2011-10-06 09:00:21
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Направления конструирования новых государственных ценных бумаг на российском рынке



Направления конструирования новых государственных ценных бумаг на российском рынке


Пенсионные облигации

В рамках решения пенсионной реформы и с учетом того, что сейчас реально необходимы государственные ценные бумаги с максимально отложенным сроком погашения, можно предложить такой инструмент, как пенсионная облигация.

Предполагается, что работать с данным инструментом будут прежде всего негосударственные пенсионные фонды, которые заинтересованы в финансовом инструменте, отвечающем специфике и задачам дополнительного пенсионного обеспечения.

Поэтому необходимо разработать максимально надежный и достаточно простой механизм взносов, накоплений и последующих пенсионных выплат. Следует избежать ошибок и защитить пенсионную систему от некомпетентных и недобросовестных действий, при этом сохранить за населением возможность делать свой выбор, принимать самостоятельные решения и одновременно способствовать развитию добросовестной конкуренции между частными пенсионными фондами, компаниями по управлению активами и другими финансовыми институтами. Нужно сделать процесс инвестирования пенсионных средств и последующих пенсионных выплат по возможности наиболее единообразным и понятным всем.

В появлении и развитии такого финансового инструмента заинтересованы все: государство - крупный заемщик; население - участники накопительной пенсионной системы. Работодатели - вкладчики и налогоплательщики - заинтересованы в инструменте пенсионных взносов и наличии определенных льгот по налогообложению при формировании этих взносов. Негосударственные пенсионные фонды заинтересованы в расширении сферы своей деятельности, следовательно, в наличии финансовых инструментов для работы с вкладчиками и участниками.

Такую возможность открывает опыт использования государственных ценных бумаг в накопительной пенсионной системе. Условия выпуска и обращения ценных бумаг, имущественные права, налогообложение и порядок выплат здесь в большой степени отработаны практикой и максимально стандартизированы законом, требованиями и задачами эмиссии. При этом предприниматели и население смогут принимать самостоятельные решения.

В накопительной пенсионной системе также можно использовать механизмы и элементы ценных бумаг. Задачу координирования и контроля за инвестиционным процессом, накоплением и последующими выплатами пенсий должно взять на себя государство.

Предлагается создать новый вид государственных облигаций, работающих в сфере накопительной пенсионной системы. Следует сформулировать условия, рассмотреть основные понятия и особенности такого вида ценных бумаг с учетом специфики накопительной пенсионной системы и деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Предлагается назвать эти ценные бумаги пенсионными сберегательными облигациями и государственными пенсионными облигациями. Данные ценные бумаги специально предназначены для развития дополнительного пенсионного обеспечения в России. Эмитентом может быть Министерство финансов.

Накопительная пенсионная система использует два фундаментальных понятия: вкладчики и участники. Поэтому отличительной особенностью пенсионных облигаций будет разделение функций инвестора, осуществляющего взносы, - вкладчика и выгодоприобретателя - получателя самого взноса и инвестиционного дохода -участника. Вкладчики и участники в подавляющем большинстве случаев не являются одним и тем же лицом. Вкладчики - как правило, работодатели, юридические лица, осуществляющие взносы в пользу своих работников. Участники - всегда физические лица, работники, в чью пользу производятся взносы, за исключением случая, когда вкладчик и участник - одно и то же физическое лицо, осуществляющее взносы в свою пользу. Поэтому здесь имеет место разделение функций и обязанностей вкладчиков и участников.

Вкладчик-работодатель не вправе погашать пенсионные облигации, а также продавать или закладывать их, получать инвестиционный доход и осуществлять иные действия. Работодатель обязан передать право собственности:

- на пенсионную сберегательную облигацию - физическому лицу - работнику, с которым заключено трудовое соглашение;

- на государственную пенсионную облигацию - негосударственному пенсионному фонду, с которым заключено соглашение о дополнительном пенсионном обеспечении своих работников.

Таким образом, возможны два варианта пенсионных взносов вкладчика-работодателя в негосударственный пенсионный фонд в пользу участников - работников предприятия.

В первом случае участники дополнительной негосударственной пенсионной системы вправе выбирать пенсионный фонд, открыть лицевой пенсионный счет, определять порядок будущих пенсионных выплат (пенсионные схемы) и осуществлять погашение пенсионной сберегательной облигации в свою пользу. Основанием для ее погашения является необходимость дополнительных пенсионных выплат участнику негосударственного фонда.

