2012-08-14 13:40:59
ГлавнаяЛитература — Эсхатологическое восприятие пространства



Эсхатологическое восприятие пространства


Что же противопоставляется нечестивым городам, разрушенным в результате бедствий? Поскольку конец света одновременно является началом нового времени, после катастрофы приходит и новое мироустройство. Новый мир представляется лишенным всех негативных сторон старого. Поэтому, например, когда говорится о строительстве эконоосферного поселения в общине Виссариона, указывается, что оно строится «экологическими средствами», вручную, без использования техники. По откровению Богородицы лидеру БЦ, после гибели старых городов «прежние пустыни и места необитаемые населятся ангелами и превратятся в духовные столицы мира (столицей Японии станет обитель под Хиросимой)». Противопоставление идет и на лексическом уровне: город настоящего - «люцифер-мегаполис», город будущего иногда называется «градом»; соответственно, Богородица - «архитектор градов». Некоторые из этих имеют ангельскую, небесную природу: строятся по небесным образцам душами, сошедшими с неба, которые будут «чутким образом улавливать свыше откровения о новых постройках, зданиях, цветах, о новом образе жизни».

Представители Братства во имя Царя-Искупителя Николая II, ожидающие возникновения перед Вторым пришествием священного государства под властью русского царя, в качестве столицы новой империи называют город Владимир. Таким образом, вероятно, происходит обращение к идее «Святой Руси» как к идеализируемому прошлому. Перед утверждением русской монархии в результате войн и катаклизмов Москва и Петербург также гибнут. В качестве доказательства того, что городу Владимиру суждено стать столицей империи, идеолог Братства В.П. Кузнецов приводит пророчество юродивого Григория, в 1950-е годы проповедавшего у Успенского собора во Владимире:


Питер будет водою, Москва будет землёю, Касимов будет граница, Владимир будет столица.


Очевидно, этот текст генетически соотносится с фашистскими листовками, которые разбрасывались в советском тылу во время Великой Отечественной войны: «Ленинград будет море, Москва будет поле, Горький - граница, Ковров - столица», «Москва не столица. Урал не граница» [Василевская] и т.д. И в листовке, и в пророчестве речь идет о разрушении одного порядка и замене его другим. Меняется лишь интенция - вместо деморализации, устрашения, пророчество Григория, по крайней мере, в интерпретации Кузнецова, должно обнадеживать.

Впрочем, в некоторых текстах высказывается мысль о возможности обновления казалось бы обреченных городов. Это происходит за счет смены духовных ориентиров и, соответственно, изменения символики: прихрамовые издания советуют снять «масонские» звезды с Кремля, вынести тело Ленина из Мавзолея, уничтожить памятники деятелям революции, которые служат «проклятию русского народа». А по проповедям Иоанна Береславского, «город-храм» можно создать даже из Москвы, если посвятить ее Божией Матери, переименовав Ленинский проспект в проспект Одигитрии-Путеводительницы (в этом случае проспект будет вести не в Подмосковье, а в рай), Парк культуры им. Горького - в Сад Богородицы, построив на месте Мавзолея и памятника Дзержинскому часовни, назвав станции метро в честь Божией Матери и почитаемого богородичниками Николая II и т.д.

В целом, образ города в современных эсхатологических предсказаниях раскрывается с помощью двух моделей. Первая строится по линии «старый Иерусалим vs новый Иерусалим» и в итоге сводится к противопоставлению исчерпавшего свое сакральное предназначения центра мира центру новому. Другая, отрицающая городскую цивилизацию как таковую, строится по линии «Москва/Петербург vs провинциальный город» и сводится к противопоставлению столицы, большого города, запятнавших себя грехом, - провинции, пустоши, несущих в себе потенцию обновления или память об идеальном прошлом. Это частный случай мотива, когда меняются местами локусы, обладающие разным статусом.

Данный мотив не свойствен лишь XX в.: в «Повести временных лет», например, приводится следующая запись о событиях 1071 г:


В те же времена пришел волхв, обольщенный бесом; придя в Киев, он рассказывал людям, что на пятый год Днепр потечет вспять и что земли начнут перемещаться, что Греческая земля станет на место Русской, а Русская на место Греческой, и прочие земли переместятся.


