2011-10-25 05:21:35
ГлавнаяПолитология — Государственный режим



Государственный режим


Конкретизация понятия «политический режим» предполагает анализ структуры его содержания. Думается, что одним из первых шагов в этом направлении является вычленение из политического режима государственного режима. На наш взгляд, вполне справедливым и обоснованным следует признать замечание В.Е. Чиркин о том, что «государственный режим есть часть политического, отражающегося в обобщенной характеристике осуществления методов государственной власти при регулировании политических отношений в структурных связях общество - государство - коллектив - личность, исходя из реальной роли различных институтов государства в осуществлении власти, в системе органов государства». Видимо, государственный или государственно-политический режим заключается в совокупности официальных учреждений и методов государственного руководства и управления обществом, выражающих главные направления государственной политики. Государственный режим - это социально-содержательная функциональная сторона государственной организации. «Основу его общественных отношений составляют отношения по реализации политической власти органами государства, официально оформленная и соответствующая целям государства деятельность».

Говоря о государственном режиме, в первую очередь, на наш взгляд, необходимо рассмотреть его соотношение с родовым понятием «политического режима». Долгое время для характеристики формы государства использовался, да и сейчас преимущественно используется именно термин «политический режим». Однако его содержание выходит за пределы характеристики в качестве элемента формы государства. Политический режим не может быть сведен к одной из ее сторон, он складывается в той или иной стране как равнодействующая многих факторов, не только деятельности государственный органов, но и политических партий, профсоюзов, других общественных объединений, преследующих политические цели, а иногда в результате непосредственной политической деятельности различных классов, социальных слоев и групп населения, их массовых выступлений.

Государственный режим - более узкое и несколько иное по характеру, чем политический режим, явление. Отражая главное направление, существо методов осуществления государственной власти, именно, он, на наш взгляд, является одним из элементов формы государства. «В понятие формы государства, - справедливо указывается в учебнике по теории государства и права под редакцией А.И. Денисова, - должны включаться лишь способы и методы деятельности его органов, а не вся совокупность... методов, определяющих политический режим в целом».

При этом, для правильной характеристики государственного режима важно установить не просто совокупность методов, а какие из методов доминируют в государственной политике. Иначе говоря, важно дать обобщающую характеристику, выявить основное направление методов государственного режима, их существо.

Разумеется, политический режим и государственный режим нельзя противопоставлять. Их отношение характеризуется диалектическими моментами: второй является частью первого и вместе с тем его основой. Так, в условиях демократического политического режима и государственный режим является демократическим. Вместе с тем между этими двумя видами режимов могут быть и определенные различия. Так, в результате сопротивления населения тоталитарным или авторитарным порядкам политический режим в стране может оказаться более мягким, чем предусмотренный законодательством государственный режим. Политический режим, в результате осуществления террора и репрессий, может быть и более суровым, чем это предусмотрено государственно-правовыми нормами.

Итак, исходя из того, что круг явлений, охватываемых термином «политический режим» (деятельность партий, профсоюзов, других общественных объединений, осуществление политических прав и свобод граждан и др.), выходит за пределы формы государства, при характеристике последней необходимо рассматривать не политический, а государственный режим, который характеризует методы, приемы, способы осуществления государственной (а не вообще политической) власти и в отличие от форм правления и государственного устройства, характеризующих преимущественно организационную сторону, представляет собой функциональную сторону формы государства. «Форма правления и форма территориально-политического (государственного) устройства дают представление о... внешнем выражении государственности. Реальная же роль тех или иных институтов государственной власти, действительное состояние демократии, способы властвования в той или иной стране находят выражение в понятии государственного режима».

Кроме вышесказанного, государственный режим представляет собой систему правовых взаимосвязей, возникающих на базе ряда внутренне согласованных государственно-правовых норм, регулирующих отношения, касающиеся методов, приемов, способов, осуществления государственной власти.

Рассматривая государственный режим, нельзя, однако, ограничиваться только анализом конституционных и иных правовых норм. В реальной жизни государственный режим не может быть понят только через призму норм права, лишь как правовой институт. В тоталитарных или авторитарных странах государственный режим на практике существенно отличается от той сравнительно либеральной модели, которую можно представить себе, если ограничиваться только анализом текстов конституций. Государственный режим как элемент политического режима не только юридический, но и политический институт, не просто система норм и правоотношений, но и реальная система учреждений государства. Поэтому объектом изучения в юридической науке является государственный режим, выступающий в единстве юридического и фактического содержания, то есть как политико-правовой институт.