Во втором случае негосударственный пенсионный фонд обязан номинальную сумму взноса работодателя по облигации распределить между всеми участниками фонда по списку, представленному вкладчиком. Пенсионный фонд вносит соответствующую запись в лицевой счет участника фонда. Погашение государственной пенсионной облигации осуществляет пенсионный фонд. Основанием для ее погашения является необходимость проведения пенсионных выплат участникам фонда.

Вкладчик, приобретая пенсионные облигации, инвестирует государству средства, одновременно осуществляя дополнительный пенсионный добровольный взнос работодателя на цели дополнительного пенсионного обеспечения своих работников в один из негосударственных пенсионных фондов.

Облигации выпускаются в документарной форме в виде суммарных или единичных сертификатов. Сертификат удостоверяет совокупность прав по количеству облигаций, находящихся в собственности участника или пенсионного фонда.

Вкладчик осуществляет передачу права собственности на взносы пенсионному фонду либо непосредственно участнику в виде письменного свидетельства (сертификата) на приобретение государственных облигаций - пенсионного сберегательного сертификата. Участник сообщает вкладчику-работодателю о наличии (открытии) пенсионного счета в соответствующем пенсионном фонде. На лицевом пенсионном счете участника отражаются сделанные работодателями взносы, в том числе в виде государственных ценных бумаг.

В пенсионном сберегательном сертификате вносится запись: имя участника дополнительной пенсионной системы и название негосударственного пенсионного фонда, где открыт лицевой пенсионный счет работника. Негосударственный пенсионный фонд учитывает пенсионный взнос вкладчика, вносит соответствующую запись на лицевом пенсионном счете участника фонда, свидетельствующую о произведенном взносе. При погашении облигаций сертификат аннулируется.

Можно выделить характеристики и особенности пенсионных облигаций как государственных ценных бумаг:

1. Пенсионные облигации - государственные ценные бумаги, выпускаемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, направленные на поддержку развития дополнительной добровольной негосударственной пенсионной системы. Пенсионные сертификаты выпускаются вместе с облигациями, документально удостоверяющие сделанные вкладчиком дополнительные пенсионные взносы, единичные или суммарные.

Пенсионные облигации являются обязательством государства по выплатам размещенных пенсионных накоплений населения: индивидуальных и коллективных. Выпускаются в документарной форме. Владельцу (участнику фонда или негосударственному пенсионному фонду) выдается сертификат с указанием владельца, описанием порядка обращения и погашения. Отражаются в виде записи на лицевом пенсионном счете участников дополнительной пенсионной системы.

2. Именные облигации выписываются на юридическое (негосударственный пенсионный фонд) и физическое лицо (участника дополнительной пенсионной системы).

3. Процентные облигации - последующие выплаты пенсий производятся исходя из величины пенсионных взносов и начисленных процентов по ним. При погашении облигаций есть возможность осуществить выплаты с начислением сложных процентов на лицевой пенсионный счет участника.

Учитывая долгосрочный характер пенсионных накоплений и неустойчивость финансовой системы (инфляционные ожидания), довольно сложно определить проценты, начисляемые по пенсионным взносам на перспективу. Поэтому как вариант может быть применен механизм компенсационных схем для участников накопительной пенсионной системы в виде индексируемых облигаций. В этом случае облигации индексируются с учетом годового уровня инфляции плюс начисляются (проценты) на пенсионные взносы.

Купонные облигации - как один из вариантов предлагается осуществлять пенсионные выплаты равными долями в течение определенного времени по выбранной участником (предложенной) пенсионной схеме. Эта форма перспективна как в накопительной, так и в страховой пенсионной системе.

4. Закладные облигации гарантированы обязательствами государства. Например, пакетом акций предприятий, находящихся в государственной собственности, и т.п. Такой подход возможен, когда государству требуется сохранить контрольный пакет акций, а фонду разместить свои пенсионные резервы под гарантии.

Накопительная пенсионная система - огромная по масштабу часть экономики. Идеология накопительной пенсионной системы предполагает, что пенсионные резервы фондов должны направляться в такие инвестиционные инструменты, с помощью которых можно зарабатывать средства, необходимые для содержания будущих пенсионеров.

