2011-10-06 09:00:21
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Направления конструирования новых государственных ценных бумаг на российском рынке



Направления конструирования новых государственных ценных бумаг на российском рынке


Государственные золотые облигации.

Уже существует и находится на рассмотрении в правительстве проект создания государственных золотых облигаций (ГЗО). По мнению автора Проекта, ГЗО выгодно отличаются от недавно столь популярных ГКО. Дело в том, что формально размещение ГКО, номинированных в рублях, осуществляется на короткие сроки и под высокую процентную ставку по следующим причинам:

- высокий страновой риск, который существует как для внутренних, так и для внешних инвесторов;

- высокая вероятность девальвации рубля и невозможность хеджирования валютного риска нормальным образом;

- недостаточно удовлетворительное покрытие частных инвестиций в государственные ценные бумаги и т.п.

Все вышеописанные претензии могут быть сняты при выпуске ГЗО. Речь идет о том, чтобы государство при выпуске ценных бумаг, как для иностранных, так и для отечественных инвесторов предусмотрело создание надежного покрытия своих платежных обязательств. Это покрытие должно отвечать трем требованиям:

- быть максимально ликвидным;

- находиться вне юрисдикции Правительства России;

- не требовать дополнительных существенных затрат на формирование такого рода страхового резерва.

На роль подобного страхового депозита идеально подходит золото, иные драгоценные металлы, а также драгоценные камни, которые составляют часть резервов Центрального Банка России, а также сконцентрированы в Гохране.

Достоинства проекта для инвесторов состоят в том, что они оказываются застрахованными прежде всего от риска невыполнения обязательств и, в значительной степени, от риска покупательной способности (сохраняется риск обесценения золота).

Страновой риск для данной ценной бумаги меньше, чем для других государственных ценных бумаг, существующих на российском рынке. В силу этого государство может предложить совершенно иные условия их размещения, например, срок - 10 лет, доходность - ЛИБОР+5%. Кроме того, Правительство получает возможность вовлечь в хозяйственный оборот запасы драгоценных металлов, фактически отфондироваться под этот актив. Помимо этого возникает возможность на значительно более выгодных условиях продать, при необходимости, золотой запас.

Технически при подготовке к выпуску ГЗО лучше всего достичь соглашения с каким-либо национальным банком (например, банком США) о передаче ему на хранение части золотого запаса России. Причем реальная финансовая помощь Правительства США Правительству России должна состоять именно в том, чтобы по крайней мере разделить затраты по транспортировке и хранению этих ценностей.

После достижения такого рода договоренностей возможно формирование нового механизма торговли государственными облигациями, а именно, вместе с покупкой ГЗО инвестору, будь то российская или иностранная фирма, открывается так называемый «металлический» счет в национальном банке США. Это означает, что инвестор получает возможность не только продавать облигации на рынке или дожидаться их погашения, но при необходимости попросту потребовать продать то количество золота, которое соответствовало цене приобретенных им облигаций на момент их приобретения.

Отдельно следует остановиться на проблеме привлечения на рынок государственных облигаций средств частных инвесторов (речь идет о миллиардах долларов, находящихся на руках у населения страны в качестве средства накопления) и средствах частных инвесторов-нерезидентов.

Алгоритм идентичен вышеописанному за исключением ряда моментов, которые учитывают психологию обычного человека. Предлагается вышеозначенные «металлические» счета открывать, например, в частном швейцарском банке. Таким образом, гражданин России, приобретая государственные облигации, получает легальную возможность перевести свои средства за границу и безболезненно получить их с гарантией, что его не затронут конфискационные мероприятия государства. В том случае, если частный инвестор не дожидается погашения облигации и обращается к «металлическому» счету, он должен заплатить налог Российскому государству (это будет предусмотрено в положении о ГЗО и в договоре со швейцарским банком). Кроме того, факт обналичивания «металлического» счета должен автоматически становиться известен ГНИ.

