2011-10-25 05:27:42
ГлавнаяПолитология — Корпоративный, традиционный и международный режим



Корпоративный, традиционный и международный режим


Третий структурный элемент политического режима - режим общественный или корпоративный, который «проявляется в официальной и фактической роли различных общественных объединений в формировании и реализации основных направлений политики. Он находит свое выражение в порядке образования, в правовом положении, методах деятельности, внутриорганизационных нормах жизни, обычаях и традициях, характеризующих участие общественных объединений в политической деятельности. Как можно заметить, он слагается частично из элементов режима и элементов собственно корпоративных, которыми характеризуется внутреннее своеобразие данных субъектов политических отношений».

В первую очередь, на наш взгляд, необходимо рассмотреть порядок образования общественных объединений, в котором находят свое отражение особенности того или иного корпоративного режима.

В юриспруденции известно несколько способов или, как их еще называют, систем, порядков образования общественных объединений.

Основными считаются: а) разрешительный; б) регистрационный; в) заявительный; г) нормативный.

При разрешительном порядке для создания объединения необходимо предварительное согласие на то компетентного государственного органа и акт, разрешающий создание объединения, имеет учредительный характер.

При регистрационном порядке созданное объединение в установленном правовой нормой порядке подлежит регистрации в компетентных государственных органах, где и проверяется законность ее целей. Акт регистрации считается актом учреждающего значения.

При заявительном порядке - граждане, желающие создать объединение, ставят в известность об этом компетентный государственный орган. Если орган сочтет, что условия создания объединения, установленные заранее общей правовой нормой, соблюдены, то он не принимает никакого решения, и по истечении определенного срока объединение считается созданным. Если предписанные нормой условия объединения не выполнены, то принимается решение, запрещающее объединение.

При нормативном порядке - для создания объединения каждый раз требуется издание специального нормативного акта (закона, постановления правительства и т.д.) соответствующих государственных органов.

Для различных типов политических режимов, которые в значительной степени и определяют содержание корпоративного режима той или иной- страны, присущи характерные совокупности способов образования общественных объединений. Так, в условиях демократического режима наибольшее распространение имеют регистрационный и заявительный порядок, а при антидемократическом - разрешительный и нормативный.

Следующим этапом в исследовании корпоративного режима является анализ правового положения общественных объединений. Правовое положение общественных объединений зависит от методов политико-правового регулирования их деятельности, применяемых тем или иным политическим режимом, и проявляется, на наш взгляд, главным образом, в наличие или отсутствии легальной политической оппозиции; предоставляются или нет общественным объединениям равные права и возможности, конкурировать в завоевании голосов избирателей, и соответственно в участии в осуществлении власти.

Оппозиционные общественные объединения можно определить как организации, движения, партии, которые действуют организованно (явно или скрыто) и находятся в оппозиции по отношению к официальной политической власти, не разделяют ее политику в части или в целом. Условием существования оппозиционных общественных движений является само человеческое общество. Это связано с тем, что общество состоит из множества различных социальных групп со специфическими материальными и духовными интересами, которые преломляются и требуют выражения в политической сфере. Именно несовпадение, а нередко и столкновение специфических социальных интересов составляет почву для политических оппозиционных объединений. В идеальном смысле возможен консенсус всех основных групп и слоев общества, и в таком случае почва для оппозиционных организаций отсутствует. Однако практически никогда не бывает согласия по всем вопросам, ибо сталкиваются интересы разных страт, ищущие политического выражения и защиты. В зависимости от степени лояльности к действиям режима, следует различать два типа оппозиционных объединений: внутрисистемные и антисистемные. При первом типе между конкурирующими социальными и политическими силами существует общее согласие (консенсус) по поводу природы общественной системы, основных принципов ее организации и функционирования, по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития, но нет согласия относительно выбора конкретной политики, вариантов решения той или иной общегосударственной проблемы. В развитых демократических странах ни одно из основных общественных объединений, реально претендующих или влияющих на власть, не ставит под сомнение сущность и принципы общественной системы, в рамках которой они функционируют. Борьба идет за то, кто лучше выражает и реализует интересы общества, кому удается продвинуть специфические интересы той или иной социальной группы, по поводу методов осуществления общенародных интересов. При втором типе - оппозиционные объединения выступают против коренных основ общественной системы, за ее разрушение и уничтожение. В условиях демократии, корпоративный режим предполагает свободное функционирование оппозиционных объединений обоих типов в рамках закона и установленных им правил политической борьбы. Борьба с антисистемными организациями ведется политическими и идеологическими методами, но не организационными и карательными. Иная ситуация складывается в условиях антидемократического режима. Здесь корпоративный режим характеризуется наличием однопартийной системы. При данном режиме происходит насильственное установление единовластия одной партии через уничтожение всех других общественных объединений либо через их полное подчинение тоталитарной партии. По отношению к другим общественным объединениям, в условиях антидемократического корпоративного режима, могут быть применены два средства: 1) низведение существующих организаций до уровня придатков, филиалов правящей партии, послушно следующих в русле политики тоталитарной партии. Все функционирующие общественные объединения действуют под руководством тоталитарной партии; 2) удаление таких общественных объединений с политической арены, правовое запрещение их деятельности.

