2011-10-05 09:00:14
ГлавнаяБиржи и биржевое дело — Виды государственных ценных бумаг на российском рынке



Виды государственных ценных бумаг на российском рынке


В течение длительного времени и до сих пор одной из наиболее актуальных проблем для российской экономики является привлечение денег из внутренних источников. Разные эксперты оценивают эти внутренние источники по-разному, и абсолютное большинство признает, что речь идет о достаточно большой сумме.

С помощью каких финансовых инструментов возможно привлечь эти средства - вот тот вопрос, который в течение последних десяти лет решало как государство, так и различные коммерческие организации. Зачастую простое копирование западных технологий не приносило ожидаемого результата. Чаще всего это происходило, когда эмитент той или иной бумаги забывал о том, что ценная бумага по сути является товаром, который нужно продать, а для этого необходимо учитывать и потенциальную емкость рынка, и различного рода риски, и специфику потребительского поведения, и те факторы, которые оказывают непосредственное воздействие как на развитие фондового рынка, так и на сам процесс финансового конструирования (финансовую инженерию).

В России рынок ценных бумаг в условиях, близких к рыночным в традиционном (западном) понимании этого слова, функционирует не так давно.

Следует отметить, что государство фактически способствовало созданию рынка ценных бумаг в России: его функционирование стало возможным только после того, как государство издало соответствующие законодательные документы, на основании которых и в соответствии с которыми мог осуществлять работу рынок ценных бумаг. Таким образом, государство получило возможность непосредственно влиять на работу рынка, законодательно разрешая или запрещая то или иное направление деятельности для определенных групп эмитентов и инвесторов, регулируя направления деятельности отдельных групп инвесторов, а также с помощью проведения операций на открытом рынке.

Так, если мы говорим о раннем (так называемом деприватизационном этапе развития рынка ценных бумаг), то начало процессу массового акционирования банков и выбросу банками акций на рынок ценных бумаг положили такие события, как издание российского «Положения об акционерных обществах» в декабре 1990 г. (где регламентировались акции, сертификаты и условия опционных контрактов на акции, а также облигации и порядок их выпуска и обращения); принятие банковского законодательства (согласно которому коммерческим банкам разрешались любые, без ограничений, виды операций с ценными бумагами); принятие соответствующих актов и постановлений, регламентирующих работу банков. Именно в это время произошла первая открытая подписка на акции, проведенная банком «МЕНАТЕП».

Рассмотрим еще один характерный пример быстрого отклика рынка на государственные постановления. Первый выпуск ценных бумаг резидентами в иностранной валюте был отмечен аналитиками в ноябре 1991 г. Этому способствовали активные меры государства в области создания законодательной базы. В частности, в декабре 1990 г. в соответствии с Законом РСФСР «О собственности» и «Основам законодательства об инвестиционной деятельности в СССР», ценные бумаги законодательно были определены как возможные объекты собственности и инвестиций, а выпуск ценных бумаг - как один из возможных источников дохода от инвестиционной деятельности; а в июле 1991 г. права на приобретение ценных бумаг, эмитируемых в стране, были предоставлены иностранным инвесторам.

Не стоит забывать о том, что достаточно долгое время львиная доля российского рынка ценных бумаг (по объемам вложений) приходилась на государственные ценные бумаги. Следует отметить, что государство весьма умело конструировало ценные бумаги и использовало широкий круг инструментов, в том числе для регулирования объема свободных денег в стране.

Среди государственных ценных бумаг, появившихся на рынке за последние десять лет, не были рассмотрены те инструменты (например, КО), которые не выполнили возлагаемые на них функции.


По состоянию на 2001 г. рынок государственных ценных бумаг представлен следующими инструментами:

1. Облигации государственного республиканского внутреннего 30-летнего займа РСФСР (ГДО).

2. Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ).

3. Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

4. Облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК).

5. Облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД).

6. Облигации федерального займа с фиксированным доходом (ОФЗ-ФД).

7. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

При создании каждого из вышеперечисленных инструментов государство стремилось прежде всего привлечь средства в государственный бюджет России. Причем каждый из инструментов создавался с учетом актуальной на тот момент экономической ситуации и для определенной категории потенциальных инвесторов.


Облигации государственного республиканского внутреннего 30-летнего займа РСФСР (ГДО) были выпущены в 1991 г. Это был первый в России свободнообращающийся заем, котируемый центральным Банком России.

