2011-10-25 05:21:55
ГлавнаяПолитология — Правовой режим



Правовой режим


Происходящие в современной России социальные, политические, экономические процессы не могут не оказывать влияния на правовую сферу, что, в свою очередь, влечет и эволюцию, трансформацию такого важного составного элемента политического режима каким является режим правовой. Поэтому, вполне закономерно, что понятие «правовой режим» все более утверждается в качестве одной из важнейших категорий юридической науки, так как выражает определяющие, узловые стороны правовой действительности.

Правовой режим - один из наиболее сложных и вместе с тем наименее исследованный элемент политического режима. Научная актуальность и практическая значимость данной проблемы объясняется тем, что в существующих условиях развития политического режима, требуются и обновленные правовые режимы, которые бы отвечали современным условиям переориентации на другие, более совершенные и демократические методы правового регулирования, смены приоритетов в системе юридических средств и ценностей.

Правовой режим как совокупность методов правового регулирования является важным и действенным инструментом, при помощи которого государство регулирует ход общественного развития. Поэтому многообразные средства правового воздействия на поведение людей нуждаются в непрерывном совершенствовании, с тем чтобы, исходя из потребностей государства, общества, личности, эффективно воздействовать на общественные отношения в нужном направлении.

На наш взгляд, невозможно разрешить, проблему правового режима исключительно в юридическом плане. Это связано с тем, что необходимо учитывать тот существенный факт, что право - явление не только юридическое, но и социальное, политическое, следовательно, коренные проблемы, к числу которых относится и проблема правового режима, как выходящие за чисто юридические рамки, целесообразно ставить и решать в более широком, социально-правовом, политическом плане.

Понятие «правовой режим» позволяет более глубоко и полно раскрыть состояние современного общества и государства, характер происходящих в политическом режиме перемен. Рассматриваемая категория весьма богата по своему содержанию и употребляется в самых различных смыслах и контекстах:

«а) как совокупность правовых отношений, складывающихся в процессе регулирования правового положения какого-либо объекта права;

б) как сложившийся порядок осуществления субъективных прав и юридических обязанностей;

в) как совокупность методов правового регулирования, используемых в части и в целом для регулирования определенного вида общественных отношений или общества в целом. Это последнее значение термина «правовой режим», как нам представляется, наиболее полно отражает его содержание в качестве составной части режима политического».

Правовой режим - органическая часть политического режима. При этом, политический режим определяется как совокупность официальных методов, приемов, способов осуществления политической власти, как функциональная сторона всей политической системы общества. Политический режим придает политической жизни определенную направленность и непосредственно определяет основные черты, состояние, общие параметры правового режима. В то же время, именно с помощью правовых режимов утверждаются на практике и реально функционируют режимы государственные и политические, так как, они, как правило, облекаются в юридическую форму. При этом, «важно иметь в виду, что все элементы правового режима относятся к режиму политическому как часть к целому, но не все государственные методы являются правовыми. За пределами права остаются, в частности, организационные, исполнительно-распорядительные методы государственного руководства обществом».

В качестве примеров различных по своему содержанию правовых режимов, можно назвать: режим эмбарго, паспортный режим, режим военного положения и т.п.

Правовые режимы непосредственно отражают основные элементы правовой политики государства. Правовую политику можно обозначить как совокупность правовых методов, приемов, способов, средств, целей, задач, приоритетов, направленных на совершенствование общественных отношений, формирование правового государства, реализацию принципов демократии, естественных и неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина. Правовой режим - неотъемлемое свойство политической власти, ее сущности, содержания, функционирования, социальной направленности, степени демократичности.

Правовой режим определяется, прежде всего, интересами государства, волей законодателя, а также спецификой и характером общественных отношений, требующих особых форм и методов правового регулирования.

Правовой режим - это проявление нормативности права, но на более высоком уровне. Следует согласиться с С.С. Алексеевым, что, «прежде всего, правовой режим можно рассматривать как своего рода «укрупненный блок» в общем арсенале правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс правовых средств. И с этой точки зрения, эффективное использование правовых средств при решении тех или иных специальных задач в значительной степени состоит в том, чтобы выбрать оптимальный для решения соответствующей задачи правовой режим, искусно отработать его сообразно специфике этой задачи и содержанию регулируемых отношений».

Хотя правовые режимы характеризуются определенной стабильностью, они тоже трансформируются, адаптируются к современным политическим условиям. «Поэтому, нет и не может быть «вечного» правового режима».

Изменение или даже замена тех или иных правовых режимов могут быть связаны, например, с процессом демократизации политического режима, совершенствованием системы органов государственной власти, повышением степени гарантированности прав и свобод граждан, приведением действующего законодательства в соответствие с требованиями норм международного права.