Инвестиции пенсионных фондов в имеющиеся государственные долговые ценные бумаги поддерживают противоречивую экономическую ситуацию. Долговые государственные обязательства представляют собой налог с будущих поколений. Будущие, более высокие, налоги косвенно уменьшают доходы будущих пенсионеров. Поэтому негосударственные пенсионные фонды, работая в интересах будущих пенсионеров, своими финансовыми активами не должны стимулировать значительное расширение пирамиды государственной задолженности, поскольку она в конечном счете косвенно будет вычитаться, в том числе из будущих пенсий за счет меньшей доходности по различным источникам (инструментам). Выплаты будущих пенсий и их размеры должны быть обеспечены реальным имуществом, создаваемым сегодня за счет инвестирования пенсионных активов. Нужны государственные ценные бумаги инвестиционного характера, а не долговые обязательства бюджета. К сожалению, до настоящего времени государственных ценных бумаг, решающих такую задачу, нет.

В принципе, разумно не только не расширять пирамиду государственной задолженности за привлечения накопительной пенсионной системы, но и всячески ее ограничивать. Это позволит избежать ситуации, когда будущие пенсионные выплаты стали бы налогом с будущих поколений, в том числе и с самих пенсионеров.

5. Неопределенный срок задолженности. Учитывая индивидуальный характер выхода на пенсию отдельного человека, невозможно и нецелесообразно устанавливать общую дату погашения пенсионных облигаций.

Поэтому определяется только дата начала погашения (например, спустя 3 года после выпуска облигации).

Окончательный срок погашения облигаций имеет смысл не устанавливать. Он определяется пенсионным фондом или участником дополнительной пенсионной системы индивидуально с наступлением пенсионных оснований. Условием начала погашения для участника дополнительной негосударственной пенсионной системы может быть момент выхода отдельного человека на пенсию по действующему в Российской Федерации законодательству (возраст, инвалидность и другие условия). Окончательным сроком погашения можно считать окончание жизни владельца.

6. Конвертируемые облигации - погашение осуществляется в виде пенсионных выплат по выбранной участником пенсионной схеме. Это может быть единовременная выплата всей суммы взносов и начислений, а также иная схема постепенного, последовательного снятия со счета. В дальнейшем возможно осуществлять выплаты дополнительной пенсии на супругов, пособий сиротам (на детей участника фонда). Погашение облигаций счетов сумм до их полного истечения.

При погашении облигаций сертификат аннулируется. Выплаты пенсий (суммы взносов и начислений) возможно осуществлять в виде пенсионных выплат, с учетом выбранной участником пенсионной схемы - как с установленными взносами, так и с установленными выплатами, принятыми в негосударственном пенсионном фонде.

Погашение облигаций, таким образом, конвертируется в пенсионные выплаты по выбранной участником пенсионной схеме.

На наш взгляд, участникам целесообразно самостоятельно определиться в выборе пенсионных схем при погашении облигаций, поскольку нам неизвестна заранее экономическая ситуация в стране на много лет вперед. Мы не можем предугадать экономические мотивации людей в будущем и определить оптимальные для них пенсионные схемы.

Таким образом, в сфере дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения, для формирования пенсионных накоплений возможно применение государственных ценных бумаг. Это подтверждается и опытом отдельных стран, когда отдельный человек при выходе на пенсию продает пакет ценных бумаг, обращая его в пенсионные выплаты.

В результате выпуска пенсионных облигаций федеральный бюджет получит определенные преимущества и значительные ресурсы на длительный срок.

Пенсионные облигации не связаны со спекулятивным финансовым рынком, поэтому текущие изменения конъюнктуры на внутреннем и внешнем финансовых рынках не будут существенно влиять на повышение процентных ставок по вкладам. Условия погашения пенсионных облигаций связаны с демографическими факторами. Рынок здесь может иметь очень низкую способность к спекулятивным колебаниям. Негосударственная дополнительная пенсионная система способна предоставить заемщику (государству) очень значительные финансовые ресурсы, превышающие возможности банковской системы.

Расходы государственного бюджета, связанные с обслуживанием государственного долга, здесь могут быть ниже, чем по ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и внешним заимствованиям.

Доходность по государственным ценным бумагам может быть зафиксирована на уровне 4-6% годовых, сверх уровня инфляции. Уместно также напомнить опыт дореволюционной России, когда проценты по пенсионным взносам в эмеритальные кассы для военных выплачивались в виде 4%-го годового бессрочного государственного долга казначейства пенсионным кассам.

Государству нет необходимости изыскивать крупные средства для одномоментного погашения облигаций. Выплаты по облигациям будут привязаны к демографическим показателям и будут носить более равномерный характер.