Заем был выпущен общим объемом 80 млрд. руб. в виде облигаций достоинством 1000 тыс. руб. каждая, сроком на 30 лет (с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г.) Заем представлял собой шестнадцать отдельных разрядов по 5 млрд. руб. каждый. Эти разряды объединялись в 4 группы (1-4 «Апрель», 5-8 «Июль», 9-12 «Октябрь», 13-16 «Январь»). На сегодняшний день остались две группы: «Апрель» и «Октябрь».

ГДО имеют право обращения только среди юридических лиц. Торговлю облигациями осуществляют Главные территориальные управления Центрального Банка России. Держателям облигаций один раз в году выплачивается в безналичной форме купонный доход в размере 15% от номинальной стоимости облигаций. На торговых площадках эти ценные бумаги не обращаются.


Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) были выпущены Министерством финансов РФ в качестве компенсации задолженности Внешэкономбанка перед клиентами и вкладчиками. Банк вел валютные счета российских предприятий (причем по различным оценкам, обороты составляли миллиарды долларов), но после банкротства банка счета были заморожены.

Выпуск зарегистрирован 14 мая 1993 г., однако фактическое размещение облигаций началось только в октябре 1993 г. Общий объем займа составлял 7885 млн. долл. Он состоит из 15 ежегодно погашаемых траншей со сроками погашения от 1 до 15 лет. Облигации номинированы в долларах и выпущены номиналом 1000, 10000 и 100000 долл. США. ОВВЗ являются единственными валютными ценными бумагами в стране, а их обращение регулируется как законодательством о фондовом рынке, так и валютным законодательством.

В 1996 г. была проведена дополнительная эмиссия ОВВЗ на общую сумму 5,05 млрд. долл. США, причем стоимость траншей со 2-го по 5-й составила 1,55 млрд. долл., стоимость 6-го и 7-го траншей - 3,5 млрд. долл. В настоящее время в обращении находятся облигации 3-7 траншей на сумму 11,1 млрд. долл. Дата погашения последнего транша - 14 мая 2011 г.

14 мая 1999 г. не были погашены ОВВЗ 3-го транша. Их владельцам был перечислен лишь купонный доход. В письме Минфина от 14 мая сообщалось, что в связи с тяжелой финансово-экономической ситуацией в России срок погашения облигаций переносится на 14 ноября 1999 г. 29 ноября 1999 г. Правительство РФ приняло Постановление «О новации облигаций внутреннего государственного валютного займа 3-ей серии», в котором устанавливается, что новация ОВВЗ 3-его транша будет осуществляться путем их обмена либо на облигации государственного валютного займа 1999 года в соотношении 1:1, либо на облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом по курсу рубля к доллару США, рассчитанному как средневзвешенное по первой неделе ноября 1999 г. Согласно условиям новации, эмиссия валютных облигаций осуществлялась одним выпуском, который размещался исключительно среди держателей ОВВЗ 3-его транша. Срок обращения новых валютных облигаций составляет 8 лет, номинал равен 1000 долл. США, выплата купонного дохода осуществляется 2 раза в год в размере 3% годовых. Вариант реструктуризации ОВВЗ третьего транша не предполагал выплаты их владельцам наличных денег. В настоящее время позиция Минфина состоит в предложении равных условий реструктуризации ОВВЗ для всех инвесторов -физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов.

Наибольшую популярность на российском рынке ценных бумаг приобрели такие государственные ценные бумаги, как ГКО и ОФЗ.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) находились в обращении с 1993 г. до дефолта в августе 1998 г., когда правительство объявило о реструктуризации задолженности по этим бумагам, в соответствии с которой часть долга выплачивалась денежными средствами, а часть обменивалась на бумаги со сроком погашения в 2003-2004 годах.

Изначально выпуск ГКО предпринимался с целью покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. Таким образом уменьшалась инфляционная нагрузка на экономику. Доходы от эмиссии этих государственных ценных бумаг долгое время являлись одним из основных источников финансирования дефицита бюджета.

У ГКО не было фиксированной ставки процента, доход по ним выплачивался в виде разницы между номиналом и ценой, по которой инвестор приобретал облигацию. В течение 1995-1998 гг. доходность никогда не опускалась ниже 18% в валюте, а часто доходила до 150% годовых в валюте и выше.