Поэтому не только устойчивость правовых режимов, но и их развитие, и совершенствование, могут способствовать стабильности политической власти в обществе, реализации интересов, как государства, так и личности.

Правовой режим, призванный упорядочивать социальные процессы (состояния), сам является разновидностью правового состояния. «Соотношение здесь такое: всякий правовой режим представляет собой определенное правовое состояние, но не всякое правовое состояние есть правовой режим. Полного совпадения нет, но и различия не существенны».

Каждый правовой режим есть все же именно «режим», и его понятие несет в себе основные смысловые опенки этого термина, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости и формализованности юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов права, пределы их правовой самостоятельности. «...Именно они в основном свидетельствуют об особой направленности, о климате, настрое в регулировании... ».

Очевидно, что правовой режим, прежде всего и главным образом, связан с системой права в целом, которое, воздействуя на общество, требует и соответствующих способов такого воздействия.

Как верно заметил С.С. Алексеев, «помимо всего иного, самое существование явлений, обозначаемых термином «правовой режим», и их значение в правовой действительности свидетельствует о многомерности, многогранности, «объемности» права, того, что ключевое значение нормативности при характеристике права вовсе не означает сведения всей правовой действительности к одной лишь совокупности норм. Как только право рассматривается в динамике, в функционировании, так сразу же оно раскрывается новыми существенными гранями и. возникает необходимость многопланового освещения правового регулирования, таких его сторон, как механизм, способы, методы, типы регулирования и, наконец, правовые режимы».

Как известно, правовой режим не существует автономно, сам по себе. Он является составной частью политического режима. Однако при всей его важности, правовой режим имеет определенные пределы своего функционирования. Иначе говоря, сфера правового режима очерчена пределами действия самого права, система норм которого служит своего рода юридическим основанием применения комплекса правовых средств, объединяемых общим понятием «правовой режим».

Правовым режимам присущи следующие признаки:

1) они устанавливаются законодательством и обеспечиваются принудительной силой государством,

2) особым образом регламентируют конкретные сферы общественных отношений,

3) представляют специфический порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием,

4) наиболее устойчивым и определяющим, в их содержании, является общее юридическое положение субъектов права, в котором концентрируются все особенности правового режима в целом,

5) выступают как конечный результат, правовой климат, сложившийся в обществе в результате использования правовой формы регулирования общественных отношений.

Специфическая особенность правового режима заключается, прежде всего, в том, что составляющая его система юридических средств регулирования используется преимущественно и главным образом государством, составляет прерогативу государственных органов. Специфичными для этих методов является именно государственно-властный характер. Они являются в обществе наиболее эффективным средством регулирования поведения людей, поскольку их реализация обеспечивается государством.

При этом, однако, следует учитывать, по крайней мере, два обстоятельства, которые по нашему мнению, в известной мере оттеняют названную особенность правового режима.

Во-первых, следует признать, что правовые средства воздействия на поведение людей могут использовать также и общественные объединения (например, правящая партия в условиях тоталитарного режима). Но для государства, особенно демократического, важнейшим и специфическим средством воздействия на общество является применение именно правовых методов.

Во-вторых, государство использует правовые средства регулирования не изолированно, а наряду с иными (неправовыми) средствами воздействия на поведение людей. Однако для государства юридические методы регулирования общественных отношений являются все же основными.

Оба отмеченных обстоятельства не только не затушевывают, но, напротив, подчеркивают особое назначение правового режима, существование которого является неотъемлемым способом функционирования любого государства.

Следующая характерная черта правового режима заключается в наличии у него своеобразной материально-юридической основы в виде установленных или санкционированных государством общих правил поведения людей - норм, составляющих целостную систему, которая непосредственно регулирует правовую сферу жизни общества.

Характерной особенностью правового режима является также и то, что он выступает в качестве важнейшего средства организованного воздействия государства на общество. Одно из свойств государства заключается в сознательном, выборе им наиболее целесообразных средств функционирования с целью планомерного и организованного воздействия на общество. Таким средством и является правовой режим.

С нашей точки зрения, правовой режим не может быть ничем иным, кроме как системным явлением. Объясняется это тем, что эффективно регулировать систему социальных связей и явлений, можно только тогда, когда все способы и средства, составляющие содержание правового режима, выступают не разрозненно, не в изоляции друг от друга, а во взаимодействии и взаимосвязи.