В летописи, правда, отсутствует эсхатологический топос, но налицо признаки «перевернутого мира», что характерно для эсхатологического текста как такового.

Восприятие пространства в эсхатологическом пророчестве в целом построено на оппозиции сакральное — нечистое и центр - периферия. Как отмечал Б.В. Кондаков, постоянное противопоставление «центра» и «периферии», которые, в конечном итоге, меняются местами, характерно для «провинциального мифа» с его ощущением «рубежности» и «переходности». В данном случае мы также имеем дело с ощущением переходности, причем обостренным. Создавая картину смены одного сакрального локуса другим, уничтожения осквернившихся городов и замены их новыми, праведными, эсхатологические тексты свидетельствуют о стремлении их создателей к обновлению мира, его возрождению.

В эсхатологической картине мира наиболее детально описывается сакральное пространство России, являющееся «космосом». Представления о том, что существует за пределами России (или сакральной территории как таковой), очень аморфны. В любом случае, он подлежит уничтожению или освоению. За пределами сакральной территории находится хаос, беспорядочное «не-пространство». Внутри хаотического пространства могут выделяться конкретные локусы, являющиеся наибольшим средоточием зла (например, для прихрамовой среды и Белого Братства это Америка, где находится тайное мировое правительство, Израиль, где воцарится антихрист, и страны Евросоюза (среди которых чаще всего фигурирует Бельгия), где находится компьютер «Зверь»). Однако их выделение обусловлено не столько особенностями пространственного восприятия, сколько идеологическими причинами (идеей заговора).

Эсхатологическое восприятие стремится преодолеть хаос внутри и вне обустроенного пространства. Соотношение двух типов пространства в мире на протяжение апокалиптической истории меняется. Изначально сакральное пространство - небольшой островок в зараженном грехом (профанном) мире, а царство антихриста всемирно. После победы над антихристом святая земля расширяется до всего мира. Так, один пророческий текст распространяет границы «священной русской империи» практически на весь мир (который должен стать «Россией под властью русского царя»), кроме Западной Европы, США (без Аляски) и части Японии - этим территориям суждено быть опустошенными или вовсе уничтоженными после третьей мировой войны:


В итоге третьей мировой войны весь мир перейдет к русским. В Россию территориально войдет в Азии: Монголия, часть Китая до хребта Пржевальского и Великой китайской стены, Корея, о-ва Хонсю и Хоккайдо Японии, причём большую часть населения Японии в серии подводных извержений смоет волнами. На Ближнем Востоке Россия буквально ввалится в Индийский океан. К ней отойдет часть между Русским, то есть Черным, и Средиземным морями, Суэцким каналом, Чермным, то есть Красным, и Аравийским морями и выше реки Инд. В Европе к России присоединятся исконно славяно-русские земли, Турция, Болгария, Югославия, Албания, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Восточная Германия, то есть Бавария, Скандинавия, а также Греция и Италия ниже реки Арно. В Северной Америке к России отойдут земли выше 60-го градуса, а именно, штат Аляска США, часть Канады, Гренландия и Исландия. Противящиеся будут выселяться на пустынные пространства на милость Божию. А Южная Америка, Африка и Индоавстралия будут теми тремя слонами, на которых будет зиждиться священная русская империя. Слоны же стоят на ките - Антарктиде [ПДЗП].


Насыщенное географическое описание заставляет вспомнить об имперских мечтаниях, отражаемых в текстах русской, советской и постсоветской (проекты В.В. Жириновского) культуры и позволяет обойтись без традиционной «формулы протяженности», заменяя формулу «от... до...» подробным перечислением локусов.

Идеал богородичников - всемирная «держава света», начинающаяся с Новой Святой Руси; Дивеево, распространившееся на всю вселенную. По учению Белого Братства, цивилизация шестой расы займет все пространство возродившейся в ином измерении после своей гибели планеты Земля. Так в эсхатологическом тексте высказывается претензия на полное освоение мира.


Ахметова Мария Вячеславовна



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Утопическое будущее в эсхатологии
Античная биография и автобиография
Литературная критика В.С. Соловьева
Специфика интерпретации текста в литературно-критических статьях И.А. Гончарова и гончаровская концепция «типа»
Мемуаристика как метажанр
Вернуться к списку публикаций