Такого рода стимул, как возможность получить пусть и небольшие проценты, но при этом гарантированно сохранить свои деньги, да еще и вывезти их за границу, должна привлечь на рынок значительное количество частных инвесторов.

Необходимо отметить, что в настоящее время существует альтернативный ГЗО проект, предусматривающий использование золота. Складские свидетельства, являясь по сути товарораспорядительными ценными бумагами, так же как и «металлические счета», позволяют продавать или закладывать золото таким образом, чтобы не изымать его при очередной сделке из хранилища/сейфа, т.е. так, чтобы права на приобретенное золото возникали без его фактической передачи правообладателю (покупателю или залогодержателю).

Известно, что в США и ряде других стран выпускаются так называемые золотые варранты как под размещаемые на хранение драгоценные металлы, драгоценные камни, так и под изделия из них.

Складские свидетельства, упомянутые в ст. 912 Гражданского кодекса РФ, также отнесены к товарораспорядительным ценным бумагам и вполне подходят для решения обозначенной выше задачи.

В качестве товарного склада, способного обеспечить сохранность золота, нести за это ответственность и выдавать складские свидетельства, может выступить Гохран России. Во-первых, это надежно. За всю историю существования Гохрана России не было зафиксировано ни одного случая хищения ценностей из его хранилищ. В этом смысле хранилище Гохрана могло бы составить реальную конкуренцию хранилищам коммерческих банков. Во-вторых, ответственность за утрату ценностей в случае чего будет нести государство, что повышает рейтинг надежности хранилища. В соответствии с п. 5 положения «О Гохране России», утвержденного Приказом Минфина РФ №1941 от 11 декабря 1996 г., Гохран имеет право оказывать юридическим лицам на договорных условиях услуги по хранению принадлежащих им драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Это указание и явилось правовой основой, позволяющей Гохрану заключать договора хранения с юридическими лицами - владельцами ценностей. В этих целях в Гохране России было оборудовано специальное помещение, предназначенное как раз для обособления ценностей, переданных на хранение по указанным договорам.

Основным документом, устанавливающим взаимные права и обязанности Гохрана и владельца ценностей, является договор хранения, который должен заключаться по примерной форме, утвержденной Гохраном. На основании договора выдается двойное складское свидетельство (ДСС Гохрана России).

Помимо услуг по хранению ценностей на основании этого договора Гохран может оказывать и другие услуги. Например, подготовку и предоставление выписок из реестра учета о состоянии лицевого счета владельца ДСС Гохрана, предоставление справок об учете и движении ДСС Гохрана по реестру, выдачу справок о наличии в реестре учета фактического количества свидетельств, внесение изменений в реестр при передаче прав собственности на свидетельство, при обременении ценностей залогом и другие операции в реестре учета свидетельств.

Основополагающим документом, определяющим правила выдачи, обращения и погашения ДСС Гохрана, явилось положение «О двойных складских свидетельствах Гохрана России», которое было разработано на основании ГК РФ и других актов российского законодательства с учетом тенденций развития законодательной базы по этому направлению.

Для целей настоящего положения под ценностями, помещаемыми на хранение с выдачей в подтверждение принятия на хранение двойных складских свидетельств Гохрана России, следует понимать драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы - палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в аффинированном виде и природные драгоценные камни (алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и др.), как обработанные, так и необработанные. Ценности российского производства должны соответствовать установленным ГОСТам и техническим условиям Российской Федерации, классификатору алмазного сырья, а слитки иностранного производства должны иметь статус Good Delivery и соответствовать требованиям международных стандартов Лондонской ассоциации частников рынка драгоценных металлов.

В иных случаях статус и оценка стоимости ценностей устанавливаются после проведения их экспертизы или аттестации специалистами и средствами Гохрана России за счет поклажедателя. По положению в качестве поклажедателей ценностей, претендующих на получение ДСС Гохрана России, могут выступать юридические лица по российскому законодательству, в том числе субъекты добычи и производства драгоценных металлов, коммерческие банки или иные корпоративные структуры, владеющие ценностями на правах собственности или доверительного управления.