На наш взгляд, далее, следует остановиться на таком аспекте корпоративного режима, как методы деятельности общественных объединений.

По используемым методам деятельности следует выделить легальные и нелегальные общественные объединения. Легальные действует в рамках принятых в обществе законов, конституционно. Нелегальные существует вне закона, применяют антиконституционные методы, политической борьбы.

Так, при демократическом режиме общественные объединения борются за власть и политическое влияние легальными парламентскими методами. Партия, находящаяся у власти, отказывается от применения к другим общественным объединениям методов подавления и насилия, предоставляет оппозиционным организациям беспрепятственно пользоваться всеми демократическими правами и свободами. В свою очередь оппозиционные объединения отказываются от экстремистских методов борьбы за власть, подчиняются волеизъявлению избирателей.

«Наконец, один из структурных элементов политического режима - совокупность политических обычаев, традиций, нравственных норм и возникающих на их основе общественных отношений, в которых выражен традиционный образ и стиль формирования и проведения в жизнь политических интересов. Данный «пласт» в структуре политического режима занимает особое место. Санкционированность со стороны государства, меньшая степень формализации по сравнению с другими элементами политического режима, символическое значение (обрядовая сторона) обычаев, традиций и нравственности; делают их вспомогательными средствами в системе способов политического руководства обществом. Тем не менее, общеизвестность и историческая преемственность создают им особый авторитет, используемый государством в своих целях».

В рамках традиционного режима действует обширная система норм морали, нравственности, обычаев, традиций. Это весьма обширная область взаимоотношений между людьми в обществе, складывающихся в самых различных уровнях - от общества в целом до неформальных объединений.

Нормальное функционирование общественных отношений и связей не всегда требует прямого государственного воздействия. Нередко эффективным является механизм саморазвития и саморегулирования. Поэтому в условиях любого политического режима наряду с правовым регулированием и в неразрывном контакте с ним действуют и другие (неправовые) формы общественного регулирования, в том числе и нормы нравственности, неправовые обычаи, традиции.

В любом обществе существуют и действуют многочисленные политические традиции и обычаи, которыми руководствуются люди в своей политической деятельности. Это вызывает необходимость обстоятельного исследования проблемы традиций и обычаев.

Обычаи и традиции имеют место в разносторонних отраслях человеческой деятельности, во всех формах общественного сознания: в политике, праве, морали, религии.

В целом традиции и обычаи относятся к духовной культуре общества. Традиции и обычаи вырабатываются во всех формах общественного сознания, вплетаются в живую ткань как идеологической, так и психологической жизни общества, присутствуют во всех формах общественного сознания, каждая из которых непосредственно влияет на формирование и развитие традиций и обычаев.

Содержание обычаев и традиций образуют конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость социальных отношений и связей вызывает сначала возникновение в групповом и массовом сознании определенных стереотипов поведения. Обобщение существующей практики, основанной на длительном производстве тех или иных действий (поступков), подтверждающих их целесообразность или эффективность, приводит к тому, что они воспринимаются всеми как должные, обязательные. Поэтому нормы обычаев, традиций, если они прямо не противоречат интересам политического режима, поддерживаются институтами власти.

При уяснении понятия и сущности политических традиций и обычаев мы исходим из того, что это довольно сложные и многогранные специфические общественные нормы, являющиеся неотъемлемыми составными частями культуры народа.

Политические традиции и обычаи являются разновидностями общесоциальных традиций и обычаев. В области политических отношений действует немало обычаев и традиций взаимного общения групп людей, классов, государственных и общественных организаций. Среди политических обычаев и традиций многих стран можно выделить такие, например, как исторические формы существования и деятельности оппозиции. Также, мировая парламентская практика, учитывая старинный обычай уважения старших по возрасту лиц, обладающих большим жизненным опытом и имеющих соответствующие заслуги, выработала правило о порядке открытия первого заседания парламента (или его палаты) каждого нового созыва. Так, уже первая сессия Верховного Совета СССР первого созыва (12-19 января 1938г.) была открыта старейшим депутатом. Эта традиция поддерживалась в Верховных Советах союзных и автономных республик. Порядок голосования в представительных органах государственной власти также определяется утвердившимися политическими обычаями. Чаще всего голосование проводится традиционно - путем поднятия и опускания руки, в последнее время - с помощью электронных устройств. В зарубежных странах могут применяться другие формы, многие из которых имеют многовековую историю: бюллетенями, черными (белыми) шарами, жребием, путем вставания разделением (вход или выход через различные двери в зависимости от решения депутата).