Среди всех структурных элементов политического режима государственный режим занимает особое место, что объясняется некоторыми только ему присущими особенностями. Таких особенностей можно назвать три.

1. Прежде всего, определяющее влияние на характер властных, целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых в рамках государственного режима, оказывает его субъект - государство. При всех различиях в трактовке государства и многообразии его проявлений почти все и единодушно, выделяют заложенную в нем властную силу. К примеру, М. Вебер писал: «Государство... есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство». Суждение о государстве как об организации, способной властно определять линию поведения людей и добиваться ее с помощью принуждения, стало практически классическим.

Действительно, государство потому и является государством и тем самым отличается от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть. А власть представляет собой такую взаимосвязь, в процессе которой люди в силу разных причин - материальных, социальных, интеллектуальных, информационных и других - добровольно (осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других и в соответствии с их требованиями совершают те или иные поступки и действия. Государственная власть имеет в источнике правовую обусловленность, а в реализации - силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.

2. Специфической особенностью государственного режима является, далее, его распространенность на все общество, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики. Часто данный тезис вносит путаницу в понимание этого явления, ибо рождает представление о том, будто бы государство вмешивается (или может, должно вмешиваться) во все поступки и действия людей, управляет всеми их взаимоотношениями. Только тоталитарное государство в крайнем его проявлении пыталось делать что-то подобное и то не оказалось способным это осуществить в силу невозможности установления тотального контроля над обществом. Нормальный же вариант взаимосвязей государственного режима и общества предполагает, что общественная жизнедеятельность людей обладает большим объемом свободы, самостоятельности и самоуправления. Но границы этой свободы, самостоятельности и самоуправления определяются наряду с общественными институтами и государством.

3. Государство, будучи сложным (по элементному составу) и многогранным (по функциям) общественным явлением, придает государственному режиму также свойство системности. Государственный режим без этого свойства, просто не может существовать и функционировать. Это связано с тем, что в процессе осуществления государственной власти задействовано множество государственных органов и должностных лиц; используются разнообразные материальные, финансовые, интеллектуальные ресурсы, обширная информация.

Для государственного режима свойство системности имеет принципиальное значение. Только его наличие придает процессу функционирования государственной власти необходимую стабильность, согласованность, координацию, субординацию, рациональность и эффективность.

Государственный режим - это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране.

Термин «метод» имеет много значений. В философии под методом понимают способ подхода к действительности, исследования и познания природы и общества. В широком смысле метод выступает как форма теоретического и практического освоения действительности, исходящего из закономерностей ее движения и развития, система регулятивных принципов познавательной и преобразующей деятельности людей. «Применительно к объекту нашего исследования имеется в виду преобразовательная и регулирующая сторона общего понятия метода. Он может быть рассмотрен как способ воздействия субъекта на объект».

Методы осуществления государственной власти понимаются как средства и способы сознательного воздействия на объективные социальные процессы, применяемые политической организацией общества для достижения ее целей и осуществления функций.

При исследовании данного вопроса следует учитывать, что государственный режим, - это совокупность методов, средств государственно-властного воздействия на сознание и поведение людей. Его основная задача сводится главным образом к тому, чтобы создать определенную упорядоченность в проявлениях воли и желаний различных людей, обеспечить их общественно необходимое поведение в соответствии с поставленными перед государством целями. Поэтому когда мы говорим о методах осуществления государственной власти, то под ними подразумеваем способы, приемы, средства воздействия на сознание, психику людей, призванные вызвать положительные для режима реакцию и поведение. Назначение методов осуществления государственной власти состоит, следовательно, в том, чтобы путем соответствующего влияния на сознание людей, активизируя их деятельность, обеспечить необходимую результативность воздействия государства на общество.

Методы осуществления государственной власти - это взятые в единстве и взаимосвязи способы, приемы осуществления и средства обеспечения реализации государственной власти, выражающиеся в определенном воздействии на сознание и поведение людей в общественной деятельности, отношениях и связях.

Методы осуществления государственной власти обладают определенными признаками, которые отличают их от методов, применяемых другими субъектами, и в совокупности раскрывают их государственную природу. Во-первых, они применяются в процессе государственного руководства и управления для осуществления и обеспечения реализации функций государства; во-вторых, используются от имени государства, по его полномочию и в его интересах, а поэтому, как правило, применяются государственными органами и их официальными и специально уполномоченными представителями; в-третьих, обладают особым, государственным характером воздействия на объекты, на сознание и поведение людей; в-четвертых, в большинстве их содержание и применение регулируется нормами права, облекается в правовую форму.

