2012-08-14 13:49:35
ГлавнаяЛитература — Эсхатологическое восприятие времени



Эсхатологическое восприятие времени


Сакральное, профанное и эсхатологическое время

Для религиозного человека кроме земного, реального времени существует время духовное. Оно протекает в иных ритмах, нежели время профанное. В миросозерцании, ориентированном на христианскую традицию, «вечность несоизмерима временными отрезками. Вечность - атрибут бога, время же сотворено и имеет начало и конец».

В послеапокалиптическую эпоху, когда, согласно Писанию, «времени больше не будет», профанное время будет уничтожено и «жизнь будущего века» будет определять божественная вечность. Так, говоря о судьбе человечества в третьем тысячелетии, Иоанн Береславский рассказывает о будущей истории буквально по векам (первый век - время блаженства, с четвертого века проснется Люцифер и т.д.), при этом оговариваясь, что это время условное, поскольку духовные сроки не совпадают с календарными. Информант из прихрамовой среды, цитируя Писание, так комментирует сроки исполнения апокалиптических пророчеств:


У Бога один день - тыщу лет, и тыща лет - один день. Поэтому что бывало вчера, будет и завтра, кто знает?


Праведные могут стать причастными вечности, жить в «грядущем веке» уже сейчас:


С течением лет у движущегося во Христе и ко Христу <...> мирское переживание возраста и времени теряется, заменяется духовным <...> В плане метаисторическом - прозрение в век грядущий, часы, ходящие во храмах Нового Иерусалима.


Блаженная старица Алипия, благодаря своей праведной жизни, видела время, как оно есть, и жила по одной ей известному календарю, который она называла «Иерусалимским».

Особый календарь, по которому живут представители рассматриваемых субкультур, также помогает им прикоснуться к вечности. Для прихрамовой среды таким является юлианский календарь, противоставляемый григорианскому (как, впрочем, и церковнославянский алфавит - реформированному в 1918 г.). Летнее время, введено по образцу западного и «отличается от истинного», каким оно было в царской России. Оно «неправильно», «неправославно», поскольку всенощная совершается не ночью, а пасхальная утреня - не утром.

В сектах разрабатывается новый календарь со своими праздниками и памятными датами. Календарь выполняет несколько функций. Во-первых, он делает время сакральным, посвящая его Богу или святым. Так, в БЦ 1995 год назван годом архистратига Михаила, XXI в. называется эпохой святого Серафима, веком Жены, Облеченной в Солнце и т.д. В календаре БЦ непосредственно Божьей Матери посвящены отдельные временные отрезки (Неделя Жены Облеченной в Солнце, Неделя Матери Новой Святой Руси и т.д.), отмечаются дни явления Божьей Матери по всему миру.

Во-вторых, календарь запечатлевает историю субкультуры, придавая значимым для нее событиям статус вселенских. Виссарионовцы отмечают Рождение Церкви Последнего Завета (помазание первых священников), День первой проповеди Виссариона, День рождения Нового Иерусалима. В календаре Белого Братства праздниками являются день выхода Марии Дэви Христос из заключения (День Вселенской Свободы), день ее бракосочетания с Иоанном-Петром Вторым (День Вселенского Венчания), а день, когда произошла «эксплантация Христа» в тело Марины Цвигун, отмечается как День Явления Марии Дэви Христос.

В календаре БЦ отмечены политические события, которые богородичники наделяют особым эсхатологическим значением - 21 августа (Явление Божией Матери над Белым Домом), 3 октября (Победа Божией Матери над Красным драконом).

Близость конца света, зависимость спасения мира от избранных, предполагает необходимость жить духовным временем, выстраивать свое поведение в соответствии с особыми космическими ритмами и циклами. Белые братья с 1 по 10 ноября 1993 года проводили в Киеве у Золотых ворот «декаду покаяния» перед концом света: в это время очищения от грехов они призывали прекратить забастовки. Иоанн Береславский в 1992 г. предписывает своим последователям следующую схему: первая неделя каждого месяца - покаянная, в 8 утра каждого дня - «исповедь-медитация», 13 числа каждого месяца в 8 и 12 часов «сам Ангел Церкви будет принимать покаяние». В 2000 г. он предлагает «утренний час покаяния по всероссийской программе» с 7 до 7.15 утра, а 13 числа каждого месяца предписывает с воздетыми руками читать особую молитву с просьбой утвердить «вечное царство Христа» и возродить святую Русь - в полночь, затем в 4, 8, 12, 16, 20 и 24 часа. Сходное предписание находим в эмигрантском журнале «Русское возрождение», с 1978 г. издаваемом в Париже, а с 1994 г. - в России. Начиная с первых номеров, на обложке журнала печатается воззвание к русскому народу с предложением взывать к Богу о спасении России каждое утро по московскому времени в 6 часов утра.

