2011-10-25 02:47:38
ГлавнаяПолитология — Понятие, признаки и разновидности власти как основы политического режима



Понятие, признаки и разновидности власти как основы политического режима


На наш взгляд, вопрос о соотношении власти и принуждения многогранен и сложен. В данном контексте представляется важным отметить, прежде всего, несовпадение этих понятий, недопустимость их полного отождествления. Принуждение - лишь один из методов осуществления власти. Под вторым проявлением власти - убеждением понимают систему представлений человека, сформировавшуюся в результате жизненного опыта, идейного воздействия различных факторов и, в первую очередь, государственной власти. Назначение убеждения состоит в формировании таких установок в поведении личности, которые выступали бы стимулятором добровольного руководства к действию. Убежденность субъекта в справедливости властных велений характеризуется совпадением его воли с требованиями власти без каких-либо принудительных мер воздействия со стороны государства.

Принуждение и добровольное подчинение присущи власти в любом обществе, но сущность отношений власти состоит в их конкретном содержании и соотношении, целевой направленности. Кроме этого, по нашему мнению, принуждение и убеждение, относясь к сфере средств осуществления власти, вовсе не исчерпывают их совокупности. Наряду с принуждением и убеждением власть широко использует и другие экономические, политические, социальные и идеологические рычаги и средства.

В современной научной литературе вполне обоснованно выделяют как минимум три аспекта (или измерения) власти. Во-первых, директивный аспект. В соответствии с ним власть понимается как господство, обеспечивающее выполнение, приказа, директивы.

Во-вторых, функциональный аспект, т.е. понимание власти как способности и умения практически реализовать функцию общественного управления.

Наконец, в-третьих, коммуникативный аспект власти, связанный с тем, что власть, так или иначе, реализуется через общение, через определенный язык, понятный участникам властных общественных отношений.

Исходя из вышесказанного, сущность власти выражает как раз то обстоятельство, что она использует не один какой-либо метод и средство, а совокупность разнообразных методов.

Таким образом, на наш взгляд, можно выделить следующие основные признаки социальной власти:

1. Власть включает элемент осознания. Властные отношения имеют волевой характер, проистекающий из того, что они складываются между субъектами, наделенными сознанием и волей.

2. Власть носит общественный характер. В основе социальной власти лежит существование определенных объединений людей.

3. Власть включает в себя способность детерминирующего воздействия на поведение людей, возможность применить принуждение.

На основании вышеназванных признаков можно дать следующее определение власти. Власть есть средство функционирования всякой социальной общности, общественное, волевое отношение между людьми, при котором применение ее носителем особой системы средств и методов обеспечивает примат и доминирование властной воли.

Следует согласиться с Е. Вятром, что общее определение власти включает следующие элементы:

приказ осуществляющего власть, то есть выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения выраженной им воле;

подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, то есть подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть;

общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиняться приказам осуществляющего власть.

На наш взгляд, есть смысл говорить о внутреннем и неразрывном единстве всех типов социальной власти, то есть, в сущности, о ее целостности. Наличие антиподов, например, противоположность, антагонизм легальной и нелегальной власти, скорее подтверждает, чем отрицает идею ее целостного характера. Ведь разные формы нелегальной, преступной власти - не что иное, как извращенная форма реализации потребности регулирования социальных отношений, вступающая в действие, когда в силу различных причин оказывается неэффективной легальная власть:

В то же время, «способы «присвоения» чужой воли могут быть разными». Ясно, что, например, социальная власть в условиях первобытно-общинного строя отличается от государственной, свои особенности присущи «корпоративной власти» общественных объединений над добровольно вступившими в них членами. Поэтому, в научной литературе различается много разновидностей общественной власти. А.И. Демидов выделяет легальную, опирающуюся на закон и действующую в рамках закона власть, и ее противоположность - нелегальную (преступную) власть. Индийский политолог Р. Гупта рассматривает экономическую власть, политическую власть, идеологическую власть. Французские авторы Р. Пэнто и М. Гравитц называют власть религиозную, этическую, техническую, военную. В работе X. Хекхаузена приведено перечисление следующих видов власти: 1) власть вознаграждения; 2) власть принуждения или наказания; 3) нормативная власть; 4) власть эталона; 5) власть знатока; 6) информационная власть. Некоторые отечественные исследователи называли, в свое время партийную, колхозную и другие виды власти. Имеется много других классификаций общественной власти, разновидности которой связаны с неодинаковым характером человеческих коллективов.

На наш взгляд, в классификации видов социальной власти нужно исходить из идеи существования основных четырех сфер общественной жизни: политической, государственной, экономической, идеологической. Соответственно этому понятие «общественная власть» включает в себя такие разновидности, как власть:

1) экономическая;

2) государственная;

3) политическая;

4) идеологическая.

В качестве критериев, отличающих один вид власти от другого, нам представляется существенным и главным следующее: во-первых, специфика общественных отношений, которые регулирует данная разновидность власти; во-вторых, осуществление власти особым субъектом; в-третьих, наличие специфической организации, в рамках которой осуществляется власть; в-четвертых, присущие каждому виду власти особые методы ее реализации.