Поклажедатели не должны иметь ограничений по правоспособности владения ценностями, совершению сделок хранения ценностей, сделок, направленных на отчуждение этих ценностей, а также на обременение ценностей правами третьих лиц. Перечень документов, подтверждающих права собственности, устанавливается Гохраном России.

В соответствии с положением права, удостоверенные двойным складским свидетельством Гохрана России либо его частями, принадлежат лицу, указанному в них в качестве поклажедателя, или лицу, назначенному его приказом (распоряжением) в порядке, предусмотренном действующим законодательством для ордерных ценных бумаг. Надо признаться, что придание двойному складскому свидетельству Гохрана России ордерного характера является довольно смелым шагом, подразумевающим, что эти ценные бумаги будут находиться на руках у их владельцев, а легитимация нового держателя для целей востребования ценностей по свидетельству будет осуществляться исключительно на основании непрерывного ряда передаточных надписей, расположенных на оборотной стороне свидетельства.

Во всех случаях предъявления на склад складского свидетельства или обеих частей двойного складского свидетельства для целей востребования ценностей Гохран России будет выдавать ценности лишь при условии, что на складском и залоговом свидетельствах (либо только на складском, если двойное свидетельство не было разделено) соблюден непрерывный ряд передаточных надписей. Последняя передаточная надпись должна быть сделана в пользу лица, предъявляющего соответствующее свидетельство Г охрану России. Для целей осуществления прав по свидетельствам предъявление свидетельства с бланковой последней передаточной надписью не допускается.

Таким образом, выдаваемая Гохраном России ценная бумага становится высоконадежной с точки зрения осуществления удостоверенных ею прав. Выдача этих ценных бумаг подчиняется строгим правилам, погашение тоже. Ведется строгий учет за их движением путем внесения записей в реестр выданных свидетельств. Обеспечивается абсолютное соответствие ценностей, указанных в свидетельстве, тем, которые фактически находятся в хранилище. Востребование ценностей из хранилища другим лицом, не держателем свидетельства, невозможно. Государство несет ответственность в случае повреждения или утраты ценностей, сданных на хранение Г охрану России.

По сравнению с предложенной ГЗО, у ДСС несколько другой рынок (в основном, институциональные инвесторы) и другие цели создания.

Программа Гохрана России в первую очередь преследует своей целью создание для субъектов добычи и производства драгоценных металлов более благоприятных финансовых условий, чем они имеют в настоящее время.

Золотодобытчик сегодня получает настойчивые предложения сразу нескольких коммерческих банков, которые готовы купить у него еще не добытое золото, заплатив вперед, т.е. банки фактически готовы профинансировать золотодобычу. Подобная предоплата предполагает цену за золото меньшую, чем будет его рыночная стоимость в момент передачи драгметалла банку. Для золотодобытчика это невыгодно. Теперь у золотодобытчиков появляется альтернативный вариант -поместить ценности на хранение в Г охран России, получить от Гохрана двойное складское свидетельство и далее пытаться что-то предпринять с этой ценной бумагой. У банкиров, финансирующих золотодобычу и покупающих золото, появляется еще один инструмент для совершения операций с этим золотом.

При наличии ордерного складского свидетельства право требования к Гохрану может быть легко переуступлено путем передачи этой ценной бумаги другому лицу с одновременным совершением передаточной надписи. Для этого не надо обращаться в Гохран. Вопрос полностью решается в отношениях между участниками рынка. Рублевая оценка такого свидетельства будет определяться, исходя из возможной рыночной цены означенного в свидетельстве золота за вычетом возможных издержек по востребованию, транспортировке, распродаже и пр. Если складские свидетельства будут использоваться для целей взаиморасчетов как инструмент, заменяющий деньги, востребование золота из хранилища не потребуется. Оно может храниться там вечно. Поэтому в расчетных отношениях между предприятиями стоимость этой ценной бумаги будет приближена к рыночной цене означенного в ней металла. Отличие золотонаполненного свидетельства от наличных денег состоит в том, что деньги, будучи законным средством платежа, в силу закона обязаны приниматься всеми лицами для расчетов. Свидетельства будут приниматься не в силу закона, а по договоренности сторон. Естественно, что именно этот фактор в основном и будет определять отличие стоимостной оценки свидетельства от рыночной цены означенного в нем золота.