В период обращения ГКО занимали наибольшую долю отечественного фондового рынка. С 1994 по 1998 год объем выпущенных ГКО в среднем за год составлял 50 млрд. долл. США, что превышало годовой бюджет России по валютному курсу тех лет. Всего за 1993-1998 гг. было размещено ГКО на сумму около 209 млрд. долл. США по номиналу.

Моделью для выпуска этих ценных бумаг послужили казначейские векселя США, которые использовались для покрытия кассовых краткосрочных дефицитов бюджета.

Схема выпуска и обращения ГКО следующая: эмитент ГКО - Минфин РФ, его генеральным агентом на рынке ГКО выступал Центральный Банк России, который, в свою очередь, заключал с уполномоченными банками и финансовыми компаниями договора о выполнении ими функций дилера на этом рынке.

Как это принято в международной практике, схема выпуска ГКО была рассчитана на погашение ранних выпусков за счёт средств, поступающих от следующих эмиссий этих облигаций. Таким образом, на примере выпуска трёхмесячных ГКО, за счёт мартовского выпуска ГКО можно было погасить январский, за счёт апрельского - февральский, и т. д., и т. п., при этом в обороте у бюджета всегда находилась определённая сумма свободных денежных средств, что трансформировало краткосрочные заимствования Минфина в долгосрочные.

Основными покупателями ГКО были банки, которые стремились держать свои активы на «коротких» позициях. Поэтому, с учетом высокого уровня инфляции, шестимесячные и двенадцатимесячные ГКО при достаточно высокой доходности обладали меньшей ликвидностью, чем ГКО с трехмесячным сроком обращения, и были менее привлекательны для банков, чем операции на рынке межбанковских кредитов (где доходность была приблизительно такой же, а период оборачиваемости средств не превышал 20-30 дней). Только после банковского кризиса в августе 1995 г., связанного с «обвалом» рынка МБК, денежные ресурсы были направлены банками на рынок ГКО.

Государство стремилось увеличить срок заимствования. С этой целью во втором квартале 1995 г. государством был осуществлен выпуск облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК). Этот новый финансовый инструмент аналитики рынка рассматривали как привлекательный и надежный. По сравнению с двенадцатимесячными ГКО был сокращен период получения дохода. Инновация при создании данного инструмента заключалась в том, что доходность ОФЗ рассчитывалась исходя из доходности к погашению нескольких выпусков ГКО.

Например, параметры первого выпуска ОФЗ, объявленные Банком России, были следующими:

Дата выпуска - 14 июня 1995 года.

Объем выпуска - 1000 млрд. рублей.

Срок обращения - 378 дней.

Дата погашения - 26 июня 1996 года.

График выплаты купонного дохода - 27 сентября 1995 года; 27 декабря 1995 года; 27 марта 1996 года; 26 июня 1996 года.

Порядок расчёта купонной ставки - процентная ставка купонного дохода определялась на текущий день как средневзвешенная доходность к погашению по средневзвешенной цене на вторичных торгах на ММВБ и рассчитывалась по тем выпускам государственных краткосрочных бескупонных облигаций, погашение которых будет производиться в период от 30 дней до даты выплаты очередного купонного дохода. Доходность определялась как средневзвешенная за последние 4 торговые сессии до даты объявления доходности.

Ставка купонного дохода по первому купону: 52.88 % годовых (в рублях).

Круг потенциальных владельцев: резиденты (без ограничений), нерезиденты (на сумму, не превышающую 10% номинального объема выпуска).

В феврале 1997 г. на вторичном рынке появились облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД).

ОФЗ-ПД были эмитированы 6 июня 1996 г. для покрытия расходов на компенсацию вкладов в Сбербанке РФ граждан России, родившихся до 1916 г. Для каждого выпуска были установлены размер купонного дохода, дата погашения, дата выплаты купонного дохода, доля нерезидентов. Срок обращения ОФЗ-ПД составил 3 года.

Необходимо отметить, что за период 1993-1996 гг. постепенно снижается эффективность государственных ценных бумаг как финансовых инструментов, предназначенных для того, чтобы оптимальным способом обеспечивать потребности бюджета. Эффективность рынка с этой точки зрения отражает отношение чистой выручки от размещения государственных ценных бумаг к общему объему привлеченных рынком средств.