Формы и методы осуществления государственной (а не вообще политической) власти, которые квалифицируются понятием государственный режим, исключительно многообразны.

В юридической науке методы осуществления государственной власти классифицируются по различным основаниям. Исходной посылкой и основным признаком классификации методов осуществления государственной власти по содержанию может быть, очевидно, характеристика метода как определенного способа, приема, средства воздействия на сознание и поведение людей с целью побуждения их к совершению общественно целесообразных действий. Методы осуществления государственной власти показывают, как, при помощи каких способов, приемов это воздействие осуществляется, какими средствами обеспечивается его реализация в жизни. Наиболее распространенным является их деление по характеру воздействия на сознание и поведение людей - методы убеждения и принуждения.

Разграничение принуждения и убеждения происходит по соотношению воли властвующего и подвластного. Последний может воспринимать волю первого как правильное и должное, соглашаться с ней и исполнять ее как собственную волю. Подвластный может, наоборот, воспринимать волю властвующего как чуждую ему и осуществлять ее при сохранении противостоящей собственной воли. Преобразование воли управляющего в волю управляемого это есть положительный результат убеждения, а подчинение воли управляемого для выполнения воли управляющего - результат принуждения.

Принуждение состоит в таком воздействии властвующего на подвластного, чтобы с его помощью обеспечить поведение подвластного вопреки его воле и в соответствии с волей властвующего. В результате принуждения управляемый, сохраняя собственную волю, осуществляет волю управляющего. Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем сопротивлении, психическом протесте против требования подчиниться велению государственной .власти. При этом выполнение воли властвующего может происходить в ее активной или пассивной форме, то есть подвластный действует согласно воле властвующего или бездействует соответственно воле властвующего.

Принуждение как один из методов осуществления государственной власти может быть как физическим, так. и психическим. Физическое принуждение выражается в воздействии властвующего на физическую сторону бытия, подвластного в целях осуществления своей воли. Характер физического принуждения различен, воздействие может быть осуществлено как непосредственно на личность управляемого, так и на его материальное положение. Но независимо от его характера физическое принуждение призвано обеспечить нужное для властвующего поведение подвластного.

Психическое принуждение выражается в воздействии на психику подвластного, в навязывании ему воли властвующего путем угрозы наступления неблагоприятных последствий. Отличаясь от убеждения и физического принуждения, психическое принуждение находиться как бы между ними. Оно отличается объектом воздействия и методами навязывания воли. Психическое принуждение - это целый комплекс мероприятий, побуждающих подвластного под угрозой наступления неблагоприятных условий, подчиниться государственной власти. «Психическое принуждение заключается в постановке перед управляемым альтернативы - выполнить волю управляющего или допустить наступление определенных и при том нежелательных для себя последствий».

Одним из основных способов принуждения выступает правовое принуждение. Правовое принуждение - важный, но не единственный метод психического и физического воздействия, осуществляемого в рамках государственного режима. Существуют также меры нравственного и общественного воздействия, которые в ряде случаев оказывают не менее эффективное регулирующее влияние на личность.

Основная цель второго основного метода осуществления государственной власти - убеждения состоит в подчинении воли подвластного путем оказания на него психического воздействия. Метод убеждения предполагает, что после принятия соответствующих управленческих решений государственные органы разъясняют содержание и цели намеченных мероприятий, обосновывают необходимость их и призывают к активному участию в практическом выполнении этих решений.

Убеждение представляет собой систему воспитательных, разъяснительных, поощрительных мероприятий, побуждающих подвластного подчиниться велениям государственной власти. Оно заключается в воздействии управляющего на сознание управляемого путем объяснения ему правильности или целесообразности выполнения воли управляющего, успешным результатом чего является восприятие управляемым воли управляющего. Даже если у подвластного по определенному вопросу и была собственная воля, противостоящая воле властвующего, она исчезает и заменяется волей последнего. При убеждении воля управляющего становится волей самого управляемого и осуществляется им в качестве собственной воли.

Убеждение и принуждение взаимосвязаны. Иногда интересы политико-практической деятельности требуют, сочетания и переплетения этих методов. В литературе справедливо отмечается, что убеждение может в себе самом носить определенную «дозу» принуждения, не становясь в то же время последним. Образно говоря, убеждение может и воспитывать, и принуждать, а принуждение - воспитывать, принуждая.

