2012-08-14 15:50:12
ГлавнаяЛитература — Эсхатология как герменевтика



Эсхатология как герменевтика


Учение Марии Дэви Христос - это именно «наука о Свете и Его трансформации», план Бога создать рай на Земле называется экспериментом, а миссия Марии Дэви Христос - программой Юсмалос. А на первой странице веб-сайта Белого Братства (открыт в 2000 г.) прямо заявляется о намерении его создателей открыть людям божественную науку, соединенное с верой, что противопоставляется мракобесию церковников, третирующих любое знание как колдовство.

В текстах религиозных субкультур находят отражения представления о самых различных областях знания, как естественнонаучного, так и гуманитарного.

Представления о технических науках в основном сводятся к идее о «кодирующем»/ «зомбирующем» излучении, исходящем от техники, особенно, от телевизора и компьютера. Показательно «скрещение» двух терминологий в лексике автора прихрамовой «противокомпьютерной» брошюры: «электронная противомагическая оборона», «техногенно­оккультное нашествие», «информационно-оккультные удары».

Физический дискурс используется в юсмалианских и виссарионовских текстах для объяснения действия «тонких энергий», наполняющих мироздание.


Фохат - это такая намагниченная Божья энергия, которая выходит из единого источника, единого материнского сердца, и растекается по всему мирозданию.


Все начавшиеся энергийные уплотнения в Первооснове носили единое условно плюсовое качество. И только лишь на определённой стадии самоформирования активного Начала во Сути Единого Целого стала образовываться и формироваться энергийная среда, которую также условно можно именовать как среда минусового качества.


Особое значение имеет биология, в особенности, генная инженерия. Авторы эсхатологических текстов, прежде всего прихрамовых, наделяют клетку, ДНК, вирус и т.д. сознанием и потусторонней природой, иногда дьявольской.

Согласно ветхозаветной идее, воспринятой православной традицией, Господь карает за грехи предков несколько последующих поколений. «Церковные люди» воспринимают эту идею почти медицински: подобно наследственным болезням, грехи передаются, причем не только по наследству, но и половым путем:


Ведь есть родословность, ведь если мужчина переспал с женщиной, он взял её грехи, её родословности. Она переспала с мужчиной, она взяла, это, его грехи и родословности <...> Грехи-то родственников, родословности, ложатся друг на дружку.


Схожую концепцию «родовых грехов», одновременно являющихся «генетическим кодом» и «запечатанных в подсознании», можно обнаружить в ранних текстах Иоанна Береславского, с тем отличием, что там «греховная чаша рода» передается исключительно по женской линии и несет преимущественно грехи родственниц-женщин.

В-третьих, апокалиптики интересуются историей. Это вполне объяснимо, поскольку, зная смысл событий прошлого, можно понять настоящее и будущее. История при этом рассматривается через призму заговора дьявольских сил. Говоря о связи эсхатологических мифов и мифов о заговоре, М. Хагемейстер отмечает, что «теория заговоров обещает установить связь между <...> скрытой реальностью и тем миром, в котором мы живем; она дает нам возможность «смотреть за кулисы», и она объясняет нам, кто «дергает за нити»».

В области истории наиболее активно идет процесс переосмысления, «перемены знаков»; необходимость переосмысления истории объясняется тем, что она намеренно искажена врагами. В прихрамовой среде говорят об искаженной масонами «лживой» истории, по мнению юсмалиан, «жиды» приписали себе заслуги славян, «лишив их культуры», поскольку «в сионском протоколе сказано, что надо дать ложное представление об истории».

Переосмысливаются образы исторических деятелей. В прихрамовой среде это началось с «реабилитации» Николая II, со второй половины 1990-х переосмысливаются образы личностей, прежде также оценивавшихся как одиозные - Иоанна Грозного (боролся с «жидами»), Григория Распутина (прозорливец, друг царской семьи), Павла I. Все русские государи предстают как оклеветанные, оболганные лживыми масонами, и правда об истории содержится не в «масонских», а в «православных» книгах:


А в действительности там, по православным книгам, там описывается. Иван Грозный чашку каши не съест, пока тысячу земных поклонов не положит. Тогда поест. Сын у него был тоже верующим, он в паломничестве умер. Он больным был. А тут заказали картину «Иван Грозный убивает сына». Он не убивал. Ну, Грозный почему? Казань взял, вот <...> Екатерина II, как вот её. Такая-сякая, развратница <...> А в действительности она, хоть государыня-немка, при ней расцвет был, она тридцать четыре года правила.


