2012-08-14 12:22:40
ГлавнаяЛитература — Роль избранных в установлении нового мира в эсхатологии



Роль избранных в установлении нового мира в эсхатологии


Духовная семья

Общность, которую организуют избранные, воспринимается как семья. Эта семья является прообразом совершенного мира, который наступит после конца света. Она находится вне социума или над социумом и, безусловно, выше, чем семья «мирская» и основана на духовном родстве. Высказывание юсмалианки, что «мы, все 144000 - одна семья» вовсе не предполагает, что все члены духовной семьи знают друг друга в лицо (равно как и то, что их на самом деле 144000).

В прихрамовой среде «семейственность» описывается в этноконфессиональных терминах, с использованием великодержавной риторики («братья-сербы», «братские народы» и т.д.). Одним из проектов ЦПЗ является построение «Единой Семьи», которая мыслится как общность единоверцев, основанная не на кровном, а на духовном родстве. В подтверждение того, что отношения представителей общины равнозначны отношениям внутри семьи, в нарративах виссарионовцев всегда будет приводиться взаимное доверие и уважение:


Вообще нет никаких замков. Все двери открыты. Все как одна семья. Без стука не войдет никто.


На раннем этапе существования Белого Братства и БЦ семья-община мыслилась как альтернатива «мирской» семье и, в конечном счете, - греховному «миру». Поскольку «мирская» семья становится проводником дьявольской силы, руководители этих двух движений предписывали своим адептам оставлять земные семьи ради духовных:


[Господь] пошлет новых ближних вам, в Духе. Младшие возрастом - сын и дочь, старший - отец и мать, одного возраста - брат и сестра. Скидывайте путы ветхие и облекайтесь в одежды благословенные.


В раннем БЦ, где осмысление советского прошлого происходило через образ матери-врага и осуждение неправедной семьи, Богородица оказывается чем-то большим, чем просто божеством: Она и есть настоящая Мать. Восьмилетний ученик вечерней Богородичной школы на вопрос: «Кто для тебя Божия Матерь?» отвечает: «Мама. Мать». Характерны названия книг, издаваемых БЦ: «Моя Святая Мать», «Мои нежно любимые дети», наименования Богородицы - «Мать нового человечества», «Святая Мама», «Мама Мария». Иоанн говорит: «Божия Матерь - родная наша Мать. Мы должны стать одной новой семьей» и призывает присягать Ей «как смиренное и кроткое дитя». Таким образом, «ветхую семью» должна заменить семья новая - община, а «родовую дьяволицу» - по сути, мачеху, - Пречистая Дева.

Иногда топика общности избранных как духовной семьи обнаруживается в прихрамовых текстах:


Молодежь Святой России,

Ее совесть, ее честь.

Наша Мать - Дева Мария,

Наш Отец - Иисус Христос.

И с хоругвями святыми

Под водительством Твоим

Мы пройдем по всей России!

Царство Божье утвердим!


Если лидеры секты объявляют себя Богом или Богородицей (как в случае с Белым Братством) и, соответственно, духовными родителями своих последователей, в своих текстах они могут постоянно подчеркивать духовную связь с помощью родственных терминов. Характерны обращения и подписи из ранней юсмалианской периодики: «Ваш Земной Отец (sic!) и Духовный Учитель Юоанн Свами», «Мои дорогие детки!» «Кровиночка Моя любимая», «Милые Мои, Родные Дети!»; сами юсмалиане называют свою руководительницу не только «Матерью Мира», но и просто «Матерью», «Мамой», «Мамочкой». В одном из стихотворений Юоанна Свами забота Марии Дэви Христос о своих последователях изображается как уход матери за младенцем:


Но, наконец, вы родились

Сквозь крик отчаянный младенца,

Со страхом смотрите вы вниз...

Но Мать умоет полотенцем

Подаст судок, прочистит глаз;

Под мантру нежно спеленает;

Расскажет сказку про мираж,

Рукой господней обласкает.


Более того, духовное родство между сектантом и основателем секты может в конечном счете оказаться и кровным. Так, в ответ на письмо юсмалианки Анастасии, заявляющей, что она любит руководителей Белого Братства как своих родителей, Мария Дэви Христос пишет:


А ты и есть - Наша дочь в прошлых воплощениях.


В то же время, семейная риторика в описании отношений мессии и его последователей почти отсутствует у виссарионовцев. Говоря о людях как о «чадах Божиих», Виссарион имеет в виду прежде всего Бога-Отца (в то время как сам он есть Бог-Сын); а для самих виссарионовцев он не Отец, а Учитель, и взаимоотношения с ним описываются во многом как сотрудничество (ученики помогают Виссариону в его миссии, а он дает им наставления - подсказки).

Вообще, духовная связь между избранными и их божественным/святым руководителем постоянно декларируется. Пророк в какой-то степени является отражением своей паствы; так, в откровении Богородица говорит архиепископу Иоанну:


Иоанн, собери болезни всех ближних чад своих <...> и суммируй их в уме - получишь образ собственного состояния.


Страдания избранных негативно отражаются на всем мироздании и на самом мессии. Мария Дэви Христос пишет:


Когда страдают Мои Верующие - Плачет, Рыдает Космос, и Я - болею!


С другой стороны, адепты заставляют страдать мессию своими греховными поступками. Виссарион утверждает:


А чем сильнее Отец мой допускает открываться мне, тем ярче и сильнее я буду воспринимать ошибки и недостатки ваши. В пробуждённом состоянии меня всегда ожидать будут определенного рода переживания за вас.


Подобные утверждения выполняют утешающую функцию, нейтрализуют чувство одиночества, апеллируя к постоянной связи с воплощенным на земле божеством, а также выдвигают требование постоянной внутренней работы и самоконтроля.

Рядовые члены религиозных субкультур, в свою очередь, могут подтверждать истинность учения, которому они следуют, собственным мистическим опытом. В посланиях, получаемых контактерами- виссарионовцами, святые и умершие родственники свидетельствуют, что Виссарион есть Христос, что быть его последователем - великое счастье; напоминают, чтобы они были готовы помогать ему:


Он тот, кто есть на самом деле, он повторение Христа. И послан Он для вашего спасенья.


<...> Ты задействована будешь в программе по помощи Виссариону в Его нелегкой миссии на Земле. То было первое оповещенье, чтоб ты готовилась к исполнению миссии своей и очищала себя быстрее от наростов плохих.


По словам современной последовательницы Белого Братства, многие юсмалиане видят во сне Марию Дэви Христос, пеленающую детей. Это служит подтверждением заботы Бога-матери о своих последователях.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Мемуаристика как метажанр и ее жанровые модификации
Концепция свободы в песнях тюремно-лагерной тематики B.C. Высоцкого
Рациональное и эмоциональное в художественной мотивации поведения героев Ф.М. Достоевского
Античная биография и автобиография
Литературные силуэты И. Одоевцевой «На берегах Невы», «На берегах Сены»
Вернуться к списку публикаций