Время воспринимается не как неумолимый закон, а как нечто подвижное. Благодаря вмешательству сверхъестественных сил оно может сокращаться или растягиваться, Благодатью святых и молитвами праведников конец света может быть отодвинут. По представлениям богородичников, если произойдет всеобщее покаяние и обращение России к Богородице, сроки кар Божиих могут быть отложены, поскольку «в руках Миродержицы чаша мер и сроков», молитвами о пришествии Господнем верующие могут сократить время пребывания антихриста на земле.

Неправильное истолкование замыслов Божиих, напротив, может приблизить бедствия. Составители сборника «Россия перед Вторым пришествием», сопоставляя различные пророчества, пришли к выводу, что конец света должен был наступить в 1922 г., но этого не произошло благодаря почитанию в народе царской семьи как мучеников.

Переход от профанного времени к сакральному происходит не единомоментно: перед концом света время становится хаотическим, неупорядоченным. Общим местом является идея убыстрения хода времени: так Господь сокращает последние дни.


Все сейчас ускорится во много-много раз (виссарионовцы).


Время сократилось (те же 24 часа в сутках, но они стали «короче», быстрее пробегают (так в газете Белого Братства объясняется то, что пророчества на 1992 исполнятся в 1993 г.).


Сегодня втрое ускорились времена (БЦ).


Время идёт очень быстро, события очень быстро идут. Моментами идут (прихрамовая среда).


Старцы говорят, что из-за лютости Антихриста Господь сократит последние 3,5 лет, они пролетят, как один год. Мать Алипия подтвердила: «Иначе никто не спасается». Сегодня дни несутся с бешеной скоростью <...> На земле может пройти семь лет, когда в очах Божьих лишь год. Недавно состоявшаяся конференция математиков официально установила, что с некоторых пор время движется быстрее. Спрессованное, сконцентрированное, оно такое плотное что может ранить <...> Время захвачено врагом, ниспавшим от ангельского величия со всем демонским множеством своим. Когда мы вырвем у супротивной силы захваченное не по праву, Отец запечатлеет милость Свою благодатными дарами Святого Духа, которые снимут с души скорбь.


Впрочем, время может и замедляться. В одном из текстов БЦ говорится, что в период правления антихриста день будет длиться по несколько суток, а иногда и месяцев, «время замедлится и как бы остановится».

Идея, что перед концом света время изменяет свой обычный ход, характерна не только для современной эсхатологии. «Беспорядок в ритме смены сезонов, дня и ночи <...> а также ускорение такого рода ритмов» вообще являются распространенным эсхатологическим мотивом. В иранской эсхатологии, например, сокращение дней на треть связывается с мотивом всеобщего упадка (солнце меньше пребывает на небосклоне, люди становятся меньше ростом и т.д.); в индуистской мифологии - железный век самый короткий, поскольку в нем больше греха. В христианской традиции, начиная с новозаветных текстов и апокрифов, сокращение времени воспринимается скорее как следствие не гнева, а, наоборот, милосердия Бога.

Предапокалиптический период можно соотнести с промежутком между полуночью и рассветом (зимним солнцестоянием и началом весны) в народном календаре: оба периода являются «перерывом в жизненном времени, разрывом цикла, промежутком между смертью и новым рождением», они оцениваются как опасные, нечистые и требующие особого ритуального поведения; иногда - как «вообще не время». Установление определенных часов, благоприятных для молитвы и покаяния, а также создание календаря преследует цель упорядочить время, т.е. создать его вновь.


Ахметова Мария Вячеславовна



← предыдущая страница    следующая страница →
12




Интересное:


Эсхатология как герменевтика
«Дневник» Вареньки Доброселовой в контексте романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди»
Диалог В. Брюсова и М. Волошина о современниках
«Герои времени» в «Некрополе» В. Ходасевича
Основные черты критической методологии Владимира Соловьева
Вернуться к списку публикаций