формальные элементы демократии, такие как выборы, парламент сохраняются в качестве фасада, происходит имитация участия населения в решении государственных вопросов.

2. По реализации принципа разделения властей можно выделить - режим разделения и режим слияния властей.

В первом случае режим в своем функционировании опирается на теорию разделения властей, согласно которой государственная власть выражается в наличии независимых, самостоятельных и сдерживающих друг друга законодательной, исполнительной и судебной властей, и как следствие, в отсутствие монополии какого - либо политического органа на власть. Эта теория презюмирует, что, будучи самостоятельными и наделенными конкретными полномочиями; государственные органы будут как бы взаимно уравновешивать друг друга и ни один из них не сможет узурпировать власть в государстве. Во втором случае имеет место фактический, а нередко и юридический отказ от признания и реализации принципа разделения властей. При этом государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. Исполнительные органы наделяются законодательными и судебными полномочиями, функции и роль парламента и других представительных органов власти ограничены, нет системы «сдержек и противовесов», исполнительная власть подчиняет и контролирует другие ветви, при этом возможно совмещение и фактическое слияние высших органов правящей партии и высших органов государства. В систему высших государственных органов может входить парламент, но избирается и действует он в обстановке отсутствия или ограничения легальной борьбы партий. Чаще всего парламент отсутствует вообще или превращается в декоративный орган, играющий роль фасада, в пропагандистских целях создающий видимость функционирования демократических учреждений.



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Политический реализм Н. Макиавелли
Критерии типологии политических режимов
Соотношение политического режима с сущностью, содержанием и формой государства
Общая характеристика политической системы современного российского общества
К вопросу о роли идеологии в современном государстве
Вернуться к списку публикаций