Предлагаемые облигации позволят улучшить структуру имеющегося государственного долга с точки зрения долгосрочности инвестиций и одновременно позволят сбивать процентные ставки других коротких бумаг, спрос на которые повышен.

Данный финансовый инструмент будет представлять интерес для широких слоев населения. Он ориентирован и на людей предпенсионного возраста, у которых не остается времени сделать дополнительные пенсионные накопления. Погасить пенсионные облигации они смогут первыми в ближайшие годы.

Пенсионные облигации должны продемонстрировать населению перспективность негосударственной дополнительной пенсионной системы, а также показать выгодность для работодателей делать взносы в частную пенсионную систему в пользу своих работников.

Пенсионные облигации могут быть привлекательны для корпоративных вкладчиков (работодателей) и мелких предпринимателей. Одна из проблем - налогообложение пенсионных взносов, накоплений и последующих пенсионных выплат. Здесь можно надеяться, что в рамках налогообложения доходов по ценным бумагам удастся отрегулировать налогообложение и в дополнительной пенсионной системе.

Другая проблема, как вывести из тени доходы населения. Можно надеяться, что добровольное дополнительное пенсионное обеспечение позволит привлечь часть теневых доходов. Можно было бы освободить от налогообложения прибыль предприятий и заработок физических лиц в размере до одной минимальной заработной платы в расчете на одного человека, используемый на покупку государственных пенсионных облигаций.

Пенсионные облигации могут представлять интерес для страховых компаний, работающих в сфере дополнительного пенсионного страхования. Этот инструмент даст новый импульс развитию дополнительного негосударственного пенсионного страхования.

Коммунальные облигации

В настоящее время одной из актуальных проблем, которая имеет общестрановой характер, является необходимость проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства. По оценкам экспертов, эта реформа необходима в первую очередь из-за сильного износа жилищно-коммунального фонда, на реконструкцию которого требуется по некоторым предварительным оценкам около 550 млрд. руб.

К тому же, по словам председателя Госкомстроя Анвара Шамуфазарова, государству так или иначе придется уйти от дотирования убытков в коммунальной сфере. Для того, чтобы обеспечить весь необходимый набор коммунальных услуг для россиян, жилищно-коммунальному хозяйству в год необходимо более 300 млрд. руб. Если говорить обо всей стране, то в настоящее время население самостоятельно оплачивает жилищно-коммунальные услуги только на 119 млрд. руб. Примерно 123 млрд. руб. оплачивают бюджеты государства разного уровня. Около 20 млрд. руб. попадают в коммунальные службы за счет игры на тарифах. И приблизительно 60 млрд. руб. никак не оплачиваются, ежегодно нарастая в долг.

Президент России В.В. Путин рассмотрел эту проблему как одну из первоочередных. Программа, представленная Госстроем и Министерством экономического развития, предполагает, что граждане России должны будут выплачивать все коммунальные платежи сами. Между тем, социологи называют этот проект третьим после «павловского» повышения цен и кризиса 1998 г. ударом по кошельку большинства россиян.

Итак, для решения вышеозначенной проблемы предлагается осуществить эмиссию государственных ценных бумаг. Можно назвать их коммунальными облигациями.

Автор считает это предложение обоснованным по следующим причинам:

1. Для этой ценной бумаги есть широкий рынок инвесторов, заинтересованных в приобретении данной ценной бумаги, т. к. это оптимизирует их расходы на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства (которые для абсолютного большинства россиян являются товаром, т.е. услугой первой необходимости).

2. Коммунальная облигация как нельзя лучше вписывается в программу правительства по активизации внутренних денежных ресурсов и для запуска их в российскую экономику.

3. Многие эксперты считают, что России нужны долгосрочные облигации. Предложенные облигации действительно являются долгосрочными.

4. За счет привлеченных средств государство сможет профинансировать необходимую реформу ЖКХ.

5. Создание такой бумаги будет хорошим примером того, что государство заботится о своих гражданах и проводит адекватную социально-экономическую политику, а не политику шоковой терапии, которая может дестабилизировать общество.

6. Государство может таким образом повысить свой рейтинг как в России, так и за ее пределами.

7. Рынок ценных бумаг станет более понятен для широкого круга инвесторов. Возможно, это в какой-то степени обеспечит возвращение доверия потенциальных вкладчиков.

