2012-08-14 12:22:40
ГлавнаяЛитература — Роль избранных в установлении нового мира в эсхатологии



Роль избранных в установлении нового мира в эсхатологии


Избранные и их функции

Апокалиптики идентифицируют себя с общностью, избранной для спасения мира. Эта общность ведет борьбу со злом, с самим антихристом; ей и прежде всего для нее утверждается утопическое царство правды. Общность избранных рассматриваются как предуготовленные к спасению. Отдельно взятый представитель общности признается грешником, безусловно, нуждающимся в покаянии; характерно высказывание священника-виссарионовца:


Здесь обитель грешников, пытающихся построить святыню.


Причастность к общности избранных делает его святым (показательны обращения к последователям Марии Дэви Христос: «Святые и праведные!», «Пресветлые, Мои Небесные Ангелы и Святые»; архиепископа Иоанна: «приглашаем святых братьев и сестер России и ближнего зарубежья на великий праздник» и т.д.

Термины, в которых определяется принадлежность к избранным, прежде всего конфессиональные или этнические. Более узко - сообществом избранных представляется сама религиозная субкультура, более широко - нация, прежде всего русская, или весь славянский мир. Оба плана иногда совмещаются, при этом понятие «нации», «народа» воспринимается подчас не в этническом, а в духовном аспекте, а духовный аспект оказывается неотделим от кровно-этнического.

Прихрамовая среда и Белое Братство описывают избранную нацию в рамках националистического дискурса, которому свойственны «утверждение о необычайной древности, если не исконности, своих этнической культуры и языка <...> стремление проецировать современные этнополитические границы как можно глубже в прошлое <...> стремление идентифицировать своих этнических предков с каким-либо «славным» народом и т.д.».

«Церковные люди» ставят знак равенства между словами «русский» и «православный». При этом определяющим может признаваться как этническая, так и религиозная составляющая. С одной стороны, каждый, принявший православие, автоматически становится русским:


Среди этого народа много чувашей, марийцев, татар и других национальностей, но это все равно русский народ, ибо главным была не нация. Православный — значит русский.


А русский народ представляется как «особое духовное (sic!) образование, куда входят все поколения, и ныне живущие, и отшедшие».

С другой стороны, нередкой темой для обсуждения «церковных людей» являются межнациональные браки, расцениваемые как путь к порче русской крови. Порча русской крови приписывается инициативе масонов, стремящихся уничтожить русских - хранителей православия.


Им [масонам] надо вот русскую нацию и славянскую нацию уничтожить, чтобы не было нас, вообще чтоб не было <...> И вообще, нельзя мешать кровь. Ты слышишь меня? <...> (А почему? - Соб.) Потому что это очень важно. У меня тоже безобразие, знала бы я, что у меня... у меня муж на четверть эстонец <...> Вот почитай, вот автор есть, Воробьёвский. Он как раз об этом пишет, что кровь несёт очень большую, сильную информацию.


Если речь идет об избранном «славянском народе», в эту общность включаются, наряду с русскими, украинцы и белорусы (которых русские «церковные люди» иногда вообще отказывают считать отдельными народами). Согласно прихрамовому пророческому тексту, в «последние времена» преподобными Киево-Печерскими отцами будет вымолен «новый Союз трех братских народов», у которых «единая судьба». С середины 1990-х, в связи с событиями на Балканах, в прихрамовых кругах начинают говорить об особой апокалиптической миссии православных славян - сербов, страдающей от масонской Америки; мы также располагаем интересным текстом, согласно которому, национальную основу будущей русской империи составят русские, не уехавшие на Запад, и сербы-беженцы.

Безусловно, русские занимают среди славян в определенном смысле привилегированное положение.


Причём во вселенской церкви будет один иерарх, одна епархия <...> Причём и епископат, и духовенство, будут определяться на хиротонию только из великороссов.


Один из пророческих текстов причисляет к числу «служителей диавола» украинцев и белорусов, которые будут противостоять союзу с Россией.

Схожая национальная идеология у представителей Белого Братства, признающего избранным народом славян - украинцев, русских и белорусов. При этом о последних говорится крайне редко, а «наиболее избранными» оказываются украинцы. В 1993 г. Мария Дэви Христос призывала юсмалиан проповедовать главным образом на территории Украины и России, затем в Белоруссии. В ранних текстах Братства под словом «Русь» подразумевается прежде всего Украина; лидеры Братства иносказательно именуют себя желто-голубым «знаменем Бога» (из этих цветов состоит украинский флаг), в котором желтый цвет соответствует Юоанну, а голубой – Марии. Именно в «славянском регионе», по мнению юсмалиан, воплощаются души, способные воспринять учение Марии Дэви Христос.

В учении Виссариона, напротив, национальные концепты практически не встречаются (поскольку в проекте ЦПЗ создание единого народа), а в текстах БЦ эти мотивы появляются лишь на уровне риторики. Не заявляя безусловно об особой избранности русских или славян, архиепископ Иоанн, тем не менее, говорит о «святом российском народе»; в его описаниях светлого будущего мира читаются вполне определенные коннотации:


Новый Иерусалим называется также Китеж-градом.