Во многих странах сложившиеся политические обычаи и традиции закрепляются законодательно. Так, например, в Акте о министрах короны 1937 года в Великобритании официально закрепляется оппозиция и лидеру оппозиции устанавливается жалование.

Для политических обычаев и традиций характерным является наличие наглядно-эмоциональных средств их сопровождения, которые придают им большую выразительность, а, следовательно, и эффективность действия их как регуляторов. Политические традиции и обычаи содействуют стабилизации общественных отношений, повышению уровня упорядочения общества, поступательному развитию политической системы.

Одной из особенностей политических традиций и обычаев является их тесная связь с государством, с политической жизнью. Эта связь обусловлена тем, что в. политических традициях и обычаях нередко находит свое выражение суть политики государства, которое заинтересовано в их развитии, закреплении, придании им в определенные периоды правового характера или наоборот.

Политические традиции и обычаи не ограничиваются какой-либо узкой сферой политической жизни или какой-либо частью политической системы. Они действуют практически во всех областях осуществления политической власти. Так, политические обычаи выступают как конкретизированные нормы поведения различных организаций - структурных элементов политической системы в области отношений по поводу проведения избирательных компаний, самих выборов и т.д. Объясняется это тем, что они складываются на основе фактических политических отношений, в силу их многократного повторения.

Сферой деятельности политических обычаев и традиций является круг отношений, связанный с осуществлением государственной власти, формированием государственных органов, реализацией прав и свобод граждан.

У каждого народа, класса, социальной группы, организаций, сложились свои политические обычаи и традиции, отражающие условия функционирования данной социальной общности людей.

К числу общих черт, присущих политическим традициям и обычаям, следует отнести: преемственность, повторяемость, относительную устойчивость, эмоциональность. Эти свойства, в какой-то степени, могут принадлежать и другим социальным явлениям, но для традиций и обычаев они выступают в качестве характерных специфических признаков, которые сближают их и вместе с тем выделяют традиции и обычаи из других явлений общественной жизни.

Следует указать также на то, что политические традиции и обычаи представляют наиболее устойчивые нормы поведения людей в политической сфере. Общим для них является также и то, что они в силу присущих им указанных выше свойств способны передаваться от поколения к поколению. Общность традиций и обычаев проявляется также в их одинаковом социально-политическом назначении. Как социальные нормы они выступают в качестве регуляторов поведения людей, являются важными средствами формирования и закрепления чувств, настроений, мыслей и навыков поведения людей в соответствии с требованиями, отражаемыми этими нормами, общественных отношений.

Эти социальные нормы действуют, прежде всего, в силу убеждения, привычки и лишь в случае нарушения их обеспечиваются общественным мнением. Мы считаем главным мотивом их соблюдения не внешнюю силу, какой является сила общественного мнения, а внутреннюю, т.е. убеждение, привычку.

Следующий элемент традиционного режима состоит в том, что моральные нормы не ограничиваются какой-либо предметно, пространственно или иным образом обособленной сферой социальных явлений. Мораль соприсутствует во всех областях общественной жизни - в сфере политики, межгосударственных, межличностных, классовых отношений. Моральные нормы тесно взаимодействует с множеством иных социальных явлений, процесс их действия сложен, многообразен и не формализован.

Нормы морали предъявляют к участникам политических отношений нравственные требования, более широкие требования, чем другие социальные нормы, и тем самым возлагают дополнительные обязанности на субъектов, осуществляющих политическую деятельность.

Проникновение морали в политику означает, что эти явления должны образовывать единую морально-политическую основу социального управления. Однако в практической жизни большинства современных государств такое проникновение случается далеко не всегда. Мораль нередко расходится не только с политикой, но и с правом.

Исходя из этого, моральные нормы в рамках традиционного режима представляют собой средство определения, масштаб должного поведения субъекта в политической системе в целях поддержания ее нормального функционирования и развития.

Процесс образования норм морали как вспомогательных средств в системе способов политического руководства обществом осуществляется в двух формах: форме стихийного становления в ходе политической деятельности, нуждающейся в моральном воздействии, в форме сознательного формулирования морально-политических принципов и норм.