Другие персонажи меняют знак с «плюса» на «минус». Это касается не только Ленина и деятелей революции. В БЦ, например, подвергся переосмыслению образ преподобного Иосифа Волоцкого - он стал «родоначальником инквизиции в России». Юсмалиане отрицательно относятся к апостолу Павлу - гонителю христиан, которому Бог открылся лишь для защиты христиан, «чтоб он уже последних не уничтожил». Не знавший Христа лично, Павел в своих посланиях подменил образ милостивого Спасителя грозным ветхозаветным Яхве.

Неоднозначно отношение к образу Петра I, который может оцениваться резко положительно (часть прихрамовой среды), отрицательно (БЦ) или индифферентно - «заботился об империи, но недуховный» (Белое Братство). Характерно, что последователи В. Кузнецова, позитивно трактующего образ царя-реформатора, упирают на то, что Кузнецов восстановил истину об оклеветанном монархе:


О Петре I, лет двадцать он занимался, полностью опроверг все учение, что Пётр там церковь разрушал, якобы. На самом деле, всё наоборот.


Также неоднозначно отношение к Гитлеру и Сталину. В контексте осуждения тоталитаризма они могут объявляться предтечами антихриста (прихрамовая среда, БЦ); в антисемитском контексте им сочувствуют, хотя, как правило, несколько осторожно (прихрамовая среда, Белое Братство).

Виссарионовцы пересматривают саму концепцию преподавания истории. Чтобы молодое поколение не попалось «на удочку царства силы, которое идет через учебники истории», учителю предписывается выбрасывать из своего повествования войны и прочие проявления насилия, больше внимания уделяя истории искусства в проходимый период.

В-четвертых, эсхатологические рефлексии содержат представление о филологических науках. Примечательно, что в толкованиях практически не встречается т.н. «народной этимологии».

Наконец, юсмалиане переосмысливают законы астрономии. То, что Земля вращается вокруг Солнца, а Луна вокруг Земли оказывается величайшей ложью, направленной на унижение божественного принципа единства мужского начала (воплощено в Солнце) и женского (в Луне), которое проявляется планетой Земля:


Потом, со времен Коперника тёмные делают один большой прорыв <...> Они разрушили это, сказали, что Земля находится, ну, Бог знает где, на пределах галактики. Система наша, и Земля вращается вокруг Солнца. [Коперник] умалил, унизил, практически, вот эту, самую святую планету во вселенной, которая в центре мироздания. Куда все зрелые души со всей вселенной стекаются для получения духовного опыта <...> Они действительно, само солнечное ядро, если не считать ореола свечения, очень мощного, оно такое же, как сам лунный диск. По размерам. А Земля в два раза больше каждого из них, отдельно взятого. Она выступает по отношению к ним и как мать, и как дочь. Они её оберегают, как отец и мать. Землю. И питают. Луна питает воды, Солнце - огни. Но по рождению Земля старше. Она первая появилась в материальном мире. А Солнце и Луна - они появились вслед за ней. А потом - все остальные кометы и планеты.


Переосмысление астрономии Белым Братством связано, скорее всего, не с архаическими космологическими мотивами, где, действительно, Земля может появляться раньше Солнца и Луны (как, впрочем, и наоборот), а с идеей эсхатологического заговора против истины.

В то же время, широко используя научный дискурс, представители религиозных субкультур манифестируют свое неприятие рационального знания. Светское, «безбожное» образование признается уводящим от Бога, в отличие от образования духовного. По мнению информантки из прихрамовой среды, обучаясь истории в светском вузе, человек служит бесам:


А вот это, то, что ты поступила, эту мирскую историю, это бесовское. Это ты служишь сатане. Нечистой силе, понимаешь? Масонам. Они создают свою историю. То есть лживую.


Для текстов БЦ характерен запрет на рациональное знание вообще. Рационализм признается основателем БЦ как одно из проявлений сатанинского духа, наряду с блудом и ложью, а также как причина болезней мозга. Чем дальше движется человечество по пути рационального знания и развития светской культуры, тем больше оно отходит от истины:


Возникновение письменности - утрачена способность непосредственного речевого общения с Богом <...> Возникновение книгопечатания - полное вырождение Слова, его «перехват» слугами князя тьмы [Иоанн 1994b: 13].


«Читать знаки и знамения», по Береславскому, можно только отказавшись от гордыни ума, стяжав преисполненное покаянием сердце и ангельскую простоту.

В ранних текстах Белого Братства выражается негативное отношение к «ученым безбожникам - демонам», а Юоанн Свами высказывает сожаление по поводу того, что он писал диссертацию вместо того, чтобы заниматься «духовными вопросами».