Эффективность рынка ГКО и ОФЗ (трлн. руб.)


Показатель

1993

1994

1995

1996

1. Привлечено всего средств на рынке ГКО, ОФЗ

0,23

17,52

59,50

432,3

2. Возвращено средств кредиторам

0,08

11,78

22,71

395,37

3. Привлечено средств на рынке ГКО, ОФЗ (1-2)

0,15

5,74

26,29

36,95

4. Эффективность рынка ГКО и ОФЗ, % (3/1)

65,00

33,00

17,00

9,00


Снижение эффективности объясняется прежде всего тем, что при осуществлении государственных заимствований схема финансовой пирамиды использовалась как базовая.

Следует отметить, что эмиссию ОФЗ можно рассматривать как один из методов достижения еще одной цели - регулирования объема свободных денег в стране. Эта цель была сформулирована первым вице-премьером Анатолием Чубайсом в выступлении на V съезде Ассоциации российских банков 24 мая 1995 г. следующим образом: по словам Чубайса, правительство намерено было «выстроить «вектор перераспределения» свободных финансовых ресурсов в стране: с валютного рынка направить их в сектор ГКО, оттуда - в портфельные инвестиции, а затем превратить их в прямые инвестиции в экономику».

Для обеспечения оттока денег из спекулятивных/валютных операций и с учетом того, что одной из самых крупных групп участников рынка, располагающей финансовыми ресурсами, являлись банки, были использованы следующие методы и меры:

1. Введение «валютного коридора» 5 июня 1995 г., что существенно снизило привлекательность спекулятивных операций с валютой.

2. Ужесточение норм резервирования весной 1995 г., что привело к уменьшению свободных денег у банков.

3. Меры правительства по повышению привлекательности операций с ГКО (фиксация высокой аукционной учетной ставки трехмесячных ГКО на уровне 82,44% годовых без учета налоговых льгот).

4. Предложение на рынке на тот момент такого нового и привлекательного финансового инструмента, как ОФЗ.

5. Изменения государственной политики, приведшие к поощрению участия коммерческих банков в финансово-промышленных группах.

В результате кризиса МБК в августе 1995 г. многие банки прекратили свое существование, оставшиеся в живых во многом связывали некоторую стабильность своего положения с имеющимся у банка солидным пакетом государственных ценных бумаг. В этот период намечается постепенная переориентация направлений вложения банковских средств: финансовые ресурсы переливаются с валютного рынка на рынок ГКО, ОФЗ и других ценных бумаг.

Облигации сберегательного займа (ОГСЗ) появились на российском рынке в сентябре 1995 г. Выпуск этих бумаг был рассчитан на мелких частных инвесторов. Эмитентом облигаций является Минфин РФ. Торговля этими ценными бумагами, а также выплата купонного дохода по ним осуществляется отделениями Сбербанка РФ.

В отличие от ГКО/ОФЗ, ОГСЗ были выпущены в документарной форме номиналом по 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб. (неденоминированных). По этим облигациям выплачивался купонный доход, величина которого приравнивалась к последней купонной ставке по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом за аналогичный по продолжительности период.

Всего было выпущено 29 серий ОГСЗ со сроками погашения 1 год и 6 месяцев. Срок погашения облигаций 29-й серии наступил 15 июля 2000 г.

В конце апреля 2000 г. начальник Департамента управления государственным внутренним долгом Минфина РФ Белла Златкис заявила о том, что в правительстве разрабатываются планы возобновления выпуска ОГСЗ.

Одной из интересных финансовых инноваций на российском рынке государственных ценных бумаг, хотя и не имевшей большого успеха на финансовом рынке, по праву можно назвать бескупонные облигации Банка России (БОБР), которые появились в сентябре 1998 г. (после кризиса, результатом которого стал резкий обвал рынка государственных ценных бумаг и падение доверия вкладчиков государству). Целью выпуска данной ценной бумаги было заполнение того вакуума, который образовался на рынке государственных ценных бумаг после дефолта по ГКО-ОФЗ. С этой целью было решено выпустить новую ценную бумагу, которая, с одной стороны, удовлетворяла бы интересы инвесторов, руководствовавшихся при осуществлении инвестиций принципами максимальной ликвидности и минимального риска, а с другой стороны - государства, полагавшего, что с выпуском в обращение новых государственных ценных бумаг (БОБР была предназначена только для кредитных организаций) банки получат дополнительные инструменты по управлению ликвидностью, а государство приобретет определенную возможность регулирования деятельности кредитных организаций. Наиболее привлекательными чертами данной ценной бумаги, как планировалось при её создании, были обеспечение высокого уровня ликвидности и определенного приемлемого уровня доходности.