Механизм регулирования занимает центральное место в системе функционирования моральных норм. Особенности механизма морального регулирования вытекают из свойств морали как социального явления. В доктрине мораль рассматривается как две взаимодействующие стороны – деятельно-практическая и идеально-духовная, составляющие в единстве нераздельное целое. Поэтому можно выделить соответственно две основные функции морали – нормативно-регулятивную, обусловливающую повседневно-практическое поведение субъектов, в данном случае в сфере политики, и оценочно-критическую, определяющую цели и ориентиры будущего, к которому должен стремиться политический режим.

Моральные представления о добре и зле, справедливом и несправедливом являются первичной, наиболее устойчивой основой мировоззрения человека. Людям всегда было свойственно задаваться вопросом, нравственна ли, справедлива ли та или иная деятельность политического режима. Политика, будучи пропущенной через сознание индивидов, соизмеряется с их первичными нравственными представлениями.

На этой основе и формируется отношение индивидов к существующему политическому режиму.

Следующим составным элементом, который можно выделить в структуре политического режима, является режим международный.

Теория международных отношений - самостоятельная область политической науки, обладающая своим собственным, в значительной степени автономным, исследовательским аппаратом. Поэтому теория режимов лишь косвенно, как и любая другая теория в социальных науках, соприкасается с международной теорией. Любопытно, однако, что в 80-е годы именно здесь сформировалась весьма популярная (особенно в США) теория «международного режима».

Впервые концепция международного режима была сформулирована в англосаксонской научной литературе в одном из выпусков журнала International Organization, вышедшего под общей редакцией профессора Стенфордского университета С. Краснера (1983). Сам Краснер определил международные режимы как совокупность принципов, норм, формализованных или неформального характера соглашений и процедур принятия решений, управляющих особой областью международных отношений. В той жё книге Дж. Ружжи пишет, что возникновение и преобразование международных режимов выражает конкретный способ интернационализации политической власти. Присоединяясь к «режиму», государства устанавливают институциональные и нормативные основы мировой политики или регионального порядка.

Международные режимы стали появляться в отдельных областях международных отношений после второй мировой войны: международный торговый (ГАТТ), финансово-валютный и т.п. Затем их число значительно выросло - специфические международные режимы можно найти и в экономике, и в экологии, и в области прав человека.

Таким образом, понятие международного режима уточняется до специфической процедуры урегулирования или превентивного разрешения различных международных конфликтов - торговых, политических, финансовых и др. Благодаря международным режимам государства осуществляют процесс их сближения, выражающийся в экономической и политической интеграции мирового сообщества.

Международный режим представляет собой целенаправленное властное воздействие на международные отношения, совместно осуществляемое государствами, как правило, при помощи международного права в целях удовлетворения своих национальных и международных интересов. Становление, развитие и функционирование международного режима связано с тем, что взаимодействие государств становится все более глубоким и разносторонним. Для его нормального развития требуется обеспечить весьма высокий уровень единства общеобязательного поведения суверенных государств. Поэтому эффективный международный режим является обязательным условием обеспечения мира, развития международного сотрудничества, гарантией суверенных прав и законных интересов государств и народов. Категория международный режим дает возможность рассматривать отношения между субъектами международного права не в статике, а в динамике.

Международный режим призван обеспечить определенный порядок в международных отношениях при помощи политического регулирования. Политическое регулирование всегда имеет две основные формы: насилие и компромисс. В прошлом международное право в равной мере обслуживало обе формы. Ныне международное право поставило вне закона угрозу силой и ее применение. Решающее значение для международного режима приобрел компромисс.

Исходя из всего вышесказанного, на наш взгляд, под международным режимом следует понимать социальные институты, складывающиеся из неформальных и формализованных принципов, норм, специальных правил, процедур и программ, влияющих определенным образом на поведение государств и их субъектов. Они предписывают одни действия и запрещают другие, они подразумевают обязательства, хоть обязательства и не обеспечиваются правовыми санкциями посредством иерархической правовой системы.

Итак, ученые - международники сформулировали определение международного режима, содержательно сходное с определением политического (т.е. внутриполитического) режима. И в том, и в другом случае понятие «режим» конкретизирует понятие «система», наполняя ее реальным содержанием и раскрывая динамику ее функционирования и развития. Наконец, в обоих случаях режим рассматривается как тип взаимодействия правящих структур и общества, как тип упорядочения их отношений и разрешения социального конфликта.


Шанин Андрей Александрович







Интересное:


Новый этап российской трансформации сквозь призму политической конфликтологии
Демократический политический режим
Синэргетическая модель динамики политического сознания
Власть как основа политической системы
Влияние естественно-правовых идей Локка на французских просветителей
Вернуться к списку публикаций