8. Альтернативные источники финансирования реформы ЖКХ представляются менее привлекательными, чем вышеизложенный. Финансирование за счет пробивания очередной статьи в расходах бюджета представляется затянутым и маловероятным. Финансирование, например, за счет полученного кредита на реформу под гарантии правительства у синдиката коммерческих банков по сути предполагает затраты большие, чем при выпуске коммунальных облигаций.

Следует определить инвестиционные характеристики коммунальной облигации.

При определении срока можно отталкиваться от срока в 5-10 лет, однако представляется целесообразным при создании ценной бумаги оговорить условия пролонгации ценной бумаги и превращения данного инструмента в бессрочный (аналог английских консолей).

Определяя способ выплаты дохода, необходимо учесть динамику внутренних макроэкономических показателей, которые оказывают существенное влияние на уровень цен, в том числе и на коммунальные услуги.

Поэтому предлагаемая процентная ставка должна ежемесячно индексироваться на уровень инфляции (аналогично тому, как рассчитывается ставка на английские индексируемые облигации). Предполагается, что процентный доход будет ежемесячно поступать на счет оплаты коммунальных услуг, откуда в обязательном порядке списываются коммунальные платежи, а в отношении остатка можно предложить следующие варианты операций:

1. Остаток может выплачиваться владельцу облигации как доход через определенное количество лет. В этом случае эти средства подлежат налогообложению по соответствующим ставкам.

2. Остаток может накапливаться на определенном счете под определенные проценты до определенного времени.

Если говорить об обеспечении данного вида ценных бумаг, то стоит отметить, что в данном случае достаточно просто гарантий государства. Приемлемым залогом (в случае необходимости такового) могут быть акции предприятий, находящихся в государственной собственности или запасы золота, запасы иных драгоценных металлов и драгоценных камней.

Итак, с целью финансирования реформы ЖКХ предлагается выпустить долгосрочные номерные облигации с процентной ставкой, зависящей от уровня инфляции. Часть из них может быть обеспеченными, в этом случае предполагаемая ставка может быть ниже; по остальным - необеспеченным - ставка может быть выше.

Необходимо определить также те условия, которые должно создать государство для того, чтобы коммунальные облигации стали популярными.

Прежде всего, необходимо четко определить организацию, которая бы эмитировала коммунальные облигации. Это может быть как Министерство финансов, так и специально созданная государственная структура, ответственная за осуществление реформы и наделенная государственными гарантиями, которая и будет эмитентом коммунальных облигаций.

Далее необходимо технически точно прописать направление денежных потоков, которые возникнут после начала продажи облигаций, а также порядок расчетов по ним.

Следует осуществить ряд маркетинговых мероприятий, которые позволят понять, насколько данные ценные бумаги отвечают интересам потенциальных инвесторов.

Предлагается осуществить пилотный выпуск ценных бумаг в одной из определенных областей.

Следует провести широкую рекламную компанию, как в СМИ, так и непосредственно в местах подачи коммунальных платежей. Должна быть создана соответствующая справочная служба, которая бы информировала и консультировала потенциальных инвесторов.

В заключение, необходимо отметить, что предложенные выше проекты государственных ценных бумаг действительно соответствуют основным принципам и при их конструировании учтены особенности, присущие российскому рынку.

Принцип предварительного анализа рынка был частично учтен при анализе российского рынка облигаций различных эмитентов (государства, местных органов власти, корпораций). Частично этот принцип был соблюден при анализе особенностей развития российского рынка ценных бумаг и при анализе создания государственных ценных бумаг на российском рынке.

Принцип адекватных инвестиционных характеристик был соблюден в ходе анализа выбора приоритетных инвестиционных характеристик для новых российских государственных ценных бумаг.

Принцип целевого характера эмиссии задействован при реализации предложенного автором деления государственных ценных бумаг на общие и целевые.

Принцип обеспечения интересов вкладчиков реализован при предложенном обеспечении (по результатам анализа видов обеспечения) в качестве залога.

Соблюдение принципа доступности и прозрачности информации нашло отражение в предлагаемых мерах по проведению широкой рекламной компании данных ценных бумаг, а также в рекомендованном автором создании соответствующих справочных служб, которые бы предоставляли необходимую потенциальным инвесторам информацию.


Гудкина Ирина Борисовна



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Организация Банком России притока иностранных инвестиций на внутренний рынок ценных бумаг
Прямые операции Банка России с ценными бумагами
Облигации федерального займа
Рынок ценных евробумаг - составная часть мирового фондового рынка
Рынок ценных бумаг и их природа
Вернуться к списку публикаций