Центральный Банк попытался использовать БОБР для обмена замороженных ГКО-ОФЗ. Банкам было предложено поменять не более 10% портфелей, состоящих из ГКО/ОФЗ со сроками погашения до 1 января 2000 г., на три серии БОБР со сроками погашения один, два и три месяца и на ОФЗ-ПД со сроками погашения после 1 января 2000 г. Некоторые банки воспользовались этим предложением, что несколько оживило рынок.

Первый аукцион БОБР состоялся 2 сентября 1998 г. На нем были предложены облигации со сроком обращения 2 недели на сумму 1 млрд. руб. В отличие от ГКО, эмитентом БОБР выступает не Минфин, а Центральный Банк России. В отличие от ГКО, БОБР имеет документарную форму. Номинал облигации составил 1000 руб., срок обращения - до 1 года.

В конце 1999 г. Центральный банк России сделал еще одну попытку провести размещение БОБР. К этому времени все ранние выпуски БОБР были уже погашены. Но попытка не увенчалась успехом: три аукциона, проходившие 14 декабря, фактически оказались безрезультатными. Недоверие к государству, объявившему однажды дефолт, сыграло свою негативную роль. Проблема заключалась также в том, что доходность, под которую Центральный Банк предполагал разместить три выпуска БОБР на общую сумму в 6 млрд. руб. со сроком обращения от 3 до 5 месяцев, оказалась слишком низкой для того, чтобы заинтересовать инвесторов. В результате аукционы были признаны несостоявшимися, а сертификаты выпуска были аннулированы.

Судьба некогда столь популярных государственных ценных бумаг ГКО/ОФЗ после дефолта в августе 1998 г. сложилась следующим образом.

17 декабря 1999 г. Минфин РФ провел первый после дефолта 1998 г. аукцион по продаже ГКО. Облигации на общую сумму 650 млн. рублей с погашением 5 апреля 2000 г. были размещены с очень низкой доходностью, которая составляла лишь 4,2% годовых. Более того, цены в некоторых заявках оказались выше номинала. Столь высокий спрос на данные бумаги объясняется тем, что это оказалось единственной возможностью для иностранных инвесторов использовать средства со счетов типа «С» («конверсионный»). Дело в том, что до недавнего прошлого нерезиденты могли покупать валюту только на специальных аукционах ЦБ в ограниченных объемах и по завышенному курсу. После отмены таких аукционов единственным для нерезидентов законным способом вывести из России деньги, замороженные в результате реструктуризации государственных облигаций, было приобретение новых ГКО. Рубли, полученные при их погашении, иностранцы могли направить на валютный рынок без каких-либо ограничений.

21 декабря 1999 г. на ММВБ состоялись аукционы по размещению ГКО еще четырех выпусков, которые размещались среди нерезидентов - владельцев средств на счетах типа «С».

Что касается ГКО, предназначенных для широкого круга инвесторов, то начало их размещению после дефолта состоялось 23 февраля 2000 г., когда на ММВБ был проведен аукцион по размещению ГКО выпуска 21139RMFS с датой погашения 31 мая 2000 г. на сумму 2,23 млрд. руб. Средневзвешенная доходность составляла 20,1%. Спрос на облигации составил 7,5 млрд. руб.

15 января 1999 г. были возобновлены вторичные торги по ОФЗ. Кроме того, в результате новации по ГКО на рынке появились новые выпуски ОФЗ: с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет и с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) со сроком обращения 3 года.

Купонный доход по ОФЗ-ФД начислялся, начиная с 19 августа 1998 г. в размере 30% годовых в первый год после выпуска, 25% - во второй, 20% - в третий, 15% - в четвертый, далее 10% годовых. Выплаты купонных доходов производятся каждые три месяца, начиная со второго купона.

ОФЗ-ПД могли быть использованы при погашении просроченной задолженности по налогам в федеральный бюджет, образовавшейся по состоянию на 1 июня 1998 г., включая штрафы и пени, а также в целях оплаты участия в уставном капитале кредитных организаций.