Иной раз наука может вообще восприниматься как колдовство, дело рук врагов, желающих привести к власти антихриста. Лучше всего это иллюстрирует представление о биологии и медицине. По мнению «церковных людей», биология задействована врагами для создания новой породы людей, послушных воле антихриста - путем клонирования, искусственного оплодотворения, трансплантации органов и т.д. Вместе с тем, пропагандируя смешанные браки и сексуальную разнузданность, враги уничтожают национальность, чтобы лишить человека его корней, информации, заложенной в генах. Враги вызывают мутацию в генах народов, особенно славянских, экспортируя продукты с добавленными в них «вредными для определенного этноса веществами». Именно биология создаст искусственного человека, который станет антихристом, или воскресит для этой цели Ленина.

Эсхатологическое восприятие биологических экспериментов обусловлено настороженным отношением народной культуры к медицине, воспринимающейся ей как нечто чужеродное и связанное с вредоносной (нечистой) силой. Отрицательное отношение к генетике, якобы инспирированной антихристом (как, впрочем, и к кибернетике) имеет определенные исторические коннотации. Это отношение, смыкающееся с отрицательным отношением к иноземцам и евреям, отражается во множестве текстов, начиная от пародийных сборников рецептов XVII в., где выдаваемые иноземными аптекарями лекарства изображаются как излечивающие от жизни, до использующих мотив вредоносного лечения идеологем 1930-50-х гг. («врачи-вредители», «убийцы в белых халатах») и городской легенды 1980-х о жестоких врачах, «превративших» ребенка в собаку. Представление о враче-губителе актуально в современной массовой культуре (в данном смысле показательна детективная литература, герои которой - врачи-преступники - спекулируют человеческими органами и абортированными зародышами, делают из здоровых людей инвалидов и т.д.)

Собственно эсхатологическим значением медицина наделялась в народных представлениях крестьян старой России (в начале XIX в. жители нескольких областей отказывались от привития оспы, считая его наложением печати антихриста).

Современные прихрамовые и сектантские апокалиптики рассказывают о врачах-масонах, которые убивают в роддомах славянских рожениц и их детей, об отравлении русских и украинцев медицинскими препаратами, изготовленными евреями, о появившихся перед концом света врачах-вампирах, пьющих донорскую кровь.

В целом, представления о науке и знании в городских религиозных субкультурах обусловлены их двояким происхождением. Знание в руках праведных становится ключом к открытию тайн мироздания, а в руках врагов - колдовством. Из традиционной культуры, где «знать» означает, в том числе, обладать магическим даром, а ученый/врач сродни колдуну, происходит настороженное отношение к науке, из секулярного дискурса - восприятие познания как способа постижения истины. В любом случае, представители этих субкультур не проходят мимо данного явления и претендуют на описание мира наукообразным языком.

Апокалиптическая эпоха и мир после конца света представляется как время общего всезнания. С одной стороны, появление пророков и мессий само по себе означает, что пришло время открытия всех тайн. Однако у апокалиптиков существует представление об открытии тайн как о признаке близости Страшного суда.

Так, Виссарион пишет, что законы существования загробного мира «до сего времени не должен был знать ни один человек на Земле». В час пришествия Спасителя, по проповеди Иоанна Береславского, «откроются великие смыслы». В прихрамовой среде рассказывают, что воскресший Серафим Саровский расскажет людям «историю всего мира, от Адама до наших дней, что на самом деле, всю правду». Законы бытия, подлинная история раскрывается только в «последние времена»:


<...> печать тайны, то есть зашифровка пророчеств, будет снята окончательно только в последние времена, и многим тогда будут понятны пророчества, так как «умножится ведение». Иными словами, сама историческая картина раскроет их содержание.


Открытие тайн, раскрытие подлинной истории мира с начала и до конца является залогом, а иногда и равнозначно восстановлению мира, наступлению его нового бытия, поскольку в мифологическом (и мифологизированном) мышлении, где сущность вещи отождествляется с ее происхождением и оказывается достаточно узнать первоистоки предметов, чтобы восстановить в мире порядок.


Ахметова Мария Вячеславовна



← предыдущая страница    следующая страница →
1234




Интересное:


«Самопознание» Н. Бердяева как философская автобиография
Внутренний мир пьес Н.В. Гоголя как литературоведческая проблема
Теоретические аспекты проблемы свободы воли и ее отражение в творчестве В.С. Высоцкого
Этическая и эстетическая оценка поэзии А.С. Пушкина Вл. Соловьевым. Усиление этического актанта в статьях о поэтах «золотого века»
«Картина человека» во внутреннем мире драматургии Н.В. Гоголя
Вернуться к списку публикаций