Исходя из темы исследования особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить таким разновидностям социальной власти как политическая и государственная власть.

Существуют различные подходы к пониманию природы политической власти. Некоторые современные авторы (Р. Даль, П. Кальверт и др.) считают, что она предшествует государству и существует в любом коллективе - профсоюзе, клубе, племени, фирме и т.д. Марксистская теория увязывает политическую власть с появлением классов и государства. Есть и другие взгляды, но, как правило, политическую власть, совершенно обоснованно, связывают с борьбой социальных групп за распределение социальных ценностей в социально-дифференцированном (классовом) обществе (исходя из понимания политики как способа перераспределения социальных статусов в обществе).

Как и всякий коллектив, социально дифференцированное человеческое общество нуждается в управлении, руководстве. Руководство обществом со стороны определенной социальной группы (коалиции групп), оказывающей решающее влияние на властные структуры государства - это и есть политическая власть.

Политическая власть неразрывно связана с властью государственной: чтобы доминирующая социальная группа могла в полной мере реализовать политическую власть, свою волю, она должна обладать рычагами государственной власти. Тем не менее, первую следует отличать от второй. Поэтому, на наш взгляд, является спорным утверждение М.И. Байтина, что «политическая, государственная власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Термины «политическая власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия, суть синонимы».

Правы те авторы, которые отмечают, что первоначально политическая власть возникла именно как власть государственная, поскольку тогда, кроме государства, других политических организаций не существовало. Вместе с тем политическая власть по своему объему значительно шире власти государственной. Государственная власть - лишь одна из организационных форм политической власти.

Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной. Примером может служить двоевластие в России в 1917 году, когда государственная власть находилась в руках Временного правительства, а значительная доля политической власти принадлежала Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Это было не столько территориальное, сколько функциональное разделение: двоевластие существовало на одной и той же территории.

Возможно и территориальное разделение. В ходе революционной борьбы в Китае, на протяжении четверти века (до образования нового государства – Китайской Народной Республики в 1949 году), существовал ряд «освобожденных» районов. В них действовала «предгосударственная» политическая власть, которая затем переросла непосредствённо в государственную.

Политическую и государственную власть бывает сложно разграничить по причине дуалистической (собственно политической и государственной) роли правящих политических партий. Так при тоталитарном режиме единственно разрешенная законом правящая партия на практике реализует власть как «государственная партия». Но и в демократических государствах партия, победившая, например, на выборах в парламент и сформировавшая правительство, на деле получает в свое распоряжение рычаги и государственной власти.

Однако политическая и государственная власть имеют разные механизмы реализации. Политическая власть (в качестве собственно политической власти, не реализуемой еще через государственные структуры) осуществляется посредством деятельности политических партий, предпринимательских союзов, профсоюзов, международных организаций, массовых выступлений населения, давления через средства массовой информации, формирования определенного общественного мнения, воздействия на государственный аппарат, путем руководства определенными звеньями этого аппарата (например, посты министров в коалиционном правительстве могут занимать члены различных партий). Напротив, государственная власть централизована и формализована. Она реализуется посредством деятельности специального государственного механизма, обеспечивающего деятельность, трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Таких ветвей у политической власти нет.

Наконец, политическая власть непосредственно не всегда располагает средствами принуждения в отношении всего общества, хотя в известные периоды и осуществляет это (например, советы в условиях двоевластия в России). Но юридически институтом легализованного принуждения в отношении всего общества является только государство. Лишь государственная власть может использовать такое принуждение, которое не только легально, но в большинстве случаев и легитимно. Только государственную власть характеризует способность добиваться осуществления тех или иных целей с помощью принуждения. Вместе с тем государственная власть не обязательно использует принуждение для решения стоящих перед ней задач. Она может их добиваться и другими средствами - идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и т.п. Но только она обладает монополией на то, чтобы принудить членов общества к выполнению своих решений.

Словом, государственная власть - это основное направление и основной инструмент реализации политической власти государственными средствами и методами. Политическая и государственная власть - очень близкие понятия, которые не стоит противопоставлять. Но подобно тому, как политическая система не. сводится только к государству, так и политическая власть не тождественна государственной.

Таким образом, с нашей точки зрения, государственная власть это основная форма политической власти, представляющая собой возникающее на основе социальной дифференциации общества и обусловленное необходимостью руководства и управления им социальное сознательно-волевое отношение, в котором всегда одной из сторон является государство, государственный орган или должностное лицо. Государственная власть характеризуется еще и тем, что опирается на специальный аппарат принуждения и располагает монопольным правом издавать нормы, обязательные для всего населения.


Шанин Андрей Александрович



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Политический реализм Н. Макиавелли
Воля политической власти - правила исследования
Западный консерватизм сегодня (неоконсерватизм)
Правовой статус общественных объединений в современной России
Организация государственной власти по Джону Локку
Вернуться к списку публикаций