Применение свидетельств Гохрана в расчетных отношениях между предприятиями видится нам перспективным в связи с нововведениями по НДС: формально передача свидетельства в счет оплаты приобретаемых товаров выводит нас из правового поля, регулируемого законом № 36-ФЗ от 2 января 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость».

Весьма любопытной точкой приложения двойных складских свидетельств Гохрана России является банковское кредитование под залог помещенного на хранение золота. Нужно понимать, что залоговая стоимость означенного в свидетельстве золота будет оценена банкирами несколько ниже его рыночной стоимости, а сумма кредита и процентов будет ниже залоговой стоимости.

Для подавляющего большинства заложенных товаров сумма кредита и процентов по нему составляет сегодня не более 60-65 % рыночной цены предмета залога. Для золота, учитывая его высокую ликвидность, эта цифра, по нашему мнению, может возрасти до 95 % и более. Это обстоятельство (большой коэффициент обеспечения) открывает хорошие перспективы для спекулятивного рынка таких ценных бумаг, как складские части, отделенные от ДСС Гохрана России. Возможны и другие варианты приложения складских свидетельств Гохрана, например исполнение субфедеральных бюджетов.

Существуют определенные недостатки в отношении использования ДСС.

В первую очередь, это недостаточно разработанная законодательная база, на которой будет базироваться введение складских свидетельств. Во-первых, необходимы разъяснения МНС по поводу налогообложения операций с этими ценными бумагами, учитывая специфику их товарного наполнения и то обстоятельство, что золото все же хранится в Гохране. Во-вторых, требуются разъяснения Банка России по поводу того, распространяются ли на свидетельства Гохрана те ограничения, которые накладываются на обращение валютных ценностей законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Или, ввиду того что товарораспорядительные документы на валютные ценности формально не указаны в законе (в списке того, что относится к валютным ценностям), этих ограничений не будет при обращении данных ценных бумаг. В-третьих, необходима разработанные Минфином РФ нормативы методики бухгалтерского учета операций со складскими свидетельствами как Гохрана, так и других организаций.

Также стоит отметить, что, по мнению некоторых аналитиков российского рынка драгоценных металлов, предлагаемая Гохраном России услуга по хранению золота в виде стандартных и мерных слитков с выдачей ДСС не получает широкого распространения в России по причине недостатка у производителей оборотных средств, а также отсутствия рынка срочных сделок по золоту.

Таким образом, по мнению ведущих российских специалистов на рынке драгоценных металлов, в настоящее время клиенты, пользующиеся услугами коммерческих банков по ведению так называемых «обезличенных металлических счетов» в золоте, имеют более широкие возможности по операциям со своими активами по сравнению с практикой хранения золота на основе ДСС.

Если говорить о конструировании государственных инструментов, предназначенных для финансирования реформ, то в данной работе предлагается осуществить эмиссию так называемых пенсионных облигаций и коммунальных облигаций.



← предыдущая страница    следующая страница →
123




Интересное:


Теоретические основы функционирования фондового рынка и его субъектов
Новые тенденции рынка еврооблигаций - внедрение финансовых технологий
Вексельные операции - правовая природа, бухгалтерский учет налогообложения
Особенности выпуска и обращения государственных ценных бумаг в развитых странах
Корпоративные облигации - инструмент долгосрочных инвестиций
Вернуться к списку публикаций