В условиях и демократических, и тоталитарных, авторитарных режимов используются насильственные меры, однако характер и степень их применения неодинаковы. При демократическом строе методы принуждения со стороны государственной власти применяются на основе и в рамках закона, который соответствует общедемократическим ценностям. К тому же это отнюдь не главный метод управления поведением физических и юридических лиц. В условиях тоталитаризма, авторитаризма насилие - основной метод осуществления власти.

На наш взгляд, в государственном режиме любой страны, методы принуждения и убеждения переплетаются, иногда самым причудливым образом. В принципе не существует такого режима, который всегда использовал бы только один из методов. Поэтому нужно учитывать, что государственная власть для решения своих задач использует одновременно разные формы и методы. В тоталитарных государствах наряду с преобладанием методов прямого насилия использовались демагогические приемы (например, фашистская партия Германии в свое название включала слова «социалистическая» и «рабочая»), в демократических государствах наряду с методами убеждения используется принуждение и насилие (например, силовые методы при разгоне несанкционированных демонстраций). Поэтому, оценивая тот или иной государственный режим, давая ему соответствующую характеристику, важно установить, какие методы осуществления государственной власти являются главными, ведущими, составляют существо, доминанту государственного режима.

Убеждение и принуждение - это два всеобщих, универсальных метода государственного режима. Данные методы вплетаются в другие, выступают в качестве приемов руководства и управления социально-политическими процессами.

Руководство и управление, - основные формы осуществления государственной власти и функционирования государственного режима. «Руководство означает способность осуществлять свою волю путем воздействия в различных формах на руководимый объект». Руководство более обобщающая категория и более общая форма осуществления государственной власти по сравнению с управлением. Цель руководства - определить общие направления развития государства, разработать программу деятельности, поставить перед режимом цели и задачи, указать средства их достижения, осуществления. Руководство служит как бы компасом для управления. В свою очередь, управление конкретизирует руководство, реализует его основные установки. Оно состоит в организации исполнения указанной руководством программы действий, в решении практических задач, достижении целей социально-политического развития. Руководство, в зависимости от типа существующего в стране государственного режима, выражается во власти либо отдельной личности, группы, класса либо всего народа в целом. Руководство и управление - это одни из основных каналов функционирования государственной власти.

У руководства и управления имеется много общего в субъектах, средствах и целях. Они взаимосвязаны, взаимодействуют и ведущей стороной в этом взаимодействии, выступает руководство. «Именно оно ведет за собой управление, указывает ему пути, формы и средства, направляет и. оценивает его практическую деятельность. Основное содержание руководства составляет идейно-политическое и моральное воздействие. В качестве конкретных способов и приемов руководства можно выделить рекомендации, призывы, идейно-политические принципы, решения».

Понятие управления употребляется как в общественных, так и в естественных науках. Признано, что процессы управления присущи не только системам социального, но и биологического порядка, а также искусственно созданным человеком системам автоматических механизмов и машин. В наиболее общем виде, как справедливо отметил В.Г. Афанасьев: «Управление... есть упорядочение регулирования системы, в условиях постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, приведение системы в соответствие с требованиями присущих ей объективных закономерностей». Этим общим понятием управления предопределяется и понятие управления в обществе. Действительно, если управление вообще есть упорядочение системы, то управление в обществе можно и нужно определить как упорядочение социальной системы.

Наиболее существенной разновидностью социального управления является государственное управление. Государственное управление в широком смысле «это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления - государства на объекты управления - общество, различные социальные образования и отдельных членов общества». В данном случае, применительно к государственному режиму, нас интересует управление как процесс конкретизации руководства, как систематическая деятельность по реализации идей, принципов, установок и решений руководящего характера.

Таким образом, обобщая сказанное, государственный режим можно определить следующим образом: совокупность форм и методов реализации государственной власти, при помощи которых, осуществляется организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Конечно, любое определение сложного общественного явления всегда условно и ограниченно, ибо неизбежно оставляет за пределами характеристики какие-то важные элементы и взаимосвязи. Достоинство предложенного определения государственного режима усматривается в том, что оно объединяет в логическую целостность по крайней мере три момента: методы осуществления государственной власти; общественную жизнь людей, воспринимающую воздействия со стороны государства и реагирующую на них; сами воздействия, образующие активные взаимосвязи между государством и обществом.


Шанин Андрей Александрович







Интересное:


Понятие политического режима
Массовые ценности, политическая ориентация и взаимоотношения с властью российских избирателей
Гражданское общество и модернизация России
Общая характеристика политической системы современного российского общества
Признаки тоталитаризма
Вернуться к списку публикаций