Что касается изменений на рынке ГКО/ОФЗ, то здесь стоит отметить целый ряд интересных направлений развития этого рынка.

С учетом того, что двухчасовая торговая сессия не способствует увеличению ликвидности рынка, тем более что на рынке присутствует достаточное количество иностранцев, одним из таких направлений может быть расширение возможностей проведения сделок за пределами двухчасовой сессии. Сейчас ММВБ рассматривает возможность торговли большими лотами за пределами двухчасовой торговой сессии. Скорее всего, торговля будет происходить в режиме переговоров, но с фиксацией сделки через ММВБ и ее проведением через расчетную систему ММВБ.

Предполагается восстановить институт первичных дилеров, который после кризиса практически пропал. Для ликвидного рынка требуется, чтобы кто-то всегда выставлял котировки на продажу и на покупку. И таких институтов в России достаточно, кроме того, занять эту нишу стремятся и иностранцы. Минфин планирует восстанавливать институт первичных дилеров: сначала как институт дилеров, выставляющих обязательные котировки, а потом как институт, который так или иначе способствовал бы размещению каких-то выпусков. На первом этапе речь об обязательных объемах размещения идти не будет, хотя бы потому, что они невелики и спрос превышает предложение.

Одним из спорных вопросов является вопрос номинального держания на рынке ГКО/ОФЗ. Изменений тут не предвидится: Минфин намерен максимально уменьшить возможность проведения операций через оффшоры, хотя сейчас и действуют подобные схемы.

Проанализировав особенности создания и обращения государственных ценных бумаг на российском рынке за последние 10 лет, можно утверждать, что до 1998 г. государство при создании ценных бумаг ставило перед собой цель прежде всего привлечь денежные ресурсы (часто - для финансирования бюджетного дефицита), причем часто в ущерб широте выбора средств. Постепенно пирамидальная структура заимствования средств становилась все менее эффективной и более неустойчивой, что, в конечном итоге, нашло свое отражение в дефолте. Безусловно, помимо известных ГКО/ОФЗ существовали и другие государственные ценные бумаги. Но, во-первых, они составляли незначительную часть рынка; а во-вторых, при их создании не соблюдались сформулированные выше принципы и поэтому они не вполне соответствовали тем ожиданиям, которые на них возлагались. Например, ОГСЗ были изначально рассчитаны на мелких частных инвесторов. Однако, на практике, из-за того, что не соблюдался принцип прозрачности и доступности информации (не была как следует продумана система продвижения данного инструмента на рынок), основными вкладчиками являлись коммерческие банки. Причем данный факт никак не противоречил интересам государства как эмитента. Государство брало деньги в долг и под большие проценты, и на тот момент не было необходимости как-то сегментировать рынок.

Сейчас можно говорить о том, что постепенно начинает проявляться стремление государства создавать финансовые инструменты с учетом потребностей рынка и с осознанием необходимости учитывать долгосрочные перспективы и последствия эмиссий. То есть с большой долей уверенности можно говорить о том, что в 1998 г. в области создания государственных финансовых инструментов закончилась эпоха осуществления действий по принципу постановки саморазвивающегося эксперимента, и начался период, когда насущной необходимостью стало использование предварительного тщательного анализа и расчетов возможных последствий в долгосрочной перспективе.

Следует подчеркнуть, что после кризиса в августе 1998 г. государство при создании ценных бумаг стало придерживаться определенных принципов. В результате более серьезного подхода к анализу рынка и учету потребностей инвесторов, на рынке в определенный момент времени появились такие инструменты, как БОБРы, рассчитанные на определенную группу инвесторов (кредитные организации) и созданные с учетом интересов как государства, так и потенциальных инвесторов. Стремление государства увеличить срок заимствования отразилось в появлении на рынке (в результате новации по ГКО) новых выпусков ОФЗ с фиксированным купонным доходом со сроками обращения 4 и 5 лет и ОФЗ с постоянным купонным доходом со сроком обращения 3 года.


Гудкина Ирина Борисовна







Интересное:


Управление и оптимизация портфеля ценных бумаг
Минимизация расчетных рисков в инфраструктуре рынка ценных бумаг
Управление Банком России золотовалютными резервами
Разработка процедуры подготовки решения о целесообразности залога ценных бумаг
Государственные долгосрочные обязательства
Вернуться к списку публикаций