На тройке Илии ждите поддержки.


Богородичники могут утверждать, что спасение мира придет через Россию, через славян, потому что это слово означает «славящие Бога». Примечательно также, что московское отделение БЦ носит название «Центр Русской Духовности».

Часто в эсхатологических текстах говорится, что число избранных составляет 144000. Взятое из Апокалипсиса (Откр. 7), это число неоднократно появляется в эсхатологических концептах для обозначения количества праведных (ожидаемого или мнимо реального) в религиозных субкультурах, не затронутых в работе. Часто Суд не может начаться или священная русская империя не может быть основана, пока число праведных не составит этой цифры. Здесь мы, видимо, в очередной раз имеем дело с эсхатологическим мотивом тотального исчисления. В богородичной литературе проблема исполнения числа праведных решается несколько по-другому.


Мне необходим миллион подписей <...> Миллиона присягнувших в России и 200 миллионов в мире будет достаточно для отмены Страшного Суда.


Иногда возможность принадлежать к числу избранных, участвующих в апокалиптической драме, обусловлена самим историческим моментом. По утверждениям современных белых братьев, зарождение новой расы происходит сейчас, поскольку именно для этого на землю пришел живой Бог:


А вот Матерь Мира пришла, чтобы родить новую расу людей, которые, у всех будет такое сознание, как у Иисуса Христа <...> Таких людей 144000 потенциально, Христового сознания <...> Новая эпоха - она начинается уже сейчас, она уже началась. И это ещё не видно на этой земле, но она уже началась. Маленький ещё росток, его не видно. Есть другие травы - они большие, деревья еще больше. И этого росточка где-то там не видно. Но он уже пробился, так или иначе.


В ряде прихрамовых нарративов говорится не столько о времени избранничества, сколько о времени прощения народа (за отступление от веры или предательство по отношению к царю); но прощение является знаком возрождения.


Господь наказал русский народ на четыре поколения <...> И вот сейчас, допустим, мой внук может быть прощён. Поколение считается 25 лет. То есть 80 лет неверия. То есть три поколения. И вот сейчас идёт четвёртое поколение. То есть мой внук может быть прощён, если его поколение покается. В содеянном грехе.


Ты же знаешь, что в Библии сказано, на семь поколений. Все будут наказаны. А сколько прошло? Почти четыре. А в пророчествах сказано, что Россия воскреснет, а когда воскреснет? Сказано, на четвёртый день. На четвёртый день - это четвёртое поколение. А сегодня уже четвёртое поколение. Значит, на днях это произойдет. Скоро. Именно в этом поколении.


Избранные наделяются мессианской ролью, от них в определенном смысле зависит судьба мира: им предназначено вступить в последний бой с силами зла и самим антихристом. В этом бою ими руководят непосредственно небесные силы, причем иногда участие Бога и Его избранных оценивается как равнозначное. Это можно проследить на примере текстов, написанных основателем БЦ и рисующих картину поэтапного очищения России от антихристианского хаоса. В откровениях начала 1991 г. Богородица призывает посвятить Ей Россию, что происходит на сектантском соборе в июне. Результатом этого посвящения видится провал августовского переворота, воспринимаемый последователями БЦ как победа над коммунистическим Красным драконом. При этом победа равным образом приписывается заступничеству Богородицы, архангелу Михаилу и молитвенному обращению праведников. В лексике богородичников нередки военные образы: «рыцари веры», «воины Пречистой» и т.д. В своем подвиге избранные сравниваются с ангелами:


Как было открыто многим, Колесница Славы Богородицы встала над площадью, и рати ангельских сил сослужили нам [о проведении молебна на Красной площади].


Личное обращение небесных сил к визионерам (эта традиция распространена среди виссарионовцев) укрепляет уверенность представителей религиозных субкультур в их миссии. Последовательница Виссариона получает от Серафима Саровского следующее послание:


<3емля> в огне от ваших дел и мыслей мрачных. Поэтому надежда возлагается на тех людей на Земле, что услышали Слово Божие и хотят помочь прозрению людей. Ты одна из них. Хочу благословить тебя на добрый путь. Тебе уж он известен.


В прихрамовой среде нам удалось записать интересный текст относительно эсхатологической роли рядовых православных верующих, обходящих с молитвой Канавку - ров вокруг Дивеевского монастыря:


То есть когда мы проходим Канавку, мы освящаем пространство от Екатеринбурга до Почаева, и всё вот это пространство освящается. И вот эта маленькая канавка есть образ большой территории России. И вот на эту территорию не ступит нога антихриста. То есть мы как раз своими молитвами защищаем её.



← предыдущая страница    следующая страница →
123456




Интересное:


Образ апокалиптической катастрофы
«Курсив мой» Н. Берберовой: эссеизация автобиографии и осознание себя во времени
Вопрошающая стихия жизненных истин: Пьер Безухов
Мемуаристика как метажанр и ее жанровые модификации
М. Волошин и В. Брюсов на страницах журнала «Весы»
Вернуться к списку публикаций