Правовой режим представляет собой специфическое явление, при помощи которого обеспечивается наиболее рациональное поведение людей. Его специфичность, как нам представляется, состоит, прежде всего, в избирательности действия, то есть в том, что правовой режим распространяется не на все социальные связи и явления, а только на те, в надлежащем развитии которых общество и государство непосредственно и особым образом заинтересованы.

На наш взгляд, говоря о правовом режиме, необходимо в первую очередь определить, что же понимается под правовым регулированием и методами правового регулирования, которые и составляют его содержание.

Термин «регулировать» происходит от латинского слова regula - правило, что означает - упорядочивать, воздействовать на что-либо с целью внести порядок, в движение или развитие какого-либо явления.

В юридической литературе достигнуто почти единодушное понимание правового регулирования как совокупности различных форм и средств юридического воздействия государства на поведение, участников общественных отношений, осуществляемого в интересах всего общества или определенного коллектива или личности с целью подчинить поведение отдельных субъектов установленному в обществе правопорядку.

Содержание правового регулирования выражается в двух основных направлениях: а) в упорядочении и закреплении господствующих общественных отношений и б) в содействии развитию новых общественных отношений.

В научной литературе существуют различные определения методов правового регулирования. В наиболее общем виде они представляют собой совокупность специфических юридически нормативных приемов, средств, способов воздействия права на общественные отношения. Методы правового регулирования важнейшие средства оформления политического режима. Удельный вес тех или иных методов правового регулирования, то есть их пропорциональное выражение, определяет своеобразие соответствующей правовой системы и основные черты действующего в обществе правового режима.

С нашей точки зрения, совершенно обоснованные соображения о сущности метода правового регулирования высказал А.М. Витченко. Он рассматривает метод правового регулирования в двух аспектах: как основной, или общий, метод, присущий системе права в целом, и как отраслевой метод правового регулирования.

По мнению автора, «общий метод правового регулирования есть совокупность специфических юридически-нормативных средств воздействия права на общественные отношения». Что, касается отраслевого метода правового регулирования, то, по мнению А.М. Витченко, - «это совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия отрасли права на общественные отношения, направленных непосредственно на формирование и выражение вовне возможного и должного поведения субъектов в регулируемых данной отраслью права отношениях».

Общий метод правового регулирования определяется: а) порядком установления субъективных прав и юридических обязанностей; б) степенью определенности предоставленных прав и «автономности» действий их субъектов; в) характером взаимного положения сторон; г) путями и средствами обеспечения субъективных прав. Поэтому представляется неверным связывать своеобразие метода правового регулирования только с характером правовых норм. Нельзя недооценивать организующую роль субъектов права, характер их взаимоотношений, а также пути и средства обеспечения реализации субъективных юридических прав и обязанностей. Они выступают важными структурными элементами метода регулирования. Поэтому представляется возможным в зависимости от а) правового положения субъектов; б) юридических фактов; в) приемов формирования субъективных прав и обязанностей; г) мер защиты и правовой ответственности выделить три основных метода правового регулирования: метод запретов, метод властного приказа и диспозитивный метод.

Метод запретов проявляется в наиболее «жесткой» регламентации поведения участников правовых отношений, в их «неравном» положении, в отношениях власти и подчинения, которыми характеризуются взаимные связи между носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Запрет выражает негативное отношение государства к какому-либо роду деятельности. В этой связи правовые запреты оказывают значительное регулирующее воздействие на складывающийся в обществе политический режим.

Метод властного приказа выражается в требовании вышестоящего субъекта в адрес нижестоящего в системе государственной власти субъекта совершить какое-либо действие. Положительная деятельность подчиненного субъекта как цель властного приказа позволяет его отграничивать от запрета. В результате властного приказа на подчиненный субъект возлагается позитивная обязанность. Тем самым он побуждается к определенной активной деятельности. Властные приказы в этой связи обуславливают государственную природу политического режима.

Диспозитивный метод правового регулирования проявляется в относительной свободе поведения участников правовых отношений, их равном положении, способности избирать определенный вариант деятельности. Он связан с реализацией правовых дозволений. По типу правового регулирования он отличается от метода запретов менее жесткими способами связи между субъектами, определенной гибкостью воздействия права на участников общественных отношений. Он регулирует процесс удовлетворения личных и общественных интересов. Поэтому демократический политический режим, проявляющийся в признаваемых государством правах и свободах граждан и юридических гарантиях их обеспечения, в значительной мере характеризуется объемом диспозитивного регулирования. Диспозитивность является важным показателем юридически признанной свободы в государственно-организованном обществе.

Таким образом, в основе правовых режимов лежит тот или иной способ юридического регулирования. Применительно к каждому правовому режиму можно с достаточной четкостью определить, что лежит в его основе - запрет, дозволение или предписание.

В конечном счете, любой правовой режим проявляется, именно, при помощи трех основных, первичных способов воздействия на поведение людей, тесно взаимосвязанных между собой и закрепленных в правовых нормах. Одна разновидность правовых норм определяет границы и содержание возможного поведения субъектов права, то есть содержит дозволение. Нормативное свойство дозволения заключается в том, что в нем содержится указание на такой вариант поведения людей при тех или иных обстоятельствах жизни, который наиболее целесообразён и отвечает интересам государства, то есть он указывает на то, как можно себя вести и как следует поступать; - иными словами, предписывает позитивных характер поведения.

Другая группа норм закрепляет, предписывает должное поведение субъектов, от которых они при наступлении предусмотренных нормой ситуаций уклониться не вправе, то есть содержит предписание.

И, наконец, третья разновидность правовых норм, воздействует на поведение людей посредством запрещения определенных деяний (действий и бездействий), то есть содержит запрет, являющийся (как и дозволение, и предписание) первоначальным компонентом правового режима. Нормативное свойство запрета состоит в том, что в нем содержится предписание воздерживаться от поведения, которое возможно при тех или иных обстоятельствах, но является нежелательным в интересах государства.

Итак, правовой режим выражается в трех основных способах воздействия на поведение субъектов права. Здесь, как нам представляется, заложено самое существенное свойство рассматриваемого режима. Оно заключается в том, что правовой режим как системное явление соединяет в органическое целое все три названных способа одновременно. Другими словами, правовой режим может существовать только как объединение всех трех первичных компонентов - дозволения, предписания, запрета, то есть как система, основанная на тесном их взаимодействии и взаимосвязи. С нашей точки зрения, ни дозволение, ни предписание, ни запрет не могут существовать изолированно друг от друга. Поэтому когда мы говорим о том, что правовой режим проявляется посредством юридических дозволений, предписаний, запретов, то имеем в виду их совокупное проявление с преобладанием какого-то одного элемента, в зависимости от типа функционирующего в том или ином обществе политического режима.

Одновременное существование и действие дозволения, предписания и запрета как составных частей содержания правового режима обусловлено характером его «материальной основы», которой, как известно, являются определенные группы правовых норм, закрепляющие соответствующие компоненты юридического метода.

Следовательно, вполне логично предположить, что соотношение между тремя элементами правового режима характеризуется известной подвижностью, разнообразием, которое определяется особенностями тех или иных видов политических режимов. Можно поэтому сказать, что пропорции между дозволением, предписанием и запретом неодинаковы в различных конкретных политических ситуациях. В любом правовом режиме все три вышеназванных компонента наполняются конкретным, «живым» содержанием, всегда своеобразным и связанным. непременно с существующим политическим режимом.

В рамках каждого правового режима всегда участвуют все способы правового регулирования. Но в каждом режиме - и это во многом определяет его специфику - один из способов, как правило, выступает в качестве доминанты, определяющей весь его облик и как раз «создающий специфическую направленность, «климат», настрой в регулировании».

С нашей точки зрения, в зависимости от особенностей соотношения метода запрета, метода властного приказа, диспозитивного метода, а также дозволения, предписания и запрета имеются основания различать три варианта правового режима, соответствующих трем видам политического режима. Следовательно, каждый тип правового режима представляет собой такой вариант комбинации юридических методов, в которой один из его элементов выступает в качестве преобладающего. Во всяком случае тип правового режима характеризуется доминирующей ролью одного элемента.

В условиях тоталитарных и авторитарных режимов главный акцент делается на запреты, в условиях демократических - на дозволение. Большинство действий государственных органов, должностных лиц и граждан, связанных с формированием в стране демократического государственного режима, осуществляется на основе закрепленных за ними прав, то есть путем дозволения. В условиях демократического режима запрет как способ юридического воздействия на поведение людей имеет в целом сравнительно меньшую распространенность, поскольку применяется лишь к таким сравнительно немногим вариантам поведения, которые противоречат интересам общества.

Исходя из вышеназванных признаков и особенностей правового режима, нам представляется возможным, самым общим образом определить его как совокупность методов правового регулирования поведения людей, комплекс правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, предписаний, запретов и создающих особую направленность правового регулирования.


Шанин Андрей Александрович







Интересное:


О сущности российского государства
Онтология политических конфликтов в современной России
Марк Туллий Цицерон об идеальном гражданине и государстве
Причины германского и советского тоталитаризма
Концепция моральных качеств идеального гражданина в сочинениях Цицерона
Вернуться к списку публикаций